1 петра 2 глава толкование. Библия онлайн


Первое послание Петра, полное название «Первое соборное послание святого апостола Петра» книга Нового Завета. Послание Иакова, Иуды, два послания Петра и три Иоанна называют соборными посланиями, так как они, в отличие от посланий апостола… … Википедия

Приветствие. Петр прославляет Бога за живую надежду чрез Иисуса Христа на нетленное наследство. В этой надежде вы радуетесь в испытаниях. Будьте святы, как искупленные драгоценною Кровию Христа …

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, 1Пет.2:9 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

К сему то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, Быт.49:10 Дан.2:44 Дан.9:24 Мат.13:17 2Пет.1:21 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Пс.21:7 Ис.53:3 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. Еф.3:10 1Тим.3:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Лук.12:35 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, [бывшими] в неведении вашем, Деян.17:30 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Лук.1:75 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят». Лев.11:44 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, Втор.10:17 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • , В. Суханов. Исагогическия сведения Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1814 года (издательство`Центральная типография,…
  • Первое соборное послание св. ап. Петра. часть 1 , В. Суханов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Исагогическия сведения Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала Воспроизведено в…

. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

Итак, говорит, «отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» . Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, – в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы, «ибо таковых , – сказал Господь, – есть Царствие Божие» (). И, питаясь бесхитростным учением, растите в «меру полного возраста Христова» (); «Ибо вы вкусили» , то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень – Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, «чистые руки без гнева и сомнения» (); как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?

. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,

. о который они претыкаются, не покоряясь слову,

Ранами Его вы исцелились.

. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Когда, по приказанию Пилата, Его бичевали, то Он на теле Своем вынес и раны от ударов.

Симон есть сокращенное имя Симеона, как и Митр - Митродора, Мина - Минодора, Февда - Феодосия. С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными. Апостол постоянно желает верующим мира, который дал им Христос по воскресении своем из мертвых и при отхождении к Отцу, взывая: мир вам (Ин.20:19 , Ин.20:21 , Ин.20:26 , Лк.24:36). И в церкви мы молим Господа, чтобы дал нам ангела мирна , и священник от святого жертвенника подает народу мир ; потому что мир есть мать всяких благ. Поэтому и Господь заповедал ученикам своим, чтобы они при входе в домы прежде всего подавали мир (Мф.10:12 , Лк.10:5).


Связь такая: вам, которые в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего, приняли с нами равно драгоценную веру, по правде Бога нашего, благодать и мир да умножатся.


Связь такая: да умножатся вам благодать и мир, так как все, потребное для жизни и благочестия, в познании Бога и Господа нашего Иисуса, Его божественною силою, этою благодатию, даровано вам для познания славы и добродетели, за которые дарованы величайшие обетования, дабы вы, удалясь от мирского растления, совершающегося чрез похоть, сделались причастниками Божеского естества. Иначе. Изложение растянуто, но мысль такая: силою Христовою получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божеского естества и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь. Причастниками же Божеского естества мы сделались чрез явление Господа и Бога, который начаток нашего естества соединил в самом Себе и чрез восприятие освятил; если же начаток свят, то и целое свято. Следствие мирской похоти называет растлением потому, что она слагается и вращается около предметов растленных.


Связь такая: чтобы вы, освободившись от мирского растления, совершающегося в плотской похоти, сделались причастниками Божеского естества; ибо отбегше значит то же, что освободившись .


И в самое же сие, тщание все привнесше, подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, во благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь.


Показывает степени преуспеяния. На первом месте вера, так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель, т. е. дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков (Иак.2:26), вера мертва. Далее разум. Какой же разум? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. За сим воздержание . Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собою дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно привзойти терпение. Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится братолюбие, а к всему этому любовь, которую апостол Павел почитает полнотою всех благ (Кол.3:14) и которая такова есть на самом деле. Ибо любовь явила силу свою и над Сыном Божиим и над Отцом Его: Отца расположила отдать Возлюбленного своего (1Ин.3:16), а Сына пролить кровь свою за нас (Ин.3:16).


Что_сия? Вера, добродетель, знание, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь, которые должны не только быть, но и умножаться. Ибо если полезно приобретение их, то гораздо полезнее приумножение. Какая же польза от них? Та, что имеющий их безопасен во второе пришествие Господа. Ибо кто не имеет их, с тем последует слепота, когда Судия придет во славе и облистает как солнце; если же зрение и уцелеет как-нибудь, то оно не сможет безвредно смотреть на безмерный блеск, ибо чрезмерный блеск света обыкновенно потемняет слабый глаз, смотрящий на него.


Слеп есть, мжай (μυωταζων) значит закрыл глаза. Выражение сие взято с мышей (μυοιν), которые под землею постоянно остаются в слепоте. Изречение апостола Петра подобно сказанному блаженным Иаковом, именно: кто слушает слово, и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале (Иак.1:23). Ибо узнав, что чрез очищение святым крещением он омыт от множества грехов, он должен знать, что вместе с очищением он получил и святость, должен бодрствовать, чтобы таким образом сохранить то освящение, без которого никто не увидит Господа; а он забыл. Посему, говорит, братия мои, более и более старайтесь показывать постоянным ваше звание и избрание, т. е. то огласительное учение, которое вы слышали при вашем избрании, и быть неукоризненными в звании, чтобы не быть вам осужденными в забвении дара Божия, но пребыть твердыми в вашем звании.


Сия творяще. Что же сия? Вышесказанное, именно: добродетель, знание и прочее. Примечай, как прежде апостол хотел и побудить страхом - пришествием Судии, а теперь убеждает обещанием благ - входом в вечное царство Божие.


Аще и ведите, и утверждени есте в настоящей истине. Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, возставляти вас воспоминанием: ведый, яко скоро есть отложение телесе моего, якоже и Господь наш Иисус Христос сказа мне.


Чтобы при постоянном напоминании об одном и том же не подумали, будто их осуждают в праздности, и не опечалились, апостол прибавил: хотя вы знаете и утверждены в настоящей истине . А в объяснение причины постоянного напоминания прибавил то, что он знает, что скоро последует разрешение его от тела сего.


Некоторые понимают это с такою перестановкою слов: буду стараться и после моего отшествия иметь вас всегда , т. е. каждодневно и непрерывно вспоминать, и отсюда выводят мысль, что святые и по смерти помнят остающихся здесь и молятся за живущих. Справедливость сего каждодневно усматривают те, которые призывают божественную благодать святых. Так понимают одни; но другие понимают иначе. Последние читают и понимают сей стих просто: буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда помнили это, т. е. мы непрерывно повторяем вам одно и то же для того, чтобы обратить вам это в привычку, чтобы вы чрез постоянное и неизменное усвоение сего избавились от обвинения в непослушании и незнании, но и после смерти моей завещание о сем хранили твердо и неизменно.


Требуя со стороны верующих строгого внимания к своему благовествованию и долго настаивая на этом, хотя они знают и не раз слышали, апостол говорит теперь: не напрасно я останавливаюсь на этом, но потому, что сознаю всю важность этого. Почему же? потому что, когда мы возвещали вам силу и пришествие Господа, мы не пользовались человеческою мудростию в отношении к вам, и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотою и поэмами, а еретики - вымыслами (вероятно, они уже начинали и тогда появляться). Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали вам учение словом необработанным, как и Павел говорит коринфянам (1Кор.2:4 -13), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору. Апостол говорит о славе Единородного, которая явлена была апостолам в преображении, и о гласе Отца, который слышали они сошедшим на Господа с неба от Отца. А как мы из самых дел узнали предвозвещенное пророками, то по сему самому и почитаем пророчество их вернейшим. Ибо слова оправдались событиями. Поэтому и вы хорошо делаете, что внимаете пророчеству, т. е. предсказаниям пророков, хотя пророки в свое время говорили и не совсем ясно.


Причастие приемь поставлено вместо глагола в изъявительном наклонении: принял . Ибо далее нет глагола в изъявительном наклонении, соответствующего причастию, как требуется правилами словосочетания; и если приемь непременно удержать здесь в причастии, то речь будет погрешать против синтаксиса, между тем как если причастие приемь заменим изъявительным наклонением принял, речь будет последовательна: ибо Он принял славу от Бога Отца.


Не потому, что есть какое-либо пророчество о сошедшем с неба гласе Отца, но потому, что из этого гласа Отца с неба, засвидетельствовавшего сыновство (Иисуса Христа), мы убедились, что все открытое чрез пророков непререкаемо относится к Тому, о ком свидетельствует Отец. А свидетельство Отца о сыновстве Господа нашего Иисуса Христа мы знаем троекратно: одно - при крещении (Мф.3:17), другое - пред страданиями, когда сказано: и прославил, и еще прославлю (). Апостол объясняет, почему пророки не истолковывали своих изречений, и вместе показывает отличие истинного пророчества от бесовского и вымышленного, каковое принимается и у еретиков. Всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает. Это значит: пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения его не делали. Что пророки, во время действия на них Духа Божия, сознавали, что им ниспосылается слово от Духа Божьего, видно из того, что они подчинялись добровольно, и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило. Святые пророки, хотя знали, но не имели нужды изъяснять свои предсказания, как потому, что они служили другим, именно нам, так вместе и для того, чтобы пришествие Господа было сокрыто и не подвергалось наветам от нечестивых. Наветов оно могло бы избежать силою Господнею; но, вероятно, дело совершившегося вочеловечения показалось бы призрачным, если бы несколько раз такое избежание было способом необыкновенным. Что это истинно, видно из примера новозаветных пророков, которые пророчествовали и объясняли сами себя, хотя не все. Ибо ничего такого нельзя опасаться в новом завете. А что пророки прорицали не в исступлении, видно и из следующего. Пророки ветхого и нового завета пророчествовали одним Духом. А апостол Павел говорит: если другому из сидящих будет откровение, то первый молчи (1Кор.14:30). Отселе ясно, что пророки добровольно пророчествовали, оставаясь в естественном состоянии. Посему, когда вставал другой вдохновенный, прежде говорившему повелевалось молчать, чего никто не найдет в беснующихся. Ибо как будет молчать тот, кто сам не знает, что делает? Что в пророках действует Дух Святый, об этом говорит тот же апостол Павел: одному дается Духом слово мудрости, иному пророчество (1Кор.12:8 -10).


Наставления о духовном возрастании христиан (1–3). О духовном устроении христианского общества вообще (4–10). О добродетельной жизни (11–12). О покорности властям (13–17). О повиновении слуг господам (18–20).

1Пет.2:1. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,

1Пет.2:2. как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;

1Пет.2:3. ибо вы вкусили, что благ Господь.

Возрожденные должны отложить всякую злобу (ст. 1. см. Иак 1:21; Еф 4:22; Кол 3:8). Посему Апостол в ст. 1 «немногими словами обнимает все множество и разнообразие зла» (блаж. Феофил.) – всех страстей и пороков, которые решительно несовместимы с чистым христианским братолюбием (1Пет.1:22). А затем Апостол внушает христианам (ст. 2) – со всею силою возлюбить истинно питательное слово Божие, как духовное молоко, и при этом указывает на их внутренний опыт: «Понеже вкусите», т. е. через упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А средство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:4. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,

1Пет.2:5. и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

Переходя от наставлений отдельным христианам к речи о совершенствовании христианского общества в целом, Апостол представляет христианское общество под образом строящегося здания, дома. И здесь мысль Апостола, естественно первее всего останавливается на краеугольном камне здания христианского общества, или Церкви – Христе Спасителе, Камне Живом (ср. Ин 6:51). Еще св. проповедники Ветхого Завета – св. пророк Исаия (Ис 28:16) и св. псалмопевец (Пс 117:22) предвозвестили всемирное событие – положение Иеговою краеугольного камня на Сионе, верующий в который не постыдится, но неверующие строители отвергнут Его. Это пророчество толкуют о Христе Сам Спаситель (Мф 21:42), Апостол Петр в речи пред Синедрионом (Деян 4:11) и Ап. Павел (Рим 9:33). Ложному суждению неверующих людей об этом камне, отвергших Его, противостоит единственно-истинное суждение Божие о нем, как камне избранном и драгоценном (ст. 5). На этом камне все христиане должны созидаться в духовный дом или храм, в котором они образуют «святое священство», ίεράτευμα άγιov.

Подобно тому как в Ветхом Завете Левиино священство нарочито было избрано Богом для предстояния Богу и принесения Ему жертв за себя и народ (Лев.16, 1; Чис 9:13; Иез 40:46), хотя вместе с тем и весь народ, и отдельные его члены должны были впоследствии составить духовное священство и царство (Исх 19:5–6), так еще в большей степени – в Новом Завете существует священство для совершения таинств, учения и управления в Церкви; но рядом с ним, не упраздняя его, существует всесвященство, духовное священство всех христиан, обязанных приносить Богу духовные жертвы – молитвы и хвалы Богу, самоотвержение, дела любви и милости и другие христианские подвиги (Рим 12:1; Евр 13:15–16; 1 Ин 3:16; Флп 4:18). Апостол как бы так увещает христиан: «Теснее дружитесь между собою через единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень – Христос. Достигнув единомыслия между собою, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:6. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

1Пет.2:7. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,

1Пет.2:8. о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

Мысль и наставление христианам о духовном устроении Апостол Петр подтверждает теперь, приводя (не буквально) самые ветхозаветные цитаты: Ис 28:16, 8:14; Пс 117:22–23. Здесь «Христос назван краеугольным камнем потому, что Он обе стены, составляющие духовный дом, т. е. язычников и иудеев, соединяет своими объятиями и связывает в одно согласие, уничтожая бесполезные жертвы одних и применяя в благочестие бесовское суеверие других» (блаж. Феофил.). В 8 ст. Апостол в духе приведенных ветхозаветных речений говорит о судьбе не верующих слову Божию. «На что они и оставлены: сим не то говорится, будто они определены на то от Бога. Ибо от того, Кто желает, чтобы спаслись все люди (1 Тим 2:4), никак не может быть причины погибели. Но как они сами из себя устроили сосуды гнева, присовокупив к сему еще непокорность, то какое положение сами себе приготовили, в том и оставлены. Ибо, если человек, как существо разумное, сотворен свободным, и свободу принуждать нельзя, то несправедливо было бы обвинять того, кто отдает человеку ту именно часть, какую он сам приготовил себе своими делами» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:9. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

1Пет.2:10. некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

В противоположность печальной участи неверующих и отверженных, Апостол светлыми и сильными чертами рисует высокое призвание и назначение людей верующих, для которых Христос есть истинно краеугольный и драгоценный камень. Черты эти заимствованы Апостолом из Ветхого Завета, частью из закона Моисеева, Исх 19:5–6; Втор 7:6, частью из пророков Ос 1:6, 8, 2:23–24, употребляя о христианах выражения: «род избранный», «царственное священство» (ср. Откр 1:6, 5:10), «народ святой», «люди, взятые в удел» – все эти почетные наименования ветхозаветного Израиля имеют высший смысл в приложении к христианам, искупленным кровью Сына Божия. Так возвеличенные и облагодатствованные, христиане имеют высокое предназначение и цель жизни – возвещать совершенства Призвавшего – Бога. «Этому научает Сам Господь, когда говорит: «так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Ибо создание Божие – все, а удел Божий – одни только те, которое удостоились этого за свою добродетель» (блаж. Феофил.). Противоположность прежнего и нового состояния призванных в ст. 10 обозначена изречением пророка Осии (приводимым не буквально): вы – «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» (Ос 2:23), «чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:11. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

1Пет.2:12. и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

«У учителей вера есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и блаженный Апостол Петр» (блаж. Феофил.). Ряд нравственных наставлений, показывающих, как христиане могут в своей жизни по началам христианским возвещать совершенства Божии (ст. 9), начинается общим правилом – удаляться от плотских похотей и проводить добродетельную жизнь, чем христиане лучше всего могли бы смягчить враждебное к себе отношение язычников, бывших склонными к перетолкованию и осуждению и учения, и жизни христиан. «Когда они (язычники) исследуют жизнь нашу и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:13. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,

1Пет.2:14. правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,

1Пет.2:15. ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, -

После общего наставления о добродетели Апостол теперь дает более частные наставления о том, как христианам относиться к некоторым общественным учреждениям, где именно христиане могли показать свои добрые дела пред язычниками. Апостол делает это, вероятно, как с целью опровергнуть злословия и клевету на христиан со стороны язычников (ст. 12, 15), так и для предупреждения самих христиан своею свободою (ст. 16). Апостол внушает христианам быть покорными «всякому человечу созданию», κτίσει, т. е. порядку или установлению общественной жизни. «Человеческим созданием называет начальников, поставленных царями, и даже самих царей, поскольку и они избираются или поставляются людьми… Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал: »Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу« (Мф XXIÏ21). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; тоже заповедывает теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли говорить, будто христианство приносит ниспровержение жизни (гражданской), будто в нем причина неурядицы и возмущения «Господа ради». Делает это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: сам же Апостол обещает нам Царство Небесное (1Пет.1:4), и через то приписывает нам великое достоинство. Затем же опять унижает нас, подчиняя мирским начальникам? Итак, если кто-нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит, что эта заповедь не от меня собственно, но от самого Господа… Прибавляет и причину: во-первых, такова воля Божия; во-вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх того, посрамляет неверных. Ибо, когда они злословят нас, как гордых, а видят, что мы смиренны и, в чем следует, покорны, то через это более пристыжаются» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:16. как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.

1Пет.2:17. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

Предостерегая христиан от разнузданности под прикрытием христианской свободы (ст. 16), Апостол нравственные обязанности христиан в гражданской и общественной жизни выражает в четырех кратких правилах поведения: «всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтесь, царя чтите» (ст. 17). «Смотри, какая точность: Богу, говорит, воздавайте страх, а царю честь. Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Мф 10:28), то мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают нам что-либо безнравственное» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:18. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.

1Пет.2:19. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.

1Пет.2:20. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.

Из наставлений общего характера (ст. 17) Апостол теперь выводит (ст. 18) частное наставление о добросовестном, пред Богом, повиновении рабов христиан своим господам, и не только добрым и кротким, но и суровым. Эта последняя мысль аргументируется далее общим соображением о благоугодности Богу невинных страданий (ст. 19–20).

1Пет.2:21. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

«Несравненно ваше любомудрие того, кто, не сознавая сам за собою ничего худого, переносит все с благодарностью. Это великий подвиг, совершаемый немногими и низводящий особенное благоволение Божие, так как человек сей соревнует страданиям Христовым, так как и Христос страдал не за собственные грехи, ибо Он греха не сотворил (Ис 53:9), но страдал за нас и за наши грехи» (блаж. Феофил.).

1Пет.2:22. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

1Пет.2:23. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

1Пет.2:24. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

1Пет.2:25. Ибо вы были, как овцы блуждающие [не имея пастыря], но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

В изображении искупительного подвига Христа Спасителя, явившего в этом подвиге высочайший пример людям – терпения, великодушия и кротости, Апостол частью руководится свободным переложением пророчества Исаии о страждущем Отроке или Рабе Иеговы (Ис 50:6, 53:4, 6, 9), частью же новозаветными свидетельствами об искупительном деле Господа Иисуса Христа. Здесь может быть такое недоумение: «как Апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами глухими, фарисеев – слепыми (Мф 15:14), Иуде говорит: »лучше было бы этому человеку не родиться« (Мф 26:24), и в иной раз: »отраднее будет Содому, нежели городу тому« (Мф 10:15). Отвечаем: Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо, если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии… Посему слово Апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно» (блаж. Феофил.). Характерно для языка и миросозерцания Апостола Петра, что искупительную крестную смерть Спасителя он здесь (ст. 24), как и в речах своих в книге Деяний (Деян 5:30, 10:39), называет повешением или вознесением на «древо», το ξύλον, чем оттеняется принятие Христом на Себя, во исполнение слов пророка Моисея (Втор 21:23), лежавшего на людях проклятия греха и смерти (Гал 3:21). Цель искупительной смерти Господа Апостолом указывается с двух ее сторон: ею люди избавились от грехов и получили благодатные силы жить для правды. В ст. 25 Апостол религиозно-нравственное состояние дохристианского человечества, согласно Ис 53, и другим библейским местам – ветхозаветным (Чис 27:17; 3 Цар 22:17; Пс 108:176; Иез 34:5, 11) и новозаветным (Лк 15:4; Мф 9:36; Ин 10:15), изображает, как бедственное состояние духовного блуждания людей, лишенных истинного ведения и чистой нравственности. Соответственно этому, и обращение людей и христианство обозначено у Апостола, как возвращение к Пастырю и Блюстителю (τό Ποιμένα χαι έπίσχοπον) душ наших (ср. Ин 10:1).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Как должны христиане жить в условиях гонений?
Как сохранить веру перед лицом угроз и устоять перед искушением сдаться?

Мы продолжаем рассматривать, как Первое послание Петра вдохновляет христиан стойко переносить гонения. Наставления Петра относятся не только к тем, кто переживает сильные притеснения (какие испытывают сегодня 10% всех христиан), но и к тем верующим на Западе, что переживают более умеренное общественное давление. На самом деле, это послание обращается даже, скорее, к последним.

Петр пишет это послание в месте, которое он называет “Вавилон” (5:13). Вероятно, это символическое обозначение Рима, имеющее своей целью указать на Римскую Империю как на место пленения Божьего народа. Читатели — это пленники и странники на земле чужой. У них свои ценности и традиции, поэтому общество с презрением отвергает их. Его враждебность и давление направлены на то, чтобы запугать христиан, заставить их отказаться от своей веры и образа жизни и вернуться на старый путь. Это напоминает нам антихристианский антагонизм современного общества.

Страдания Христа

Поднимая эти вопросы в контексте страданий и гонений, в которых находились читатели Петра, в этой главе больше, чем во всем остальном послании, мы видим отношение к страданиям Христа (ст. 21-24). Это одна из самых важных тем в 1 Петра. О ней явно говорится семь раз, и еще несколько раз упоминается косвенно.

Хотя в послании попутно утверждается уникальность Христовых страданий, автор говорит о них, в первую очередь, как о примере, которому читатели должны следовать. Это ясно видно в 2:21 и подразумевается в некоторых других местах (3:18; 4:1, 13). Путь к вечной славе лежит через страдания, как для Христа, так и для Его последователей. Поэтому мы должны относиться к своим страданиям так же, как и Христос воспринимал Свои, и отвечать на них так же. Некоторые читатели видят, что этот принцип подразумевается и в тех частях послания, где автор не говорит о страданиях Христа напрямую (например, в 2:1-10).

Итак, 1 Петра написано с целью поддержать и ободрить читателей, укрепить их в вере и ученичестве в горниле испытаний, а также наставить нас к правильной жизни в таком враждебном окружении. Подробнее об этом — в первой части этой серии статей: .

1 Петра 2 глава

Первые десять стихов 2-й главы продолжают призыв 1-й главы к образу жизни, который соответствует нашему статусу как Божьего народа и к надежде на спасение во Христе. Следующие 15 стихов начинают другой раздел, в котором эти мысли облекаются в практические советы, как нам жить в Вавилонском изгнании и переносить гонения. Первая часть этого раздела (который продолжается в 3 главе) говорит нам о правильном поведении в обществе: как подчиняться властям, как рабы должны подчиняться господам, а также о взаимоотношениях в семье.

Возлюбить Божье Слово (2:1-3)

Христиане призваны любить друг друга, поэтому мы должны избавиться от всего плохого, что противоречит этой любви и во что мы можем с легкостью впасть под давлением гонений: от подлости, предательства, лицемерия, зависти и клеветы. Страдания вырабатывают в нас терпение и мужество (ср.: Римлянам 5:3-4), а не греховные качества. Отвергая их, мы должны стремиться к Слову Божьему, через которое мы получили возрождение, и возрастать во спасение, которое откроется в последнее время. Слово Божье помогает нам стать зрелыми и готовит нас к получению обещанного наследия. Мы уже испытали на себе Господню милость, и это хорошая причина доверить Ему и свое пропитание, чтобы Он нас вскормил духовно.

Чистое словесное молоко

Христиане Бирмы (Мьянмы) чрезвычайно ценят Библии. Когда им дарят Библию в личное пользование, они отвечают с огромной радостью. Многим пришлось убежать из своих деревень, чтобы избежать похищений, пыток и даже смерти от рук бирманской армии, и сейчас они живут в лагерях для вынужденных переселенцев. В этих тяжелых обстоятельствах Божье Слово несет им огромное утешение и ободрение, придает им сил и веры. Один молодой качинский христианин, когда ему дали Библию, сказал: “Читая Библию и живя посвященной Богу жизнью, я получаю мир от Бога”.

Многие из тех, кто страдает за Христа особенно сильно, жаждут напитаться Словом Божьим, особенно если Писание для них труднодоступно. Они знают, как сильно они в нем нуждаются, поэтому они в силах стать зрелыми христианами и сохранить твердую веру перед лицом испытаний. На Западе, где Библии и христианские материалы общедоступны, мы уже воспринимаем их как должное и не задумываемся, насколько они ценны. Но и нам жизненно необходимо Слово Божье — чтобы возрасти во спасение и сохранить верность в гонениях.

Народ Божий (2:4-10)

В этих стихах мы видим переход от основной темы послания, изложенной до этого момента, к последующей практической части, которая начинается в 2:11. Стихи 4-5 содержат ее ключевые темы, которые автор затем раскрывает в следующих стихах, обращаясь к текстам Писания.

Христос предстает перед нами в образе живого камня, краеугольного камня нового Божьего храма, созданного Духом Святым. Этот камень был отвергнут людьми, но избран Богом и драгоценен для Него. Приходя ко Христу, мы тоже становимся живыми камнями, из которых строится духовный дом, и становимся святым священством. Мы отделены для Бога, чтобы приносить Ему духовные жертвы, которые благоприятны Ему в Иисусе Христе.

Всякий верующий в Христа не постыдится. Наоборот, мы удостаиваемся чести разделить с Ним Его славу. Мы наследуем привилегии ветхозаветного Израиля и становимся избранным народом Божьим, царственным священством, избранными и драгоценными для Него. Духовные жертвы, которые мы приносим Богу, включают провозглашение великих дел Божьих: что Он призвал нас к новому Исходу, из тьмы в чудный Свой свет, и к новому завету, где по милости Своей Он сделал нас Своим народом.

Любое принуждение христиан пойти на компромисс с грехом или отказаться от своей веры достигнет своей цели лишь в том случае, если убедит нас, что вернуться на старый путь — это лучше, чем следовать своей вере и призванию. Чтобы помочь нам противостоять этой лжи, в этих стихах суммируются все благословения, которые мы имеем во Христе. На этот раз автор фокусируется на наших нынешних переживаниях, а не на уповании на будущее. Эти стихи побуждают нас переносить страдания ради Него, зная, что привилегии, которые мы имеем в Нем, гораздо больше наших переживаний. А поскольку они подразумевают наше единство как одного народа Божьего, они также побуждают нас поддерживать это единство перед лицом гонений, которые могут его нарушить.

В противовес славе, которая ожидает верующих в живой “камень” Божий — Иисуса Христа, те, кто не поверит, будут постыжены. Тот, Кого они отвергли, становится для них камнем претыкания и соблазна. Презирая Его, они не повинуются евангелию. Такое неповиновение — удел тех, кто враждебно относится к Богу и Его избранным служителям. В итоге это приведет их к падению.

Смысл наших страданий

Когда одна христианская девочка в Казахстане хотела раздать одноклассникам детский христианский журнал, ее учительница помешала ей. Она отругала девочку и даже бросила ей этот журнал в лицо. Сначала девочка испугалась, но придя домой, она поняла, что то, что с ней случилось, было частью ее христианской жизни. Она пострадала за Христа, и осознание этого наполнило ее верой и радостью.

Христиане, пришедшие к отверженному людьми “камню”, должны ожидать подобное отвержение в отношении себя в виде антихристианских гонений. Но это не значит, что мы сделали ошибку, доверившись Христу. Совсем наоборот — как Его отвержение неверующими людьми было подтверждением Его статуса как избранного и драгоценного Божьего камня, так и наши гонения показывают, что мы разделяем с Ним Его возвышенное положение. Привилегии, которые мы имеем в Нем, вдохновляют нас твердо стоять в вере, а падение, ожидающее тех, кто не поверит, является строгим предупреждением против отступления.

Добродетельная жизнь среди неверующих (2:11-12)

Эти стихи открывают следующий большой раздел послания. В начальных приветствиях автор называет своих читателей странниками и пришельцами, и здесь эти слова снова повторяются: как христиане мы являемся странниками и пришельцами в земле чужой. Из-за этого мы подвергаемся давлению окружающей культуры, которая требует, чтобы мы разделяли ее ценности и следовали ее традициям. Наши плотские и греховные наклонности побуждают нас уступить этому давлению. Но мы должны воздерживаться от следования им. Эти похоти восстают на нашу душу, и в день посещения мы можем оказаться в опасности.

Петр говорит, что мы должны преуспевать в хорошем поведении, и особенно в том поведении, которое считается должным даже в нехристианской среде. Существуют добродетели, которые широко признаны не только в христианстве, но и в светском обществе. Наши оппоненты могут воспринять нас как злодеев, но видя наши добрые дела, они поймут, что мы примерные члены общества. Вполне возможно, что в итоге они покорятся и прославят Бога в день посещения. Наша добродетельная жизнь лишает всех оправданий тех, кто причиняет нам зло, а их хорошее мнение о нас снизит преследования и поможет нам легче их переносить.

Победа над неверующими

Когда пастор Радж в Индии был несправедливо осужден, его сокамерники заставили его спать возле туалета, где его донимали комары. Его всячески старались унизить, заставляя чистить туалеты и душевые. Но он проявлял любовь и смирение, делился с ними своим мылом и другими личными вещами. Тронутые таким добрым отношением, его сокамерники услышали евангелие и попросили прощение за свое грубое отношение. Один из тех людей, сидевший за контрабанду, принял Христа.

Итак, эти стихи увещевают нас отдалиться от греховных дел неверующих людей, а также проявлять лучшие качества. Первое хранит нас от грядущего суда; второе облегчает давление со стороны общества и помогает выстоять давление. Конечно, добродетельная жизнь среди неверующих не защитит нас от гонений, о чем далее автор говорит более ясно. Но это лучший способ завоевать расположение тех, кто противостоит нам, и уменьшить враждебность к нам общества. Далее автор объясняет, что это значит в контексте отдельных социальных взаимоотношений.

Покорность государственным властям (2:13-17)

Первый вид взаимоотношений, где мы должны проявлять послушание, это отношение к светским властями. Мы должны быть покорны “всякому человеческому начальству, для Господа”, в частности правителям. А это значило, что христиане должны быть покорны императору, который в 1 веке был верховным правителем Малой Азии, а также его ставленникам.

Задача государства — наказывать преступников и поощрять делающих добро. Обычно так и должно происходить. И если власти, как и мы, поступают правильно, то они вознаградят нас за добродетельную жизнь, и Бог желает, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

Мы, христиане, — свободные люди, искупленные Христом от рабства тлению и мирской жизни. Но мы не должны использовать эту свободу для оправдания своего неправильного поведения, пренебрегая добродетелью, принятой в обществе, и отвергая светские власти. Наоборот, делая добро, мы должны оказывать всем честь, соблюдая субординацию и подчиняясь современной политической власти. Это лучший способ изменить враждебное отношение к себе и уменьшить гонения.

Такой позитивный взгляд на римские власти, проскальзывающий в этих стихах, предполагает, что покорность властям ни в чем не противоречит нашей покорности Богу. Но другие новозаветные книги (особенно Откровение) ясно говорят о том, что иногда государственные власти выставляют христианам требования, которые мы не должны соблюдать, и тогда наша верность Христу может привести нас к страданиям и гонениям. Подчинение правительству — это правило, но непослушание их безбожным требованиям — необходимое исключение, какой бы ни была цена.

Это исключение можно проследить и в этих стихах. Повеление любить братство и бояться Бога предполагает, что наше посвящение семье христиан и самому Богу накладывает ограничение на нашу покорность властям. А характеристика императора (буквально) как “человеческого” начальства может быть предостережением от того, чтобы наделять его божественными качествами и участвовать в поклонении императору. Христиане должны быть готовы отказаться повиноваться государству, если того требует наша верность Богу, даже если это повлечет за собой гонения.

Рабы и господа (2:18-25)

В римском обществе 1 века рабы были бесправны и беззащитны. Они имели очень низкий статус и часто терпели жестокое обращение от своих господ. Хотя некоторые рабы жили в достатке и имели добрых хозяев, враждебность и плохое обращение, которое переживали другие, побуждало их к бегству или насилию.

Положение христиан как странников и пришельцев в Римской Империи мало чем отличалось от положения рабов. Они переживали похожие трудности. Можно сказать, что наставления, данные в этих стихах, обращены ко всем читателям. Здесь использованы многие выражения, которые в других стихах этого послания адресованы всем христианам. Возможно, Петр хочет избежать открыто говорить о преследовании христиан, ведь это может повлечь за собой обвинение в призыве к антигосударственной деятельности.

Послание призывает рабов быть покорными своим господам, как добрым, так и суровым, и выносить все несправедливые страдания как часть их послушания Богу. Если же их бьют за проступки, это не приносит им похвалы, но если, делая добро, они страдают несправедливо, это угодно Богу. Другими словами, они должны поступать хорошо в глазах своих хозяев, чтобы избежать наказаний, но также принимать от них и несправедливые притеснения.

Терпение и стойкость рабов, страдающих за добрые дела, — часть их христианского призвания. Христовы страдания являются для них примером для подражания. Они тоже были незаслуженными (Он не сделал никакого греха), и Он не мстил за Себя (Он не отвечал Своим гонителям злом и не угрожал им). Вместо этого Он уповал на праведный суд Божий, который оправдает Его. Он искупил наши грехи, чтобы и мы избавились от грехов и жили для правды. Такая жизнь возможна благодаря исцелению, которое Его смерть принесла нам. Сбившись однажды с пути, мы вернулись к Нему как к нашему Пастырю и Блюстителю душ наших, так что теперь нужно следовать за Ним.

Добродетельная жизнь

Партнер Фонда Варнава в Шри-Ланке разработал следующее руководство, как христиане должны жить и служить во враждебном окружении, чтобы не вызывать лишнюю неприязнь и притеснения. С некоторыми корректировками они применимы и в других условиях, в том числе на Западе.
Быть чувствительным к уровню шума на собраниях.
Участвовать в жизни общества, не отчуждаться от него.
Быть чувствительным в своем поведении к окружающей культуре, особенно это касается молодежи.
Избегать проводить массовые мероприятия на ралигиозные праздники.
Не использовать отдых или социальную помощь как “приманку” для евангелизма (только как отдых и помощь).
Вести простую жизнь, как и все вокруг.
Иметь единство с другими служителями в регионе.
Собираться небольшими группами, если враждебность не снижается.
Иностранцы/посторонние не должны играть заметную роль в обществе.
Избегать неуважительных высказываний о других религиях в любых разговорах.

Жизнь христианского раба, описанная в этих стихах, служит примером для всех христиан, находящихся в бессилии и беспомощности перед враждебным обществом. Петр призывает нас подражать Христу, переживая гонения. Это важная часть нашего христианского призвания. Если мы и терпим страдания, то они должны быть незаслуженными, а не наказанием за неповиновение властям или неуважение к хорошим традициям общества. Но если, делая добро, страдаем, мы знаем, что это угодно Богу, при условии, что мы не мстим за себя, но доверяем это Ему. Так мы сможем следовать призванию Божьему и примеру Христа.

Заключение

Мы увидели, что Петр написал свое послание в наставление христианам, живущим в “Вавилоне”, показывая, как нам жить в земле изгнания, где мы сталкиваемся с враждебностью и давлением из-за конфликта ценностей и обычаев. Во второй главе, как и в первой, Петр делает это двумя способами.

Во-первых, он вдохновляет нас провождать добродетельную жизнь, которая бы отражала наше упование на спасение и верность Богу. Он призывает нас отвергать злые дела и возрастать во спасение через Слово Божье, сопровождая свой призыв богатым описанием чудесных привилегий, которые мы имеем в настоящем, а также предупреждая о последствиях отпадения от веры.

Во-вторых, Петр применяет этот принцип к конкретным социальным взаимоотношениям: граждане должны повиноваться властям, а рабы — господам. Мы должны быть покорны установленной власти и соответствовать добрым традициям окружающей культуры. Так мы уменьшим враждебность к нам со стороны общества, насколько это возможно. Если же мы делаем добро, но все равно страдаем, мы должны терпеливо переносить все трудности, не воздавая злом, но доверяя Богу, по примеру Христа. И мы получим от Него похвалу.