Кто такая блудница Раав? Блудница герой веры.


Блудница герой веры

Сегодня мы будем говорить о женщине, которая не только заслужила честь

быть на страницах Святой книги Библии, но стала героем веры. Добилась она этого не только добрыми делами, или сокрытием Израильских соглядатаев-разведчиков, а еще и твёрдой верой. Она входит в первую десятку заслуженных мужей Божьих, таких как Енох, Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Иаков, Йосиф, Мойсей, и И.Навин . Секрета здесь никакого нет. «Верою Раав, блудница, с миром принявши соглядатаев и проводивши их другим путем , не погибла с неверными». Раав спасена от явной смерти.

Библия правдивая книга, она называет вещи своими именами и не обходит не удобные вопросы и моменты, чтобы их сгладить или упустить. Она говорит, что Раав,- блудница, женщина, которая торговала своим телом за деньги.

Раав, была владелицей постоялого двора т.к. содержателями гостиниц в то время

были женщины.В их «сервис» (обслуживание),входила и стоимость постоялого

двора и не было столь зазорным, как и в наше время. Сегодня это уже считаетсяпрофеc сией.Во истину, то что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было (Еккл.3:15);

Но Библия говорит и следующие слова: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у

того нет ума; тотгубит душу свою, кто делает это» (При. 6:32).

ИЕРИХОН маленький городок, место для ночлега у Раав, возможно было в городе

единственным, приспособленным как гостиница для гостей. Соглядатаи Иисуса Навина прибыли к Раав, как порядочные люди, без каких-либо побочных целей и мыслей.

Хотя мы видим во всем этом чудный промысел Божий. Бог имел ввиду Свою цель: сохранить родословную линия Сифа, о чём я скажу ниже.Мы уже знаем, что были посланы два соглядатая, но не по повелению Божьему и в тайне от народа. Почему? Чтоб избежать тяжелых последствий, как уже было ранее. Мойсей послал 12 соглядатаев (Чис.13:3) и они сами не поверили в успехе войны. Они распространили ложную информацию, народ возроптал и Бог сказал, что никто из вышедших с Египта не войдёт в обетованную землю. Вошло только двое: И.Навин и Халев.

Когда прибыли юноши, СРАБОТАЛА контр разведка,- царь услыхал, что прибыли шпионы и требует их немедленной выдачи, поймать и арестовать. Раав, идёт на явную смерть, если её разоблачат. Она поняла планы своих гостей и решила скрыть их на кровле, в снопах льна, которые сушились после жатвы. Открытая ровная крыша дома не очень подходящее место для укрытия людей, далеко видно. Но, в Раав, все иначе, её дом стоит в двойной городской стене и находится выше остальных, поверхность крыши не видна с улицы.

Раав , хитростью отсылает разведчиков царя и ведет переговоры с Израильтянами, читаем в И. Нав. 2:9-11(читать обязательно). Одновременно, она заботится о своей

собственнойбезопасности и хочет использовать для этого своих гостей. Но, главное

не в этом. Она уже поверила в Бога Израилева, она верит, что её народу нет ни малейшей возможности удержать израильтян за стеной. Она поступает по вере, которую имеет, через победы, дарованные Израилю самим Богом до этого. Она говорит мы знаем , мы уверенны, что победа будет за вами ибо наши сердца растаяли...

Стоит законный важный вопрос, чем спаслась Раав делами или верой ? Некоторые говорят, что Раав - делами спасена, она сделала важное дело для соглядатаев укрыв их от смерти. Давайте прочитаем это место И.Навина 2:9-11 «И сказала им: Я знаю , что Господь отдал землю сию вам; ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость. Ибо мы слышали , как Господь изсушил перед вами воду Чермного моря…..»Я знаю, и мы слышали, да вера от слышания, а слышание от Слова Божья .Раав доверилась соглядатаям, мужамБожьим, а также Господу.Далее мы видим, она берет клятву, от них, что они сохранят жизнь не только её, но и всему дому ея. (И.Нав.2:12-13).

«Красная вервка Раав», говорят некоторые, это красный фонарь её профессии был знаком спасения. Другие говорят , что красный цвет указывает на более отдаленную перспективу, искупительную жертву Нашего Господа Иисуса Христа. Но, что бесспорно, так это то, что красная верёвка , это ясный договор между союзниками, между евреями и язычницей, которых она приняла.

Она действует быстро и решительно, как только мужчины ушли, она сразу привязывает к своему окну красную веревку и уверенна, что её дом узнают среди других, не пройдут мимо,она будет спасена. Она принимает свое дело в серьез и это угодно Богу. Позже Иисус Христос скажет. «Сыны века сего догадливее Сынов Света в своем роде» (Лк.16:8).

Неделю спустя , Бог повторяет чудо «Чермного моря, Израильтяне проходят Иордан как по суше. Раав в это время могла видеть чудо, ибо город Иерихон расположен напротив. Она видела толпы израильтян, молчаливо обходящих город вокруг. Воротагорода крепко заперты, ни войти, ни выйти невозможно. Только сверхестесственное вмешательство могло привести к падению такого города – крепости , как Иерихон.

Раав, время от времени проверяет, видна ли красная верёвка на окне, не сдул ли её ветер от этого зависит её жизнь и жизнь всей родни. С каждым обходом города (один раз в день) напряжение внутри и вне стен нарастало. Внутри смотрят на это со страхом и трепетом, что будет дальше? Только в одном доме мир и покой. Здесь царит НАДЕЖДА и ДОВЕРИЕ, ибо заключен союз с народом Божьим.

Когда 7 священников с 7-я трубами обходят город 7 раз, (число Божественной полноты) по указу И. Навина народ восклицает, и трубы трубят . Происходит что-то невероятное, земля трясется, стены города стоявшие веками, обрушиваются и внезапно рухнули, город открывается. «Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении.» (И.Нав.11:30). Народ поверил и Бог совершил чудо. В Евр.11:31 Иаков говорит: «Верою Раав-блудница не погибла с неверными» Она была спасена от физической смерти.

Верою пали стены Иерихона, но через ту же веру часть стены продолжает стоять . Что там прочнее фундамент ? Нет, вера и договор удержали стены дома Раав, это Божье вознаграждение за доверие Ему.Вера Раав так сильна, что убедила всю семью переселиться в её дом. Никто из них не погиб, ибо с ними был Бог Израилев .

Личность Раав, эта молодая женщина была большой грешницей, она обезображена грехом прелюбодеяния, душевные раны были глубоки, до этого, никакой чести и достоинствасреди людей не имела. Но Бог видел её плачущее и скорбящее сердце, которогокоснулся, особым образом Дух Святой. В Иакова (2:25-26) говорится, что она делами оправдалась ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ :

1.Вера без дел мертва, она узнается и подтверждается делами, которые видны всем людям. Такая вера способна идти на подвиги, рискуя жизнью, как Раав. Такая вера горы сдвигает.

2.Вера Раав, сильна и жива, потому Бог очищает её и освящает, спасая от явной

гибели, Бог и сегодня делает это и желает тебя спасти.

3.Вера Раав, позволила ей ПОПАСТЬв галерею ГЕРОЕВ ВЕРЫ: Авраама, Авеля,

Эноха, Мойсея, Сары, заметьте, всего две женщины в галерее (Сарра и Раав), среди целого ряда мужчин. Видимо они достойны этого. Но история этим не заканчивается, а только

1.Со своим ремеслом Раав , конечно покончила, раз и навсегда, она бывшая хозяйка благопристойного дома. Она бывшая хозяйка гостинницы, можно сказать публичного дома, становится другой женщиной, полностью доверившейся Богу Израилеву.

2.Раав- язычницу приняли в Иудейское общество (народ), и она выходит замуж за Салмона, это сын Вооза, который женился (Вооз) на Руфи (язычнице). Руфь вышла замуж за родственника Ноемини Ввоза, их сын Овид стал отцом Иессея , а тот стал отцом Давида.

3.Бывшая блудница Раав, входит в родословнуюИисуса Христа (Мт.1:5) (Арам родил Вооза от Раав; Вооз родил Овида от Руфи, Овид родил Иессея)

У Бога нет ничего невозможного и нет лицеприятия. Он оправдывает также беззаконников

и таких падших, казалось бы достойных только гиены огненной, какой была Раав.Благочестивая линия проходит через всю Библию :

Вместо двух сыновей Каина и Авеля, не оправдавших надежд, один убийца, другой хранитель веры и благочестия Авель убит. Бог дарует Адаму и Еветретьего сына СИФ, что в переводе означает утверждение, основание, возмещение . СИФ становится патриархом допотопного мира, столпом на котором утверждается истинная вера. А уже ЕНОС -переводится как слабый, хилый, немощный, смертный . Это друзья мои, указывает на духовное смирение и покорность благочестивых сефитов в проьтивоположностьгорделивым, самомнимым и агресивным Каинитам.Именно во дни СИФИТОВ начали призывать Бога как Иегову. Это дало право называть их сынами Божьими. (Быт.6:1-2) Но очень скоро эти две родословные линии опять начали смешиваться, стирая грань между добром и злом. (сыны Божьии стали брать дочерей человеческих). (Ин.1:12 и 1Ин.3:1-2) читать . Тогда Бог раскаялся, что создал человека и уничтожил всемирным потопом. Но, спаслась одна семья (8 душ): Ной, три сына СИМ, хам и Иафет.

Итак, через целый лабиринт человеческих душ и судеб, Бог сберег благочестивую линию и снова, из трёх сыновей Ноя избирает СИМА (отсюда произошли симиты и Божий избранный народ. В это число вошла язычница РААВ. Почему? Бог видел, что благочестивая линия избранников Божьих может прерваться. Во-истину чудны дела Твои Господи!Я хотел обратиться к тем, кто ещё не примирился с ИХ, вы можете сделать прямо сейчас. Выйти сюда наперёд сказать Иисусу несколько слов в молитве покаяния. Он простит и примет вас в число искупленных детей Божьих. КАКОЙ БЫ ВЫ ГРЕХ НЕ СДЕЛАЛИ, сию минуту вы можете получить прощение.

Она была первой женщиной-шпионкой в истории разведки. Свидетельство тому - её деяния, описанные в Библии


© Фото: en.wikipedia.org

В XVI в. до н.э., а может быть, и двумя веками позже (данные разнятся), начался исход евреев из Египта, где они 400 лет пребывали в плену. Согласно Библии, еврейский пророк и основоположник иудаизма Моисей сплотил израильские племена в единый народ и повёл его через Аравийскую пустыню в Землю Обетованную (от слова обет, обещание). Землёй этой, обещанной Богом Израилю, был Ханаан – «Страна пурпура», жители которой первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды.

«И сказал Господь Моисею, говоря:

Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них… …И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?

И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?

И какова земля, тучна ли она или тоща? Есть ли на ней дерева или нет? Будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда…»

Даже с современной точки зрения это – классический инструктаж для разведчиков, засылаемых в неприятельский тыл.

Двенадцать разведчиков – по одному из каждого колена Израилева – вёл еврей по имени Осия, сын Навина. Происходил он из колена Ефремова и был переименован Моисеем в Иисуса (став единственным человеком в Библии, который был одарен тем же именем, что и Христос) в знак того, что именно он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введёт в Землю Обетованную.

«И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней»… и рассказали Моисею: «пришли мы в землю, в которую ты нас послал. И, в самом деле, течёт она молоком и мёдом, и вот плоды её» - и в качестве доказательства они представили роскошные фрукты, среди которых были гранаты и смоквы, в изобилии росшие в той земле, и огромная кисть винограда, которую на шесте несли два человека. Но, рассказали разведчики, люди, живущие там, очень сильны, их города окружены толстыми и высокими стенами, и, что самое страшное, среди них есть исполины, сыны "от исполинского рода” Енакова … «и мы были в глазах наших перед ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их».

Описав, где какой народ живет в Ханаанской земле, разведчики, в конце концов, заявили Моисею, что израильтяне никогда не смогут овладеть ею. И только Иисус Навин и Халев, сын Иефонниин, сказали, что это возможно. Остальные десять хотели побить их за это камнями. Но тут вмешался Бог Яхве и осудил сомневающихся на скитания и смерть в пустыне. Что вскоре и произошло.

В течение всего странствования евреев чрез Аравийскую пустыню Иисус Навин был главным помощником Моисея, а после его смерти возглавил израильтян. Согласно знаменитому еврейскому историку и военачальнику Иосифу Флавию, Иисусу Навину было в то время 85 лет. Около 1550(?) года до н.э. он привел свой народ на восточный берег Иордана и расположился лагерем напротив Иерихона в долине Ситтим, в 6 или 7 милях от восточного берега Иордана на полях Моавитских. Перейдя Иордан, Иисус Навин устроил свою штаб-квартиру на полпути между Иерихоном и Иорданом в древнепалестинском городе Галгале - первой стоянке евреев в Земле Обетованной. Отсюда до Иерихона – «города пальм», расположенного на правом берегу Иордана, было около пяти километров. Интересно, что примерно через полторы тысячи лет у того места, где Иисус Навин перешёл Иордан, Иисус Христос в возрасте 30 лет принял крещение от Иоанна Предтечи (Крестителя).

Соглядатаи

Иерихон был первым городом-крепостью, который преграждал израильтянам доступ в вожделенный Ханаан, и брать его с ходу Иисус Навин не решился. Город был окружён двойной стеной высотой 10 метров. Между стенами был проход в 5 м шириной. Внешняя стена была толщиной 2 м, а внутренняя - 4 м. Правда, стены эти покоились на не очень прочном фундаменте из полуметровых кирпичей толщиной 10 см., скрепленных грязью. Поверху обе стены соединялись надстройками из жилых домов, окна которых выходили внутрь крепости и на наружную стену.

Прежде чем приступить к штурму города, Иисус Навин решил провести разведывательную операцию, наподобие той, что предпринял в своё время Моисей, и собрать как можно больше сведений о противнике. Он тайно послал на разведку двух воинов, переодетых в ханаанские одежды. Под покровом ночи они вышли из лагеря в Ситтиме, переплыли Иордан, и утром, дождавшись, когда откроются городские ворота, проникли в Иерихон, смешавшись с толпой торговцев и крестьян.

Весь день разведчики бродили по городу, расспрашивая его жителей о самых разных вещах и высматривая слабые места в его обороне, а когда надумали вернуться в лагерь, оказалось, что крепостные ворота уже закрылись.

В сумерках они отыскали единственный дом, куда мужчины могли входить после наступления темноты, не привлекая к себе внимания. Это был постоялый двор и одновременно бордель, хозяйкой которого была Раав. Дом этот, расположенный в надстройке, которая соединяла крепостные стены города, был чрезвычайно удобен ещё и тем, что его окна выходили как раз на наружную сторону внешней стены.

Не исключено, что в случае необходимости искать убежище именно в этом доме посоветовал разведчикам сам Иисус Навин. Он мог познакомиться и завербовать Раав ещё во время своей разведывательной миссии в земле Ханаанской, и на протяжении всего этого времени поддерживал с ней связь через своих агентов, получая нужную ему информацию.

Ничего невероятного в этом нет. Ведь согласно Талмуду, Раав была одной из четырёх красивейших женщин на свете. Особым благонравием она не отличалась, любила повеселиться и с удовольствием принимала у себя не только приближённых к царскому двору, но и богатых купцов и знатных путников. Так что её знакомство с Иисусом Навином было вполне возможным.

Раав прекрасно знала о панических настроениях, царящих в городе и его окрестностях. Об этом каждый день говорили женщины, собиравшиеся у колодцев – традиционном месте обмена новостями, и ночевавшие у неё в доме постояльцы.

По слухам, которые наводили ужас на жителей Иерихона, израильтянам помогал их великий Бог Яхве. Он сам шёл пред ними, указывая путь в пустыне, днем в "столпе облачном, а ночью в столпе огненном”. (Исх.40:36, Чис.9:17 и дал.).

По его повелению воды Чермного (Красного) моря расступились и пропустили Моисея и ведомый им еврейский народ, а затем снова сомкнулись и погубили войско фараона, которое гналось за ними.

Он помог израильтянам одержать победу над аморейскими царями - Сигоном, который царствовал в Евсевоне и не разрешил израильтянам пройти через его земли, и великаном Огом, который царствовал в Васане. Это его подданные - сыны "от исполинского рода” Енакова - навели своим видом сильный страх на соглядатаев, посланных Моисеем для осмотра Земли Обетованной: «и мы были в глазах наших перед ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их»… Со страхом шептались жители Иерихона о том, что великий Бог Израиля отдал еврейскому народу ханаанские земли, и вскоре этот грозный народ окажется у ворот города. И что нет никаких шансов воевать с ним и превозмочь его, потому что Сам Бог, Творец неба и земли ведет его!

Блудница, спасённая верой

Раав понимала, что её народ уже побеждён этим страхом ещё до сражения с израильтянами и потому обречён на смерть. И она отреклась от него. Первая и единственная в Иерихоне она приняла Бога израильтян в своём сердце и, желая спасти себя и своих родных, укрыла в доме разведчиков Иисуса Навина.

Но в городе нашлись наблюдательные люди, обратившие внимание на двух подозрительных чужестранцев, которые слишком активно расспрашивали жителей о самых разных вещах и сеяли панику среди населения, и в местные «компетентные органы» поступил донос. «Контрразведка» иерихонского царя работала эффективно и быстро установила, что вражеские лазутчики скрываются в доме Раав. Об этом было доложено царю, который велел немедленно послать туда стражников и арестовать соглядатаев.

Посланцы царя, которые, по всей вероятности, сами не раз бывали гостями весёлого заведения Раав, пришли к ней и передали царское повеление: "Выдай людей, пришедших к тебе, ибо они пришли высмотреть всю землю”. Женщина прекрасно понимала, что, спрятав соглядатаев в своём доме, она подвергает себя смертельной опасности, и если их обнаружат, то её казнят. Причём сразу же. Иерихонский царь славился быстрым правосудием, а преступление Раав было очевидно. Хладнокровная и хитрая, она разыграла удивление и заявила посланцам царя, что никого чужих у неё нет, а пришельцы, о которых они спрашивают, недавно ушли в сторону городских ворот. И добавила: "Гонитесь скорее за ними; вы догоните их”.

Сама же спрятала опасных гостей под снопами льна, разложенными для просушки на плоской крыше дома. Когда все утихло, Раав поднялась на крышу и взяла с израильских разведчиков клятву, что в обмен на её услуги она и вся ее семья будут защищены израильтянами, когда они возьмут город:

«Господь, ваш Бог, есть Бог на небе вверху и на земле внизу; итак, поклянитесь мне Господом, что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому моего отца, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых моего отца и мою мать, и моих братьев, и моих сестёр, и всех, кто есть у них, и избавите наши души от смерти». (Библия, Ветхий Завет, Книга Иисуса Навина).

Разведчики поклялись и сказали, чтобы Раав привязала червлёную (красную) веревку к окну, чрез которое они спустятся, как знак того, что этот дом и все его обитатели находятся под защитой израильтян. После чего Раав спустила их на верёвке из окна и сказала им: «идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие, и скрывайтесь там три дня, доколе не возвратятся погнавшиеся [за вами]; а после пойдете в путь ваш… Они пошли и пришли на гору, и пробыли там три дня, доколе не возвратились гнавшиеся за ними. Гнавшиеся искали их по всей дороге и не нашли.

Таким образом, два сии человека пошли назад, сошли с горы, перешли [Иордан] и пришли к Иисусу, сыну Навину, и пересказали ему все, что с ними случилось.

И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас». (Библия, Ветхий Завет, Книга Иисуса Навина. Глава 2, стих 24) И случилось то, что и должно было произойти. Как описано в Библии, стены Иерихона рухнули на седьмой день осады города Израилем, после звука «иерихонских труб», когда громко воскликнул весь народ израильский, выполняя тем самым повеление Бога Яхве.

Участь жителей была страшной: «…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом», а сам город сожгли. Пощадили только Раав и тех, кто укрывался в её доме…

Жестокость израильтян

Многих, кто впервые читает Ветхий Завет, и особенно - искренне верующих, поражает жестокость израильтян, уничтожавших целые города и народы и бесчеловечный характер Бога Яхве, повелевающего иудеям совершать страшные деяния, описанные в книге Иисуса Навина.

Понять причины подобной жестокости отчасти помогает открытие ирландского археолога доктора Роберта Александра Макалистера. В 1902 году во время раскопок в Палестине он обнаружил жуткие свидетельства языческих культов Ханаана. Это были человеческие жертвоприношения и в основном детские.

«В одной из пещер нашли многочисленные детские трупы. Они были захоронены в кувшинах. Всем этим детям исполнилось не более 8 дней. Ни у одного из них на теле не обнаружили какой-либо травмы или насильственной смерти. Только на останках двух младенцев были замечены следы обугливания. Наверно, их еще живыми втиснули в кувшины, в большинстве случаев головами вниз. Потом детей похоронили в „святом месте"… Речь здесь, безусловно, шла о „священных жертвах"»... «Остатки сожженных детей помещали в специальные урны и хоронили в особом святилище, которые современные ученые называют тофетом». (А. А. Опарин, «У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина»).

По свидетельствам греческих и римских источников, ханаане приносили детей в жертву Молоху - семитскому божеству финикиян и аммонитян, которому также поклонялись в древнем Израильском царстве (при Иезавели) и в Иудее.

Поклонялись Молоху евреи и в начале Исхода из египетского плена: «Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя» (Книга пророка Амоса. Поклонялись они ему даже во времена царя Соломона - то есть через 600 с лишним лет после Исхода: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» . Но среди евреев, в отличие от ханаанян, это явление не было повсеместным, потому что Моисей а, следовательно, и наследовавший его власть Иисус Навин выступали категорически против поклонения языческому божеству и уж тем более в такой извращённой форме. «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху, и не бесчести имени Бога твоего» .

В Библии говорится, что приговор за это преступление должен быть для иудеев очень суровым. «Скажи сие сынам Израилевым: кто...даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти, народ земли да побьет его камнями». Если двое свидетельствовали, что еврей нарушает запрет и отводит ребенка к жрецам Молоха, суд приговаривал его к побиению камнями.

Библия не указывает, как выглядел Молох, но это известно из семитских источников, в основном финикийских. Согласно этим источникам, Молох представлял собой медное изваяние человека с мордой тельца или собаки с протянутыми вперед руками, в которых на разной высоте он держал 7 сосудов (алтарей) для жертвоприношений. В каждый сосуд помещали живую жертву (чем выше сосуд, тем важнее жертва) и в седьмой – самого мальчика. Согласно другим описаниям, мальчика приносили в жертву на медном блюде.

Торс изваяния был полым и внутри его разжигался огонь. Перед изваянием сооружалось семь палат. Человеку, пришедшему принести в жертву птицу, велели делать это в первой палате, овцу — во второй, ягненка — в третьей, тельца — в четвертой, быка — в пятой, вола — в шестой; двери в седьмую, сокровенную палату — обиталище идола — предназначались для того, кто пришел принести в жертву собственного сына.

Действо жертвоприношения начиналось с того, что отец целовал идола. Затем жрецы разжигали огонь внутри изваяния и ждали, пока руки идола не раскалялись добела. Тогда ребенка клали на ладони Молоха, и его крики тонули в сопровождавших церемонию громких ударах жреческих барабанов. Жрецы Молоха устрашали и запугивали всех родителей тем, что если они не насытят идола, то он воспылает яростью и убьет всех остальных детей. Этого больше всего боялись женщины.

Возможно, что именно жертвоприношения новорожденных младенцев Молоху стали ещё одной причиной, по которой Раав отреклась от своего народа и перешла на сторону израильтян. Ведь она знала, что и Моисей, и Иисус Навин запрещают ритуальные убийства младенцев,

Блудница в ряду героинь веры

История блудницы Раав и спасённых ею соглядатаев, посланных Иисусом Навином осмотреть Иерихон, одна из наиболее известных в Ветхом Завете. Эти образы привлекали к себе взоры многих древних иудейских и христианских экзегетов - толкователей библейских текстов.

По Библии, Раав - блудница, спасенная Верой: "Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными ” (Библия, Новый Завет.

Но Раав не просто блудница, спасенная верой, а блудница в ряду героинь веры. Ведь с падением Иерихона её история не заканчивается. Она только начинается. Евреи ненавидели иноплеменников, а её - иноплеменницу и язычницу - не только пощадили, но и приняли в иудейском народе.

Согласно мидрашу (раздел устной Торы, который включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения, содержащегося в Письменной Торе), Раав, приняв иудаизм, вышла замуж за Иисуса Навина и стала праматерью пророчицы Олдамы, пророка Иеремии и пророка Иезекииля. Что, впрочем, многие толкователи Библии подвергают сомнению, поскольку, как свидетельствует Иосиф Флавий, Иисусу Навину было в ту пору 85 лет. С другой стороны, это может быть косвенным свидетельством того, что Иисус Навин действительно знал Раав ещё до падения Иерихона.

В отличие от мидраша, в Новом Завете говорится, что Раав (Рахав) вышла замуж за иудейского князя Салмона (считается, что он был одним из двух разведчиков, посланных Иисусом Навином в Иерихон) и … стала праматерью царя Давида и самого Иисуса Христа.

Награда

На сленге спецслужб термин «спящий» означает глубоко законспирированного агента под надёжным прикрытием, который был заслан в неприятельский лагерь или завербован непосредственно на месте и получил задание «залечь на дно» и потихоньку завязывать контакты в течение нескольких лет.

Таким образом, с точки зрения современных спецслужб библейская история блудницы Раав - это классический пример «спящего» агента, а Библия – первое документальное свидетельство успешной работы такого агента на вражеской территории, его спасения и вознаграждения за проделанную работу. И какого вознаграждения! Иноплеменнице выйти замуж за иудейского князя и одного из приближённых Иисуса Навина (или даже за самого Иисуса Навина) – это ли не высшая награда для бывшей блудницы и т айного агента.

) или Рахав , или Рехаб (надменность, гордость) - название прилагаемое к Египту в некоторых местах Ветхого Завета (Исх.51:9). Нет оснований думать, что это слово составляет собственно название Египта; по всей очевидности, оно употреблено здесь в иносказательном смысле для обозначения надменности, хвастовства и гордости Египтян. Мысль эта ясно выражена в кн. пр. Исаии, в словах: "сила их (или храбрость) - сидеть спокойно ", без дела (Ис.30:7), т.е. что они храбры только на словах и сидят постоянно без дела, и потому они не надежные помощники, чтобы у них искать помощи и подкрепления. В кн. Иова (Иов.9:13 , Иов.26:12) это слово употребляется о море и означает бушевание, волнение и как бы гордость и превозношение.

II. Раав или Рахав (широкий, обширный отсюда существительное: свобода) (Нав.2:1 ,3, Нав.6:16 , Мат.1:5 , Иак.2:25 , Евр.11:31) - одна из Иерихонских жительниц, обыкновенно называемая Раав-блудница . Некоторые полагают смягчить это оскорбительное название и называют ее содержательницею гостиницы. Раав слышала об Израильтянах и о милостях Божиих, во множестве оказанных им Господом, о победах одержанных ими над царями Аморрейскими, Огом и Сигоном, знала и о том, что и Иерихон должен быть достоянием Израильтян (Нав.2:8 ,11). Когда два соглядатая, посланные Иисусом Навином для исследования Обетованной Земли, пришли в Иерихон и остановились для ночлега в доме Раав, царь Иерихонский узнал об их приходе и их цели и послал отыскивать их. Раав скрыла их на кровле своего дома в снопах льна, находившихся на кровле, и затем в удобное время спустила их по веревке в окно за городскую стену, к которой примыкал дом ее. Следуя ее указаниям, соглядатаи скрывались три дня в одной горе и затем, благополучно перешедши Иордан, возвратились к своему стану. Раав и соглядатаи заключили между собою условие, что первая возьмет червленную веревку и прикрепит ее к окну, или к отверстию, через которое они скрылись, и когда город будет разрушен, то дом ее и все находящиеся в нем будут пощажены (Нав.2:17 ,23). Известие, полученное от Раав, побудило Иисуса Навина немедленно приступить к осаде Иерихона; когда же город был взят и сожжен, Раав и ее род были пощажены, согласно обещанию, данному соглядатаями (Нав.6:17 ,25). После сего Раав вышла в замужество за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида и Христа Спасителя (Мат.1:5). Вера Раав засвидетельствована два раза в Новом Завете, именно в соборном послании Иакова (Иак.2:25) и в послании ап. Павла к Евреям (Евр.11:31). "Раав блудница , пишет ап. Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?" И ап. Павел пишет: "Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными" .


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Раав" в других словарях:

    - (Рахава) (евр. Рахав): 1) (возм., ширина), иерихонская блудница, к рая укрыла двух посланных Иисусом Навином соглядатаев и оказала им помощь при побеге, попросив за это сохранить жизнь ей и ее семье. Соглядатаи пообещали ей это, предупредив, что … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (греч. ‘Ραάβ), Рахав (евр. râhâb, от корня rhb, «быть широким»?), 1) в иудаистической мифологии имя одного из чудовищ, с которым сражался Яхве (см. в статьях Иудаистическая мифология. Левиафан); 2) в библейском предании (Иис. Нав. 2, 1 21; 6, 16… … Энциклопедия мифологии

    Иисус Навин помиловал Раав. Гравюра Гюстава Доре У этого термина существуют и другие значения, см. Раав (значения). Раав (ивр. רחב … Википедия

    Раав - Блудница, жившая в доме, который примыкал к стене города Иерихона. Веря, что Бог отдаст Ханаан израильтянам, Раав спрятала у себя на крыше двух лазутчиков Иисуса Навина. За это лазутчики обещали пощадить Раав и ее семью, когда евреи захватят… … Подробный словарь библейских имен

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Раав - Ра’ав а) (широкая) (Нав.2:1 ,3; Нав.6:16 ,22,24; Иак.2:25 ; Евр.11:31) иерихонская блудница (см.), принявшая двух еврейских соглядатаев, посланных И.Навиным для осмотра Иерихона, и помогшая им скрыться, ибо верила, что город будет предан… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Раав - 1) Блудница в Иерихоне спаслась со всем своим домом от гибели, постигшей остальных жителей, потому что она из страха перед Богом Израилевым приняла соглядатаев, посланных Иисусом Навином (И. Нав. 2:1 и дал.; 6:16 и дал.; Евр. 11:31; Иак. 2:25);… … Словарь библейских имен

Иисус Навин - еврейский полководец, предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана, преемник Моисея. Один из великих и самых суровых военачальников в истории. Он известен тем, что собрал все 12 колен Израиля. Через Иисуса Навина Господь явил великие чудеса. Иисус Навин со всем народом перешел посуху реку Иордан, видел лицом к лицу Архистратига Михаила. При нем чудом, без боя, были разрушены стены Иерихона. Во время одного сражения с неприятелем Иисус Навин по повелению Божию продолжил день, остановив солнце до тех пор, пока не поразил врагов. Введя еврейский народ в Землю Обетованную после окончания войны, разделил ее между коленами израильскими. Его деятельность подробно изложена в «Книге Иисуса Навина». Происхождение Иисус Навин, первоначально носивший имя Осия, сын Нава, происходил из колена Ефремова и был его начальником. Моисеем он был переименован в Иисуса, когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен, в знак того, что он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введет в Землю Обетованную. Комментаторы Библии объясняют причину изменения имени молитвой Моисея, чтобы Иисус оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками. Иисус - современная церковнославянская транслитерация греческой формы Ιησούς еврейского имени ישוע (произносится [Йешу́а]), которое является усечением имени יהושע [Йеhошу́а], состоящего из корней слов «Йеhо́ва» - имя Бога в Ветхом Завете и «шу́а» - спасение. До церковной реформы патриарха Никона имя Иисуса писалось и произносилось с одной буквой «и»: «Iсус». Патриарх Никон изменил написание и произношение на «Iисус» с целью приблизить их к греческому варианту. Колена Израилевы - племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовавшие, согласно Священному Писанию, израильский народ. Иисус прозван Навин от имени своего отца, Нав или Нон. К имени Нав добавлен устаревший суффикс -ин что как и -ов указывает на принадлежность. Навин - притяжательное от имени Нав (Навин или сынНава). Иисус Навин был верным учеником и главным помощником Моисея во все годы 40-летнего странствования по пустыне, пока,после смерти последнего, к нему не перешла вся его власть.

Он сопровождал Моисея, когда тот восходил на гору Синай (Исх. 24:13 и Исх. 32:17), охранял в отсутствие Моисея скинию (Исх. 33:11), а также возглавлял израильтян в сражении с амалекитянами при Рефидим (Исх. 17:9–13). Он был в числе 12 шпионов, посланных Моисеем в Ханаан для сбора разведданных и изучения страны (Чис. 13:8,16). Предводитель еврейского народа После смерти Моисея Иисус Навин встал во главе своего народа, вместе с которым прошёл все испытания, все лишения пустынной жизни. Он имел непререкаемый авторитет и был признан большинством колен. Иисус Навин - суровый, непреклонный человек, он был истинным сыном своего века с его жестокостью, с его дикостью. В отличии от Моисея он не был пророком, однако был религиозным вождем, осознавая, что стоя во главе Израиля, он выполняет миссию, которую на него возложил Господь. Земля Обетованная Земля, которую обещал Господь народу Израильскому представляла собой гористую полосу, которая известна также под названием Палестины. Эта земля простирается вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов гор Ливанских на севере до Синайского полуострова на юге. Общая протяженность Палестины около 250 километров в длину. Ширина Палестины у истоков Иордана не привышает и 70 километров, но на юге эта ширина достигает 250 километров. Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан.

Палестина включает в себя широкий контраст рельефа и природных особенностей, которые нигде более не встречаются на земном шаре. Снежные вершины Ливана на севере смотрят на долины и пустыни юга, где палит солнце. В близком соседстве растут самые разнородные деревья – пальмы, любищие зной и дуб, предпочитающий умеренный климат.С севера на юг, почти в прямом направлении течет река Иордан. Общая протяженность реки около 150 км. На своем пути Иордан протекает через два озера – Меромское и Геннисаретское, и наконец впадает в Мертвое море. Геннисаретское озеро отличается чрезвычайной прозрачностью своих вод и имеет большое количество рыбы. По берегам озера растут финиковые и банановые пальмы, смоковницы, виноград, гранат и другие плодовые деревья. Чрезвычайно теплый и влажный воздух делает плода этих деревов особо чудесными. Окружающая озеро местность поражает своей живописностью и плодородием.В те времена, когда народ Израиля вступил в Землю Обетованную, она представляла собой как бы искусственный сад, заботливо насажденный среди окружавших страну пустынь. Земля эта отличалась изумительным плодородием: при самой незначительной обработке земли эта местность давала небывалый хлебный урожай. Здесь прекрасно растут пальмы, маслины, лимоны.Итак, Земля, в которую вступал Израиль была во всем прекрасна. Смотря на нее, человек видел перст Божий.Эта небольшая страна располагалась между двумя древними государствами, Египтом на юге и Месопотамии на севере, двумя величайшими центрами Древнего Востока. Наряду с политической зависимостью от Египта наблюдалась культурное влияние Вавилона.До вступления Израиля в Палестину страна была населена Хананеями и раздроблена на множество мелких владений или княжеств. Царьки этих княжеств враждовали друг с другом, но все находились в вассальной зависимости от Египетского фараона.С самой глубокой древности она была густо заселена различными племенами, происходившими от Ханаана, сына Хама. Отсюда и сама земля называлась Ханааном. Сами евреи считают, что земля эта изначально была сотворена для них и Хананеям была дана подобно тому, как рабу отдают имущество его господина.Плотность населения этой земли была достаточна высока, имелись города и селения, между которыми раскинулиись великолепные нивы и пастбища. Города были достаточно хорошо укреплены, строились они на вершинах гор, что их делало еще более неприступными для врагов.В основной своей массе потомки Ханаана были погружены в самое темное идолопоклонство. Народы этой страны обожествляли силы природы, которые олицетворялись в божественной чете под именем Ваала и Астарты. Ваал олицетворял солнце, а Астарта – луну. Служение этим богам отличалось крайней степенью разврата. При храмах существовали особые храмовые блудницы, которые в течении целого года предавались распутству как в самих храмах, так и на улицах.Кроме всего перечисленного, было кровосмешение, прелюбодеяние, скотоложство, развратные отношения между полами (гомосексуализм) и все прочее присутствовало в том обществе, куда вторгся Израиль.Понятно, что такая религия всю жизнь этих народов делала нечистою и омерзительною, уже навлекавшею на себя страшный гнев Божий – в наказании Содома и Гоморры.В то же время ханаанские народы находились уже на довольно высокой степени цивилизации, вели обширную морскую торговлю умели добывать металлы из рудников, ковали золотые и серебрянные вещи для украшения, оружее и колесницы для войны, строили храмы и дворцы, умели укреплять стенами города, и знакомы были с счетоводством и письменностью.

Вхождение в Землю Обетованную Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и велел ему возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан - в Обетованную землю. Господь повелевает Иисусу Навину быть при этом мужественным, храбрым и ревностным хранителем Закона Моисеева. Только в этом случае Господь неотступно будет помогать ему, как Он помогал Моисею (Нав. 1:2-6). После 40-летнего странствия перед народом Израиля простиралась великая земля, обещанная Богом. Впереди их ждали раскошные нивы и пастбища.Но вместе с тем ждали их и укрепленные города, поставленные на высотах гор, делающих их совершенно неприступными для завоевателей. Словом завоевание земли требовало большого мужества и упования на великую помощь Живаго Бога. Израиль действительно был готов к тому, чтобы торжественно войти во Святая земли. Израиль всегда смотрел на свои войны, как на священные войны Яхве, которые являлись очистительной бурей, ворвавшейся в тлетворную среду суеверий и извращений. Эти убеждения Израиля, что он ведет священную и справедливую войну, подтверждались особыми победами, которые одерживал Израиль над своими врагами. Переход через реку Иордан. Осада Иерихона Прежде всего, чтобы получить обещанную Богом землю, народу Израиля нужно было перейти сам Иордан, а затем взять, стоявший в десятке километров от Иордана, город Иерихон, который как бы держал в своих грозных стенах ключи ко всей Земле Обетованной. Укрепленный помощью Божией, Иисус Навин приступил к решительным действиям. Он приказал израильтянам стать лагерем у самого берега Иордана, напротив Иерихона. Но Раав, с верою в Бога, укрыла пришедших соглядатаев, а царским слугам сказала, что они вечером ушли от нее (Нав. 2:4–5). Тогда слуги погнались за ними по дороге, ведущей из Иерихона к Иордану. Тем временем Раав обещала помочь разведчикам, если они поклянутся, что когда израильтяне захватят город, то сохранят жизнь ей, а также ее отцу, матери, братьям и сестрам. Разведчики были искренне благодарны Раав за спасение и посоветовали ей вывесить в окошке ярко-красную веревку: тогда ее дом пощадят во время боя. Когда же наступила ночь, Раав помогла соглядатаям спуститься через окно по веревке с городской стены.

Три дня спустя разведчики благополучно добрались до своего лагеря и сообщили Иисусу Навину все, что узнали. Иисус Навин дал распоряжение запастись на три дня продуктами и готовиться к переправе. Он также повелел народу перед тем, как вступить в Обетованную Землю, совершить обряды очищения. И вот, когда прошли три дня очищения, в назначенный час заиграли серебряные трубы - и народ двинулся к Иордану Впереди шли священники с Ковчегом Завета. Как только ноги священников омочились в водах Иордана, Господь на глазах всех израильтян совершил великое чудо, которое напоминало чудо перехода через Красное море. В нескольких милях вверх по реке, возле города Адама, Иордан внезапно остановился, так что воды его стояли высокой стеной. Воды же, находившиеся еще в русле, быстро стекли в Мертвое море, и народ израильский перешел русло реки, не замочив даже ног.

Итак, после 40 лет скитания по пустыням, примерно в 1212 году до н. э., израильский народ с Божьей помощью наконец-то ступил на берег Земли Обетованной. Иисус Навин отобрал 12 мужей, по одному от каждого колена, и велел им на дне Иордана соорудить памятник из 12 камней. Затем он повелел им взять со дна реки еще по одному камню и сделать из них такой же памятник в лагере на первой остановке, в напоминание о чудесном переходе народа через Иордан. Когда переправа закончилась и священники вынесли Ковчег из реки, Иордан снова вошел в свое русло. Первая стоянка была в Галгале. Первое, что делают израильтяне при своем соприкосновении с Землей Обетованной, было строительство жертвенника из 12 камней со дна реки. Так повелел Господь. В Галгале по повелению Божию Иисус Навин восстановил обряд обрезания, которым израильтяне пренебрегали, когда были в пустыне. Весь народ мужского пола, вышедший из Египта, был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне, не был обрезан. После того, как народ вышел из Египта, этот обычай не совершался. Причин было множество: во-первых - походные условия, невозможность соблюдать гигиену, постоянная опасность набегов кочевых племен, различные опасности пустынной жизни. Иисус Навин повелел всем взрослым мужчинам и мальчикам подвергнуться операции обрезания, которая означала возобновление Синайского союза с Богом. После этого события на другой день израильтяне в сороковой раз совершили праздник Пасхи. Через несколько дней Иисус Навин наконец предпринял осаду Иерихона. Падение Иерихона Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным мечом. «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» - спросил у него храбрый вождь. «Нет, я вождь воинства Господня», - ответил незнакомец (Нав. 5:13–14). По православному учению это - Архистратиг Божий Михаил.

Иисус Навин поклонился ему до земли и в знак уважения к святости места, по его повелению снял обувь. Тогда Архистратиг воинства Небесного открыл Иисусу Навину волю Божию, как взять неприступную Иерихонскую крепость. Весь еврейский народ должен шесть дней, по одному разу, обходить Иерихон с Ковчегом Завета, а в седьмой день обойти его семь раз. Затем он по знаку своего вождя должен громко закричать - и в это время с Божией помощью иерихонские стены разрушатся. Иисус Навин так и сделал. В течение 6 дней подряд израильтяне выходили из лагеря и один раз в день торжественной процессией шествовали вокруг крепостных стен, возглавляемые жрецами, несущими Ковчег Завета.

На седьмой день, войско обошло город 7 раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказал всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города упали сами собой.

После этого Иисус приказал истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Была пощажена только блудница Раав и её родня, за то что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).

Иерихон - один из древнейших непрерывно населённых городов мира, основанный на заре человечества, многократно упоминается в Библии. Библейский Иерихон находится приблизительно в 1,5 км к северо-западу от центра современного Иерихона. По оценкам археологов и историков, город Иерихон существует около 7000 лет. При этом первое поселение на месте библейского Иерихона появилось около 10 тыс. лет назад (мезолит), и таким образом Иерихон является древнейшим среди открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Есть ли ему подобный? Только Иерусалим, существовавший еще не известно сколько времени до царствования в нем Мелхиседека, священника Бога Всевышнего. Во всяком случае, Иерусалиму гораздо более 4000 лет. Вавилон же существовал 3000 лет

Иерихон несколько раз разрушался и строился вновь. В этом городе в произошло много библейских событий. С одной из гор у Иерихона пророк Моисей увидел издалека Обетованную Землю. Здесь же, вблизи Иерихона, Иисус Навин увидел архангела Михаила, который велел ему обнести Ковчег Завета. Иисус Навин чудесно взял Иерихон, семь дней обходя его с Ковчегом Завета. Здесь было явление Гедеону Архангела Михаила. Недалеко от этого места произошло чудесное взятие пророка Илии на небо. Здесь же пророк Елисей чудесным образом очистил воду горького источника. В Новозаветной истории мы также встречаемся с этим городом. Именно в этом городе умер Ирод Великий, так как во времена римлян он являлся царской резиденцией. Здесь же, у Иерихона, в заиорданской пустыне жил величайший человек из рожденных женами Иоанн Креститель. Недалеко отсюда, в реке Иордан, крестился Господь наш Иисус Христос и здесь же было великое событие – Богоявление. Здесь же, на горе Сорокодневной, диавол искушал Спасителя мира. Закхей был жителем Иерихона, тут его увидел Иисус Христос на смоковнице. Выходя из города Иерихона и следуя в Иерусалим, Господь исцеляет от слепоты Вартимея. Христос Спаситель любил эти святые места и часто бывал здесь. Воистину это было избранное, великое, историческое место домостроительства Божия. Покорение Ханаана Падение Иерихона вдохновило израильтян к дальнейшим завоеваниям. Следующей целью был город Гай, близ Вефиля, расположенный в горной местности Ханаана в стратегическом месте – на одной из главных дорог, ведущих из долины реки Иордан в нагорье. Город Гай Иисус захватил только со второго раза. Причиной поражения первой атаки был один израильтянин, который при взятии Иерихона присвоил часть добычи, предназначенной для храма. Только смерть виновного могла избавить израильтян тогда от дальнейших неудач. Город был взят со второго раза. Жители города были уничтожены и поголовно убиты, а сам город превращен в кучу пепла. После победы Иисус Навин записал на камне все Моисеевы законы и на горе Гевал прочитал их израильскому народу, требуя, чтобы он сохранил верность Господу и никогда от него не отступал. Далее, Иисус Навин в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Пять царей - иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражение на его стороне, бросая с неба в войско неприятеля камни (Нав. 10:11). В битве, когда Иисус Навин поднимает свой меч против жителей Гаваона и при поражении этих врагов происходит чудесное явление, которое мы называем солнцестоянием. Во время этого сражения Иисус Навин, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав. 10:12).

Явление на Меркурии, когда Солнце останавливается на небе и движется в противоположную сторону, получило название эффекта Иисуса Навина.Пять царей потерпев поражения спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. В результате этой битвы Иисус Навин присоединил к уже завоеванным землям еще пять ханаанских городов. Все жители этих городов были поголовно вырезаны. «И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона;» (Нав. 10:40-41) У нас, современных людей, обладающих сведениями о международном праве, создается впечатление, что древние евреи вели свои войны совершенно по-варварски. Нам кажется, что такое варварство не допускается Божественным законом. Как Господь может допускать такое варварство? Но евреи не находились под законом современного международного права. Они должны были употреблять те же средства, что и их противники, иначе им грозило полное уничтожение. О том, как именно действовали восточные народы, ясно говорит правило, известное под названием «Закон джунглей»: если ты не убьешь, то убьют тебя. Обращение с побежденными было в высшей степени жестоким. В некоторых случаях было полное и систематическое истребление побежденных без различия сословий, не исключая грудных младенцев. Кроме того, считается, что хананеи своими преступлениями заслужили такие наказания и истребления, а евреи были орудием Божественной кары. Дальнейшее завоевание и разделение Земли Обетованной Покорение всего Ханаана длилось 7 лет. В кровавых войнах погиб 31 ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами. После этого Иисус Навин приступил к разделу Обетованной Земли между израильскими коленами.

Обетованная Земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вениаминового колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню - Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение 48 городов, где по завету Моисея они выполняли религиозные обязанности. Смерть и место погребения Сам Иисус Навин еще 25 лет возглавлял племена Израилевы. Его авторитет был источником сплоченности нации. Рассеянные по Ханаану племена безоговорочно признавали его власть. Большую роль в деле сплочения израильских племен играл храм в Силоме. Он был духовным сердцем всего Израиля. Но Иисуса Навина беспокоила мысль: что будет после его смерти? У него не было достойного преемника, и он опасался, что племена, оставшись без сильного руководства и потеряв веру в Истинного Бога, могут быстро потерять единство и сплоченность и оказаться в плену у местных жителей. Единство и мощь государства Иисус Навин видел в хранении истинной религии, в беззаветном служении Богу Авраама, Исаака и Иакова. Незадолго до смерти, желая укрепить веру в Бога и тем самым предотвратить распад государства, он собрал в Сихеме всех сынов Израилевых, прочитал им еще раз законы Моисеевы и велел поклясться, что они не будут служить чужим богам: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав. 24:14). Народ единодушно поклялся: «Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!» (Нав. 24:16). В знак памяти о возобновленном союзе с Господом Иисус Навин поставил под дубом большой камень и сказал: «Вот, камень сей будет нам свидетелем: ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами… он да будет свидетелем против вас… чтобы вы не солгали пред [Господом] Богом вашим»(Нав. 24:27). Иисус Навин умер в возрасте 110 лет и погребен в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой (Нав. 19:49-50, Нав. 24:29-30). В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный, память совершается 1/14 сентября. Книга Иисуса Навина Книга Иису́са Нави́на - является первой из двенадцати исторических книг (последняя - книга Эсфирь). Это соответствует Септуагинте (греч. переводу Ветхого Завета), где книги сгруппированы так: Пятикнижие (от Бытия до Второзакония), исторические (от книги Иисуса Навина до книги Эсфирь), поэтические (от книги Иова до Песни Песней Соломона) и пророческие (от книги Исаии до книги Малахии). Таким образом, Книга Иисуса Навина является продолжением Второзакония. Вместе с пятью книгами Моисея она составляет нечто целое, что даже первые шесть книг назывались Гексатеей, т.е. книгой из шести частей. В древнееврейском каноне те же книги сгруппированы иначе, а именно: Закон, Пророки и Писания. Богословы по-разному определяют причину отнесения книги Иисуса Навина к пророческим (в древнееврейском каноне). Одни видят ее в том, что Навин не был пророком, но был поставлен на "должность пророка". Другие в том, что исторические книги, включая "старших пророков", отражают принципы, которые пророками проповедовались. Книга Иисуса Навина описывает историю еврейского народа за период, приблизительно 25-30 лет, от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина (1272 г. до н. э. - 1244 г. до н. э.). Подлинность событий, описанных в книге, подтверждается историческими находками, найденными клинописями, которые описывают сношения ханаанских народов во времена Иисуса Навина. По еврейской традиции автором книги является сам Иисус Навин (за исключением последних строк, повествующих о его смерти и похоронах, которые были дописаны пророком Самуилом). Главная тема книги Иисуса Навина - завоевание Земли Обетованной. Этим завоеванием Израиль обязан только союзу с Богом и верности Господней. Только Господь претворил завет в жизнь и даровал родину израильскому народу. Поэтому автор книги особо подчеркивает исключительное вмешательство Бога в историю Израиля. Целью книги Иисуса Навина является официальный отчет о том, как осуществилось в истории Израиля обещание Господа, данное патриархам, передать евреям землю Ханаанскую. Это можно видеть как из повеления, данного Навину, в начале книги (Нав. 1:2-6), так и из подведения итога событиям в ее конце (Нав. 21:43). Таким образом, в книге Иисуса Навина записано, как исполнялось обетование, данное патриархам, по мере того, как Израиль брал во владение землю, обещанную ему Богом за много веков до того. То обстоятельство, что позднее народ лишился этой земли, отражает непостоянство народа, который, восприняв Божии благословения как нечто данное ему раз и навсегда, впал в язычество, стал поклоняться богам соседних народов, за что и подвергся наказанию, о котором Бог предупреждал их (ср. Втор. 28:15-68). И все-таки, согласно полученному им обетованию, Израиль должен вечно владеть данной ему землей, но это уже связано с возвращением Мессии и покаянием Израиля. По пророчеству Исаии, Мессия как бы явится "вторым Иисусом Навином", который "восстановит землю, чтобы возвратить наследникам" их уделы (Ис. 49:8). Апостол Павел учил, что события Исхода и Завоевания исполнены особого значения для христиан, т. к. эти события ни что иное, как прообразы будущего (1Кор. 10:1-11). Как Иисус Навин вел Израиль к победам над его врагами и к овладению Обетованной землей, и как он молил и ходатайствовал о народе после того, как тот согрешил и потерпел поражение, так поступает и Иисус Христос. Он ведет Божий народ к обещанному ему покою (Евр. 4:8-9); Он непрестанно ходатайствует за Своих (Рим. 8:34; Евр. 7:25) и дает им силу поражать их врагов (Рим. 8:37; Евр. 2:14-15). Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Счет гостиницы из римских времен:
Вино и хлеб 1 ас.
Горячая пища 2 ас.
Сено для мула 2 ас.
Девушка 8 ас.
Постель особо не названа;
она включена в счет за девушку.

Бирт


"Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными" (Евр. 11,31).
"И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно, и сказал: пойдите, осмотрите землю..." (Иис. Н. 2,1-21).
"И пошли юноши, высматривавшие город, в дом женщины, и вывели Раав и отца ее и мать ее, и братьев ее..." (Иис. Н. 6,22-25).
Библия - правдивая книга, которая не толчется вокруг фактов. Вещи называются прямо, без обиняков. Библия говорит, что Раав - блудница, женщина, которая продавала свое тело за деньги.
Это прискорбное сообщение часто хотели завуалировать тем, что установили: она была владелицей постоялого двора. Вероятно это даже верно. Но все-таки остается фактом, что она была девушкой легкомысленного поведения. Содержателями гостиниц в то время всегда были женщины.
"Экстра-сервис", который они предлагали телесно, вероятно, был включен в стоимость постоялого двора. Интересно заметить, что счет того времени с подробным описанием деталей хотя упоминает суммы за принятые обеды и за девушку, но не имеет специальной суммы за постель. Это очевидно входило в цену за девушку.
Иерихон - маленький город. Может быть место для ночлега у Раав было в городе единственным, приспособленным для гостей. Так соглядатаи, шпионы Иисуса Навина, пришли туда.

Преполагала ли Раав, что чужестранцы являются порядочными израильтянами без побочной цели? Этого мы не знаем. Но вскоре в действие приходит противошпионаж. Царь слышит, что иудейские соглядатаи находятся в стране, и требует их немедленной выдачи.
Между тем Раав, наверное, поняла действительные планы своих гостей. Поэтому она скрывает их на кровле в снопах льна, которые разложены там во время жатвы. Обнесенный стеною город невелик, и жители маленьких домов в узких улицах используют любое место. Открытая плоская кровля в общем-то не является подходящим местом, чтобы скрывать людей. Каждый уже издали может видеть, что там происходит.
У Раав это иначе. Ее дом стоит в двойной городской стене и, следовательно, находится выше. То, что происходит на кровле, скрывается от любопытных взглядов. Никто не может видеть, что там происходит. Соглядатаи пока безопасны, хотя и ненадолго.
Раав с хитростью отсылает разведчиков царя. В то время, когда они обыскивают окрестную местность в поисках шпионов, она разговаривает с израильтянами. "Я знаю, что Господь отдал землю сию вам, - говорит она, - ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость. Ибо мы слышали, что произошло сорок лет тому назад, когда израильтяне вышли из Египта. Как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, так что народ получил брод к противоположному берегу (Исх. 14,16-30 56). Мы также знаем, что произошло недавно здесь поблизости, на другом берегу Иордана. Как два царя аморейских не позволили вам мирно пройти через их пределы и как дорого им это обошлось..."
Раав очень хорошо знает, что Господь сделал для Своего народа. "Ослабело сердце наше, - говорит она, - и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу". В этом смысле она является мудрой женщиной, которая действует согласно своего познания. Она обдуманно приступает к делу и храбро развивает свои планы.
"Одна услуга стоит другой! Если я спасу вашу жизнь, согласны ли вы тогда, как ответный дар, пощадить мою жизнь и жизнь моей семьи?"
Естественно, Раав заботится о собственной безопасности, но одновременно она верит в Бога Израилева, что Он сражается за Свой народ и даст ему эту землю. Раав верит, что этот Бог не предоставляет ее народу ни малейшей возможности удержать израильтян за городской стеной. Итак, она поступает по вере, которую имеет.
"Дайте мне верный знак, - просит она, - что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них". Червленая веревка, привязанная к ее окну, должна стать знаком.
Некоторые толкователи Библии полагают, что червленая веревка на окне означает позорную профессию Раав, это так сказать ее "красная лампочка". Поэтому это можно было сделать, не вызывая подозрения. Никто в этом не стал бы предполагать шпионажа. Это не исключено. Но во всяком случае это означает ясный договор между партиями.
Раав долго не медлит. Как только мужчины уходят, она сразу же привязывает к своему окну червленую веревку. Она хочет быть уверенной, что ее дом узнаваем среди других домов.
В очах Божиих хорошо, если люди - даже неверующие - принимают свое дело всерьез. Позже мы узнаем это из изречения Иисуса по отношению к Своим ученикам: "Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде" (Лук. 16,8).
Неделю позже Бог повторяет чудо Чермного моря. Опять вода разделяется. Сухой ногой израильтяне переходят Иордан, который в это время сильно выступает из берегов. В случае, если дом Раав находился на восточной стороне стены, то она могла видеть, как происходило это чудо. Ведь это происходило непосредственно напротив города Иерихона, который расположен на равнине и откуда хороший вид на Иордан.
Несколько дней позже она видит толпы израильтян, в молчаливой процессии идущих вокруг города. Ворота крепко заперты. Ни один иудей не может войти, ни один хананеянин - выйти.
Время от времени она удостоверяется, действительно ли ясно видна червленая веревка на окне. От этого ведь скоро будет зависеть ее жизнь. Так проходят шесть дней.
Потом наступает седьмой день... Молча, с серьезными лицами израильтяне снова идут вокруг города. И еще раз... и еще раз... и еще раз...
Напряжение внутри и вне городской стены возрастает. Внутри смотрят навстречу будущности со страхом и трепетом. Только в одном доме нет. Здесь царит надежда и доверие. Здесь заключен союз с народом Божиим. Когда семь священников с семью трубами в седьмой раз обходят город, народ восклицает по повелению Иисуса Навина...
Происходит невероятное. Земля трясется. Стены, которые стояли годами, обрушиваются. И внезапно город лежит открытый.
"Верою пали стены Иерихонские", - говорит пишущий Послание к Евреям. Но через ту же веру часть стены остается стоять. Фундамент дома Раав держится прочно (Евр. 11,30.31). Обе стороны сдержали договор. Раав сделала, что ожидалось от нее, и Бог вознаградил ее веру.
Вера Раав в Божию победу для Израиля так сильна, что она смогла убедить всю семью переселиться к ней. Никто из них не погибает. Раав сделала то, что упустил царь, а именно своевременно распознала опасность и приняла действенные меры против этого.
Личность Раав была обезображена, потому что она была обесчещена и загрязнена грехом. И все-таки над всем этим лежит блеск веры. Ее вера была достаточно велика, чтобы поступать по ней. Это отмечает Иаков, который тоже пишет о ней (Иак. 2,25).
Если вера не выдерживает практического испытания, то она мертва и ничего не стоит. Вера наконец узнается по делам, которые видимы снаружи.
"Вера является сильным и задушевным доверием Богу и Божьему Слову", - определяет нидерландский лексикон. Эта вера оказывается и у Раав. Поэтому Бог очищает ее запятнанную картину и вешает ее в одну галерею с героями веры - рядом с картиной Сарры. Эти две женщины между целого ряда мужчин единственными названы по имени.
Раав, как Сарра, героиня веры? Да, потому что у Бога нет ничего невозможного и у Него нет лицеприятия. Он оправдывает беззаконников...
Этим история Раав не заканчивается. После освобождения Иерихона она только начинается. После того, как ее жизнь нашла свое определение, а именно Бога, она может теперь развиваться. Больше ничего не слышно о ее старом ремесле. Она становится благопристойной хозяйкой дома. После того, как ее как язычницу приняли в иудейский народ, она выходит замуж за израильтянина Салмона и становится матерью. Если мы будем оценивать ее материнство по ее любезному и умному сыну Воозу, мужу Руфи (Матф. 1,5 и Книга Руфь), то ее жизнь действительно полноценная.
Руфь становится прабабушкой царя Давида, и этим Раав входит в родословную Иисуса Христа. Это является преимуществом, в котором ей будет завидовать каждая еврейка.
Через веру...
Не открываются ли здесь потрясающие перспективы?