Хлеб имеющий обрядовое употребление. Хлеб всему голова (авестийская и русская традиции)


Просфо́ра своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора ), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для в , из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая».

В конце Литургии молящимся раздается антидо́р – части просфоры, из которой на был извлечён . Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие .

, – говорит святой , – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо , то есть Таин, тем, которые не причащались их ».

А́ртос (от греч. ἄρτος - хлеб) - большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим в Светлую субботу с целью благоговейного потребления.

В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на , перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.

Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь ».

Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами.

В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»

Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисус Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Как хранить освящённый хлеб?

Пока он свежий, разрежьте его на маленькие кусочки, положите их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывайте его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их можно хранить длительное время. Маленькие кусочки удобнее вкушать; кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага.

Рассматриваются обряды, верования и ритуалы бесермян, связанные с хлебом как одним из основных ритуальных блюд и пищевых символов многих праздников, олицетворяющим благополучие и счастье. В основу статьи легли материалы экспедиционных исследований.

Ключевые слова: ритуальный хлеб, пища, народная кухня, обряды, мифологические представления, бесермяне.

Хлеб и производимые из злаковых культур продукты – крупа, мука и цельное зерно играют большую роль в рационе питания и в обрядовой культуре земледельческих народов. Хлеб у бесермян, наряду с кашей и напитками, входит в число ритуальных блюд, связанных с поклонением предкам, божествам традиционного пантеона, и занимает важное место среди пищевых символов семейных и календарных праздников и молений, ритуальных приношений во время посещения святилищ. В работе рассматриваются традиции бесермян, связанные с хлебом, его символическим и ритуальным значением на примере отдельных обрядов, призванных увеличить урожай. Основным источником для статьи послужили материалы полевых этнографических исследований.

Хлеб и различные виды ритуальной выпечки составляют важную часть обрядовой кухни многих народов, являясь символом благополучия и основными дарами . Разные виды выпечки из муки, но прежде всего хлеб, – главное блюдо ритуальной кухни земледельческих народов Урало-Поволжья .

Основными возделываемыми злаковыми культурами у бесермян издавна были рожь, овес, ячмень, пшеница. Из этих культур делали крупы и муку, которая шла на изготовление хлеба и выпечки. Хлеб н΄ан΄ выпекали преимущественно из ржаной муки, смеси овсяной и ржаной, пшеничной. Кроме хлеба, готовили закрытые пироги куасам/квасам из пресного и дрожжевого (на закваске) теста с разнообразной начинкой (мясо, потроха, овощи, съедобные растения). Пекли небольшие булочки йарушник с добавлением пшеничной муки, смазанные гусиным жиром, сливочным или растительным маслом, открытые пироги шан΄га с начинками из каши, творога, свеклы, моркови, мяса, яиц, рыбы, картофеля, а летом – с ягодами. Бесермяне делали перепечи с мясом, луком. Выпекали из дрожжевого теста лепешки табан΄ и подавали со сметаной, вареным рубленым яйцом в топленом масле, растолченными ягодами, шербетом из подслащенной медом или сахаром воды. Готовили балиш – закрытый пирог с начинкой из рубленого мяса, а позже – с добавлением картофеля. Несмотря на разнообразие выпечки из теста, именно хлеб в виде цельного каравая или отрезанного ломтя выступает как ритуальное блюдо и дар во многих молениях и земледельческих обрядах. В качестве эквивалента хлеба иногда встречается мука. Тарелка муки заменяла его или являлась равноценной ему по символическому значению и ритуальным функциям. В обрядах, связанных с поминовением предков, наряду с другой выпечкой, в качестве ритуальной пищи встречаются блины и лепешки из пресного теста, сочни, мука. Вся выпечка и мучные изделия, несмотря на их разнообразие и рецептурные различия, часто имеют обобщенное название н΄ан΄– хлеб.

Хлеб, являясь основным блюдом, определяет характер трапезы и даже названия обрядов. Например, сохранявшийся до недавнего времени обычай готовить хлеб и кашу из зерна нового урожая известен как вил΄н΄ан΄ ‘новый хлеб’/вил’ н΄ан’лы йыбычэкон ‘молиться новому хлебу’. Так, в октябре после завершения полевых работ проводили сиз΄ъл празн΄ик ‘осенний праздник’ по случаю приготовления хлеба из нового урожая. В этот день проходило семейное застолье, взаимные визиты с новым хлебом к членам патронимии, родителям и к ближайшим родственникам и свойственникам (сватам, кумовьям): «В каждой семье было принято осенью печь шаньги из новой муки. Потом разносили их к родственникам, иногда до семи домов обходили. Каждый год обходили одни и те же семьи. Раз* Статья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (2012–2014 гг.). Проект № 12-П-6-1011 «Этнокультурное наследие Камско-Вятского региона: источники, материалы, исследования».

носили хлеб одной выпечки. Старались обход родственников приурочить к осеннему празднику»1. Визиты и застолье называли как и главное блюдо вил΄н΄ан΄ ‘новый хлеб’, вил’ н΄ан΄эн вэл’тон ‘ходить с новым хлебом’, вил’н΄ан’лы йыбырчэкон ‘молиться новому хлебу’, сиз’ъл н΄ан΄ ‘осенний хлеб’. Обычай взаимных визитов и угощений был связан с поклонением новому хлебу, просьбами о благополучной (сытной) зиме, благодарением божествам и предкам и служил залогом будущего урожая:

«Прежде в осенний праздник разносили родственникам ‘осенний хлеб’. Мне мать обязательно приносила. Это были шаньги, чтобы мы жили хорошо и сытно. Осенний праздник можно проводить в любое время. Обычно, когда заколот осенью скот, убран хлеб и огородные культуры. Делают это, чтобы зима прошла благополучно. Разносят именно родственникам. Это выпечка из нового урожая, чтобы снова хлеб удался. Скот хорошо перезимовал, хлеб был в достатке. Сена было в достатке, зимовать с кормами»2. Встречался обычай приглашать «пробовать хлеб» или относить его старику, обязательно мужчине: «Чтобы достаток всегда был, а отведав один кусок, насытиться вдоволь. Этот старый дед так говорил»3. Считали, что «на счастье стариков и новый хлеб уродится хорошо». Этот обычай бытовал и во второй половине ХХ в., когда крестьяне, уже не имея своих наделов, получали предназначенную им долю из колхозного урожая.

Последние календарные поминки года обязательно включают новину – «новый хлеб» и «новую

кашу», а в ряде локальных традиций они известны как вил’ н΄ан΄эн поминка ‘поминки с новым хлебом’, вил’ дж΄укэн поминка ‘поминки с новой кашей’. Основное назначение последних в году поминок – обращение к предкам с благодарностью за помощь в земледельческих и сезонных летних заботах: «угощение» их хлебом нового урожая.

Хлеб как главное блюдо встречается и в обозначении обряда посещения женщинами роженицы капчи н′ан′ вайон ‘приносить облегчающий хлеб’. Хлеб и выпечку (пироги, шаньги), суп женщины приносили в первые дни после родов. Этот визит еще назывался капчи н′ан′ вайон ‘приносить облегчающий хлеб’ наряду с такими его обозначениями, как кътлас′кон/кътлас′кънъ мънон ‘ходить с поздравлением’, накашу (рус.: на кашу), шъдвайон ‘приносить суп’. Угощение, по народным представлениям, обеспечивало выздоровление женщины и обилие молока4.

Использование хлеба в обрядах, одаривание им было направлено на успех в земледелии, получение хорошего урожая. Так, ритуальная выпечка в виде пресных лепешек кварн΄ан΄/куарн΄ан΄ является главным пищевым символом святочного периода. Она считалась залогом успеха в земледельческих занятиях и благополучия. Название блюда кварн΄ан΄/куарн΄ан΄ происходит от слов квар/куар – лист, н΄ан΄ – хлеб и переводится как «хлеб в форме листа». Однако не исключена и другая этимология –

«хлеб, выпеченный на листе». Ритуальный хлеб готовят из пресного теста (соль, вода, ржаная или пшеничная мука). Тесто замешивали на воде без яиц и молока. Это определялось традиционной технологией и постом. Прежде добавляли немолотое зерно, прожаренный горох, зерна технической конопли или льна. Тесто раскатывают на тонкие лепешки диаметром 15–20 см и затем пекут в печи. Готовую выпечку смазывают сливочным или растительным маслом, овечьим или гусиным салом. Ими угощают ряженых и в наши дни, наряду с популярными в последние годы покупными сладостями: «Им (ряженым) сладости раньше не давали. Давали сочни. Пекли с коноплей. Если настряпали, то и шаньги давали»5. С первым сочнем, взяв его в руки или положив за грудку передника, девушки выходили на улицу гадать о суженом. По возрасту первого встречного определяли возраст будущего жениха.

Сочни и хлеб были основным блюдом, которым одаривали ряженых. Участники обхода, войдя в избу, с помощью иносказаний просили именно эту выпечку. Например, в одной из локальных традиций, войдя в дом, они притопывали, стучали палками и ритмично произносили фразу «тъкъртонбъгъртон», называя с помощью такого иносказания сочни. Здесь слово «тъкъртон» – это звукоподражание хрусту зерен конопли «тъкър-тъкър», «бъгъртон» – раскатыванию сочней в процессе приготовления «бъгър-бъгър»6. Угощение служило залогом будущего урожая и благополучия. Этой же

цели были подчинены взаимные пожелания и весь вербальный контекст обряда. Уходя ряженые благодарили хозяев и желали именно урожая хлеба и приплода скота: «В этот день пекли сочни и разда1 Полевые материалы автора (далее ПМА), 1991. Попов В.П., д. Жувам, Юкаменский район УР.

2 ПМА, 1996. Волкова Г.И., с. Ежево, Юкаменский район УР.

3 ПМА, 2000. Борисов В.Н., д. Шамардан, Юкаменский район УР.

4 ПМА, 1991. Зянкина Е.И., д. Турчино, Юкаменский район УР.

5 ПМА, 1996. Сабрекова А.Д., д. Шамардан, Юкаменский район УР.

6 ПМА, 1993. Касимов Н.А., д. Филимоново, Юкаменский район УР.

вали их, некоторые давали конфеты, пряники, хлеб. Вожо их благодарят: «Спасибо. Хлеб пусть родится». А если ничего не дают, то говорили: «Пусть хлеб не родится»7; «Овес пусть удастся»;

«Чтобы с хлебом жили»8. В целом продуцирующая семантика пожеланий, многократно произносимых пришедшими и принимающей стороной, одаривание угощениями и сочнями – пожалуй, одна из самых важных и устойчивых черт, характеризующих аграрную направленность обряда, связанного с урожаем хлеба. В свою очередь, продукты, полученные от односельчан, служили залогом урожая и достатка и в хозяйствах самих ряженых. Часть собранных сочней и хлеба скармливали домашнему скоту. Исследователи видят прямую зависимость между благополучием домашнего скота и щедрым одариванием пришедших ритуальным хлебом . У русских хлебные изделия в виде животных и птиц выпекались специально для колядующих и скармливались скоту .

Сочни бесермяне выпекали в последний раз на Старый Новый год или Крещение. В одной из локальных традиций в канун Крещения также готовили тонкие блины, куда клали кашу и заворачивая ели. Эта выпечка олицетворяла собой сани, на которых святочные духи покидают этот мир: «Таким способом мы делаем сани и загибаем веревку на оглобли, чтобы вожо смогли на них уехать»9.

Помимо хлеба, в святочных обрядах встречаются цельное зерно и снопы зерновых культур. Например, ряженых хозяева дома с пожеланиями обсыпали зерном (с. Ёжево). Со снопом или антропоморфной фигурой (куклой) из снопа, обвязавшись снопами, обходили деревню (д. Филимоново). Обход селения начинался с улицы, расположенной ближе к озимому полю (д. Турчино). В канун Крещения во время обряда проводов вожо выезжали или выходили на озимое поле провожать святочных духов и выносили снопы, с которыми обходили селение: «выносили с собой солому, чтоб хлеб уродился»10. Вместе со снопом в поле оставляли хлеб, имевший особое название – вожо н΄ан΄

‘хлеб для вожо’, которое подчеркивало его ритуальные функции.

Многие действия и запреты святочного периода были связаны с хлебом и направлены на увеличение урожая зерновых. Это прослеживается в кухне, в масках, в пространственно-временных ограничениях, ритуальном поведении, запрете на некоторые виды хозяйственных работ. С Сочельника до Крещения крестьяне приостанавливали обмолот хлебов в овине, полагая, что иначе святочные духи вожо испортят летом посевы . Старались не наступить на уголь, опасаясь, что овес уродится с головней . По этой же причине не чистили печные трубы и не выгребали золу. Строгое соблюдение запретов связано с получением хорошего урожая хлеба.

Гадание о хлебе и предстоящем урожае зерновых занимало одно из центральных мест в зимней

и весенней обрядности бесермян. Например, в ночь с 13 на 14 января ходили «слушать» под окна, на перекрестки дорог, в овин, к углу амбара или за ворота. Считали, что шум пересыпающегося зерна предвещает урожайный год, подметающей метлы – голод. Выходили на улицу с ложкой воды и наблюдали, как она застывает: горкой – предстоит тяжелый год, ровно – урожайный (д. Гордино). О популярности гаданий «на урожай» писал еще Д.К. Зеленин: «Гадают бесермяне не столько о «суженых-ряженых», сколько о будущем урожае. Слушают у амбаров и пустых изб: если слышится, как будто там метут пол, то значит – на следующее лето будет голод; если же пересыпают зерно из одной посуды в другую, то будет урожай. Выдергивают стебли из хлебных скирд: выдернется соломинка с колосом – к урожаю, без колоса – к голоду» . В канун выхода на посев выходили в поле и на самом высоком месте закликали урожай напевом и возгласами «Аргар!». Участвующие в обряде аргар мужчины с приближением полуночи по команде одного, прикрыв уши, трижды хором кричали

«а-у-у-у». Затем прислушивались к звукам: шум и лай, раздавшийся в северном направлении, предвещал неурожай; с востока – служил предзнаменованием хороших хлебов на полях именно в восточной части селения .

Продуцирующие действия, направленные на получение хорошего урожая, были сосредоточены

не только в обрядах святочного цикла, но и выхода на посев и летнего солнцестояния. Слово аргар трижды выкрикивала молодежь, собравшись в лесу накануне выхода в поле и обряда акашка: «просила всевышнего об изобилии, урожае» . Во время этого обряда закликания урожая, игр вокруг костра исполняли напев аргар крэз΄, приуроченный к обряду . Напеву приписывали магиче7 ПМА, 1991. Сабреков В.М., д. Шамардан, Юкаменский район УР.

8 ПМА, 1991. Зямбахтина М.П., д. Турчино, Юкаменский район УР.

9 ПМА, 2000. Биянова А.И., д. Гурзи, Глазовский район УР.

10 ПМА, 1991. Зянкина Е.И., д. Филимоново, Юкаменский район УР.

скую силу, считали, что он повлияет на урожай, поэтому во время обхода деревни и пения в качестве запевающего выбирали удачливого человека, имеющего «легкую руку на посев» . Участники обхода плясали, а чтобы был хороший урожай овса, выбирали самого высокого мужчину и просили его начать пляску в первом же доме . Рост и удачливость главных участников обхода, согласно представлениям, могли повлиять и на будущий урожай. Здесь высокий рост ассоциировался с длинным стеблем злаковых культур. Продуцирующее значение имели и состязания, скачки, проходившие в день выхода на посев: «как мы состязаемся, пусть так хлеб растет наперегонки». Наездника, прибывшего первым, «парни подбрасывали на руках, чтоб колос вырос размером с пядь»11.

Хлеб, являясь основой жизнеобеспечения, был основным предметом приношения с момента

сева и до уборки урожая. Так, на возделываемом поле с хлебом проводят обряды поклонения Инмару, предкам, Мэжакуз′о ‘Хозяину межи’/Музйэмкуз′о ‘Хозяину земли’/Музйэммумъ ‘Матери земли’. Они совершались несколько раз в году: весной с началом пахоты и весеннего сева яровых культур, в период летнего солнцестояния − когда зацветала рожь, в конце лета − во время посева озимых, осенью

− с окончанием уборки урожая, зимой − с наступлением зимнего солнцестояния и Святок (проводы вожо и совершение жертвоприношения с просьбами об урожае в новом земледельческом году). Обряды проходили в пространстве, которое связано с земледелием и выращиванием хлеба. Предназначенные для обряда продукты – хлеб или хлеб с маслом и яйцо – клали на краю поля/межи на вспаханном участке в небольшое углубление . Во время обряда специально для Межакуз´о оставляли на земле хлеб и лили напитки. Блюда соответствовали сезону и состояли преимущественно из разной выпечки, хлеба, сливочного масла, напитков из злаковых культур – пива, кваса. Просьбы о хлебе во всех обращениях к Хозяину поля Межакуз′о в числе главных: «Пусть хлеб хорошим удастся. Пусть хорошо живем. Пусть урожай будет»12. Просили, чтобы хлеба были как в середине поля, так и на каждой меже, что подчеркивали специально: «Дорогой Межакуз′о, и для тебя предназначается эта жертва. Межа держится под твоим присмотром. Какие хлеба даст Инмар посреди поля, пусть такими они будут и на твоей меже. Пусть солома и колос будут хорошими» . Урожай и благополучие семьи связывали с добрым расположением предков, поэтому во время посева озимых обращались и к ним: «Старые деды, бабушки, отцы, матери. Все, кто есть, маленькие и взрослые, собравшись вместе, мое жертвоприношение примите, за посеянными хлебами хорошо присматривайте. И ты, дорогой Межакуз′о, прими мою жертву с благодушным расположением. Вместе с нашими умершими родственниками дай нам благополучную жизнь. Если посеянный хлеб удастся, я о вас не забуду, буду много раз поминать. Добрые хорошие родственники от меня не отделятся, пусть теплыми и мягкими руками и ногами едим и живем» . С появлением первых всходов озимых, по некоторым сведениям, около Семенова дня (14 сентября), на поле совершали жертвоприношение жеребенком саврасой масти. Назначение обряда – «просьба к Инмару позаботиться об озимых хлебах» .

Хлеб выступает символом и гарантом достатка, благополучия, стабильности. Поэтому к нему

следовало прикоснуться, иметь при себе в чрезвычайных ситуациях, дальней дороге и начале важных временных отрезков (месяца, года, сезона). Например, в период появления нового месяца необходимо держать хлеб или деньги, сжимая их в кулаке, произнести: «С хлебом нам жить! С деньгами нам жить! Н΄ан΄эн мэд уломъ, кон΄д΄онэн мэд уломъ»; «Пусть так живем. Пусть с деньгами и с иглой живем. С хлебом и водой пусть живем! Тэн΄ тачэ мэд улом. Кон΄д΄онэн-вэн΄эн мэд улом. Н΄ан΄эн-вуэн мэд улом!»13; «Хлеб и соль! Н΄ан΄ но слал!»14. Просьбы о хлебе олицетворяли жизнь в достатке. Однако опасаясь, что в предстоящем календарном месяце он и другие продукты будут неэкономно расходоваться, не разрешали разглядывать и обсуждать появление молодого месяца или замечать его с левой стороны.

К хлебу следовало проявлять уважение и почтение. Например, в гостях полагалось попробовать поставленный на стол хлеб, иначе «тот будет чувствовать себя неловко, что им пренебрегают». Запрещалось оставлять недоеденный хлеб, что расценивалось как неуважение к нему и могло привести к уменьшению достатка и урожая: «хлеба не будет». Хлеб надрезанной частью не клали в направлении севера и запада, особенно на ночь. Его следовало завернуть в скатерть, чтобы защитить от злых

11 ПМА, 1991. Зямбахтина Е.Г., д. Турчино, Юкаменский район УР.

12 ПМА, 1991, д. Турчино, Юкаменский район УР.

13 ПМА, 2003. Вершинина Л.А., д. Жувам, Юкаменский район УР.

14 ПМА, 2000. Зямбахтина Т.В., д. Шамардан, Юкаменский район УР.

духов и уберечь достаток в доме15. Хлеб был и символом гостеприимства. Стол начинали накрывать, выставляя на него вначале хлеб, а затем остальные кушанья. С хлебом встречали молодых у ворот во время переезда невесты в дом жениха.

Хлеб во многих обрядах олицетворяет родной дом и наделяется защитной функцией наряду со столом и печью. Его клали в дорогу путнику, считая, что он сбережет в дороге и вдали от родных мест. Стараясь «усилить» или «закрепить» связи с домом, защитить себя, уходящий человек надламывает и пробует хлеб. Например, провожая в армию новобранца, перед его выходом из дома, накрывают специальный стол, ставят хлеб или муку, масло, соль, напитки. Призывник, поддерживаемый мужчинами, обходит стол посолонь, притрагивается к хлебу и откусывает его. Обход стола с хлебом является важным моментом прощания невесты с отцовским домом. Крестные родители обводили молодых по движению солнца вокруг стола, а те прикасались к хлебу . Прежде чем отправиться в дорогу, совершить жертвоприношение, начать важное хозяйственное дело глава семьи усаживался за стол, куда клали целый каравай хлеба и соль, касался хлеба и просил предков и богов о покровительстве, сообщал им о предстоящем деле или событии.

Хлеб, тарелку с мукой или ячневой крупой (сверху иногда клали целое сырое яйцо) выставляли на стол утром перед выгоном скота в поле. Хозяин прикасался к хлебу, просил предков и верховного бога Инмара защитить домашних животных от хищников и дать им здоровья. Хлеб и муку не убирали со стола до возращения стада с пастбища, иногда держали там три дня и затем скармливали животным. В некоторых селениях варили кашу из этой крупы и муки для ритуальной трапезы по случаю первого выгона. Хлебом из рук специально в первые дни кормили скот, отправляя его в поле и встречая вечером. Выпечка выполняла ритуальные и утилитарные функции. Таким способом старались приручить животных, особенно зимний приплод. В воротах клали лопату, с помощью которой достают из печи хлеб, и затем выводили скот через нее16. Хлеб с маслом был предметом приношения

Хозяину леса Чашшакуз′о: его оставляли, проходя со стадом мимо священной рощи с просьбой присмотреть за скотом в период летнего выпаса. Ломоть хлеба клали в хлеве с южной стороны по случаю завершения летнего выпаса и перевода скота на зимнее стойло17.

Хлеб фигурирует как главный предмет дарения и в других обрядах. Впервые пересекая реку после ледохода, в воду опускали ломоть хлеба, поклоняясь реке и Хозяину воды Вукуз′о. При переходе в новый дом вместе с Хозяином дома Коркакуз′о из прежней избы переносили емкость с тестом вместе с другими семейными святынями (икона, хлебная лопата): «Квашню в старом доме ставили и в новый переносили, там уже из нее печем хлеб. Я лепешки пекла. Гости идут. Называется корка кътлас′ком – дом чествуем»18.

Хлеб с маслом оставляли во время дожинок под последними снопами мумъ къл΄то ‘материнский сноп’ в качестве угощения и благодарности Хозяину межи Межакуз′о. Эти последние снопы, как и хлеб, имели важное продуцирующее значение для будущего урожая и в целом семейного счастья: «Чтобы хлеб и масло удались. Говорили, чтобы ветры и грозы не тревожили. Оставляли там, в поле, на меже, снопы, и внутри них хлеб с маслом. Последние снопы не приносили домой. Говорили, это Межакуз′о будет есть и пить»19; «В последний день как дожинали, то последний сноп завязывали парой, как двойняшек. Этот сноп приносили домой и уже клали в кабан»20, «И овцы пусть парой ягнятся! Пусть муж с женой живут хорошо, пусть всю жизнь им вместе парой жить придется»21. Последние снопы иногда относили домой, клали в кабан с остальными снопами .

Идеальные представления крестьянина о хорошем урожае хлеба нашли отражение в текстах молитв и просьб, которые произносили во время земледельческих обрядов, особенно во время вспашки поля, начала сева и появления колоса. Это, по представлениям крестьян, был хлеб «со стеблем выше человека», «размером с камыш», «чтобы из-за хлеба не был виден всадник, едущий по полю на коне», «стеблем мягким и желтым как масло», «с зерном размером с яйцо», «с золотым колосом, с серебряной соломой», «с колос размером с пядь».

15 ПМА, 2005. Вершинина Л.А., д. Жувам, Юкаменский район УР.

16 ПМА, 1999. Биянова А.И, д. Коротай, Глазовский район УР.

17 ПМА, 1996. Антуганова Т.И., с. Ежево, Ярский район УР.

18 ПМА, 1995. Невоструева Е.И., д. Гулекшур.

19 ПМА, 2001. Малых И.К., д. Жувам, Юкаменский район УР.

20 ПМА, 1991. Попова П.В., д. Жувам, Юкаменский район УР.

21 ПМА, 1990. Пономарева А.В., д. Каменное, Юкаменский район УР.

Обозначение зерна «размером с яйцо» и действия продуцирующего характера прослеживаются в весенних обрядах. Яйцо и олицетворяет зерно нового урожая. Его зарывали в межу, раскидывали с первыми горстями зерен по полю: «Пашут одну борозду. Разбрасывают овес с яйцами. Дети ловили яйца. Ну, дети, большим, как яйцо, пусть родится хлеб»22; «Первое яйцо в землю прячут, чтоб у овса колос был размером с яйцо. Остальные раскиданные по полю яйца подбирают дети, их подзывают каждого по имени» . Продуцирующее значение яйца старались усилить словами: «Пусть вырастет (хлеб) с это яйцо! (мэд йалчоз та курэгпуз кад΄)»23. Просьбы о «золотом колосе» и «с соломой величиной с камыш» встречаются в текстах молитв во время выхода на посев: «bi·smil’l’a etc!» ińmar, kuaź, kildeśiń marke huriśhom, soe med śotoz! kiźem iwze med śotoz kamiź kuroiem, azveś tiśiem! Vuźze śiiśkom, vil’ze no ta·-śamen-ik śiini med śotoz!» . «Во имя Бога милосердного и справедливого! Инмар, Куазь Кълдъсинь, что просим, то пусть даст! Посеянное зерно пусть даст с соломой величиной с камыш, с золотым колосом! Старое едим, новое также пусть есть даст!» (подстрочный перевод здесь и далее наш. – Е.П.).

Идеальное представление о хлебе и зерновых есть и в тексте молитвы, которую произносили и во время сева озимых. Рожь должна иметь колос «толщиной с топорище колос» и стебель «с толщиной с палец соломой», «хлеб должен быть высоким, чтобы не увидеть всадника, едущего на коне»:

«Хороший Инмар Куазь Кылдысин, на межу закалываю своего барана, этим приношу тебе жертву. Как тебе принадлежащую прими принесенную жертву. Мы закалываем, словно дети, ничего не понимая, если и рассердишься, то прости. Мной посеянный хлеб помоги вырастить. Пусть хлеба взойдут дружно в ряд, не будет пустых мест. С хорошими родственниками пусть выращенный хлеб пригодится есть и пить, от разной беды храни, Инмар. Дай, Инмар, посеянные хлеба. Пусть толщиной с палец будет солома. Пусть с топорище будет колос. Пусть хлеба будут такими высокими, чтоб не увидеть всадника, едущего на коне. Чтоб класть сноп на сноп. К суслону пусть суслон ложится. Кабаны, чтоб были размером с овин. Хороший Инмар Куазь Кылдысин, если так случится, то и мне будет хорошо, и людям, и для жертвоприношений тебе всегда будет, чем дать. И людям достанется. И скот мой тогда будет жить хорошо» .

Аналогичные тексты и ритуальные действия, направленные на получение «мягкого как масло и золотого стебля и колоса» встречаются во время молений на озимом поле ю пэж΄ан ‘перебирать посевы’ в Петров день (12 июля). Они, как полагали предки, способствует росту и созреванию культур, поэтому еще говорили: «идем готовить рожь», «идем искать рожь на меже». С собой приносили пиво, квас, масло и выпечку: «Двенадцатого июля – Петров день. Собирались у своей межи. Каждый берет колосок ржи, обливает его пивом и говорит: «Поим, кормим мы тебя, ты вырасти»; «Пусть хлеб хорошо удастся. Пусть хорошо живем. Пусть урожай будет»24; «Пусть хлеб будет хорошим! С золотым колосом! С серебряной соломой!»25. Маслом, держа его в ладони, проводили по стеблю снизу вверх, словно вытягивая рожь. В семантическом плане здесь интересно использование масла. Старались перенести на рожь такое его качество как мягкость: «Рожь мажут маслом и говорят:

«Пусть хороший урожай будет»26; «Пусть стебель будет длинным и мягким, как масло»27. Хлеб с маслом клали и на межу, чтобы обеспечить хороший урожай ржи с «мягким и длинным стеблем».

Понятие достатка и сытости, наличие корма для скота всегда ассоциировалось с обилием хлеба. Его должно быть в достатке: «всем хватило», «было достаточно и людям и домашним животным»,

«есть-пить хватило и для моления предкам и Инмару досталось», «в руки-ноги предкам попало». Готовая выпечка в виде каравая хлеба часто обозначается возвышенными и уважительными эпитетами и сравнивается со статусными и дорогими вещами в широком их смысле: «душистый хлеб», «сытный», «золотой», «вкусный», «дорогой», «мягкий как пух», «вкуснее меда», «дорогой как отец и мать», «нет ничего дороже хлеба». Физическая сила и здоровье напрямую связывались с силой хлеба: «мало хлеба ел – сил не набрал», «хлеб силу дает».

И в настоящее время хлеб остается главным ритуальным блюдом многих обрядов. Предпочтение отдается традиционной выпечке, которую готовят ко всем календарным и семейным праздникам

22 ПМА, 1996, д. Коротай, Глазовский район УР.

23 ПМА, 1996. Антуганова Т.И., с. Ежево, Юкаменский район УР.

24 ПМА, 1991. д. Турчино, Юкаменский район УР.

25 ПМА, 1995. Сабрекова М.В, д. Шамардан, Юкаменский район УР.

26 ПМА, 1992. Шмелева Ф.С., д. Тылыс, Юкаменский район УР.

27 ПМА, 1997. Невоструева М.С., д. Жувам, Юкаменский район УР.

и обрядам. Хлеб является основным символом благополучия и процветания, подношения божествам и предкам во время молений. Архаичные по составу и форме изделия из муки сохраняются и в современной обрядовой культуре бесермян.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антуганов [Инициалы неизвестны]. Бесерманьёс [Бесермяне]. 1920-е годы // Научно-отраслевой архив

УИИЯЛ УрО РАН. РФ. Оп. 2Н. Д. 391.

2. Воронина Т.А. Традиции хлебопечения у разных народов мира. Краткий очерк // Хлеб в народной культуре.

Этнографические очерки. М., 2004.

3. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982.

4. Ганицкая О.А. Польские народные фигурные кондитерские изделия // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1972. Вып. 28: Из культурного наследия народов России.

5. Гвоздикова Л. С. Мелкие изделия из теста в русском свадебном обряде конца XIX – начала XX в. (Виды,

термины, функции) // Сб. Музея антропологии и этнографии. Л., 1982. Вып. 38: Памятники культуры народов Европы и европейской части СССР.

6. Зеленин Д.К. Где празднуют святки дважды в году? // Природа и люди. 1910. № 8.

7. Мокшин Н.Ф., Мокшина Ю.Н. Хлеб в обрядовой жизни мордвы // Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.

8. Онучина Т.А. Вырезной архангельский пряник в системе северного обрядового печения // Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.

9. Попова Е.В. Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX – 90-е годы XX в.). Ижевск, 1998.

10. Попова Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск, 2004.

11. Попова Е.В. Культовые памятники и сакральные объекты бесермян. Ижевск, 2011.

12. Тепляшина Т.И. Язык бесермян. М., 1970.

13. Травина И.К. Удмуртские народные песни. Ижевск, 1964.

14. Трофимова Е.Я. Как сложилась народная кухня удмуртов. Блюда удмуртской кухни. Ижевск, 1991.

15. Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.

16. Чагин Г.Н. Хлеб в питании и обрядах русских крестьян Верхокамья в XIX – начале ХХ века // Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.

17. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XV–XIX веков (Очерки по истории народных верований). М., 1957.

18. Wichmann Y. Wotjakische Sprachproben I: Lieder, Gebete und Zaubersprüche. Helsingfors, 1893.

Поступила в редакцию 25.06.12

Bread as ritual food and symbol in the customs by Besermyan

The article is devoted the bread in beliefs, customs and ritual culture by Besermyan. Bread is one of the most important components of the Besermyan customs and it is a symbol of happiness and prosperity. The article is based on fieldwork conducted among the Besermyan (a small ethnic group in North-West Udmurtia).

Keywords: ritual bread, beliefs, customs, Besermyan.

Попова Елена Васильевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Удмуртский институт истории, языка и литературы

426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4

candidate of history, senior scientific associate

The Udmurt Institute of History, Language and Literature in the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

426004, Russia, Izhevsk, Lomonosov st., 4

УДК 930.2(091):792(045)

А.Н. Яговкина

Материал взят из Вестник Удмуртского университета (Серия 5 История и филология. Выпуск 3, 2012)

Авеста, книга Видэвдад, Фрагард 3: Земля
(Перевод Э. А. Грантовского)
30. "О Творец телесного мира, праведный! Когда проявляется сущность маздаяснийской Веры?" - И сказал Ахура-Мазда: «Когда усердно возделывают хлеб.
31. Кто, засевая, возделывает хлеб, тот возделывает праведность [Арта], тот продвигает вперёд эту маздаяснийскую Веру, тот вскармливает эту маздаяснийскую Веру, как если он совершает <...> десять тысяч молитв "Ясны".
32. Когда хлеб взращивается, тогда дэвов бросает в пот; когда провеянное зерно приготовляется, тогда дэвы обессилевают; когда мука приготовляется, тогда дэвы вопят; когда мучная пища готовится, тогда дэвы пускают ветры от ужаса. Всегда да будет иметься в доме эта мучная пища, для того, чтобы поражать дэвов ,- в пасти у них станет очень горячо из-за неё, и их увидят обращающимися в бегство. Когда хлеб будет идти в изобилии, следует упоминать священное слово».

Так авестийская традиция рассказывает о хлебе, о его значении, поднимая его значение для человека на невообразимую высоту. То, что русская и авестийская традиции происходят из одного истока, говорит их отношение к хлебу.

Не случайно во многих русских сказках говорится о чертях на мельницах. Место, где мелется зерно для будущего Хлеба вызывает у темных сил особое противодействие.

Считается, что слово "хлеб" греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки - клибанос. Что касается происхождения русского слова "хлеб", то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом "хлебать". Хотя, возможно, что наоборот, глагол «хлебать» (и название горшка для хлеба у греков) произошли от слова «хлеб». А глубинный смысл, значение и происхождение слова «хлеб» еще ждет своей разгадки.
Изо дня в день меняются кушанья на нашем столе, и только Хлеб остается неизменным. Сколько бы разных блюд не стояло у нас на столе, без Хлеба он пуст. Это пища, которую ничем нельзя заменить.
На Земле с её сотворения сменилось великое множество цивилизаций, но от первых цивилизаций сохранилась культура Хлеба. Например, авестийская традиция, уходящая корнями вглубь тысячелетий во времена легендарной Арктиды, Хванираты сохранила до нас знания о Хлебе.

У наших предков Хлеб был связан с Солнцем, с плодородием, продолжением рода.
К Хлебу относились как к практически живому существу, он был и до сих пор остается ключевым элементом множества обрядов: свадебного, родильного, похоронного, без него не обходился ни один праздник. Хлебом – солью (соль – также символ Солнца) встречали гостей, с Хлебом встречали новорожденного ребенка, клали Хлеб в колыбель, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, с ним начинали сеять и жать.

Закваска, на которой готовился Хлеб, береглась как зеница ока, и передавалась из поколения в поколение. На Руси делали постный Хлеб на хмелевой, ячменной, ржаной закваске. Считалось, чем дольше живет закваска, тем больше в ней Силы. Что же за Сила такая в Хлебе, что так ценилась предками? Это Сила зарождения Жизни. Причем рецепт хлеба в глубокой древности составлен так, что в процессе приготовления эта Сила зарождения Жизни начинается лучиться из муки и заполнять собою структуру хлеба. Хлеб имеет пористую структуру, подобную губке, и энергетически может вобрать огромное количество энергии.
При вымешивании теста вкладывается состояние, исходя из этого состояния формируется структура, при выпекании Огонь высвобождает Силу.
Раньше Хлеб пекли с молитвой или хорошей песней, в спокойной обстановке, в добром расположении Духа, вкладывая частичку своей Души. Хозяйки, умеющие печь Хлеб, наверняка замечали, насколько зависит качество Хлеба от настроения, в котором он готовился.

При поднятии теста формируется будущая энергетическая структура хлеба. В древние времена Хлеб, олицетворявший благополучную жизнь, ни в коем случае не резали, а ломали руками, откуда и возникло слово ломоть. Разрезая, мы рушим энергетическое строение Хлеба. А отламывается он по своему энергетическому рисунку, особенно если при отламывании не мять мякиш. При ломании краюшка перенимает силу всего Хлеба, а при отрезании - только по размеру отрезанного. Есть такое даже выражение «отрезанный ломоть», то есть человек, порвавший связь со своими родными и близкими.
Можно провести эксперимент, отломать небольшой кусочек с одной стороны хлеба, а с другой примерно такой же по размеру отрезать. У них будет различен не только вкус, но и запах. Отломанный будет кусочек вкуснее и ароматнее отрезанного.

С Душой приготовленный Хлеб практически не нуждается в последующей активизации в нем Силы зарождения Жизни, а вот для покупного есть несколько способов её активизации.
Таким хлебом можно и наесться с одного кусочка, и лечить различные недуги. Проблемы с перееданием или болью в спине может запросто решить эта краюха хлеба.
Один из простых способов активизации Хлеба – молитва перед едой.

Японский исследователь Масару Эмото (Masaru Emoto) нашел способ показать, как изменяется вода, сфотографировав ее замороженные кристаллы с помощью мощного электронного микроскопа и вмонтированного в него фотоаппарата. После многочисленных экспериментов он издал книги «Послание воды», «Тайная сила воды», в которых продемонстрировал, как меняется структура воды в зависимости от наших мыслей и слов.

В пище, в том числе и в хлебе находятся частички воды, которые реагируют на наши мысли, слова, наш настрой. Молитва перед едой структурирует воду в пище и саму пищу и в итоге данная пища, усваиваясь нашим организмом, дает нам силу, здоровье и благо.

Немного истории

Черный хлеб - русский национальный хлеб, душа российского хлебопечения. По мнению, В. Похлебкина черный хлеб оказал прямое влияние на историю развития Древней Руси. Связано это с тем, что по западному (католическому) обычаю нужно было питаться пресным белым хлебом, но русский люд привык к квасному (кислому) черному хлебу, и когда в IX веке католическая церковь стала давить на Русь, православная Византия поддержала Русь в этом вопросе. Этим, возможно, предопределив путь, по которому начала развиваться Русь.

Тот черный хлеб, который ели наши предки, отличается от сортов черного хлеба, которые производят сейчас тем, что приготовлен он был на закваске, остатках старого теста, замешенного в хлебной таре. В ней содержалось больше витаминов, ферментов. Поэтому образующаяся в результате выпечки в такой посуде корочка – не только была самой вкусной, но и самой полезной частью хлеба. К черному хлебу относятся: ржаной хлеб из обойной, обдирной и сеяной муки, а также ржано-пшеничный хлеб (с преобладанием более 50% доли ржи). Уже в средние века появились такие сорта черного хлеба, как заварной, бородинский, красносельский.

Благодаря своему аграрному прошлому Россия по праву может называться ржаной державой. Испокон веков русские люди употребляли в пищу ржаной хлеб, который был им и по вкусу, и по карману. В начале XX века потребление изделий из ржаной муки составляло более шестидесяти процентов. На сегодняшний день этот показатель значительно ниже около 10-13%. Но до сих пор Россия входит в пятерку крупнейших производителей ржи.

Рожь – одна из важнейших злаковых культур. Норма потребления ржаной муки (в процентах от всех злаков) около 30. Ржаная мука обладает многочисленными полезными свойствами. В её состав входит необходимая нашему организму аминокислота – лизин, клетчатка, марганец, цинк. В ржаной муке на 30 % больше железа, чем пшеничной муке, а также в 1,5-2 раза больше магния и калия. Ржаной хлеб выпекается без дрожжей и на густой закваске. Поэтому употребление ржаного хлеба помогает снизить холестерин в крови, улучшает обмен веществ, работу сердца, выводит шлаки, помогает предотвратить несколько десятков заболеваний, в том числе и онкологических. В 70-е годы Люксембург по онкологии кишечника занимал одно из ведущих мест в мире. С началом употребления в пищу ржаного хлеба и отрубей по данному показателю он попал в конец списка. К тому же, ржаной хлеб обладает меньшей энергетической ценностью, поэтому вы можете не беспокоиться за свою фигуру. В Германии и Польше ржаной хлеб считается диетическим продуктом. Он полезен для людей страдающих малокровием и сахарным диабетом. Но! Из-за повышенной кислотности (7-12 градусов), защищающей от возникновения плесени и разрушительных процессов, ржаной хлеб не рекомендуется людям с повышенной кислотностью кишечника, страдающих язвенными болезнями. Хлеб, по содержанию состоящий на 100% изо ржи, действительно слишком тяжел для ежедневного потребления. Оптимальный вариант: рожь 80-85% и пшеница 15-25%. Сорта ржаного хлеба: из сеяной муки, из обдирной муки, житный, простой, заварной, московский и др.

Польза Хлеба

Сейчас наиболее актуален вопрос о полезности хлеба. Попробуем разобраться.

Для предупреждения заболеваний у здорового человека, особенно полезен хлеб, выпеченный из грубых сортов муки с включением отрубей или цельного (дробленого) зерна. В нем выше содержание пищевых волокон необходимых для снижения калорийности, правильной работы кишечника и удаления из организма вредных веществ.

Многие ученые считают, что хлеб необходимо исключить из рациона, это объясняется отчасти тем, что при выпечке хлеба при высоких температурах (200-300 градусов) происходит разрушение структуры белков, клетчатки, воды и минеральных солей, содержащихся в хлебе. Стоит ли отказаться от хлеба? Конечно же нет!. Если у Вас есть свободное время и желание Вы можете самостоятельно печь хлеб, лучше это делать в воде или на пару при температуре, не превышающей 100 градусов. Конечно, вкусовые ощущения не настолько приятны, но это позволит Вам быть уверенными в том, что ваш организм получает все питательные вещества и витамины, из которых состоит хлеб. В настоящее время приобретают популярность сорта хлеба с различными добавками, обогащенные витаминами, минералами.

В последнее время все больше говорится о вреде хлеба, выпеченного на термофильных дрожжах . Подробнее об этом читайте статью
"Хлеб на термофильных дрожжах и его вред для здоровья."
По данной теме есть и другие точки зрения -

При выпекании хлеб заряжается энергией из окружающего пространства. Становится понятно, что условия хлебозавода, пекарни, выпекающих хлеб в больших масштабах на продажу и домашние условия, когда хлеб приготовляется вами самими или любящим человеком - разные.
Поэтому гораздо полезнее для своего здоровья печь хлеб дома самим и на закваске также приготовленной лично. Испечь дома Хлеб достаточно просто. И, попробовав раз, захочется печь его снова и снова. К тому же, древние считали, что из дома, в котором печется Хлеб, бегут темные силы, неуютно им становится там.

Рецепт закваски

Закваска

Предлагаем рецепт древней бездрожжевой закваски на обычной ржаной муке. Для приготовления закваски нужны только ржаная мука и вода. Готовится она в первый раз три дня, а дальше на ней можно замешивать Хлеб в любое время.
В первый день для закваски берется 50-100 г. (треть поллитровой банки) ржаной муки и теплую воду - столько, чтобы развести муку до состояния жидкой сметаны, ставится посуда с закваской, накрытая полотенцем или марлей, в теплое место , обычно на шкаф, и оставляется там на сутки.
Во второй день добавляется столько же муки, сколько в первый день, и вода до состояния жидкой сметаны, перемешивается и снова оставляется на сутки.
На третий день повторяется та же процедура, что и во второй. Закваска оставляется до начала брожения – до появления пузырьков. Появление пузырьков – признак того, что закваска готова для замешивания опары.
Можно сказать, что опара - разведённая закваска. Для приготовления одного небольшого хлеба в закваску добавляется стакан (один-полтора) теплой, не выше 40 градусов, воды, добавляется ржаная мука до состояния густой сметаны, или как тесто на оладьи. Накрывается посуда с опарой чистым полотенцем и снова убирается наверх, в теплое место, на несколько часов. Опару ставят ее на 4-6 часов, либо ее надо ставить ее на ночь, а утром уже можно замешивать тесто, от этого хлеб кислее не становится.
Главное, что нужно вспомнить при выпекании хлеба, чтобы снова три дня не ждать приготовления закваски - отложить в банку грамм 100 из готовой опары. Это будет закваска для приготовления следующего хлеба. Её накрывают марлей в несколько слоев, убирают в холодильник, и достают ее желательно часов за 6-10 до приготовления нового хлеба, чтобы она немного ожила. Хранится закваска без подкормки не очень долго, если не печете, раз в неделю-две надо добавлять в нее немного муки и теплой воды – кормить… При выпекании нового хлеба закваска достается из холодильника, добавляется теплая вода. Нужно дать постоять ей 3-4 часа и можно делать опару.
Готовая опара булькает, пузырится и поднимается. На ней, когда отделили закваску для следующего раза, замешиваем тесто.

Тесто

Для теста, в зависимости от того, какой хлеб желаете испечь, берут ржаную или пшеничную муку, примерно 1-2 столовую ложку растительного масла, 1 столовая ложка коричневого (тростникового) сахара или меда (растворенного в малом количестве воды), 1 чайная ложка соли, отруби, зародыши пшеницы, добавляют также семена льна или подсолнечника. При приготовлении пшеничного хлеба иногда добавляют изюм, только перед тем, как положить в тесто, его промывают, высушивают на тряпочке и обваливают в муке, тогда он не расползается в хлебе. Можно добавлять различные пряности (кардамон, имбирь, кунжут) и травы, чего Душа пожелает.
Замешивают тесто до тех пор, когда можно будет его вымешивать руками. Готовят посудину, в которой будут выпекать хлеб, обычно это сковорода, смазывают её растительным маслом, и выкладывают на нее готовое тесто. И снова ставят на шкаф (теплое место) часа на три-четыре, чтобы тесто дошло. В зависимости от того, какая мука использована, оно может подняться в два - в четыре раза. Пшеничный хлеб поднимается лучше. Хлеб, когда он уже положен в форму, слегка смазывают растительным маслом или обрызгывают водой.
Когда хлеб подошел, его ставят в печь или духовку на максимальную температуру (180-200гр Цельсия). Хлеб ржаной выпекается 40-45 минут, пшеничный - минут на 5 меньше. Достают хлеб из печи, заворачивают в льняное полотенце, и обычно кладут в тепло, например под одеяло. В качестве небольшого отступления можно сказать, что гораздо полезнее любую пищу не варить, а только доводить до кипения и убирать под волшебное одеяльце, где еда доходит, как в русской печи…
Если вы достали Хлеб из духовки, и корочка получилась слишком твердая, сбрызните ее немного водой и положите под одеяло, в теплое место.

Для наполнения домашнего пространства позитивной энергетикой наши предки использовали Хлеб-оберег . Лучше всего для этого брать Хлеб, выпеченный самостоятельно. Хотя можно брать и покупной круглый ржаной (цельный, не нарезка!). Хлеб ставится на тарелку или круглую подставку, обсыпается по периметру вокруг валиком крупной немолотой соли и оставляется на час. Над Хлебом произносятся обережные молитвы, затем его снимают из соли, и он ставится в красный угол дома. В течении долгого времени (до месяца) этот Хлеб будет защищать и оберегать ваше жилье от негативного воздействия.
В случае, если кто-нибудь дома захворал, нужно подержать этот Хлеб на его груди, у духовного центра (чуть выше солнечного сплетения).
Спустя месяц этот Хлеб лучше заменить на новый, так как использовать его в пищу (даже для птиц) не стоит, его закапывали в землю, которая забирала накопившуюся негативную энергию.vkcomment:

Содержимое:

Неотъемлемой частью культуры древних славян являются обычаи, приметы, жертвоприношения, праздничные обряды, связанные с Хлебом. Обрядовое употребление Хлеба встречается практически в каждом празднике. Например, в святочных жертвоприношения богам, использовали животных и кашу, отчасти – Хлеб. По разнообразным древнеславянским обычаям и обрядам можно определить обрядовую связь каши с печеным хлебом и постепенный переход обрядовой каши в обрядовый хлеб. Прежде всего, хлеб является дополнением к каше, причем, каша предназначена была для людей, а хлеб – для домашних животных.
На Рождество готовили КУТЬЮ, древние славяне готовили её исключительно из пшеницы, пекли ПИРОЖКИ. Кутья и пирожки составляли ВЕЧЕРЮ, которую носили родственникам – дедушке, бабушке, крестным родителям, детям. Отведавшие вечери взамен съеденной добавляли свою кутью. Такой обмен был направлен на упрочение родственных связей.
На Крещение, возвратившись домой с освященной водой, брали пирожок или кусок хлеба, «чтобы не голыми были», кропили хозяйство, двор. Хлеб в святочных гаданиях о замужестве, жизни – смерти, урожае – неурожае использовался очень активно в разных формах: зерно, лепешки, пирожки, калачи, кутья, ломти хлеба… По обрядовому употреблению хлеба Святки и Масленница представляют большое сходство. Это части одного и того же древнего праздника, сложного, торжественного, продолжительного. Почти повсеместным масляничным кушаньем являлись блины, калачи, пряженцы и оладьи. На Пасху готовили обрядовый хлеб –«паску» - основной символ этого праздника. Обычный хлеб у древних славян нельзя было печь по пятницам. Паску обычно готовили в пятницу. После Пасхи следовали проводы, родительская – день, посвященный умершим предкам. Обязательной составляющей этого праздника являлось посещение могил. На кладбище брали с собой и паску.
Хлеб использовали в народной медицине при лечении «сухотки», «гузок» - бородавок, «ячменя», «волоса», лихорадки. Для лечения «сухотки» у ребенка, пекли большой бублик размером с окно и ставили на окно – простынуть (помните сказку «Колобок»?). Окно раскрывали и через бублик и окно проносили ребенка. Бублик затем отдавали собаке. Для лечения бесплодия брали три, семь или десять зерен гороха, мочили в холодной воде, в которой стирали рубашку после регул, высаживали и поливали зерно той же водой. Проросшие зерна очищали и съедали. Считалось, сколько зерен прорастет, столько и родится детей.
Хлеб обязательно использовался в обряде новоселья, «входын». В новый дом сначала на ночь запускали животное, чаще кошку, петуха, а затем вносили освященную икону и хлеб.
Акт высокой важности – первый крик ребенка в «области печали и юдоли». Рождение ребенка окружено было у древних славян значительным количеством любопытных обрядов, раскрывающих их воззрение на беременную женщину и новорожденного ребенка. Во время ритуала «размывания рук» на стол в первую очередь ставили хлеб – соль. Бабушка – повитуха становилась в святом углу, держа в руках хлеб и чашку с водой. Потом она лила воду на руку роженице и пила эту воду. После этого хлеб и вода передавались роженице. Этот обряд у древних славян совершался на третий день после рождения ребенка. С этого момента мать кормила грудью, а до этого – «жвачкой» - разжеванной, смоченной макушкой хлеба, завернутой в марлечку.
Хлеб имел у древних славян своеобразное юридическое значение. Хлеб помогал установлению семейных и дружеских отношений, являясь сакральным символом, выполнял роль печати на народных договорах, в быту и ритуалах.
Хлеб – «корневая, родовая память» древних славян. Неуничтожима категория бытия человека – любовь и вера, которые в определенном качестве содержатся в обрядах, связанных с Хлебом.
В Институте растениеводства г. Санкт – Петербурга собрана огромная коллекция зерен, насчитывающая более ста тысяч различных образцов пшеницы, ржи, кукурузы, и других культур. В водовороте воны, когда рушились дома, гибли ценности, коллектив института продолжал хранить коллекцию. Народ не в праве забывать бесстрашных водителей, доставляющих хлеб под фашистскими бомбами в осажденный голодающий Ленинград по льду Ладоги – ДОРОГЕ ЖИЗНИ. И в суете нашей быстротечной жизни необходимо помнить и знать, что безмерное уважение к ХЛЕБУ было во все времена. ХЛЕБ – САМАЯ СВЯЩЕННАЯ И СОКРОВЕННАЯ ЧАСТЬ ТРАПЕЗЫЛЮБОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ ВСЕХ НАРОДОВ. ЭТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ.
Начало здесь

Что такое обрядовый хлеб? Так называют блюда, являющиеся продуктом земледелия и имеющие ритуальное применение. Караваи, праздничные калачи, баранки, свадебный дивень, вареники, рождественский книщ, наконец каша или вообще зерно, которые также используются в различных обрядах.

Очень давно, еще во времена наших предков, славяне уважительно и с почтением относились к людям, причастным к выращиванию хлеба и всех занятий, связанных с ним. Ведь не было ничего важнее в жизни человека, чем хлеб, он занимал, пожалуй, едва ли не самое главное место в культуре, обрядах и религии. Славяне, настолько привыкшие к тому, что хлеб всегда есть на столе и является символом достатка, в годы неурожая страдали от голода, хотя леса были полны еды - дичь, рыба, ягоды и корнеплоды. По преданию многих народов мира, первый пахарь - это был Господь Бог. Это можно найти в культуре немецкой, греческой, персидской. Украинские колядки, например, изображают Бога и величайших святых в образе земледельцев.

Жители разных регионов Украины считают, что когда-то было время всеобщего изобилия, было много всего, в том числе хлеба, и голод был людям незнаком. В те времена зерно начиналось от самой земли, наполняя весь колос, и назывался такой богатый колос "стоколос". И вот однажды поселком проходил Христос со своими апостолами. Зашел он в чьей дома и попросил поесть, в частности хлеба. В это время в доме хозяйка пекла блины. Очень она разозлилась на людей, в которых увидела нищи, и вместо хлеба бросила блин, которым перед этим вытерла следы ребенка, оставленные на скамье. Христос очень возмутился надругательством над хлебом, поэтому пошел в поле и ободрал снизу вверх такой стоколос. Пес хозяина увидел это и начал выть, и апостол Петр начал умолять Христа, чтобы тот оставил хотя бы «на собачью судьбу» зерна на том колосе. Так и произошло, и с тех времен люди едят хлеба не более чем на «собачью судьбу».

Была еще и другая легенда, повторяющаяся в различных вариантах у многих народов. По этой легенде зерно изначально было предназначено собаке для питания. Но человек выхватил зерно почти из самой собачьей пасти и начал выращивать его для себя по всей земле. С тех пор собаку нельзя убивать и есть, потому что люди едят пищу, предназначенную собаке.

Народ почитает хлеб и говорит о нем с уважением - «святой хлеб». Он считается святыней, и большим грехом было, если человек играл с ним или выбрасывал хоть малейший его кусочек. Существовали верования, что человек, который относится ненадлежащим образом к хлебу, на том свете будет все время собирать крохи, выброшенные в своей земной жизни. Остатки хлеба всегда скармливали домашним животным, иногда сжигали в печи.

Хлеб всегда олицетворял благополучие, достаток. Когда иуды говорили «хлеб и соль», этим они звали в дом богатство. Домашним духам также приносили жертвы из хлеба, так свой кусочек получал домовой, духи земли получали его на хороший урожай, духу воды - водяному - приносили, чтобы задобрить духа, чтоб тот не топил людей и скот.

Народные поверья противопоставляли хлеб и нечистую силу, разводили их по разным полюсам. Например, чтобы гадюка, которая олицетворяла нечистую силу, не напала, в лес с собой брали кусок хлеба - как залог добра. Хлебом благословляли, потому что видели в нем оберег от беды. Молодых супругов тем же хлебом благословляли родители. Проводили в дальний путь - встречали хлебом-солью, этот ритуал вообще имел очень большую очистительную силу. Возвращаясь с далекой чужбины, человек вполне мог принести с собой что-либо плохое, враждебное, что-то неладное, и только хлеб мог отвести злую силу и чары. Люди верили, что даже пожар может остановить хлеб, стоит его обнести вокруг горящего здания.

Скрепленное хлебом обещание нельзя никогда нарушить. При заключении важных сделок, торговых или земельных, обменивались хлебами. При сватовстве сваты заносили в дом, где ждала девушка, свою буханку, а получали вместо нее, в случае согласия девушки на брак, хлеб. В некоторых регионах для сватовства выпекали специальный пирог, который во время самого сватовства делили пополам: одну половину получали представители молодого, вторую - оставляли у родителей невесты. Этот ритуал напоминает причастие. В древности все люди, которые употребляли за одним столом пищу, следуя ритуалам, после этого считались сообщниками в деле, которое планировалось.

Раньше это был всего лишь обряд, но позже он перерос в устойчивую традицию - любую важную работу завершать большим богатым застольем, с большим количеством блюд. Во главе такого стола должно быть одно основное «хлебное» блюдо, оно имело только ритуальный характер и не употреблялось в пищу.

На сегодня хлеб также играет немалую роль в обрядах украинского народа, свадебных или погребальных. Если посмотреть по количеству и составу ритуального хлеба, применяемого в ритуалах, то среди всех обрядовых действ первое место занимает свадьба. Сватовство начинается с обмена хлебами, что означает согласие на дальнейшие действия, и заканчивается кладовой, где по углам разложены хлеба и на снопах ржи молодожены проводят свою первую брачную ночь.

Особое значение имел каравай на свадьбу - его пекут торжественно и с почтением. В некоторых регионах в процессе принимали участие все женщины, которые уже были замужем, по линии невесты. На каждом этапе пели специальные песни. Тех женщин, которые выпекали этот каравай, называли каравайницы, и быть ими могли только те женщины, которые были счастливы в браке. Над ними стояла старшая каравайница. Все женщины украшали себя венками из барвинка и приходили в дом молодой накануне свадьбы, обычно это было в четверг. Раскладывалось корыто, подготавливалась мука, лучшая из той, что была, готовились решета и тому подобное. Сам процесс выпекания каравая начинался с просеивания муки. Тесто замешивали мужчины, женщины не могли даже взглянуть в бочку - это было строго запрещено. Только мужчина имел право вставить в печь каравай, а вот за лопаты могли подержаться все родственники невесты, которые были в доме. Эти обряды и ритуалы имели очень простую символику: печь и кладовые олицетворяли женское лоно, так что нарушать традиции и запреты были категорически нельзя, чтобы не привести молодую к бесплодию.

Каравай должен иметь круглую форму, размеры его говорили о состоянии родителей невест. Каравай сверху украшался различными узорами. Часто среди них можно было встретить мотивы мирового дерева, колосья – все это были символы благосостояния. Наверху лепили и сажали птиц. Изображение солнца и месяца на караваи означало самих супругов. В выпеченный хлеб иногда вставлялись веточки дерева, внутрь прятали мелочь. Если человек находил в своем куске свадебного каравая монету - ей должно было повезти.

На свадьбу также выпекались лежаки, шишки - маленькие булочки, сделанные в виде шишек, или дивень - это был круглый хлеб с дыркой посередине. Когда невеста переезжала в новый дом молодого, она сквозь дивень смотрела в сторону восхода солнца - тогда дети должны были стать красивыми. Также через дырку она могла увидеть свое будущее и супружескую судьбу.

Хлеб активно применяется и в обрядах погребения. Древние римляне и греки готовили на могилах жертвенные блюда для своих умерших родственников. Сейчас в Украине гроб или путь, по которому несут покойника, засыпают ржаным зерном. На крышку гроба кладут целую буханку. На могилу ставят рюмку и обязательно оставляют рядом с ней пирожок или кусок хлеба. Это же ставят и в доме, где жил погибший, и не прикасаяются к нему сорок дней, так как за это время душа покойника придет отведать оставленные блюда. На поминальный обед готовят сладкую кашу, сдобренную изюмом - коливо, и пирожки, эта традиция осталась до сих пор. Кроме того, на Полесье выпекают пресные лепешки, которые делятся между присутствующими, называются они поминальным караваем.

Когда приходит сороковой день, гроб с покойником «запечатывают»: берут трижды накрест землю с могилы, немного хлеба, меда, соли, смешивают все это и несут в церковь. Священник служит по покойнику панихиду, а землю потом возвращают обратно в могилу.

Все народные праздники сопровождались потреблением ритуального хлеба. Это такие своеобразные следы бывших жертвоприношений наших предков высшим силам. Рождество совпадает с праздником дохристианских времен - зимнего солнцеворота, на этот праздник едят кутью. Это специальное блюдо, которое готовится из вареной пшеницы (ее можно заменить на ячмень), орехов, мака, меда. Хлеб идет в этот день только как дополнение к основному блюду - куте. Этим хлебом крестьянин перед Святой ужином благословляет скот, приговаривая ритуальные слова, чтобы добро пришло. А нечистая сила обошла стороной.

Затем каждому животному дают кусочек хлеба со смесью различных блюд праздника - чтобы скоту было сытно в новом году.

Очень интересный обряд выполняется на Щедрый вечер, который показывает сакральное значение хлеба. Проходил праздничный ужин, после которого хозяин давал скотине «пирог», то есть хлеб с крестом сверху. При этом он приговаривал, что идет Бог и несет пирог. Затем благословлял животных хлебом, поделенным между всем домашним скотом.

Жители Галичины пекут на Рождество крачун - большой белый хлеб. Он ставится на середину стола среди других блюд и обкладывается маленькими крачунами. Когда на небе появляется первая звезда - сообщают о пришествии крачуна, и тогда только начинается праздничный ужин. Вероятно, что крачун олицетворяет солнечное божество, родившееся заново и ставшее поводом для празднования. Подобное крачуну значение имеет калета - это большой пресный хлеб, который изготавливается из белой муки. Его пекли перед днем св. Андрея. Калета украшалась высушенными вишнями, изюмом. Ее готовили все девушки, которые жили в деревне. Выпеченный корж подвешивали в доме, где проводились вечеринки, к потолку, рядом стоял общительный «Пан Калетинский», державший квач, обмакнутый в сажу. Пан Калетинский приглашал «Пана Коцюбинского» «кусать калету» (этим паном мог быть любой присутствующий в доме). Участники игры брали между ног кочергу и поочередно подходили к калете. Часовой вел с ними поочередно шутливый разговор, пытаясь рассмешить «Пана Коцюбинского» любым способом. Если тот хотя бы улыбнулся, Калетинский своим квачом мазал его по губам, а к калете шел кусать следующий игрок.

Эта игра является осколком традиционного некогда в древности мифа о похищении солнца (или в некоторых вариантах его не похищали, а глотали). Мифический герой Пан Калетинский защищает солнце; сажа когда-то была священной, будучи связанной с огнем, а само название «калета», по некоторым версиям, ничто иное как измененная в языковом процессе «коляда». Сам обычай играть в эту игру в давние времена был частью обрядовых игр на Рождество. Позже он каким-то образом перешел к предрождественским праздникам.

На Щедрый вечер традиционно готовили пироги. Гуцульщина готовилась к этому дню варениками, надднепрянцы - пирогами с мясом и жареными блинами, Южная Украина делала бублики. И все эти блюда, несмотря на их разнообразие, все имели единое ритуальное название - «пироги». Когда начинался праздничный ужин, ставили на стол миску с пирогами, перед ней садился отец, приклоняя, как скрываясь, голову. Дети спрашивали у матери, словно его не видели, где же папа, а отец отвечал из-за пирогов, разве они его не видят. Дети на это говорили, что нет, не видят, на что отец приговаривал, что Бог даст и в следующем году его не увидели бы так. Этот обряд ставил целью отгонять беду, указать путь достатку и благополучию в следующем году.

Украина на Масленицу варила вареники, приговаривая, что даже бусурманы в это время едят вареники. Когда-то это блюдо было исключительно ритуальным и было связано с культом месяца. Девушки также готовили вареники и раздаривали их ребятам в день Сорока святых мучеников, который был 22 марта. При этом приговаривали, пусть мороз не побьет любисток. В этот день напекали сорок печевиц из меда, в форме птиц, и раздавали их детям для того, чтобы водилась птица. Это была в действительности своеобразная жертва, потому что в этот день из теплых краев прилетает сорок жаворонков и это означает, что скоро начнется весна. На Великий пост после Масленицы делали особые специальные виды хлебов и хлебной продукции. На первый день поста, например, в стране ели сухие специальные лепешки, так называемые «жиляники». Они были большим контрастом рядом с масленичные насыщенными блюдами и должны были напомнить об ограничении и сдерживании своих желаний в последующие месяцы поста. Когда приходила четвертая неделя поста, наступали Средокрестные среды, по домам пеклись хлеба в форме крестов, их посыпали сверху маком и смазывали медом. Часть таких хлебов съедали, вторую часть хранили до посева, так делалась жертва духам полей

Особое и очень важное место среди обрядового хлеба занимают паски, или бабы, как их иногда называют в Украине. Сам пасхальный хлеб был отличным от другого, он был пресным, прямоугольной формы и напрямую был связан с мужской символикой. То, что хлеб делался пресный, указывало на его древность, потому что рецепт пресного хлеба появился гораздо раньше квасного. А связь с символикой мужчин говорил, что хлеб был связан с плодовитостью, так как посвящался подземном богу, символом которого был прямоугольник - во многих видах искусства он обозначал поле.

Позже символом плодовитости стали фаллические формы, что также отражалось в пасхальном хлебе.

В зимние и весенние праздники были более богатые блюда и еда, чем в летние, в них больше обрядов были объединены целью выразить уважение духам плодородия, душам умерших людей. Ведь будущий урожай зависел именно от этого почитания. На окно выставляли свежевыпеченный хлеб на Зеленой неделе, чтобы паром от него насытились русалки.

С будущим сбором урожая был связан и один из крупнейших календарно-обрядовых праздников, а именно день Ивана Купала. Идол Купало, как свидетельствуют древнеукраинские летописи, был богом земных плодов, поэтому жертвы ему приносили, когда начинались жатва. Крестьяне в этот день пытались устроить в поле, на меже, трапезы, где среди всех вкусных блюд очень важное место занимали вареники с сыром. Беларусь в этот день пекла бабки, то есть пресные блины, вареники из гречневой муки и толченого конопляного семени. Жители Сербии готовили кретные калачи - круглый хлеб из пшеничной муки с большим крестом наверху. В этот хлеб вставляли свечу, над ним читал молитву священник, а затем все, кто присутствовал при ритуале, съедали по маленькому кусочку этого хлеба. Это также была форма жертвоприношения, за ним причащались телом жертвы. Девушки в России собирались накануне праздника Купала в одном выбранном доме и толкли «ячмень в ступе»: потом на следующий день из него варили кашу и вечером ели с коровьим маслом, такая каша называлась кутья.

Эти своеобразные хлебные обряды сопровождали множество сельскохозяйственных действий: вспашка, сев, зажинки и обжинки – ничего не проходили без них. При этом каждый ритуал сопровождался обедом, в котором определенные специальные блюда изготовлялись из муки. В начале жатвы, например, хозяйки на Украине варили вареники, обжинки начинали с огромным караваем уже с нового зерна, раздавали по кусочку жнецам и родственникам. Начало жатвы в Чехии связан с пряжмом - на сковороде запекали зрелые зерна хлебных культур. Хозяйки Болгарии выпекали после жатвы турт, то есть пресный хлеб, обмазанный медом, который также раздавался членам семьи и соседям.

Стоит сказать немного и о каше. Каша и хлеб считались с мифологической точки зрения блюдами одного порядка. Употребление каши входит в обряд и тесно связано с использованием в ритуалах хлеба и зерна. Это можно увидеть также в мифологии разных народов мира. В Индии ячменная каша приносилась в жертву Пушан - богу скотоводства. Римляне на день рождения ребенка готовили кашу. Подобный обряд был у древних германцев на праздник Берхты (Гольд), женского божества. Его прообразом была Великая Богиня. Фразеологизм «заварить кашу» дошел и до наших дней, означая начало важного и сложного дела.

Так мы видим, как в разные календарно-обрядовые праздники был обычай употреблять кашу, в частности кутью. Вспоминали и о коливе на поминовении. Можно еще добавить к теме колива, что его готовили женщины в первую субботу на Великий пост, в день поминовения умерших. Небольшой горшок, полный колева и меда, относили в церковь и над ним производили панихиды.

Кроме этих обрядов, кашу щедро использовали и в обрядовых свадебных блюдах. Даже само слово «каша» было тесно связано со свадебными праздниками. На княжеских свадьбах кашу подносили молодым. Когда общая трапеза заканчивалась, молодожены брали несколько ложек этой каши и подбрасывали ее к потолку - так приносилась жертва богам, духам. То же самое делалось на Сочельник, но уже с кутьей, и если кутья прилипала к потолку - будет урожайным год.

Жители Бойкивщини на следующий после свадьбы день дарят молодым кашу. В некоторых регионах кашу ест только невеста. Прослеживается связь с ритуалом рождения, где каша была символизировала ребенка, горшок - женское лоно.

А «бабья каша» использовалась в заключительном обряде крещения. Фольклорные записи рассказывали об этом обряде так: когда обед подходил к своему концу, гости кашляли, что служило сигналом к подаче «бабьей каши». И бабка вставала, шла к печи, подавала из печи кашу на стол. У стола ее старался перехватить мужчина, который поближе сидел, и пытался выхватить кашу для начала торга. Если мужчина не успевал перехватить кашу, то ее брали уже от самой бабы, и тогда торги начинал обычно кум. Он втыкал в горшок с кашей деньги, после чего спрашивал, даст ли кто больше. И все гости клали в горшок деньги. Человек, который вкладывал больше денег (чаще всего это был кум), закрывал их рукой - чтобы не разлетелись. После этого он разбивал горшок о край стола, пытаясь разбить так, чтобы донце осталось целым, а черепков было как можно больше. И женщина, подававшая кашу, собирала глиняные черепки, складывала их под порогом и проговаривала слова о том, чтобы горшки бились тяжело, а дети родились легко.

Венчик горшка цепляли на колышек, куда обычно вешают полотенце. После этого кум срезал у каши верх и передавал его бабке, а та отдавала кашу вместе и деньги роженице. На следующий день глиняные черепки, сложенные под порогом, вынимали оттуда и бросали в реку или в воду. Еще перед началом торга часто был ритуал: кум принимал кашу, бабка брала ребенка, и они одновременно трижды над столом их поднимали. Так отображался процесс зачатия ребенка и его рождения.