Код бюджетной классификации. Что такое код бюджетной классификации Функциональная классификация расходов бюджетов


Одним из неотъемлемых реквизитов, которые требуется вносить плательщикам при перечислении налоговых и других платежей в бюджет страны, является КБК. Он представляет собою очередность чисел, при взгляде на которую многие граждане лишь недоуменно пожмут плечами, не в силах понять, что они означают.

Для чего необходимы и где его брать - проблемы, безусловно появляющиеся у любого налогоплательщика, хотя бы единожды заполняющего квитанцию на уплату государственной пошлины, взыскания либо акциза. Ответить на этот вопрос призваны Инструкции Минфина РФ по использованию бюджетной системы России и дополнения к ним, утверждающие КБК.

Что такое КБК

КБК - это аббревиатура понятия «код бюджетной классификации». Это длинная цепочка чисел, представляющих собой особый шифр. Каждое число в этой цепочке кодирует определенную группу бюджетных поступлений в национальную систему финансов. Из установленной очередности этих групп можно определить, откуда поступил платёж, какова его цель, кто именно представляется адресатом и на какие миссии переводятся денежные ресурсы, благодаря чему возможно их перенаправить далее.

Государственный бюджет представляет собой не единый счёт, где накапливаются прибывающие платежи, он содержит множественные «ответвления»: КБК, доходы, расходы бюджетной системы, среди которых совершается переназначение казённых средств.

Пример

Для более детального понимания бюджетной системы рассмотрим движение денежных средств на КБК УСН - доходы минус расходы. Плательщиками этого налога вступают предприятия и организации на УСНО. Налоговые платежи от юридических лиц направляются в бюджет страны, за счет этих средств выплачиваются заработные платы работникам бюджетной сферы. Таким образом, коммерческие предприятия, производя отчисления в государственный бюджет, содержат не только своих работников, но и учителей, врачей и др.

Сведение доходной и расходной частей бюджета

Все прибывающие платежи с отметкой "КБК сортируются согласно экономическим программам. Они аккумулируются на КБК налоговой инспекции, которая учитывает налоги раздельно в зависимости не только от КБК, но и от ОКАТО. Такой учет позволяет делать заключение о благополучии собираемости налогов в том или ином регионе.

Таким образом, Министерство финансов может «мониторить» поступление налогов и других платежей в бюджет, согласно кодам прибыли бюджета Российской Федерации, и создавать планы с учетом его расходной доли. Концепция кодов создана описанным выше образом для того, чтобы отчетливо сопоставляться с текстурой бюджета государства.

Для чего были введены КБК

До внедрения бюджетных кодов получатель и цель платежа в квитанциях указывались, однако изучить необходимые сведения, основываясь только на указанных данных, не представлялось возможным. В настоящее время вследствие введения КБК-платежей можно чётко отследить участь любой, даже незначительной суммы, поступающей в государственный бюджет, реально отследить, от кого в бюджет поступили финансы, на каких основаниях, куда были направлены и перенаправлены.

Такая система значительно упрощает работу национальных организаций по составлению программы распределения бюджета страны на будущий год. Кроме того, эта система помогает управлять денежными потоками более эффективно, чем до введения КБК.

Новые КБК с изменениями в 2015 году

Приказ Минфина РФ № 150н утвердил новые правила применения КБК в 2015 году. Такие изменения коснулись нескольких групп налоговых отчислений коммерческих предприятий. В первую очередь это КБК «земельный налог», который теперь разделен для оплаты физическими и юридическими лицами. А, кроме того, еще и разграничен по категории принадлежности земель.

Налоговая инспекция представила в 2015 году особую таблицу, где свела основные коды за 2014 год с аналогичными за 2015 год. Эта таблица, по мнению инспекторов, намного облегчит заполнение документов коммерческих предприятий и поможет бухгалтерам избежать ошибок при формировании платежных поручений и деклараций, в которых необходимо указание КБК. Что такое ошибка в коде и как тяжело порой вернуть деньги обратно, многие бухгалтера знают не понаслышке.

Расшифровка кодов

Бюджетный шифр содержит двадцать чисел, разделенных согласно разрядам на четыре информативных части:

  • административная;
  • доходная;
  • программная;
  • классифицирующая.

Административная часть

Первые элементы кодировки из трёх чисел - это показатель основного администратора платежа (иначе говоря, принимающего адресата, на имя которого зачисляются денежные ресурсы). Таким образом, например, в случае с налогами применяют числовую комбинацию 182, с платежами во внебюджетные фонды ФСС применяются КБК страховые с комбинацией чисел 393, при перечислении средств на цели обязательного медицинского страхования в фонд ОМС - 392.

Доходная часть

Блок прибыли включает подгрупп.

Первое число прибыльной доли (иначе говоря, четвёртое всего кода) - тип прибыли. Платёж, содержащий фигуру налога, - 1, бесплатные валютные ресурсы - 2, доход с предпринимательства - 3.

Следующие два числа обозначают цель платежа (подгруппу прибыли), к примеру: 01 - налог на прибыль; 06 - материальные налоги.

Последние два числа кода прибыли устанавливают степень бюджета получателя (общегосударственный, территориальный, региональный и другие):

01 — налог на прибыль;

02 — взносы на социальные отчисления;

03 — налоги на товары, продаваемые в России;

04 — налоги на продукцию, произведенную за пределами России и импортируемую;

05 — налоги на доход;

06 — имущественные платежи;

07 — взносы от пользователей недрами;

08 — госпошлина;

09 — пени и неустойки по налогам, которые были отменены (например, ЕСН);

10 — доходы от экспортно-импортных операций;

11 — доходы от государственной собственности путем сдачи её во временное пользование;

12 — взносы при использовании недр;

13 — прибыль от возмездных услуг госструктур;

14 — прибыль от реализации имущества государства;

15 — штрафы и прочие сборы;

16 — возмещение причинённого ущерба.

Программная часть

Шифр из четырех цифр, называемый «программа», уточнит тип платежа, прибывающего в прибыльную часть бюджета. Налоги и государственные пошлины классифицируются числом 1000, пени - 2000, штрафы - 3000.

Классифицирующая часть

Последняя группа цифр из трёх чисел корреспондирует платёж с кодом, согласно систематизации финансовой работы: 110 - налоговый доход; 160 - общественные отчисления.

110 — прибыль от поступления налогов;

151 — доходы, полученные путем перераспределения из бюджетов других уровней;

152 — поступления от других государств и транснациональных корпораций;

153 — займы иностранных банков и поступления от иностранных кредитных предприятий;

160 — платежи на социальные отчисления;

170 — прибыль от реализации имущества;

171 — прибыль от переоценки имущества государства;

172 — прибыль от перераспределения имущества;

180 — прочая прибыль.

Так, понимая правило формирования кодов, легко научиться «читать» данные непонятные числовые цепочки, к примеру, шифр КБК "доходы минус расходы" при применении УСНО 182 1 05 01021 01 1000 110 расшифровывается следующим образом:

182 - перевод в госбюджет;

1 - приток в варианте налога;

05 - конкретизирует КБК УСН доходы-расходы;

01 - число финансовой заметки;

021 - подстатья финансового кодекса;

01 - получателем денег представляется государственный федеральный бюджет страны;

1000 - первоначальный взнос;

110 - принадлежит к налоговым прибылям страны.

Как определить КБК

Перечень кодов бюджетной классификации находится в особом справочнике КБК - из данного важного документа и узнают необходимую числовую комбинацию, принадлежащую тому либо другому платежу. Перемены в нём, хотя и нечасто, однако всё равно происходят и принимаются поправками и выпусками нового справочника. Актуальный на 2015 год справочник КБК утвержден Минфином РФ в 2013 г. (Распоряжение №65н от 1 июля 2013 г.). Классификатор КБК в 2015-м принят в редакции Указа от 26 сентября 2014 г. (Дополнение 1).

И ИП коды бюджетной классификации нужны для грамотного заполнения платежных поручений на перечисление налогов, пеней, штрафов и любых других платежей в пользу государства. Для указания в платёжных поручениях отведено специальное поле 104 для КБК. Что такое данный код, может быть указано и в отдельных видах налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

История введения кодов и нюансы применения

Впервые были введены в России в 1999 году и с тех пор претерпели немало изменений. Ключевые коды, которые используются фактически у всех находятся в самом начале справочника. Это коды доходной части для проведения платежей по налогам и взносам во пошлины и акцизы. Многие предприниматели считают, что система кодирования бюджета призвана не столько облегчить, сколько затруднить работу коммерческих фирм.

Вряд ли это действительно так, хотя применение КБК, а в особенности их частая смена, действительно представляет некоторые неудобства. Так, при неправильном указании кода платеж может уйти в другой бюджет, и налог может считаться неуплаченным. За этим последуют пени и штрафы за неуплату. Кроме того, вернуть неверно отправленный платеж (не в тот бюджет) не всегда представляется возможным, особенно если это бюджеты разных уровней. Например, если при уплате федерального налога денежные средства ошибочно были отправлены в бюджет региональный или местный, вернуть их оттуда может быть весьма непростой задачей.

Для возврата ошибочно переведенных денежных средств нужно будет заполнить письменное заявление и подать его в свою налоговую инспекцию с просьбой присвоить платежу другой код либо, если платеж был повторно проведен на нужный код, вернуть его на расчетный счет фирмы. Сами налоговики исправлять ошибки в платежных поручениях не станут.

Что такое код бюджетной классификации, можно прочитать в Бюджетном кодексе РФ. Это основной документ, регламентирующий бюджетные правоотношения. Он был утвержден еще в 1998 году, но с тех пор претерпел множество изменений. Описанию и расшифровке понятия КБК отведена вся 4 глава документа.

КБК – что это такое

КБК представляет собой код из 20 цифр, имеющих определенное значение, и различается для каждого ведомства. В нынешнем виде он введен с 2004 года, заменив 9-значный. С помощью КБК регулируются финансовые потоки, распределяются на федеральный и региональный уровни, выполняя предписания Бюджета. Они применяются для распределения и соотношения расходной и доходной части бюджета. Без него невозможно оплатить налоги и иные взносы, а ошибка даже в 1 цифре может привести к тому, что деньги не дойдут до места назначения.

Законодательно продумано, что все поступления должны быть классифицированы, нести информацию, позволяющую классифицировать поступления. Эту роль и играет КБК.

Коды бюджетной классификации ежегодно утверждаются приказом Министерства финансов РФ (утверждено ст. 20 – 23.1 кодекса ). В 2016 году они распределяются на 4 основные части бюджета:

  • доходы;
  • расходы;
  • источники финансирования;
  • источники финансирования дефицита.

Для чего необходим КБК

Если вы не знаете, что такое КБК в реквизитах, то рискуете, что у вас появится недоимка, а на эту сумму дополнительно будет начисляться пеня. Налогоплательщики знакомы с классификатором именно в части наполнения бюджета. Этот реквизит необходим для распределения по субсчетам уплаченных сумм налогов, взносов, пеней, штрафов. В платежном поручении для него установлено отдельное поле – 104 .

Если вы ошиблись, то деньги могут вернуться на ваш счет, зачислиться на иной КБК или попасть на невыясненные платежи. В таком случае вам придется идти в организацию или банк и «искать», куда отправлен платеж, затем писать заявления для корректного перечисления. При этом сроки будут нарушены и к вам будут применены меры взыскания фискальными органами.

КБК не изменяется в зависимости от региона, так что вы можете использовать их одинаково в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе и по всей стране . Для определения места назначения существует иной классификатор – ОКТМО . Он также указывается в платежном поручении в поле 105. Содержит 8 цифр, которые при расшифровке позволяют определить муниципальные образования.

В любом случае рекомендуется проводить сверку уплаченных средств, чтобы после не возникало проблемных вопросов. Даже если вы оплачиваете налоги или взносы за предыдущие периоды, но уже действуют обновленные коды, то платить необходимо по ним. Только так вы обеспечите корректное зачисление на карточку.

Структура кодов бюджетной классификации

В структуре этого кода и скрыт основной принцип действия. Для понимания необходимо знать расшифровку и обозначения каждой цифры. Зная эти хитрости, гладя на код, вы сможете определить для чего предназначен платеж.

1. Первые три – это главный администратор . К ним относят:

  • налоговый орган (ФНС России) – 182 ;
  • Пенсионный фонд – 392 ;
  • Таможня (ФТС России) – 153 ;
  • Фонд социального страхования – 393 ;
  • иные органы местного самоуправления и организации ими уполномоченные, внебюджетные фонды.

На эти организации возлагаются обязанности по сбору, отслеживанию поступлений, контролю за своевременностью.

2. Цифры с 4 по 13 – виды доходной части. Здесь есть несколько элементов:

  1. Четвертая подразумевает вид доходов, например: 1 – доходы, 2 – безвозмездные платежи и прочее.
  2. Пятая и шестая – подгруппы, определяющие доходы. Это: 01 – налог на прибыль, 02 – на социальные нужды, 03 и 04 – налоги на товары, которые продаются на территории России и ввезенные на территорию России соответственно, 06 – на имущество, 08 – госпошлина и иные.
  3. С седьмой по одиннадцатую – записываются точно с указанных в классификаторе.
  4. Двенадцатая-тринадцатая – элемент дохода, учитывающий уровень бюджета: 01 – федеральный, 02 – субъекта РФ, 03 – местный, 06 – ПФ, 07 – соцстрах, 08 и 09 – федеральный и территориальный фонд ОМС.
  5. С четырнадцатой по семнадцатую – код программы доходов, подразумевающий разделение видов платежей. Он коррелирует с полем 110 в платежном документе: налоги и сборы, взносы – 1000 (в 110 поле – НС), пени, проценты – 2000 (в 110 поле – ПЕ), штрафы, взыскания – 3000; (в 110 поле – СА, АШ).
  6. С восемнадцатой по двадцатую – экономическая классификация по секторам доходов, 110 – налоговые, 120 – от собственности, 130 – оказания услуг; 140 –изъятие в принудительном порядке, 150 – безвозмездные выплаты; 170 – операции с активами и иные.

Определение 14 символа проводится самолично плательщиком и на его корректность стоит обратить особое внимание, ведь от этого зависит, куда будут перечислены средства.

Пример расшифровки

Более понятной расшифровка становится, если рассмотреть конкретный пример. Возьмем налог на добавленную стоимость. Его код 182 103 01 000 01 1000 110 .

  • 182 – это код налоговой службы, администрирующей данный налог;
  • 1 – группа налогов по доходам;
  • 03 – подгруппа для реализации товаров на территории государства;
  • 01 000 – статья и подстатья доходов;
  • 01 – означает, что это налог федерального уровня;
  • 1000 – значит, что это сам налог;
  • 110 – вид поступления.

Где можно узнать КБК

Для того чтобы корректно уплатить налоги, необходимо знать КБК. Что это такое в реквизитах мы уже знаем (код 104 ). Обычно эти значения интересуют предпринимателей и юридических лиц, которые являются плательщиками налогов и сборов. Знать расшифровку полезно, но самостоятельно составлять правильный реквизит не стоит. Узнать их можно несколькими способами:

  • на официальных сайтах государственных органов;
  • на сайтах, предназначенных для заполнения платежных документов;
  • прийти в налоговую службу или иную организацию и попросить предоставить реквизиты для оплаты на бумажном носителе;
  • посмотреть в приказе Министерства финансов № 65н.

Главное - это правильно выбрать необходимый код, так как налог на прибыль в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов имеет различный КБК - точно так же, как и налоги отличаются от штрафов.

Работа со справочником довольно проста: сначала определите вид платежа, а затем в справочнике смотрим конкретный вид экономической деятельности, а далее уже предлагается узкая группа кодов по целевому назначению.

Вносимые изменения

Изменения в законодательстве, утверждающие коды бюджетной классификации, вносятся ежегодно, а порой и несколько раз за год. Новым приказом утверждены изменения, действующие с 01.01.2016. Это коснулось нескольких ведомств.

В частности, для Пенсионного фонда изменены коды подвидов дохода. Теперь для уплаты налога и пени необходим не один платежный документ, а два:

  • 2100 — пени по платежу;
  • 2200 — проценты при предоставлении отсрочек и рассрочек.

Сейчас отсутствует распределение на страховую и накопительную части. Также, теперь раздельно учитываются страховые взносы для лиц, которые не имеет наемных работников:

  • ОПС в фиксированном размере при объеме доходов до 300 тыс. руб. и 1% на превышение 392 102 02140 06 1100 160 и 392 102 02140 06 1200 160, соответственно;
  • ОМС фиксированное - 392 102 02140 06 2200 160.

При заполнении платежного поручения всегда следует указывать код бюджетной классификации. Что подразумевается под этим понятием? Коды бюджетной классификации (КБК) – это специальная кодировка, введенная именно для заполнения платежных поручений по каждому виду налогового платежа. С 1 января 2005 года были введены новые коды бюджетной классификации (КБК) после утверждения их в Приказе Минфина России № 72н от 27.08.2004. Изначально максимальная длина поля 104 расчетного документа включала в себя 7 разрядов. Однако после публикации Указания Банка России от 25.08.04 №1493-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» эта величина была увеличена до 20 символов (разрядов).

Структура кода бюджетной классификации доходов (КБК) Российской Федерации

Если вы совершенно не знакомы с бюджетной классификацией, КБК всегда можно уточнить по специальной Таблице кодов бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Бюджетная классификация находится под администрированием Федеральной налоговой службы. Сама же Таблица была приведена в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.12.2005 № ММ-6-10/1059. Сама же бюджетная классификация выглядит следующим образом:

Теперь рассмотрим данные таблицы более подробно.

Часть 1 – код администратора

Часть 1 – это код администратора. Оно состоит из трех разрядов. Администратор занимает 1, 2 и 3 ряды КБК, состоит из трех символов. В данную часть вносится номер, присвоенный главному распорядителю согласно перечню уполномоченных лиц со стороны бюджета. В качестве администратора поступлений в бюджет государства могут выступать:

Налоговые органы;
- органы местного самоуправления;
- органы управления государственных внебюджетных фондов;
- иные органы государственной власти;
- физические или юридические лица, деятельность которых регламентируется вышеперечисленными органами;
- муниципальные учреждения, созданные указанными органами.

Коды администраторов могут быть представлены в следующем виде:
1. Код Пенсионного фонда Российской Федерации – 392-0-00-00-000...
2. Код Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 394-0-00-00-000…
3. Код Федеральной налоговой службы Российской Федерации – 182-0-00-00-000… и т.д.

Часть 2 – Код вида доходов

Вторая часть КБК с 4 по 13 разряд представляет собой коды доходов бюджетной классификации Российской Федерации. Каждая категория этой части состоит из 10 символов. Группа – это четвертый разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Она предусматривает наличие четырех категорий:

000-1-00-00-000-00… - доходы;
000-2-00-00-000-00… - перечисления на безвозмездной основе;
000-3-00-00-000-00… - доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности, которая приносит прибыль.

Все платежи, которые контролируются налоговыми органами, находятся в группе №1 – «Доходы».

Коды доходов бюджетной классификации представлены в 5-6 разрядах подгруппы. Ее заполнение зависит от принадлежности платежа к конкретной группе. В группе «Доходы» находятся следующие подгруппы кодов бюджетной классификации (КБК):

000-1-01-00-000-00 - налоги на доходы и прибыль;
000-1-02-00-000-00 - налоги и взносы, производимые на социальные нужды;
000-1-03-00-000-00 - налоги на товары (услуги, работы), которые реализуются на территории Российской Федерации;
000-1-04-00-000-00 - налоги на товары, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации;
000-1-05-00-000-00 - налоги на совокупный доход физических или юридических лиц;
000-1-06-00-000-00 - налоги на имущество физических или юридических лиц;
000-1-07-00-000-00 - налоги за использование природных ресурсов;
000-1-08-00-000-00 - государственная пошлина;
000-1-09-00-000-00 - задолженности по отмененным сборам, налогам и другим платежам, которые носят обязательный характер;
000-1-10-00-000-00 – доходы лиц от внешнеэкономической деятельности;
000-1-11-00-000-00 - доходы от использования имущества, которое находится в муниципальной или государственной собственности;
000-1-12-00-000-00 - платежи за использование природных ресурсов;
000-1-13-00-000-00 – доходы, полученные после оказания платных услуг;
000-1-14-00-000-00 – доходы, полученные в результате продажи нематериальных и материальных активов;
000-1-15-00-000-00 - административные сборы и платежи;
000-1-16-00-000-00 – санкции, штрафы, и плата за возмещение ущерба;
000-1-17-00-000-00 - прочие доходы неналогового типа;
000-1-18-00-000-00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, полученные в результате возврата остатков субвенций и субсидий прошлых лет;
000-1-19-00-000-00 - возврат остатков субвенций и субсидий прошлых лет.

В группу «Безвозмездные поступления» включены следующие коды бюджетной классификации (КБК) по подгруппам:

000-2-01-00-000-00 - поступления от нерезидентов на безвозмездной основе;
000-2-02-00-000-00 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной основе, за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов;
000-2-03-00-000-00 - безвозмездные поступления со стороны государственных организаций;
000-2-05-00-000-00 - поступления от наднациональных организаций безвозмездного характера;
000-2-07-00-000-00 - другие поступления на безвозмездной основе.

Также существует группа под названием "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", в состав которой входят следующие подгруппы кодов бюджетной классификации:

000-3-01-00-000-00 – доходы, полученные от собственности по предпринимательской и другой деятельности, приносящей доход;
000-3-02-00-000-00 – доход от рыночных продаж товаров и услуг;
000-3-03-00-000-00 – поступления безвозмездного характера от предпринимательской и другой деятельности, обеспечивающей получение дохода;
00-3-04-00-000-00 - целевые отчисления от муниципальных и государственных лотерей.

7-8 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации занимает Статья. Данные разряды обычно указываются в расчетных документах строго и предельно точно. Они соответствуют значениям, которые включают в себя коды бюджетной классификации расходов и доходов бюджетов Российской Федерации.

9-11 разряды КБК отведены Подстатье. Они также указываются предельно точно и проверяются достаточно строго.

12-13 разряды включает в себя Элемент. Обычно в этих категориях указывают код элемента доходов, который закрепляется различными субъектами в зависимости от вида дохода. Скажем, в зависимости от полномочий органов по установлению платежа, налоговые доходы закрепляются за определенным уровнем бюджетной системы РФ:

Органами власти субъектов РФ;
- федеральными органами власти;
- органами власти муниципальных образований, согласно законодательным нормам Российской Федерации касательно налогов и сборов.

Определение Элемента для неналоговых доходов часто определяется, исходя из принадлежности администратора этих неналоговых поступлений в бюджет страны к определенному уровню власти.

Поступления безвозмездного типа предусматривают определение Элемента в соответствии с трансфертом платежа по отношению к получателю.

Коды элементов доходов представлены следующим образом:

01 - федеральный бюджет;
02 - бюджет субъекта РФ;
03 - местный бюджет;
06 - Пенсионный фонд РФ;
07 - Фонд социального страхования РФ;
08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Часть 3 – Код программ доходов бюджетов российской Федерации

Код программ доходов бюджетов состоит из 4-х знаков и закрепляет в себе 14-17 разряды. Они используются для раздельного учета сумм пеней, налогов, штрафов и прочих денежных взысканий по конкретному налоговому платежу. Коды бюджетной классификации (КБК) по программе доходов представлены следующим образом:

1000 –коды, предназначенные для перечисления налогов (сборов);
2000 – коды, предназначенные для перечисления пени по указанному виду платежа;
3000 – коды, предназначенные для перечисления штрафов по указанному виду платежа.

В качестве примера, коды бюджетной классификации (КБК) для налога по налогу на прибыль в федеральный бюджет выглядят таким образом: 182-1-01-01-011-01-1000-110.

Часть 4 – Экономическая классификация доходов бюджетов

В этой части, согласно Приложению №2 к Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2004 г. №249, применяется трехзначный код классификации операций государственного сектора. Экономическая классификация доходов бюджета занимает с 18 по 20 разряды и представлена следующими значениями:

110 - налоговые доходы
120 - доходы от собственности;
130 – доходы, полученные в результате оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 – безвозвратные и безвозмездные поступления от бюджетов;
151 – поступления средств от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - перечисления правительств иностранных государств и наднациональных организаций;
153 – перечисления со стороны международных финансовых организаций;
160 – отчисления и взносы на социальные нужды;
170 – доходы, полученные от операций с активами;
171 – доходы, полученные от переоценки активов;
172 – доходы, полученные от реализации активов;
180 - другие доходы;
410 - уменьшение стоимости основных средств;
420 - уменьшение стоимости не произведенных активов;
440 - уменьшение стоимости запасов материального типа.

Часто в процессе заполнения поля 104 «Код бюджетной классификации» допускается одна ошибка. В 14 разряде часто указывают нулевое значение. Но 14-ый разряд является символом, определяемым налогоплательщиком, и в документах он не может принимать нулевое значение. В случае возникновения указанной ошибки платежи по такой документации направляют в категорию «неклассифицированных» поступлений.

Исходя из вышеперечисленных сведений, напрашивается вопрос: почему в обязательном порядке включает в себя, казалось бы, такую запутанную систему кодов? Дело в том, что сложной бюджетная классификация является лишь на первый взгляд. Вообще же, структура всех подразделов составлена так, чтобы доходы и расходы были более конкретизированы и распределены, в результате чего процесс формирования бюджетов становится более простым и оперативным.

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)

Код бюджетной классификации (КБК) – специальный цифровой код, используемый для группировки статей государственного бюджета.

Понятие КБК введено Бюджетным кодексом РФ от 31 июля1998 года № 145-ФЗ. Закон определяет его как «группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». КБК используется для составления и исполнения бюджетов и отчетности об их выполнении. Кроме того коды обеспечивают сопоставимость показателей.

Бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований.

Код бюджетной классификации используется в документах, когда одной из сторон является государство или его органы. В частности, КБК указывается в платежном поручении при уплате налогов, а также штрафов и других обязательных платежей в бюджет.

КБК состоит из 20 цифр, разделенных на четыре части и имеет следующий вид:

Первая часть называется «Администратор», состоит из трех знаков и определяет администратора поступлений (например, Федеральная налоговая служба - 182, Федеральная таможенная служба - 153, Пенсионный фонд - 392 и т. д.).

Вторая часть – «Вид доходов», с 4-го по 13-й знак включительно: «Группа», «Подгруппа», «Статья», «Элемент». Первая цифра показывает «Группу»: 1 - доходы, 2 – безвозмездные доходы, 3 – доходы от предпринимательской деятельности и т. д.

«Подгруппы» – это два знака. Например, 01 – налог на прибыль, 06 – на имущество, 07 – на пользование природными ресурсами, 08 – госпошлина, 16 – штрафы, санкции, возмещение убытков и т. п.

«Статья» (7-8-й разряды) и «Подстатья» (9-11-й) берутся из соответствующих расчетных документов строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

«Элемент» указывает следующий бюджетный уровень: 01 - федеральный, 02 - бюджет субъекта РФ, 03 - местный бюджет, 04 - городского округа, 05 - муниципального района, 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ, 07 - Фонда соцстрахования и т. д.

Третья часть называется «Программа» и занимает следующие 4 знака, то есть с 14-го по 17-й. Служит для разделения налогов (код 1 000), пеней (2 000) и денежных взысканий (3 000).

Четвертая часть – «Экономическая классификация» - последние три знака: 110 - налоговые доходы, 120 - доходы от собственности, 130 - от оказания платных услуг, 140 - суммы принудительного изъятия и т. д.

В результате получается код, который необходимо указывать в поле «Назначение платежа» платежных поручений . В 2011 году, например, для налога на прибыль в федеральный бюджет использовался код 182 1 01 01011 01 1000 110, в бюджет субъектов РФ – 182 1 01 01012 02 1000 110, НДС - 182 1 03 01000 01 1000 110.

Коды устанавливаются приказами Министерства финансов . Изменения вносятся достаточно часто, поэтому лучше всего при проведении таких платежей сверяться со справочниками КБК, которые есть в Интернете.