Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие вычету. Типичные ошибки в счетах-фактурах по сделкам с предоплатой Наименование покупателя в счет фактуре


При оформлении авансовых счетов-фактур

Не позднее пяти календарных дней со дня получения аванса поставщик должен предъявить покупателю НДС. Счет-фактура составляется в двух экземплярах: один передается покупателю, а второй — регистрируется в книге продаж (п. 3 ст. НК РФ). При решении вопроса о том, нужно ли выставлять счет-фактуру, бухгалтеры допускают ошибки в двух случаях.

  1. Когда один и тот же покупатель (заказчик) в течение налогового периода неоднократно перечисляет суммы предоплаты по одной или нескольким сделкам, выставляется единый счет-фактура по итогам месяца (квартала), что в такой ситуации неправомерно. По каждой полученной сумме счет-фактура должен быть оформлен с соблюдением указанного срока.
  2. Допустим, в течение квартала вы получили аванс, а затем в том же квартале отгрузили товар (передали работы, услуги). Между предоплатой и отгрузкой прошло больше пяти дней. Нужно выставить сначала авансовый счет-фактуру, а затем и счет-фактуру на реализацию предварительно оплаченных товаров (работ, услуг). Этого требуют положения абз. 2 п. 1, п. 3 ст. , п. 3 ст. НК РФ, если нет обстоятельств, предусмотренных абз. 3 п. 17 (здесь и далее в статье ссылаемся на Правила ведения книг покупок и книг продаж, заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011).

Минфин разрешает не выставлять счет-фактуру, если вы получили аванс в счет предстоящей поставки и в течение пяти календарных дней с момента его получения отгрузили товар, выполнили работу, оказали услугу (письма , п. 1). Однако мы все же рекомендуем и в этом случае выставлять два счета-фактуры: и на сумму полученной предоплаты, и при отгрузке. Поскольку такого мнения придерживается ФНС, а именно это ведомство будет проверять вашу декларацию (письма , от 15.02.2011 № КЕ-3-3/354@).

Обратите внимание, что для принятия к вычету НДС, уплаченного с аванса, продавец должен зарегистрировать в книге покупок авансовый счет-фактуру, который ранее был отражен в книге продаж (п. 22 Правил ведения книги покупок). Таким образом, авансовый счет-фактура является основанием для вычета не только у покупателя, но и у продавца (п. 1 ст. , п. 9 ст. НК РФ).

В реквизитах авансовых счетов-фактур

Ошибки, которые допускает продавец (поставщик) при заполнении реквизитов в авансовом счете-фактуре, могут оказаться критичными для покупателя, если он решит воспользоваться правом на вычет (пп. 1 и 5-6 ст. НК РФ). В авансовом счете-фактуре, как и в обычном, должны быть заполнены следующие реквизиты (п. 5.1 ст. НК РФ):

  • порядковый номер счета-фактуры, при этом авансовые счета-фактуры нумеруются в общем хронологическом порядке с отгрузочными (письмо Минфина );
  • дата составления счета-фактуры;
  • наименование, адрес, ИНН и КПП продавца и покупателя в соответствии с учредительными документами. Можно указывать как полные, так и сокращенные наименования.

Кроме того, в авансовых счетах-фактурах должны быть указаны:

  • по строке 5: номер и дата расчетно-платежного документа, по которому получен аванс. Если аванс получен в неденежной форме, ставится прочерк. Поскольку налоговые органы проводят встречную проверку начислений и вычетов, важно, чтобы и покупатель, и продавец в книгах покупок и продаж правильно указали данный реквизит;
  • по строке 7: наименование и код валюты, в которой получен аванс (по ОКВ). Если цена определена в иностранной валюте (у. е.), но оплата производится в рублях, указывается наименование валюты «российский рубль» и ее код «643» (письмо ФНС ).

Особое внимание следует уделить заполнению табличной части документа.

В графе 1 наименование товаров (описание выполненных работ или оказанных услуг), в счет поставки которых получена предварительная оплата, отражают так, как оно указано в договоре. Если покупатель перечислил предоплату не за определенный товар, а в целом под ассортимент продукции и конкретная спецификация или заявка будет составлена после оплаты, допустимо указывать в авансовом счете-фактуре обобщенное наименование товаров: нефтепродукты, канцелярские (кондитерские) изделия и т.д.

В ситуации, когда заключаются договоры, предусматривающие одновременно с поставкой товаров выполнение работ (оказание услуг), в графе 1 нужно привести как наименование поставляемых товаров, так и описание выполняемых работ (оказываемых услуг), см. письмо Минфина .

Далее в табличной части в графах 7, 8, 9 указывают: расчетную налоговую ставку — 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. НК РФ); сумму исчисленного НДС; сумму полученного аванса. В остальных графах 2-6, 10-11 и строках 3 и 4 ставят прочерки (п. 4 ).

Счета-фактуры на предоплату при освобождении от уплаты НДС не составляются в соответствии с нормами ст. и НК РФ. Аналогично действуют при получении аванса:

  • в счет будущей поставки товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых свыше шести месяцев (абз. 3 п. 1 ст. НК РФ);
  • по операциям, которые облагаются НДС по ставке 0 % (абз. 4 п. 1 ст. НК РФ);
  • по операциям, которые не подлежат обложению НДС.

При заполнении книги продаж

Выставленный авансовый счет-фактуру, в том числе при безденежных расчетах, продавец должен зарегистрировать в книге продаж за квартал, на который приходится дата получения аванса (п. 17 ). Важно заполнить книгу правильно:

  • номер платежно-расчетного документа, по которому получен аванс, отражается в графе 11;
  • графы 4-6, 14-16, 19 не заполняются;
  • операция отражается кодом 02.

При заполнении книги покупок

Если отгрузка совершается одновременно с регистрацией в книге продаж счета-фактуры, который выставлен при этой операции, в книге покупок регистрируется счет-фактура, который выставлен при получении аванса (п. 8 ст. и п. 6 ст. НК РФ, п. 22 ).

НДС с аванса продавец примет к вычету в размере, соответствующем той его части, которая зачтена согласно условиям договора в оплату отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. Вычет авансового НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены для него условия. Переносить этот вычет на более поздние кварталы нельзя (письма Минфина , ).

В книге покупок указывается код операций 22, а в графе 7 — данные платежного поручения на полученный аванс. Сведения о платежке указываются также и в отгрузочном документе по строке 5. А в книге продаж по нему должна заполняться графа 11. Поэтому, если реквизиты заполнены верно, налоговая инспекция автоматически может все сверить и не будет предъявлять претензии.

Ошибки покупателя

При выборочном подходе к праву на вычет

Следует помнить, что вычет НДС по уплаченному авансу является правом покупателя, а не обязанностью (п. 1 ст. НК РФ). Если он использует свое право на вычет налога по полученным товарам (работам, услугам), а не по их предоплате, это не приводит к занижению налоговой базы и суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Но если право на вычет используется выборочно, это может привести к ошибкам. При принятии к учету оплаченных товаров (работ, услуг) придется проверять, был ли заявлен вычет при перечислении соответствующего аванса.

При заполнении книги покупок

Для того чтобы принять НДС к вычету, покупатель должен зарегистрировать в книге покупок отгрузочный или авансовый счет-фактуру, полученный от продавца (пп. 1‑2 ).

Авансовый счет-фактура регистрируется в книге покупок за квартал, в котором он получен от получившего аванс продавца. Данные о платежке отражаются в графе 7 книги покупок покупателя. При этом графы 4, 6, 8а, 9а, 10-12 книги покупок не заполняются (п. 7 ).

Отгрузочный счет-фактуру можно зарегистрировать в книге покупок за любой квартал, начиная с квартала, в котором выполняются три условия (пп. 1, 1.1 ст. НК РФ):

1) у покупателя есть счет-фактура, полученный от продавца;

2) товары (работы, услуги) по этому счету-фактуре приняты к бухгалтерскому учету, то есть покупателем подписана товарная накладная, акт о выполнении работ или оказании услуг;

3) не истекли три года после принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету (письма Минфина от 06.08.2015 № 03-07-11/45515, ). Например, последним кварталом, в котором можно заявить вычет НДС по товарам, принятым к учету в I квартале 2015 года, будет I квартал 2018 года.

Возможна ситуация, когда счет-фактуру вы получите после окончания квартала, в котором товары (работы, услуги) приняты к учету, но до 25-го числа месяца, следующего за этим кварталом. Тогда НДС можно принять к вычету, зарегистрировав этот счет-фактуру в книге покупок в квартале принятия товаров (работ, услуг) к учету (п. 1.1 ст. НК РФ, письмо Минфина ).

Чтобы не было двойного вычета — и с аванса, и с поставки, — покупатель обязан восстановить принятый ранее к вычету НДС с аванса в том налоговом периоде, в котором принимаются к вычету суммы НДС по оприходованным товарам, работам или услугам (пп. 3 п. 3 ст. НК РФ). При восстановлении НДС покупателю следует зарегистрировать счет-фактуру, на основании которого применялся вычет по авансу, в книге продаж. Если покупатель ранее не применил вычет суммы НДС с аванса, восстанавливать впоследствии налог ему не нужно.

При ведении учета

Если покупатель осуществляет операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС, он обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам). При этом речь идет только о суммах налога по приобретенным товарам (работам, услугам), которые используются для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению операций (п. 4 ст. НК РФ).

О необходимости вести раздельный учет по суммам НДС, которые относятся к предоплате, в п. 4 ст. НК РФ не сказано. Поэтому счета-фактуры на перечисленную сумму предоплаты в счет предстоящих поставок товаров, которые приобретаются для использования одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях (см. п. 2 ст. НК РФ), регистрируются в книге покупок на сумму, указанную в данном счете-фактуре. Это дает покупателю возможность принять к вычету налог со всей суммы предоплаты. При регистрации авансового счета-фактуры по товарам (работам, услугам), которые приобретаются для операций как облагаемых, так и не облагаемых НДС, в графе 16 книги покупок указывается вся сумма НДС, указанная в этом счете-фактуре (пп. «у» п. 6 ).

После отгрузки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав и получения счета-фактуры налог с предоплаты, ранее принятый к вычету, придется восстановить. При ведении раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций часть входного НДС принимается к вычету, а остальная сумма относится на увеличение стоимости приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав).

C 01.10.2017 изменились правила заполнения счетов-фактур. Насколько обоснованы требования некоторых контрагентов при выставлении им счетов-фактур указывать следующие вещи:
1. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должно полностью соответствовать ЕГРЮЛ, а значит, оба названия должны быть написаны обязательно крупными буквами, как в ЕГРЮЛ;
2. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должны быть написаны полностью, как в ЕГРЮЛ, то есть не ООО "ХХХ", а Общество с ограниченной ответственностью "ХХХ";
3. Как должна заполняться строка (8) "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" в случае, если с клиентом заключен Госконтракт и в случае, если договор - коммерческий?
Некоторые контрагенты требует заполнения этой строки в виде "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)(при наличии): ...", а далее либо пусто при коммерческом договоре, либо реквизиты Госконтракта. Насколько обязательно указание фразы "(при наличии)"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заполнение с 01.10.2017 реквизита "Адрес" счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов, равно как написание адреса шрифтом, формат которого (включая регистр) отличается от использованного в ЕГРЮЛ, считаем допустимым.
Наименование налогоплательщика и покупателя в счете-фактуре указывается в соответствии с учредительными документами. При этом используемый при написании наименования регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк. То же самое можем сказать об использовании аббревиатур организационно-правовой формы покупателя и продавца при написании наименований организаций.
Рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных с применением вычетов НДС по заполненным таким образом счетам-фактурам, мы не видим.
Счет-фактура должен иметь строку 8 ,в том числе и фразу "при наличии".
Информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).
При реализации товаров (работ, услуг) в рамках обычных коммерческих сделок строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной.

Обоснование позиции:
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ ( , НК РФ).
Требования к оформлению счетов-фактур изложены в , и НК РФ, к корректировочным счетам-фактурам - в и НК РФ.
Если счета-фактуры не соответствуют требованиям, перечисленным в , и НК РФ, а корректировочные счета-фактуры - требованиям, перечисленным в и НК РФ, то по таким счетам-фактурам вычет по НДС не предоставляется ( НК РФ).
Однако ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ( НК РФ).
В состав обязательных реквизитов счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) с 1 июля 2017 года (после вступления в силу от 03.04.2017 N 56-ФЗ), в частности, входят:
- наименование и адрес налогоплательщика и покупателя ( , НК РФ);
- идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии) ( , НК РФ).
Заметим, что положения НК РФ, равно как и иные положения НК РФ, не расшифровывают такие понятия как "наименование" и "адрес" налогоплательщика и покупателя, а также "идентификатор государственного контракта", и не устанавливают порядок их написания в счетах-фактурах.
НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы принято и действует Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" (далее - Постановление N 1137). В N 1137 внесен ряд изменений Правительства РФ от 19.08.2017 N 981, вступившим в силу с 01.10.2017, а также Правительства РФ от 25.05.2017 N 625, вступившим в силу 01.07.2017.
В частности, изменения затронули порядок заполнения строк 2а "Адрес" и 6а "Адрес" счета-фактуры. Так, на основании пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных N 1137 (далее - Правила), с 01.10.2017 по этим строкам должен быть указан (смотрите также Минфина России от 10.11.2016 N 03-07-14/65748):
- для юридических лиц - адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица;
- для индивидуальных предпринимателей - место жительства, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
На основании пп. "н" п. 1 Правил с 01.07.2017 в строке 8 счета-фактуры необходимо указывать идентификатор государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии).
При этом общий порядок написания в счетах-фактурах наименований налогоплательщика и покупателя (строки 2 и 6 счета-фактуры) ни с 01.10.2017, ни с 01.07.2017 не претерпел изменений. Согласно пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил в этих строках для юридических лиц указывается полное или сокращенное наименование в соответствии с учредительными документами (как и ранее). Отсылки к ЕГРЮЛ указанные положения не содержат.
Далее рассмотрим подробно порядок заполнения упомянутых нами реквизитов счетов-фактур.

Наименование налогоплательщика и покупателя

Из положений пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил следует, что в строках 2 и 6 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование юридического лица. Данные положения не устанавливают приоритета применения полного или сокращенного наименования. То есть в счетах-фактурах можно указывать либо полное, либо сокращенное наименование.
Поскольку понятие "наименование" юридического лица ни нормы НК РФ, ни N 1137 не раскрывают, то на основании НК РФ обратимся к другим нормативным актам, расшифровывающим данное понятие.
В ГК РФ говорится, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Каждая организация должна иметь полное наименование и вправе иметь сокращенное наименование.
Кроме того, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование ( ГК РФ). Юридическое лицо также вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке ( ГК РФ).
По общему правилу полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке указывается в учредительных документах и ЕГРЮЛ ( ГК РФ, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Требования к фирменному наименованию акционерного общества закреплены в Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). Согласно данной норме полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму - акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке - также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" либо аббревиатуру "АО", а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке - полное или сокращенное наименование публичного общества и слова "публичное акционерное общество" либо аббревиатуру "ПАО".
Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.
Схожие положения о фирменных наименованиях ООО содержит Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
Полное и сокращенное (при наличии) фирменные наименования обществ с указанием организационно-правовой формы должны содержаться в учредительных документах обществ ( Закон N 208-ФЗ, Закона N 14-ФЗ).
Как видим аббревиатуры ООО, АО, ПАО могут содержать только сокращенные фирменные наименования обществ. При этом такие наименования организации вправе иметь, но не обязаны.
Поэтому если дословно следовать положениям пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил, то в случае отсутствия у юридического лица сокращенного фирменного наименования в строках 2 и 6 счета-фактуры в наименовании такой организации ее организационно-правовая форма должна указываться, например, как "Общество с ограниченной ответственностью". Если же организация имеет сокращенное фирменное наименование, то допустимо в наименовании указывать соответствующую аббревиатуру.
В то же время нормы , НК РФ требуют лишь указания наименования продавца и покупателя и не указывают на то, какое наименование организации (полное или сокращенное, полное фирменное или сокращенное фирменное, с аббревиатурой или нет) должно быть проставлено в счете-фактуре. При этом невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных , и НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом ( НК РФ). К тому же акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и НК РФ в частности, что прямо установлено НК РФ.
В связи с этим приведем разъяснения финансового и налогового ведомств относительно нарушения налогоплательщиками порядка заполнения строки 2 в счетах-фактурах, оформленных в соответствии с требованиями ранее действовавшего Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В тот период в строке 2 счета-фактуры согласно положениям поименованного Постановления необходимо было указывать полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.
Уполномоченные органы пояснили, что нормами НК РФ порядок указания в счетах-фактурах полного или сокращенного наименования налогоплательщика не регламентирован, поэтому указание в строке 2 счетов-фактур полного или сокращенного наименования продавца в соответствии с учредительными документами не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в таких счетах-фактурах ( Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-09/32, УФНС России по г. Москве от 25.11.2009 N ).
Заметим, что нам не встретилось арбитражной практики, где бы рассматривался спор о правомерности принятия к вычету НДС, на основании счетов-фактур, в которых указана аббревиатура организационно-правовой формы покупателя или продавца, что может свидетельствовать об отсутствии претензий со стороны проверяющих по данному вопросу.
Указание в счете-фактуре аббревиатуры организационно-правовой формы в наименовании продавца и (или) покупателя вместо полного ее написания, на наш взгляд, не может служить препятствием для идентификации продавца и (или) покупателя. Поэтому такая ошибка (если ее такой признавать) не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС ( НК РФ).
Положения , НК РФ и пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил не устанавливают требований к регистру букв (прописные, строчные) или шрифту для целей указания в счете-фактуре наименования продавца и покупателя. Не отсылают эти нормы и к ЕГРЮЛ.
Как указано в Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-11/130, если в счете-фактуре имеются опечатки в наименовании покупателя (заглавные буквы заменены строчными и наоборот, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.), но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать вышеуказанные показатели, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Смотрите также Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-09/28, УФНС России по г. Москве от 08.06.2011 N . Поэтому используемый при написании наименований регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк счета-фактуры.

Адрес в счете-фактуре

Из буквального толкования положений пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил логично предположить, что информация об адресе продавца и покупателя указывается в счете-фактуре в строгом соответствии с данными, отраженными в ЕГРЮЛ. Какие-либо допущения или особенности заполнения этого реквизита (включая структуру и порядок отражения элементов адреса) Правилами не установлены.
При этом НК РФ не регламентирует ни порядок присвоения (или указания) адреса, ни порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), как и не раскрывают содержание понятия "адрес" (смотрите также Минфина России от 28.01.2015 N 03-07-09/2992).
В соответствии с Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Согласно п. 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных во исполнение Закона N 443-ФЗ, Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила N 1221) к адресообразующим элементам относятся страна, субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.
Во исполнение п. 52 Правил N 1221 Минфина России от 05.11.2015 N 171н утверждены Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов (далее - Правила сокращения). Пункт 3 этого документа предусматривает, что при написании наименований адресообразующих элементов на русском языке используются сокращенные наименования республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, идентификационных элементов объекта адресации, приведенные в Приложении к указанному документу. При этом не сокращаются наименования адресообразующих элементов только в том случае, когда расшифровка такого сокращения приводит к различному пониманию его наименования (п. 5 Правил сокращения, смотрите также п. 4.8 Национального стандарта Российской Федерации "СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила").
Учитывая изложенное, считаем допустимым заполнение с 01.10.2017 строк 2а и 6а счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов согласно Приложению к Правилам сокращения (например: город - "г.", улица - "ул.").
В качестве дополнительного аргумента к сказанному можем привести Минфина России от 11.10.2017 N 03-07-09/66329, где на вопрос налогоплательщика о необходимости с 01.10.2017 в счетах-фактурах на реализацию товаров, работ или услуг указывать адрес продавца заглавными буквами и с учетом сокращений, примененных к составляющим адреса организации в ЕГРЮЛ, специалисты финансового ведомства ответили, что указание в счете-фактуре сокращенного адреса продавца, указанного в ЕГРЮЛ частично заглавными буквами, а частично прописными буквами, не является основанием для признания счета-фактуры, составленным с нарушением установленного порядка.
В Минфина России от 09.11.2009 N 03-07-09/57 также высказывалось мнение, что счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указываются с сокращенными словами, но при полном указании составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и т.д.), не являются составленными с нарушением установленного порядка. На наш взгляд, с 01.10.2017 приведенные разъяснения не утратили актуальности.
В связи с этим даже в случае признания изложенного выше порядка заполнения реквизита "Адрес" счета-фактуры (т.е. без буквального следования формату написания адреса, применяемому в ЕГРЮЛ) ошибочным, рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных в применением вычетов НДС по соответствующим счетам-фактурам, мы не видим. Очевидно, что данные ошибки (если считать ошибкой применение общепринятых сокращений адресообразующих элементов и использование строчных букв) не препятствуют идентификации продавца и покупателя, и тем более наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, ставки и суммы НДС, предъявленной покупателю.

Идентификатор государственного контракта

Сразу отметим, что, по мнению финансового ведомства, налогоплательщик не имеет права исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры (п. 9 Правил, Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57881).
Поэтому счет-фактура должен иметь строку 8, в том числе и фразу "при наличии", тем более что эта фраза упомянута в , НК РФ.
Поскольку сам термин "идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)", как и государственный контракт, НК РФ не определен, то на основании НК РФ обратимся к иным нормативно-правовым актам.
Государственный контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд ( Закона N 44-ФЗ).
Идентификатор госконтракта используется при казначейском сопровождении, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" ( Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57867).
"Правила казначейского сопровождения..." утверждены Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила). Согласно пп. "д" п. 7 Правил идентификатор госконтракта подлежит указанию в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования Идентификатора госконтракта устанавливается Федеральным казначейством. На 2017 год этот порядок установлен , Приказа N 4н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится в том числе договор (контракт) (Приложения 4.1 к Порядку, утв. Минфина России от 30.12.2015 N 221н).
Структура Идентификатора госконтракта установлена Приказа N 9н и Приказа N 4н.
При необходимости информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).
Если товары (работы, услуги) реализуются в рамках обычных коммерческих сделок, то строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной. Непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС ( Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57870).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Счет-фактура на услуги - образец заполнения для 2018–2019 годов представлен в нашей статье – является объектом пристального внимания многих плательщиков НДС, осуществляющих деятельность такого рода. Рассмотрим, в чем особенности оформления этого документа по услугам.

Кто должен составлять счета-фактуры на услуги

Составление счета-фактуры на услуги, если налогоплательщик работает с НДС, является такой же необходимостью, как и при продаже товаров или выполнении работ. Соответственно, эта обязанность действительна:

  • для ИП и организаций, которые работают на общей системе налогообложения (если реализуемая ими услуга не подпадает под исключения, установленные положениями п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • ИП и организаций, которые частично работают на ОСН, совмещая данный режим с ЕНВД (по видам деятельности, подпадающим под ОСН).

Налогоплательщики, работающие на УСН, ЕНВД, патентной системе, в общем случае освобождены от уплаты НДС. Но есть ряд ситуаций, предопределяющих возможность возникновения и у них обязательства по уплате налога.

Подробнее о таких ситуациях читайте в статьях:

  • «НДС при УСН: в каких случаях платить и как учитывать налог в 2018 - 2019 годах?» ;
  • «При каких операциях на ЕНВД нужно платить НДС?» .

Составлять счета-фактуры на услуги потребуется организациям и ИП, являющимся плательщиками НДС, при оказании ими услуг:

  • плательщику НДС;
  • неплательщику НДС, если с ним не оформлено письменное соглашение об отказе от использования счетов-фактур.

Счета-фактуры, составляемые по услугам, подчиняются общим для таких документов принципам их применения и правилам оформления. Однако имеют ряд особенностей в заполнении.

Какие виды счетов-фактур на услуги устанавливает НК РФ

Счета-фактуры, выписываемые на услуги, так же как и составляемые при продаже товаров или работ, делятся на 3 вида:

  • обычный, оформляемый по факту отгрузки;
  • авансовый, выписываемый при получении предоплаты за оказание услуги;
  • корректировочный, создаваемый в случаях согласования изменения цены или объема выполненных услуг, на которые уже были выставлены отгрузочные документы.

О том, можно ли посредством оформления корректировочных счетов-фактур исправлять ошибки, читайте в статье «Корректировочный счет-фактура - не для исправления ошибок» .

Оформление документа каждого из этих видов имеет свою специфику.

Заполнение счета-фактуры по факту оказанных услуг

Полный перечень реквизитов счета фактуры, приведенный в п. 5 ст. 169 НК РФ, предполагает, что в этом документе должны быть указаны:

  • порядковый номер, а также дата формирования;
  • названия грузоотправителя и грузополучателя, их адреса;
  • номер документа, которым осуществлена предоплата (если таковая производилась);
  • перечень проданного, его общее количество (либо объем);
  • валюта, использованная при составлении;
  • идентификатор госконтракта - с 01.07.2017 ;
  • единица измерения объема проданного (когда это возможно), а также ее цена без НДС;
  • общая стоимость проданного без НДС;
  • величина акциза (если таковой начисляется);
  • применяемая ставка НДС;
  • сумма НДС, исчисленная по указанной ставке;
  • суммарная стоимость проданного с учетом НДС;
  • в случае импорта товара из-за рубежа — государство происхождения изделия, номер декларации, выписанной на таможне;
  • код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС - с 01.10.2017 .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы составляете электронные счета-фактуры, в 2019 году вам нужно обновить формат .

Специфика оформления счетов-фактур по услугам заключается в том, что часть этих реквизитов либо не заполняется вообще, либо допускает некоторые отступления от общих правил, т. е.:

  • Не нужно приводить наименования фирмы-грузоотправителя и грузополучателя (ставится прочерк), поскольку в данном случае не происходит отгрузка каких-либо изделий (подп. «е», «ж», п. 1 раздела II приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
  • Когда для услуги сложно определить конкретную единицу измерения, она может не указываться. В этом случае в соответствующих графах нужно ставить прочерки. Если единица все же определяется, ее наименование должно быть взято из классификатора ОК 015-94 (МК 002-97).
  • Акцизы в отношении услуг в РФ законодательно не установлены, поэтому в соответствующей графе будет присутствовать запись: «Без акциза».
  • Данные о товарах, ввозимых из-за границы, в документе по услугам не заполняются (ставим прочерки).

Наименование услуги, фигурирующее в счете-фактуре, должно соответствовать указанному в договоре на ее оказание (письмо Минфина России от 26.07.2011 № 03-07-09/22).

Образец заполнения счета-фактуры на услуги с 2019 года можно скачать на нашем сайте.

Заполнение счета-фактуры по предоплаченным за услуги суммам

Принципиальных отличий в заполнении документа, составляемого по факту оказания услуги, и авансового счета-фактуры немного:

  • в авансовом счете-фактуре можно приводить обобщенное наименование услуги, если договор между поставщиком и покупателем, откуда Минфин России предписывает брать данное наименование, к тому моменту не подписан;
  • в авансовом счете-фактуре обязательно отражается номер документа, подтверждающего факт поступления предоплаты, но если она получена в неденежной форме, ставится прочерк;
  • при формировании авансового счета-фактуры нет необходимости указывать объем предоставленных услуг, единицы их измерения, а также цены на них.

Таким образом, при формировании авансового счета-фактуры на услуги можно ставить прочерки везде, кроме пунктов, в которых приводятся:

  • номер и дата документа;
  • названия продавца и покупателя, их ИНН, адреса;
  • номер документа, подтверждающего предоплату;
  • название услуги;
  • наименование валюты;
  • сумма предоплаты;
  • ставка налога;
  • сумма НДС, которая предъявляется покупателю.

ВАЖНО! Ставка налога должна быть обозначена в авансовом счете-фактуре за услуги как 20/120 (18/118 — по авансам, полученным до 01.01.2019) или 10/110, а не как привычные многим налогоплательщикам 20 (18) или 10% (п. 4 ст. 164 НК РФ).


Заполнение корректировочного счета-фактуры на услуги

В корректировочном счете-фактуре на услуги должны найти отражение:

  • точное название документа (т. е. «Корректировочный счет-фактура»);
  • номер, а также дата составления;
  • номера и даты формирования счетов-фактур, по которым осуществляется корректировка стоимости либо объема предоставленных сервисов;
  • названия продавца и покупателя, их адреса, ИНН;
  • названия услуг, по которым осуществляется корректировка цен либо уточнение показателей объема;
  • показатели объема услуг (при их наличии) до и после корректировок;
  • название валюты расчетов;
  • идентификатор госконтракта (при наличии);
  • цена за единицу измерения услуги;
  • стоимость предоставленных услуг без НДС — до и после корректировок цен, объемов услуг;
  • ставка налога;
  • сумма НДС — до и после корректировок;
  • стоимость предоставленных услуг с учетом НДС — до и после корректировок;
  • разница между цифрами в исходных счетах-фактурах и полученными в результате корректировок.

А о различиях между корректировочным и исправленным счетом-фактурой читайте в статье «В каких случаях используется исправленный счет-фактура?» .

Какую ставку НДС указывать в корректировочном счете-фактуре с 2019 года, см. .

Итоги

Счета-фактуры в связи с услугами оформляют плательщики НДС, используя при этом все 3 вида этого документа: основной, авансовый, корректировочный. Специфика отражения в них данных по услугам заключается в том, что не все их реквизиты оказываются обязательными для заполнения.

C 01.10.2017 изменились правила заполнения счетов-фактур. Насколько обоснованы требования некоторых контрагентов при выставлении им счетов-фактур указывать следующие вещи:

1. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должно полностью соответствовать ЕГРЮЛ, а значит, оба названия должны быть написаны обязательно крупными буквами, как в ЕГРЮЛ;

2. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должны быть написаны полностью, как в ЕГРЮЛ, то есть не ООО "ХХХ", а Общество с ограниченной ответственностью "ХХХ";

3. Как должна заполняться строка (8) "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" в случае, если с клиентом заключен Госконтракт и в случае, если договор - коммерческий?

Некоторые контрагенты требует заполнения этой строки в виде "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)(при наличии): ...", а далее либо пусто при коммерческом договоре, либо реквизиты Госконтракта. Насколько обязательно указание фразы "(при наличии)"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заполнение с 01.10.2017 реквизита "Адрес" счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов, равно как написание адреса шрифтом, формат которого (включая регистр) отличается от использованного в ЕГРЮЛ, считаем допустимым.

Наименование налогоплательщика и покупателя в счете-фактуре указывается в соответствии с учредительными документами. При этом используемый при написании наименования регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк. То же самое можем сказать об использовании аббревиатур организационно-правовой формы покупателя и продавца при написании наименований организаций.

Рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных с применением вычетов НДС по заполненным таким образом счетам-фактурам, мы не видим.

Счет-фактура должен иметь строку 8 ,в том числе и фразу "при наличии".

Информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).

При реализации товаров (работ, услуг) в рамках обычных коммерческих сделок строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной.

Обоснование позиции:

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Требования к оформлению счетов-фактур изложены в п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, к корректировочным счетам-фактурам - в п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ.

Если счета-фактуры не соответствуют требованиям, перечисленным в п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, а корректировочные счета-фактуры - требованиям, перечисленным в п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, то по таким счетам-фактурам вычет по НДС не предоставляется (абзац 3 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Однако ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

В состав обязательных реквизитов счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) с 1 июля 2017 года (после вступления в силу Федерального закона от 03.04.2017 N 56-ФЗ), в частности, входят:

    наименование и адрес налогоплательщика и покупателя (пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);

    идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии) (пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1, пп. 6.1 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Заметим, что положения ст. 169 НК РФ, равно как и иные положения НК РФ, не расшифровывают такие понятия как "наименование" и "адрес" налогоплательщика и покупателя, а также "идентификатор государственного контракта", и не устанавливают порядок их написания в счетах-фактурах.

Пунктом 8 ст. 169 НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы принято и действует постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" (далее - Постановление N 1137). В Постановление N 1137 внесен ряд изменений постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 N 981, вступившим в силу с 01.10.2017, а также постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 625, вступившим в силу 01.07.2017.

В частности, изменения затронули порядок заполнения строк 2а "Адрес" и 6а "Адрес" счета-фактуры. Так, на основании пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением N 1137 (далее - Правила), с 01.10.2017 по этим строкам должен быть указан (смотрите также письмо Минфина России от 10.11.2016 N 03-07-14/65748):

    для юридических лиц - адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица;

    для индивидуальных предпринимателей - место жительства, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).

На основании пп. "н" п. 1 Правил с 01.07.2017 в строке 8 счета-фактуры необходимо указывать идентификатор государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в (при наличии).

При этом общий порядок написания в счетах-фактурах наименований налогоплательщика и покупателя (строки 2 и 6 счета-фактуры) ни с 01.10.2017, ни с 01.07.2017 не претерпел изменений. Согласно пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил в этих строках для юридических лиц указывается полное или сокращенное наименование в соответствии с учредительными документами (как и ранее). Отсылки к ЕГРЮЛ указанные положения не содержат.

Наименование налогоплательщика и покупателя

Из положений пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил следует, что в строках 2 и 6 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование юридического лица. Данные положения не устанавливают приоритета применения полного или сокращенного наименования. То есть в счетах-фактурах можно указывать либо полное, либо сокращенное наименование.

Читайте также

Поскольку понятие "наименование" юридического лица ни нормы НК РФ, ни Постановления N 1137 не раскрывают, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к другим нормативным актам, расшифровывающим данное понятие.
В п. 1 ст. 54 ГК РФ говорится, что имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Каждая организация должна иметь полное наименование и вправе иметь сокращенное наименование.

Кроме того, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Юридическое лицо также вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

По общему правилу полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке указывается в учредительных документах и ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ, пп. "а" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Требования к фирменному наименованию акционерного общества закреплены в ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). Согласно данной норме полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму - акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке - также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" либо аббревиатуру "АО", а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке - полное или сокращенное наименование публичного общества и слова "публичное акционерное общество" либо аббревиатуру "ПАО".

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Схожие положения о фирменных наименованиях ООО содержит ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).

Полное и сокращенное (при наличии) фирменные наименования обществ с указанием организационно-правовой формы должны содержаться в учредительных документах обществ (абзац 2 п. 3 ст. 11 Закон N 208-ФЗ, абзац 2 п. 2 ст. 12 Закона N 14-ФЗ).

Как видим аббревиатуры ООО, АО, ПАО могут содержать только сокращенные фирменные наименования обществ. При этом такие наименования организации вправе иметь, но не обязаны.

Поэтому если дословно следовать положениям пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил, то в случае отсутствия у юридического лица сокращенного фирменного наименования в строках 2 и 6 счета-фактуры в наименовании такой организации ее организационно-правовая форма должна указываться, например, как "Общество с ограниченной ответственностью". Если же организация имеет сокращенное фирменное наименование, то допустимо в наименовании указывать соответствующую аббревиатуру.

В то же время нормы пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ требуют лишь указания наименования продавца и покупателя и не указывают на то, какое наименование организации (полное или сокращенное, полное фирменное или сокращенное фирменное, с аббревиатурой или нет) должно быть проставлено в счете-фактуре. При этом невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.п. 5, 5.1, 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (абзац 3 п. 2 ст. 169 НК РФ). К тому же акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и главы 21 НК РФ в частности, что прямо установлено п. 1 ст. 4 НК РФ.

В связи с этим приведем разъяснения финансового и налогового ведомств относительно нарушения налогоплательщиками порядка заполнения строки 2 в счетах-фактурах, оформленных в соответствии с требованиями ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В тот период в строке 2 счета-фактуры согласно положениям поименованного Постановления необходимо было указывать полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.

Уполномоченные органы пояснили, что нормами ст. 169 НК РФ порядок указания в счетах-фактурах полного или сокращенного наименования налогоплательщика не регламентирован, поэтому указание в строке 2 счетов-фактур полного или сокращенного наименования продавца в соответствии с учредительными документами не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в таких счетах-фактурах (письма Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-09/32, УФНС России по г. Москве от 25.11.2009 N 16-15/123937).

Заметим, что нам не встретилось арбитражной практики, где бы рассматривался спор о правомерности принятия к вычету НДС, на основании счетов-фактур, в которых указана аббревиатура организационно-правовой формы покупателя или продавца, что может свидетельствовать об отсутствии претензий со стороны проверяющих по данному вопросу.

Указание в счете-фактуре аббревиатуры организационно-правовой формы в наименовании продавца и (или) покупателя вместо полного ее написания, на наш взгляд, не может служить препятствием для идентификации продавца и (или) покупателя. Поэтому такая ошибка (если ее такой признавать) не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Положения пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ и пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил не устанавливают требований к регистру букв (прописные, строчные) или шрифту для целей указания в счете-фактуре наименования продавца и покупателя. Не отсылают эти нормы и к ЕГРЮЛ.

Как указано в письме Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-11/130, если в счете-фактуре имеются опечатки в наименовании покупателя (заглавные буквы заменены строчными и наоборот, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.), но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать вышеуказанные показатели, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Смотрите также письма Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-09/28, УФНС России по г. Москве от 08.06.2011 N 16-15/55909. Поэтому используемый при написании наименований регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк счета-фактуры.

Адрес в счете-фактуре

Из буквального толкования положений пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил логично предположить, что информация об адресе продавца и покупателя указывается в счете-фактуре в строгом соответствии с данными, отраженными в ЕГРЮЛ. Какие-либо допущения или особенности заполнения этого реквизита (включая структуру и порядок отражения элементов адреса) Правилами не установлены.

При этом НК РФ не регламентирует ни порядок присвоения (или указания) адреса, ни порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), как и не раскрывают содержание понятия "адрес" (смотрите также письмо Минфина России от 28.01.2015 N 03-07-09/2992).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Согласно п. 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных во исполнение п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 443-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила N 1221) к адресообразующим элементам относятся страна, субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.

Во исполнение п. 52 Правил N 1221 приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н утверждены Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов (далее - Правила сокращения). Пункт 3 этого документа предусматривает, что при написании наименований адресообразующих элементов на русском языке используются сокращенные наименования республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, идентификационных элементов объекта адресации, приведенные в Приложении к указанному документу. При этом не сокращаются наименования адресообразующих элементов только в том случае, когда расшифровка такого сокращения приводит к различному пониманию его наименования (п. 5 Правил сокращения, смотрите также п. 4.8 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.12-2011 "СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила").

Учитывая изложенное, считаем допустимым заполнение с 01.10.2017 строк 2а и 6а счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов согласно Приложению к Правилам сокращения (например: город - "г.", улица - "ул.").

В качестве дополнительного аргумента к сказанному можем привести письмо Минфина России от 11.10.2017 N 03-07-09/66329, где на вопрос налогоплательщика о необходимости с 01.10.2017 в счетах-фактурах на реализацию товаров, работ или услуг указывать адрес продавца заглавными буквами и с учетом сокращений, примененных к составляющим адреса организации в ЕГРЮЛ, специалисты финансового ведомства ответили, что указание в счете-фактуре сокращенного адреса продавца, указанного в ЕГРЮЛ частично заглавными буквами, а частично прописными буквами, не является основанием для признания счета-фактуры, составленным с нарушением установленного порядка.

В письме Минфина России от 09.11.2009 N 03-07-09/57 также высказывалось мнение, что счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указываются с сокращенными словами, но при полном указании составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и т.д.), не являются составленными с нарушением установленного порядка. На наш взгляд, с 01.10.2017 приведенные разъяснения не утратили актуальности.

В связи с этим даже в случае признания изложенного выше порядка заполнения реквизита "Адрес" счета-фактуры (т.е. без буквального следования формату написания адреса, применяемому в ЕГРЮЛ) ошибочным, рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных в применением вычетов НДС по соответствующим счетам-фактурам, мы не видим. Очевидно, что данные ошибки (если считать ошибкой применение общепринятых сокращений адресообразующих элементов и использование строчных букв) не препятствуют идентификации продавца и покупателя, и тем более наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, ставки и суммы НДС, предъявленной покупателю.

Идентификатор государственного контракта

Сразу отметим, что, по мнению финансового ведомства, не имеет права исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры (п. 9 Правил, письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57881).

Поэтому счет-фактура должен иметь строку 8, в том числе и фразу "при наличии", тем более что эта фраза упомянута в пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1, пп. 6.1 п. 5.2 ст. 169 НК РФ.

Поскольку сам термин "идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)", как и государственный контракт, НК РФ не определен, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к иным нормативно-правовым актам.
Государственный контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Идентификатор госконтракта используется при казначейском сопровождении, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57867).

"Правила казначейского сопровождения..." утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила). Согласно пп. "д" п. 7 Правил идентификатор госконтракта подлежит указанию в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования Идентификатора госконтракта устанавливается Федеральным казначейством. На 2017 год этот порядок установлен приказом Федерального казначейства от 20.03.2017 N 9н (на 2016 год - приказом Федерального казначейства от 16.02.2016 N 4н) (далее - соответственно Приказ N 9н и Приказ N 4н).

Идентификатор госконтракта формируется заказчиком после формирования реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками (п. 3 Приказа N 9н, п. 3 Приказа N 4н). Идентификатор госконтракта представляет собой двадцатизначный цифровой код и указывается в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ "/" перед номером документа (п.п. 6, 7 Приказа N 9н, п.п. 5, 7 Приказа N 4н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится в том числе договор (контракт) (Приложения 4.1 к Порядку, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н).

Структура Идентификатора госконтракта установлена п. 7 Приказа N 9н и п. 7 Приказа N 4н.

При необходимости информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).

Если товары (работы, услуги) реализуются в рамках обычных коммерческих сделок, то строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной. Непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57870).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Мы получили документы от контрагента, причем в акте выполненных работ наименование работ - "Шиномонтаж и балансировка колес", а в счет-фактуре наименование;Техническое обслуживание автомобиля согласно акта выполненных работ от 29.04.2014." Это нормально, что наименования работ не совпадают?

действующее законодательство не регламентирует порядок идентификации наименования товаров в счете-фактуре и акте выполненных работ.

Наименование товара (работ, услуг) может быть по-разному указано в договоре, спецификации, накладной (акте), счете-фактуре. Работы и услуги в счете-фактуре указываются так, как они определены в договоре. В акте выполненных работ (оказанных услуг) может содержаться более широкое описание выполненных работ (оказанных услуг). Проверяющие, при выявлении расхождений могут не принять такие счета-фактуры. Поэтому, организации лучше предложить контрагенту внести изменения в первичные документы. В противном случае придется доказывать факт совпадения наименования товара (работ, услуг), указанного в счете-фактуре и акте выполненных работ, например, при помощи договора на оказание выполненных работ (услуг).

Обоснование данной позиции содержится ниже в материалах «Системы Главбух »

Наименование товаров, работ, услуг

В графе 1 «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» укажите соответственно наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав. Такой порядок применяется как при реализации, так и при поступлении оплаты (частичной оплаты). Об этом сказано в подпункте «а» пункта 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 .*

Ситуация: нужно ли в графе 1 «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» счета-фактуры расшифровывать состав строительно-монтажных работ, выполненных по договору строительного подряда (mod = 112, id = 60794)

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Статья: На что обратить внимание при составлении акта оказанных услуг (выполненных работ)

Для правильного учета расходов акт оказанных услуг (выполненных работ) - очень важный документ. Дело в том, что, если компании оказали услуги производственного характера, акт необходим. Без него расходы подтвердить не удастся. Это прямо следует из пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Но, даже если речь идет об устной консультации или услугах по взысканию долгов с контрагентов, одного договора будет недостаточно. И в этом случае, чтобы избежать претензий со стороны инспекторов, необходимо обзавестись актом об оказанных услугах (письмо Минфина России от30 июля 2009г. №03-03-06/ 1/503 ).

Исключение составляют случаи, когда исполнитель оказывает услуги связи или предоставляет имущество в аренду или лизинг. В подобных ситуациях ревизоры довольствуются договором, графиком платежей и актом приемки-передачи имущества (для аренды и лизинга), счетом, а также документом, который подтверждает оплату услуг (письма Минфина России от13 ноября 2009г. №03-03-06/1/750 , от6 октября 2008г. №03-03-06/1/559 ).

Акт об оказании услуг составляют в произвольной форме. Как правило, этим занимаются сотрудники компании-исполнителя. Однако, поскольку именно бухгалтерия заказчика заинтересована в качественном документе, имеет смысл либо принять участие в его подготовке, либо предложить контрагенту внести в него необходимые уточнения и дополнения.

В первую очередь акт должен содержать обязательные реквизиты. Это наименование и дата составления документа, название компании-исполнителя, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, должности и подписи ответственных лиц. В двустороннем акте, который подписывает как исполнитель, так и заказчик, указывают реквизиты обеих сторон.*

Если услуги оказывает гражданин, обязательные реквизиты акта дополняют сведениями о месте его постоянного (временного) проживания и о документе, удостоверяющем личность (наименование документа, его серия и номер, кем выдан, дата выдачи). Если исполнитель - индивидуальный предприниматель, в акте нужно указать сведения о документе, подтверждающем его государственную регистрацию.

Рассмотрим типичные ошибки при составлении акта, из-за которых у заказчика могут возникнуть проблемы со списанием расходов в налоговом учете. Как свидетельствует практика аудиторских проверок, наиболее часто встречаются следующие ошибки.

Нечетко расписано содержание хозяйственной операции, затраты на которую подтверждает акт. В зависимости от того, насколько подробно исполнитель опишет выполненные действия или результат услуги, заказчику будет легче доказать связь произведенных расходов с хозяйственной деятельностью. Услуги, указанные в акте, должны соответствовать целям и задачам, поставленным в договоре.

Лучше избегать общих формулировок типа «услуги» и т.?п. Ведь инспекторы убеждены: если из документов не следует, какие именно услуги оказал компании исполнитель, договор считается незаключенным, а расходы необоснованными. Доказать чиновникам обратное в досудебном порядке вряд ли удастся.*

Арбитражная практика по данному вопросу противоречива и только подтверждает вывод о том, что детализацией услуг в акте лучше не пренебрегать. Некоторые судьи признают, что ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не требует расшифровывать в акте оказанные услуги (постановления Президиума ВАС РФот20 января 2009г. №2236/07 , ФАС Московского округа от 29 апреля 2011 г. № КА-А40/3543-11-П,