Древний Египет: олицетворение вечности. Египет


Луксорский храм или Ипет-Рес.

Луксор до фараона Аменхотепа Третьего был небольшим пригородным районом Фив. И вдруг он разросся в целый город. В Луксоре находился небольшой храм бога Амона, который построили еще при 12 династии. Аменхотеп, скорее всего, приказал сломать это древнее сооружение и возвести на его месте изящный храм Ипет – Рес, или Храм Луксор, как он известен нам сейчас.

Если я не ошибаюсь, в Фивах я была три раза, и только на одной экскурсии мне удалось попасть в этот обалденный храм. Не все экскурсии по Луксору, которые продают туристам в Шарм эль Шейхе, предусматривают визит в это место. Я помню, что ребенок так устал в Храме Карнака, что остался спать в автобусе совершенно без сил, пока я пошла любоваться на творение древних зодчих. А здесь на самом деле есть, на что посмотреть.

Как красив этот храм вечером, в подсветке! Я его так первый раз увидела и помню, что мне захотелось закричать - остановите Землю, я сойду (с). Мне хотелось закричать – Почему, почему мы проезжаем мимо этой необыкновенной красоты?!
Самое обидное было, что мы как-то купили индивидуальную экскурсию в Луксор, нас было всего 4 человека. После окончания основной программы, до самолета было еще часа два, два с половиной. И мы тупо сидели в каком-то отеле, ничего не делая. За это время можно было бы два раза осмотреть этот храм.

Итак, начнем свой рассказ про этот храм.

Храм Луксор называют одним из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему приложили руки и греки. Часть залов Луксорского храма пытался перестроить сам Александр Македонский. Если вы помните, Александр, когда завоевал Египет, принял титул фараона. Он продолжал чтить законы страны и ее Богов.
Новый фараон соорудил перед главным святилищем храма зал для барки Амона.
Амон – это главный Бог египтян. Или не главный, но самый любимый. Так же Амон является покровителем города Фив.

А до этого по ступеням храма гордо вышагивал фараон Рамзес Второй, который правил Египтом 68 или чуть больше лет и содержал гарем из 120 жен и наложниц. Умер он, когда ему было за 90.

Я тут как раз на днях прочитала книжку «Год гиен», про окончание правление Рамзеса Второго. Там Луксор описывался, как очень величественный город. Трудно себе это представить, глядя на одно - двухэтажные убогие домишки, которые сегодня мы видим на улицах города. Рамзес Второй не только был великолепным правителем Египта, он еще был строителем. Фараон очень сильно расширил Луксорский храм. Он достроил большой двор, окруженный со всех сторон колоннами. Итого во дворе стало 74 колонны. В южной части двора поставили 2 огромные статуи Рамзеса, как же без этого. *улыбка*. Ведь в храме фараон славил не только Бога, а больше славил сам себя. Перед вторым пилоном он поставил 2 своих обелиска и 2 стелы.
Итак, вернемся к истокам строительства Луксорского храма.

На месте старого храма сначала было построено небольшое святилище, окруженное покоями, имевшее впереди один зал. Строение очень сильно напоминало святилище фараона Тутмоса Первого в Карнакском храме.
Затем строители фараона Аменхотепа Третьего, среди которых был знаменитый архитектор тех времен Аменхотепу, пристроили великолепный передний двор, с самыми необыкновенными колоннами, которые только дошли до наших дней во всем Египте.

Царь и архитекторы посмотрели на дело рук своих, поняли, что получилось красиво, и они решили выстроить впереди всех построек еще один зал. Большой и величественный. А перед ним построить огромный двор. Вот так все странно это строилось.

В римский период перед храмом был разбит военный лагерь. А в самом храме начали славить римских императоров. И сегодня сохранилось несколько поврежденных статуй тех времен в истории Египта.
Но египтяне их вынесли из храма. Такие статуи можно видеть или на задворках, или на своеобразных «помойках» - кучах неразобранных камней перед храмом.

Шли столетия. О былом величии Фив все забыли. Храм был почти полностью засыпан песком. Пустыня брала свое…
На экскурсии по храму гид нам покажет, что это было так на самом деле. Луксорский храм начали откапывать только в начале 18-го века, когда после нашествия Наполеона в Египет у европейцев поднялась волна интереса к этой стране.

Храм был сильно разрушен, гораздо сильнее храма Карнака. Многие многотонные скульптуры оказались разбитыми на мелкие части. До сих пор вокруг храма можно видеть своеобразные кладбища. Огромные огороженные пространства с тысячами фрагментов скульптур и стел, которые археологам пока не удается собрать воедино.

На входе в храм туристов встречают весьма эротичные обезьянки. Это павианы. Священные животные Бога Тота. Тот - это Бог с головой Ибиса, покровитель иероглифов. Греки отождествляли его с Гермесом.

В большом зале Луксорского храма мы проходим по средней линии среди двух рядов колонн. Во времена Древнего Египта это были самые большие колонны, когда-либо возведенные в храмах этой страны. Архитекторами тех времен были созданы не просто большие колонны. Были созданы изящные и очень красивые колонны, с капителями наверху. Капитель – это то, чем заканчивается колонна перед потолком. В этом зале Луксорского храма капители изображали распускающийся цветок папируса. Колонны были высотой в 16 метров.

В стороне от этих колонн находились более низкие колонны. Поэтому первые образовывали высокую кровлю над средним нефом, а боковые более низкую кровлю. Промежуток между кровлями был занят большим каменными окнами.

Огромный зал строился долго и не был закончен при жизни Аменхотепа Третьего. Его сын, фараон Аменхотеп Четвертый или Эхнатон слишком ненавидел все то, что было создано до него и посвящено богу Амону-Ра, который на протяжении тысячелетий был Верховным Божеством в Египте.

Храмы строили не один век и даже не два. Храмы строили по 4-5 столетий и каждый фараон пытался привнести в храм что-то свое. Либо достраивая огромные помещения, либо разрушая статуи предыдущих фараонов, сбивая их имена на картушах, и вписывая там свои.

Храм Люксор начали строить в 16 веке до нашей эры. Сейчас трудно представить, как давно это было, около трех с половиной тысяч лет назад.

Гораздо позже времен правление фараона Эхнатона, великолепный зал был навсегда испорчен. Его загромоздили дополнительными колоннами, которые до конца не были установлены. Сейчас все эти руины смотрятся очень печально. Особенно, если знаешь историю создания и представляешь, как это должно было выглядеть.
Пока же Аменхотеп Третий был жив- здоров и занялся тем, что начал объединять в один комплекс все большие строения города, которые были совершенно разрознены.
Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - брата-близнеца Хори и Сути. Наверное, это были одни из самых талантливых архитекторов тех далеких времен.

Как бы я не хотела «оттянуть» Карнакский храм на следующую главу, придется про него упомянуть в этой.

Перед Карнакским храмом Аменхотеп Третий поставил огромнейший пилон, украшенный с небывалой до той поры роскошью. Обе стороны стены были украшены плитами из ляпис- лазури. Кто не знает, скажу, ляпис –лазурь или лазури;т это очень красивый темно синий непрозрачный камень. Этим названием камень стали называть во времена Средневековья.

Издревле он добывался на копях в Афганистане и очень сложными путями попадал в Египет, Китай и тд.
Кроме того, на инкрустацию ушло золото, серебро и почти 400 килограмм малахита.

Ворота первого пилона сейчас абсолютно «голые». Но даже в таком виде они смотрятся потрясающе. Как бы хотелось их увидеть во всем том великолепии. Это я уже повторяюсь в который раз. Хоть бы на минутку, хоть бы одним глазком!
Река Нил в те времена была в совершенно другом месте, нежели сейчас. От нее к пилону вела широкая аллея, по обеим сторонам которой стояли два высоких обелиска. А непосредственно перед пилоном установили гигантскую статую Аменхотепа, высеченную из твердого песчаника. Колосс был высотой 67 фунтов. Его доставляли по реке бесчисленное количество человек. Каменоломня тогда находилась возле Каира. А это 500 километров расстояния!

К югу от храма Карнака фараон достроил храм египетской богине Мут. И возле храма было вырыто озеро.

Между Карнарским и Луксорским храмом больше 2-х километров. Аменхотеп соединил эти храмы аллей, великолепным садом и вся дорога была уставлена сфинксами с головами баранов. В мой последний визит Луксор городские власти решили откапать всю аллею целиком, снести все строения и дороги над ней. Но это оказалось не так просто. Мы видели часть раскопок. Как там сейчас обстоят дела, даже не берусь предположить. Арабская весна и прочие события отпугнули от страны и ее музеев не только туристов, но и археологов.

Читали статью о том, как бедствуют музеи Египта? Государство их совсем не финансирует. Доходы от продажи билетов сократились в пять раз. Закрыто более 20 музеев по всей стране. Большой музей в Гизе, который должен заменить Египетский музей в Каире, так и не достроен. Новым правителям Египта вообще не до него. Древние артефакты разворовываются и вывозятся из страны. И вернуть их назад вообще теперь не представляется возможным. Ну зато же свергли ненавистного президента Мубарека. Ура! Свобода. Аха, сейчас. Аж 5 раз. А потом свергли Братьев Мусульман. Ура опять! Но только толку. А потом взорвали российский самолет…

Вернемся еще на минуту в храм Луксор.
Песок из пустыни замел весь храм целиком. На засыпанном месте во времена средневековья мусульмане построили мечеть. Если вы будете в Луксоре, то обратите внимание на мечеть над вашей головой, на ее нижнее окошко. Это и был вход. Теперь до него метров двадцать от земли, если не больше.
Скажу честно – увиденная мечеть меня очень сильно поразила.

Огромных статуй Рамзеса Второго в Луксоре раньше было 6. На пьедесталах которых были изображены 9 луков. Это те страны, которые завоевал Великий Фараон Рамзес Второй. Один из обелисков высотой 25 метров и весом 250 тонн сейчас стоит в Париже на площади Согласия. Французы увезли его к себе в страну в 1831 году. Раньше вершины всех обелисков и в этом храме, и в Карнаке были покрыты золотом. Сделано это было для того, чтобы сияние драгоценного металла рассеивало силы зла и привлекало божественные силы к храмам. На цоколях этих обелисков были изображены все те же павианы.
Любимая жена Рамзеса Второго, Нефертари, часто изображалась рядом с супругом в одеждах Богини Хатхор.

И как интересно, эта же самая любимая жена и стояла во главе заговора. По одной из версий египтологов, она зарезала фараона кинжалом, когда он пришел в гарем. Так бы старичок - фараон проправил еще неизвестно сколько лет.
Следующий фараон был очень слабым, страна почти развалилась на части и … тут пришла эпоха черных фараонов.

Рамзес Второй всегда изображался гигантом, особенно в сценах рельефах на стенах храма, на которых он побеждал врагов.
Во времена этого фараона происходили знаменитые битвы египтян с хеттами при Кадеше. Сцены этих битв есть во многих храмах, раскиданных по Египту.
Та часть храма Луксора, где установлены 74 колонны, так и называется Храм Рамзеса, возлюбленного Амоном. Простенько и со вкусом.

Идем дальше с толпой туристов по храму. Попадаем в довольно узкое пространство. Это пилон основателя храма фараона Аменхотепа Третьего. И справа находится маленькое святилище, которое построила для поклонения трем Богам царица Хатшепсут.

Три Бога – это Амон-Ра, Мут (Жена Амона. Ее часто изображают с головой львицы с двойной короной Египта. Ее имя переводится и как мать, и как смерть) и Хонсу (это их сын). Он был Богом Луны. Эти три бога образовывали фиванскую триаду богов. Греки сравнивали Хонсу с Гераклом. На стенах храма сохранились строчки, посвященные этому богу, которого считали еще и целителем.

Вспомним, что Египет делился на две страны - Нижний и Верхний. Очень часто страны разобщались, затем вновь соединялись. Поэтому на голове фараонов были 2 короны. Владыки Нижнего Египта в белой короне и Владыки верхнего в красной.

Фараон в двойных коронах и изображен на перекрытии порталов храма Луксор. В центре Бог держит имя фараона и солнечный диск.

Жены фараонов всегда изображались у ног царей, и были просто микроскопических размеров. Такие статуи есть и здесь, и в храме Карнака.

Очень хорошо сохранилась стена со сценой процессии жрецов, царских сынов и заколотых быков.
Помните Бога плодородия Мина, который изображается с членом наперевес?
Стела этого Бога стояла в храме Люксор. Сейчас от нее осталась только сцена установки этого монумента на одной из стен.

Храм Луксор не весь без крыши. Есть крытые участки с очень темными комнатами.

Идем дальше, проходим 52 метра мимо пятнадцатиметровых колонн. На стенах этого зала изображения времен правления фараона Тутанхамона (который мальчиком правил всего 9 лет) и Хоремхеба, который правил через 4 года после смерти мальчика-фараона. Этот фараон царил на троне 27 лет с 1319 по 1292 год до нашей эры. И на нем закончилась знаменитая и наиболее известная 18-ая династия. Последний Великий фараон Египта Рамзес Второй придет к власти только в 1279 году.

Крытая часть храма Луксор с залом из 32 колонн построена на возвышении. Дальше идет проход в несколько маленьких помещений, одно из которых было отреставрировано Александром Македонским. В этом святилище Барки Александр изображен почитающим египетских богов, как в сценах Аменхотепа Третьего. Дальше идут залы коронации Аменхотепа Третьего и Божественного рождения.

У египтян рождение фараона проходило не просто. Как мы помним, каждый фараон, это дитя Бога.
Бог-гончар Хнум с головой барана создает фараона на своем гончарном круге. Бог Амон в образе отца будущего фараона Тутмоса Четвертого соединяется с царицей Мутемуйа.
Бог Тот объявляет о рождении сына. Божества сопровождают царицу в родильный зал, затем Амон приветствует сына, и Хатхор (Богиня с коровьими рогами и ушами) кормит его молоком. И новый фараон восходит на трон.

За Святилищем Барки находилась самая тайная часть храма. Комната с 12-ю колоннами и тремя часовнями. Здесь стояла статуя Бога.

Храм располагается вдоль Нила. Он очень красив вечером, когда включают подсветку, просто глаз не оторвать. Но в этот раз мы были в нем днем, и сфотографировать вечерний храм Луксора не получилось.
Но мистическое зрелище просто завораживает. Если вы прилетели в Луксор сами на несколько дней, обязательно посетите этот храм вечером.

Почему сфинксы, которые стояли вдоль аллеи, соединяющей два главных храма этого города, изображались в виде баранов? Бог мог выходить к людям в этом облачении. Баран считался священным животным бога Амона РА.

Раньше все стелы были покрыты листовым золотом, которое начало пропадать еще давным- давно. Но про это я уже говорила выше. Золото разворовывали сами древние египтяне. Они же грабили могилы фараонов в Долине Царей. Арабским завоевателям досталось уже очень мало золотых украшений из храмов.

Одна из немногих прилично сохранившихся статуй - это прижизненное изображение Тутанхамона и его жены, которая была последней оставшийся в живых дочерью знаменитой царицы Нефиртити и фараона-еретика Эхнатона. Фараон Тутанхамон и его жена изображены на равных. Сидячими – одного роста.

В некоторых залах на потолках сохранилась роспись - краски не такие ярки, но вполне можно разглядеть рисунки. А во времена Рамзеса Второго в храме была расписана яркими красками каждая поверхность. Самые дорогие и редкие краски были синий и зеленый. Кстати и сейчас египтяне изготавливают краски по тем же старинным рецептам. Такие краски в виде порошка можно купить на вес на базаре в Луксоре.
Ну вот и все. Двухчасовая экскурсия в этот храм окончена.

1 слайд

Древний Египет: олицетворение вечности презентацию подготовила учитель МХК Сайкова Л.В.

2 слайд

Периоды художественной культуры Древнего Египта Додинастический период (V – IV тыс. до н.э.) Раннее царство (XXX – XXVIII вв.до н.э.) Древнее царство (XXVIII – XXIII вв.до н.э.) Среднее царство (XXI – XVIII вв.до н.э.) Новое царство (XVI – XI вв.до н.э.) Позднее время(XI – 332 г. до н.э.)

3 слайд

Мудрость Древнего Египта Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспорима. Немецкий писатель Томас Манн сказал, что Древний Египет - «это до одухотворённости, до призрачности далёкое прошлое». Однако древнеегипетское искусство дарит и совершенно другое ощущение: словно сглаживается колоссальный разрыв веков, прошлое как бы приближается к современному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь.

4 слайд

РЕЛИГИЯ В основе религии Древнего Египта лежит идея о вечной жизни человека. Представления о загробном мире, отличающиеся четкостью, определенностью и удивительной рациональностью, породили великую культурную традицию и образы искусства

5 слайд

Египтяне о жизни и смерти Для египтян жизни и смерти в нашем понимании не существовало. Никто и ничто не умирает. Все меняется, все трансформируется. Рождение и смерть - две стороны единой жизни. Смерть - это не конец, а лишь новое начало. Это возрождение, продолжение существования Бессмертной Души человека в мире ином, продолжение ее странствия через Вечность. Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса (Фивы 13 в.)

6 слайд

Символика богов Египтяне считали, что в своей земной жизни человек должен найти дорогу, которая привела бы его к месту встречи с самим собой и с Божественным. Символ Египта - это путь. Боги для египтян были воплощением творческих сил Вселенной и Природы. Но все они были лишь «детьми», проявлениями одного великого и сокровенного Божественного Творца, присутствие которого египтяне узнавали везде и во всем. Амон-Ра, великий бог, «сокровенная Душа Солнца», долгие тысячелетия был символом этого вездесущего божественного Присутствия. Отношение к Богу и богам не было для египтян лишь только вопросом обрядов и культов. Это был, прежде всего, образ жизни, состояние души и сознания. Почитать Бога означало нести его в своем сердце, слышать его голос и пытаться заслужить его милость и благословение своими благими мыслями и действиями.

7 слайд

Созидающее Солнце - РА РА. Это Созидающее Солнце, порожденное «He-Вещью», связывается также с птицей Бен-Бен, одним из образов птицы Феникс, погибающей после каждого временного цикла и возрождающейся из собственного пепла, как жизнь из смерти. Атум-Ра породил первую пару богов: Шу (Воздух) и Тефнут (Пространство); от этой пары рождаются Геб (Земля) и Нут (Небо). Нут изображается расположенной над Гебом, они соприкасаются только пальцами ног и рук, таким образом, создавая свод между небом и землей, где действует Ветер Шу. У Геба и Нут родилось четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида, описываемые как создатели людей.

8 слайд

ОСИРИС ОСИРИС. Одно из наиболее важных божеств египетского пантеона. Осирис - солнечный и небесный бог; его цвет - голубой с красным или ярко-желтым. Его одежда - белые пелены, напоминающие о мумификации, на голове корона Верхнего и Нижнего Египта, в руках - плеть и крюк, символы наказания и притяжения, строгости и любви. На лбу у него находится урей, изображающийся в виде кобры, - символ, означающий власть над жизнью и смертью, внимание или пробужденное сознание.

9 слайд

ИСИДА ИСИДА. Исида - сестра и супруга Осириса. Она изображается на темном (обычно темно-красном) фоне, напоминающем животворящую кровь. Как аспект Космической Матери, Исида является Праматерью, божеством Любви, порождающим Жизнь. .

10 слайд

АНУБИС АНУБИС. Также является одним из древнейших божеств; изображается с человеческим телом и головой собаки или шакала, или непосредственно в виде шакала, иногда склоненного над ларцом и стерегущего папирус так называемой «Книги Мертвых». Этот бог - проводник душ; он руководит душами, покинувшими тела и душами посвященных, закончившими человеческий этап эволюции.

11 слайд

БАСТЕТ БАСТЕТ (Баст). Богиня-кошка, покровительница города Бубастис, родственная May, Космической Кошке, чьим глазом является Луна. Бастет - Божество ночных чар, в физиологическом ключе представляет сексуальность, а в психологическом - деятельность Души в момент смерти.

12 слайд

ХЕПРИ или СКАРАБЕЙ –рождающееся Солнце. НЕХБЕТ. Богиня-коршун ПТАХ. Древний бог огня

13 слайд

Символы в Древнем Египте Скарабей - один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Считалось, что маленький жук повторяет путь Солнца: подобно тому, как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения жизни во всем сущем, скарабей перекатывает свой шар с яйцами с востока на запад, пока зародыши не созреют и не родятся на свет. Египтяне отождествляли этот шар с яйцами с Солнцем - огненной сферой, несущей в себе зародыш всего живого.

14 слайд

ЛОТОС Священный цветок древних египтян, символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Этот образ пронизывает все египетское искусство, начиная от лотосовидных капителей храмовых колонн и заканчивая миниатюрными туалетными сосудами и ювелирными украшениями.

15 слайд

АНХ Один из самых известных египетских символов, Ключ Жизни, древнейший символ. Анх состоит из нескольких элементов: вверху изображался круг - символизирующий солнце, мир божественный, а также вечное возвращение всех вещей, Вселенную, единую в непрерывном вращении. Под ним горизонтальная линия - горизонт, над которым изображено восходящее солнце, еще ниже изображалась вертикальная линия, символизирующая путь к божественному свету, который должен пройти каждый ученик.

16 слайд

УДЖАТ Уджат - «Глаз Света», «Око Гора». По легенде Гор в битве с Сетом теряет свой физический глаз и получает от бога Тота глаз Уджат - глаз тайного сокровенного зрения души. Уджат является символом или принципом жертвы, позволяющей человеку двигаться по Пути. Он изображался в виде ока со слезой и спиралью под ним. Слеза символизирует жертву, а спираль - путь приобщения к Тайнам Вселенной, как напоминание о том, что лишь через жертву и отдачу человек может постичь сокровенные Тайны Природы.

17 слайд

ДЖЕД Джед - означает «твердость», «прочность», «неизменность», «постоянство». Колонна стабильности. Символ, связанный с поиском и нахождением внутреннего центра, умением подчинять четыре плана персоны единой действующей воле.

18 слайд

СИМВОЛЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Узел Исиды Один из атрибутов великой богини Исиды, представляющий пряжку ее пояса. Исида является покровительницей любви, и поэтому этот символ означает отказ от эгоизма, закон любви и отдачи. Также узел Исиды символизирует соединение неба и земли благодаря чистоте души, открывающей невидимую сторону вещей и явлений. Крюк и плеть Крюк и плеть - атрибуты фараона. Крюк символизирует умение привлекать и удерживать, выбирать лучшее, стоять на защите справедливости. Плеть фараона символизировала отсечение худшего, темного. Собек Собек - крокодил, охраняющий проход, охраняющий врата и пожирающий все временное и преходящее. Символ Собека часто связан с прохождением через испытания, с выбором. Корона Верхнего и Нижнего Египта Двойная корона символизировала верховную власть над Верхним и Нижним Египтом и одновременно была символом объединения высшего и низшего ума, двух принципов, двух сторон существования.

19 слайд

ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Культ мертвых – так принято называть духовную основу всей художественной культуры Древнего Египта. Любое творение египетского мастера, будь то дворец, скульптура или песнопение, служило главной цели: обеспечить благополучное существование человека после смерти, а точнее – бессмертие, победу над временем, неумолимо уничтожающим все сущее.

20 слайд

21 слайд

Одним из семи чудес света считали пирамиды, горделиво вознесшиеся на западном берегу Нила (ныне Гиза близ Каира). Конструкция пирамид отличается строгостью и рациональностью и соединяет в себе квадрат в плане и равнобедренные треугольники сторон, сходящиеся в верхней точке. Они были построены в 28 веке до н.э. из тесаных каменных глыб способом кладки, который разработал Имхотеп – египетский архитектор. На фото: пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин). Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена).

22 слайд

23 слайд

Расположение пирамид и Большого Сфинкса на плато Гиза: 1 – пирамида Хеопса; 2 – пирамида Хефрена; 3 – пирамида Микерина; 4 – Большой Сфинкс; 5 – храм Сфинкса

24 слайд

ПИРАМИДА ДЖОСЕРА Пирамида выдающегося военачальника и основателя III династии фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха - создателя Вселенной, покровителя искусств и ремёсел. В конструкции пирамиды Джосера, которую обычно называют «матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооружений - гигантские размеры, пирамидальная форма, использование именно камня как строительного материала. Эти особенности позднее получили развитие в пирамидах фараонов IV династии.

25 слайд

ПИРАМИДА ХЕОПСА Пирамида Хеопса (самая большая пирамида) - построена в XXVII в. до н. э. Её создатель - племянник фараона Хемиун. Пирамида (высотой около ста сорока семи метров, со стороной основания двести тридцать три метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн. Они удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведёт в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошённым саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

26 слайд

БОЛЬШОЙ СФИНКС (XXXII в. -XXIV в. до н. э.) Большой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров - вырубленное в основной своей части из скалы изображение льва с человеческим лицом (сакральный образ фараона Хефрена) Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV (XV в. до н. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина, просившего освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос IV исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне.

27 слайд

Изобразительное искусство Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерна тесная связь с религиозным культом. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными образами были образы царствующих фараонов. С начала III тысячелетия до н.э. сложился определенный канон в трактовке образа фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки, ноги и торс). В изображении простолюдинов преодолевается сковывающее влияние канонов, в результате чего образы становятся индивидуальными. Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Постепенно выработался его канон: главный "герой"изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Все фигуры обычно раскрашивались. Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на них воспроизводились сцены из повседневной жизни: ремесленники за работой, крестьяне за пахотой, торговцы на рынке, судебные разбирательства и т.п. Большого мастерства египтяне достигли в изображениях природы - пейзажей, животных и птиц. Ярким примером являются росписи гробниц номархов в Бени-Хасане, относящиеся ко времени Среднего царства.

28 слайд

29 слайд

В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 - около 1351 гг. до н. э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон - само сияющее на небе солнце. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято условно обозначать в искусстве - как амарнский стиль. На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона). Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцового (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находились Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных колоннад располагались большие, открытые солнцу дворы с жертвенниками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явлений», в котором по торжественным дням фараон представал перед своими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона и его жены Нефертити, многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией и позолотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изображали бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около тридцати восьми лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, чтобы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Правление Эхнатона, которое длилось всего около семнадцати лет, в масштабах тысячелетней древнеегипетской истории подобно мгновению, яркой вспышке. После смерти фараона-реформатора был восстановлен культ Амона-Ра. Один из преемников Эхнатона - Тутанхамон - вновь сделал Фивы столицей. Тем не менее искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египетской культуры.

30 слайд

Образ царицы Нефертити Среди мастерских Ахетатона наиболее известна мастерская начальника скульпторов Тутмеса - по-видимому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали. Ворвавшиеся в мастерскую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Нефертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совершенной красоте царицы: гармоничности её точёных строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посадке головы. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский убор синего цвета.

31 слайд

Статуя писца Каи (3 тыс. до н.э.) Царевич Рахотеп XXVII век до н. э. Статуя фараона Аменемхета III (19 в. до н.э.)

32 слайд

33 слайд

34 слайд

Храм царицы Хатшепсут Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини любви, музыки и танца, глубоко почитался египтянами. Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царствования не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. Храм в Дейр эль-Бахри - выдающийся памятник древнеегипетского зодчества - построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделённый огромной государственной властью. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Храм расположен на трёх террасах, соединённых пандусами (наклонными площадками) и обрамлённых столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пупт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья.

35 слайд

Храмы Луксора и Карнака Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Реc и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к величайшим созданиям древнеегипетского зодчества, строились начиная с XVI в. до н. э. в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались подчёркнутой монументальностью. Пилоны обрамляли входы в храмы. Расположенный вдоль берега Нила храм в Луксоре почти целиком воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Великолепны дворы Луксора, окружённые могучими золотистыми колоннами в виде папируса. Храм Амона. XV в. до н.э. Луксор.

36 слайд

Луксор. Гигантские статуи Аменхотепа III, известные как «колоссы Мемнона». Храм Амона.

37 слайд

В древности Ипет Рес и Ипет Сут были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии. Храм Амона. XV-XIII вв. до н.э. Карнак

38 слайд

Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов - совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога Амона), расположенных на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов XV-XIII вв. до н.э. Карнак

39 слайд

Гипостильный зал. Фрагменты. XV-XIII вв. до н.э. Карнак На высоких деревянных мачтах, прикреплённых к пилонам, развевались флаги. Вход вёл в открытый двор, окружённый стенами, колоннами и статуями. Через узкий вход попадали в гипостильный зал. Гипостильный (от греч. «хипостилос» - «поддерживаемый колоннами») зал Карнакского ансамбля (XVI-XII вв. до н. э.), в котором более ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Центральный проход, обрамлённый колоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены жёлтыми звёздами и парящими священными коршунами. Из гипостильного зала можно было пройти в маленькое тёмное святилище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время общенародного многодневного весеннего праздника Амона изваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.

42 слайд

43 слайд

Абу-Симбел Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари - они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческого роста. Всё архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее власти и силы. Малый храм, более простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоящими в глубоких скальных нишах статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, которой храм посвящался. Расположенный у воды храмовый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами - торжественный и наивно-поэтический мотив в скульптуре Египта - приветствовали бога солнца Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окрашивались красками утренней зари. Два раза в год, 22 февраля и 21 октября (по другой версии, один раз в год - в день рождения фараона), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной шестьдесят пять метров, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и фараона Рамсеса II.

44 слайд

Гробница Тутанхамона Они увидели богато украшенные ложа и складные походные кровати, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, двухколёсные позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них находилась и статуэтка бога Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из чёрного дерева, инкрустированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом. Среди открытий XX в. подлинной сенсацией стала находка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Её нашли археолог Говард Картер (1873- 1939) и лорд Корнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Сокровища Тутанхамона вызвали такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие. Давно исследованная, суровая, палимая солнцем Долина царей как будто не оставляла никаких надежд на новое открытие. Только небольшой участок земли у подножия ранее открытой гробницы Рамсеса VI был нетронут. Именно здесь экспедиция Картера обнаружила те знаменитые двенадцать ступеней, которые вели вниз, к замурованной двери с печатью Тутанхамона. В гробнице побывали грабители, но по неизвестной причине унесли лишь немногое. Когда археологи подошли ко второй запечатанной двери, для них наступил самый волнующий момент - и ожидания не обманули учёных.

45 слайд

Саркофаг фараона Тутанхамона из гробницы в Фивах. Почти всё помещение погребальной камеры, расположенной справа за третьей запечатанной дверью, занимал огромный обитый листовым золотом ящик с большой двустворчатой крышкой. В нём один в другом находилось несколько саркофагов. В последнем, из чистого золота, весом более ста десяти килограммов, находилась мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице. Мумия была буквально с головы до ног осыпана драгоценностями - от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного искусства. Исследователи мумии установили её портретное сходство с золотой маской фараона. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок до сих пор производят ошеломляющее впечатление.

46 слайд

Тутанхамон (около 1400-1392 гг. до н. э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь фараона Эхнатона и царицы Нефертити, выросли при царском дворе в Ахетатоне (ныне Амарна). Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы, изменить имена (Тутанхамон стал именоваться Тутанхатоном), возродить старые культы, в придворном искусстве сохранились традиции Ахетатона. Прекрасны изображения молодого царя в скульптуре, в росписях на драгоценных ларцах, в золотых статуэтках на священной ладье и на спине чёрного леопарда. Царь и царица, которым, возможно, чуть больше четырнадцати лет, часто изображены вместе. Они связаны, как Эхнатон и Нефертити, чувством взаимной нежности. Прелестная Анхесенамон угадывается в статуэтках четырёх богинь, охраняющих ковчег с канонами (алебастровыми сосудами для хранения внутренностей) фараона. Один из шедевров парадной мебели - изготовленный из дерева трон Тутанхамона.

48 слайд

Египетской цивилизации удалось победить пространство и время, выжить и возродиться, пройдя через мрачные эпохи варварства и безумия, дать отпор своим завоевателям именно потому, что она сумела воспитать подлинных великанов духа, ума и сердца. Несмотря на все удары судьбы, которые выпали на ее долю, Мудрость Египта не исчезла с лица земли. Загадочным, удивительным образом возвращаясь из глубин веков, она до сих пор продолжает жить, оставаясь актуальной для человека любой эпохи. Нет сомнения, что именно она остается самой великой тайной египтян.

Ипет-Исут, Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ипет-Реc, Луксорский храм - развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Карнакский храм

Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.

Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

Центральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны (фото реконструкции справа) с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченные изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.

  • Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
  • Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

храмовый комплекс в Карнаке При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей . Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Луксорский храм - Храм Амон-Ра

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.

Со временем, Луксорский храм пришел в упадок и был занесен слоем песка, мусора и грунта , из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен.

На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.

Сюрпризы раскопок не прекращаются и в наше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконструкции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

Карнакский храм и Луксорский храм - это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности "Города живых" и "Города мертвых" . Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь - Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье "Луксор Город мертвых - Долина Царей и храм царицы Хатшепсут".

Факты о Луксорском храме Амон-Ра

  1. Декоративное убранство . Колонные и стены гипостиля были украшены многоцветными рельефами со сценами подвигов царей, битв и религиозных обрядов. Портреты фараонов дошли до нас искаженными или стесанными, а иероглифы, обозначавшие их имена, были переписаны фараонами последующих династий. Таким способом каждый новый правитель стремился увековечить память о своем роде и возвеличить себя самого.
  2. Пилоны . Для возведения массивных башен (пилонов) каменные блоки втаскивали наверх по насыпи из земли и кирпича, покрытой илом. Такая насыпь сохранилась у центральной части наружного пилона, оставшегося незаконченным.
  3. Аллея сфинксов . Вдоль дороги, ведущей от причала к пилонам входа, сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов с телом льва и головой барана (священного животного Амона). В дни праздников по аллее проносили статую Амона, царя всех богов. Торжественная процессия сопровождала божество до пристани – там начиналось ритуальное плавание по Нилу до храма в Луксоре и обратно.
  4. Центральная ось . Главные залы и дворцы располагались симметрично вдоль дороги, ведущей к святилищу. После завершения работ вокруг храма возводили ограду. К ней пристраивали ворота, устанавливали памятные знаки.
  5. Строительство . Каждую новую часть сооружения засыпали землей, создавая площадку, куда поднимали каменные плиты и балки. После завершения работ постройку откапывали, и ее архитектурные формы представали взору зрителей.
  6. Волшебный зал . Огромный колонный зал перекрывала каменная крыша. Синие потолки были расписаны желтыми звездами и парящими коршунами. Свет проникал через решетки центрального нефа. Диаметр каждой из 12 колонн, поддерживавших свод – 3,6 метров. За ними располагались еще 7 рядов по 9 колонн. Уходя в полумрак, этот каменный лес создавал впечатление бесконечного пространства.
  7. Наружный пилон . К наружному пилону (высота 42,6 м) прикреплялись мачты из корабельного леса. На них развевались огромные флаги, и вход в храм был виден издалека.
  8. Наружный двор . Возле павильона фараона Тахарки (не сохранился) останавливалась основная часть торжественной процессии: пройти внутрь могли только посвященные.
  9. Внутренний двор . Входом во внутренние дворы служили пилоны, перед ними устанавливали обелиски.
  10. Священное озеро . Искусственное озеро на территории храмового комплекса играло важную роль в ежедневных обрядах купаний и омовений. В нем также разводили водоплавающих птиц для церемонии жертвоприношения.
  11. Святилище . В глубине храма находилось маленькое темное святилище со статуей бога. Амона, стоявшей на ладье.
  12. Садовый павильон . В старейшей части комплекса находился Садовый павильон фараона Тутмоса III. Его стены были расписаны изображениями животных, птиц и растений.
  13. Обелиск царицы Хатшепсут . Обелиск из асуанского гранита с верхушкой, облицованной электром (сплав золота с серебром), доставили в Карнак на барже. С помощью насыпей и рычагов его опустили в вырытую в песке яму. Высота мемориального сооружения – около 30 метров.

Родился в Фивах в 1388 году до н.э. Сын Тутмоса IV и его средней жены царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа). Родился в династии Тутмосов, правивших Египтом к этому времени уже 150 лет.

Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, - ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.

Первые годы правления царя, естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери - царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везиром.

С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул "главной супруги", а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп пренебрег обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тэйе была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.

В начале царствования Аменхотепа Египет находился на вершине своего могущества. С царями Митанни, Вавилонии, Кипра существовали дружественные отношения, поэтому правление Аменхотепа было на редкость мирным. Лишь однажды Аменхотеп предпринял поход в Нубию, для подавления вспыхнувшего там восстания. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте высеченным на скале между Асуаном и островом Филэ. Несмотря на утверждения - "В пятом году вернулся царь назад. Он восторжествовал в этом году в первом походе своём, совершенном через презренную землю Куш. Он поставил границы по воле своей. Ни один царь не сделал ничего подобного, исключая его, смелого фараона, надеющегося на свою силу (то есть Аменхотепа III)" - царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, "Царского сына Куша". Под надписью помещены имена шести побеждённых народов юга, в числе которых земля Куш.

Кажется об этом же походе повествуеют плохо сохранившаяся надпись в Бубастисе и стела царского сына Куша Меримоса, которую он установил в Семне, у 2-х порогов, от имени царя. Все началось с восстания "презренного враждебного Куша" под руководством некоего вождя Ихени, "хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра (тронное имя Аменхотепа III), лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом". Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями. Меримос навербовал армию среди нубийцев Северной Нубии. Эта армия должна была действовать вместе с войском фараона, что доказывает, до какой степени успела египетизироваться Нижняя Нубия. В годовщину празднования 5-го года восшествия на престол Аменхотепа, в стране Ибхета, лежащей выше 2-х порогов, произошло сражение с мятежниками. Последние были разгромлены. Египтяне убили 312 и взяли в плен 740 нубийцев. После наказания жителей окрестных областей, с целью предотвращения дальнейших случаев неповиновения, Аменхотеп отправился на юг. Бубастисская надпись сообщает, что египетские войска достигли "высот Хуа" (местоположение неизвестно, но эти высоты фигурируют в списках рядом с Пунтом и находились, вероятно, далеко на юге), где расположился лагерем в стране Унешеи, к югу от Хуа. Это был крайний пункт движения Аменхотепа на юг. Водрузив свою пограничную плиту у неких "вод Хора", чего, якобы, не сделал никто из его предшественников, и, собрав большое количество золота в стране Караи, Аменхотеп возвратился в Египет. Этот "первый победоносный поход" Аменхотепа был, по-видимому, и единственным, в котором он участвовал. Да и не вполне ясно, кто, собственно, руководил походом, он сам или Царский сын Куша Меримос.

Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке, Аменхотеп возвёл ещё один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона - богине Мут. Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) - одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - два брата близнеца Хори и Сути.

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название "Дом Ликования", не без основания связывают с празднеством "тридцатилетия царствования" (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело. Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые "колоссы Мемнона", каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапу. Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м.

Источником столь обширной строительной деятельности Аменхотепа, были несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам -- царям Митанни и Вавилона, причём последние были уверены, что золота в Египте столь же много, как песка в пустыне. В правление Аменхотепа наблюдалось процветание торговли, также приносящей огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания), со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

В конце царствования Аменхотепа начались волнения в азиатских владениях Египта, так называемое народное движение хапиру - изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы. Хапиру выступали против царской власти вообще, и против фараоновской в особенности. В это время в горах, между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру, основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта из осторожности прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентом систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине. Кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов. Египетские наместники Амурру не сразу обнаружили враждебный характер деятельности Абди-Аширты, в результате чего он сумел значительно расширить свои владения.

В 70-х годах XIV века до н. э. на севере для Египта возникла новая опасность. Окрепшее Хеттское царство стало претендовать на гегемонию в районе Сирии и Верхней Месопотамии. Хетты вторглись во владения союзника Аменхотепа митаннийского царя Тушратты. Тушратте удалось изгнать их, и он даже послал Аменхотепу колесницу, пару лошадей и двух рабов в виде подарка из числа добычи, доставшейся ему от хеттов. Но египетские провинции в Сирии не были пощажены. Акиззи, вассальный царь Катны писал фараону, что хетты вторглись на его территорию в долине Оронта, унесли изображение Амона-Ра с именем Аменхотепа III, и, уходя, сожгли город. Нухашше, лежащее дальше на север, постигло подобное же нападение, и его царь Адду-Нирари написал отчаянное письмо фараону с уверениями в преданности и просьбой помочь против нападавших. Аменхотеп ограничивался посылкой небольших частей войска. Видимо, для поддержки в борьбе против хеттов наметился брак Аменхотепа с дочерью царя страны Арцавы Тархундарадуса.

Также неспокойно было и внутри страны, где сталкивались интересы двух могущественных группировок: столичной и местной номовой знати с одной стороны и новых социальных слоев и выдвинувшейся из их среды новой служилой знати - с другой. В 30-ю годовщину царствования Аменхотеп III назначил своим соправителем своего сына Аменхотепа IV. Под конец жизни Аменхотеп III сильно потолстел и страдал каким-то тяжелым недугом. Для исцеления от него митаннийский царь Тушратта послал своему египетскому "брату" идол богини Иштар Ниневийской, с вежливой просьбой вернуть его потом обратно. Царица Тэйе сохранила своё необычайное положение рядом с фараоном вплоть до его кончины, несмотря на то, что Аменхотеп был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях. Бывает, что на одной и той же надписи стоят рядом имена Аменхотепа, "жены царя" Тэйе и их дочери, "жены царя" Ситамон (Си-Аманы "Дочери Амона").

Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.