Типовая учетная политика казенного учреждения. Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы) Учетная политика для школы на год


Если в учреждении нет учетной политики, разработайте ее до конца декабря и утвердите приказом руководителя. А в действующую учетную политику казенного учреждения на 2018 год внесите изменения, которые нужно применять в работе бухгалтера со следующего года. Узнайте, что скорректировать, и скачайте образец.

Учетная политика казенного учреждения 2018: как составить

Положения учетной политики должны соответствовать законодательству и не противоречить нормативным документам:

  • Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Инструкции к Единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета казенных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Учетная политика нужна для того, чтобы установить один способ учета, который допускается в отношении каждого объекта учета. А если нужного способа учета, его следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике. Делают это в соответствии с требованиями законодательства о бухучете, федеральных или отраслевых стандартов.

Казенное учреждение разрабатывает учетную политику на 2018 год вместе с приложениями. Среди них:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • способы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила проведения инвентаризации;
  • порядок учета и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;
  • формы первички, которые казенное учреждение разрабатывает самостоятельно;
  • организацию системы внутреннего контроля;
  • другие решения, которые нужны для бюджетного учета в учреждении.

Изменения в учетной политике казенного учреждения на 2018 год

Изменения в учетную политику вносите, когда:

  • меняется законодательство о бухучете, федеральные или отраслевые стандарты;
  • учреждение разрабатывает и внедряет новые способы ведения учета (например, переходит на компьютерную обработку данных);
  • существенно меняются условия деятельности учреждения (реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов деятельности и т. д.).

С января 2018 года действовуют новые федеральные стандарты бухучета. Нужно изменить учетную политику пол новые стандарты. Например, выбрать методы амортизации основных средств, скорректировать порядок проведения инвентаризации, установить способы признания арендной платы в доходах текущего года.

С 8 мая 2018 года действуют новые редакции (Приказ Минфина от 31.03.2018 №64н) и (Приказ Минфина от 31.03.2018 №65н). В связи с этим необходимо:

  • проверить счета в рабочем плане счетов;
  • описать порядок передачи документов при смене ответственного лица за бухучет.

Большинство правок в Инструкции связаны с новыми федеральными стандартами.

Скачайте примеры Учетной политики для казенного учреждения в 2018 году с учетом последних изменений ниже в статье

Рабочий план счетов учетной политики казенного учреждения

Обязанность утвердить рабочий план счетов установлена в пункте 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Для казенных учреждений корреспонденция счетов по основным операциям финансово-хозяйственной деятельности приведена в приложении 1 к Инструкции № 162н.

При отсутствии в инструкции необходимой корреспонденции ее имеют право определять:

  • финансовые органы (органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя);
  • главные распорядители бюджетных средств;
  • Казначейство России.

Определить структуру аналитического учета (глубину аналитики) учреждение может самостоятельно.

В рабочем плане счетов укажите перечень используемых казенным учреждением синтетических и аналитических счетов.

Из-за введения правок в Инструкции 157н и 162н от 8 мая 2018 года, необходимо скорректировать Рабочий план счетов. Удалить счета, которые исключили из Инструкций, добавить новые и скорректировать названия некоторых.

Образец 1. Рабочий план счетов казенного учреждения

Образец учетной политики казенного учреждения 2018

Посмотрите актуальный в настоящее время приказ на утверждение учетной политики казенного учреждения на 2018 год.

Если вы внесли изменения, укажите редакцию. Например, «Учетная политика для целей бюджетного учета редакция от 08.05.2018 года».

Образец 2. Пример учетной политики казенного учреждения на 2018 год

Проверка учетной политики казенного учреждения

Если у учреждения нет учетной политики, штрафа за это нет. Но при проверке налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют:

  • учреждение – на 200 руб.;
  • руководителя – на 300-500 руб.

Это следует из статьи 126 Налогового кодекса РФ и статьи 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Кроме того, учетную политику может проверить и учредитель, если увидит, что учреждение применяет в учете несогласованные проводки или методы учета. В законодательстве о бухучете нет указаний, что ученую политику нужно согласовывать с учредителем или ГРБС. Но вышестоящая организация вправе потребовать это в рамках ведомственного контроля.

Учетную политику проверяют чтобы обеспечить сопоставимость учетных данных подведомственных учреждений в сводной отчетности. Поэтому представьте учетную политику учредителю или ГРБС для согласования, если это требуется. В остальных случаях согласовывать с учредителем учетную политику не обязательно.

Кто и как формирует учетную политику? Учетной политикой занимается главбух. Или тот, на которого руководитель организации возложил обязанности по ведению учета. Требования к учетной политике для бухучета найдете в ПБУ 1/2008. В 2017 году оно серьезно изменилось. Правила составления учетной политики для целей налогообложения регламентированы в Налоговом кодексе. Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ). Кто подписывает учетную политику? Руководитель организации утверждает учетную политику.

Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям

Учетная политика-2018 Значит, пришло время воспользоваться бесплатным инструментом «Клерка» по составлению учетной политики-2018. Там есть учетная политика на 2018 год и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета.

Мы учли все изменения законодательства на 2018 год. Наша учетная политика-2018 - удобный шаблон, который можно подогнать именно под свою организацию. Попробуйте за пять минут сделать учетную политику-2018.


Учетная политика учетная политика 2018 инструкции для бухгалтера
  • Отчет субъектов МСП по экологии-2017: когда и как сдавать, и что будет, если не отчитаться
  • «Ночной бухгалтер». Что Путин пообещал про налоги и пенсии.

Учетная политика – 2018: основные изменения и корректировки

Важно

Новые стандарты С 01.01.2018 вступают в силу новые стандарты учета. Вносим изменения в учетную политику предприятия бюджетной сферы по списку приказов Минфина от 31.12.2016:

  1. № 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
  2. № 257н «Основные средства».
  3. № 258н «Аренда».
  4. № 259н «Обесценивание активов».
  5. № 260н «Представление бухгалтерской финансовой отчетности».

Важные изменения коснулись учета основных фондов в учреждении.

Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Например, чтобы не учитывать на балансе отдельно шкаф, стол и офисное кресло, можно оприходовать группу ОС, как «Комплект офисной мебели» с подробным описанием в инвентарной карточке.

Учетная политика на 2018 год для бюджетных учреждений

Дополнения и уточнения скорректировали следующие правила:

  1. Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
    1. Поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности.
    2. Средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При изменениях УП в части расчетов налоговой базы по прибыли следует исключить из базы налог на имущество. Теперь применить данную льготу в отношении движимого имущества (принятого на баланс после 2012 г.
(п. 25 ст. 381 НК РФ)) можно только при наличии соответствующего решения в регионе (ст.

Учетная политика бюджетного учреждения: о чем надо помнить в 2018 году

Вопрос, который надо решить в Учетной политике Рекомендации 1. Применяемые способы начисления амортизации Пункт 36 стандарта «Основные средства» предусматривает 3 метода начисления амортизации: линейный, метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции.


Причем по разным группам основных средств можно использовать разные методы. 2. Особенности применения первичных (сводных) учетных документов Опишите в учетной политике порядок документального оформления операций по изменению стоимостных оценок объектов учета, досрочном расторжении договоров пользования, реклассификации объектов учета 3.
Порядок проведения инвентаризации В ближайшее время, вероятно, в Методуказания по проведению инвентаризации N 49 будут внесены изменения и этот документ больше не будет распространяться на организации госсектора.

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

ПРИКАЗ N об утверждении учетной политики для целей бюджетного учетаот » » 201_г. Во исполнение Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ и приказа Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н.
ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить учетную политику для целей бюджетного учета согласно приложению и ввести ее в действие с 1 января 2018 года . 2. Довести до всех подразделений и служб учреждения соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на  . или Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой (нужное оставить).

Что написать в учетной политике учреждения на 2018 год

Когда надо менять учетную политику? Вообще, учетная политика делается один раз, при создании организации. В ст. 8 закона о бухучете сказано, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Внимание

А потом уже вносятся изменения в нее, которые утверждаются приказом. Пунктом 6 ст. 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях: 1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами; 2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета; 3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.


Изменения учетной политики на следующий год утверждаются обычно в декабре.

Учетная политика на 2018 год: инструкция для бухгалтера

Общие положения 1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения (основание: часть 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ). 1.2. Бюджетный учет ведется структурным подразделением — бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями (основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ). 1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих подразделений. 1.4.

Предусмотрена возможность выбора между методом рыночных цен и методом амортизированной стоимости замещения. 7. Дополнительная аналитика по отдельным видам основных средств В частности, можно предусмотреть специальную аналитику для учета объектов:

  • полученных в неоперационную (финансовую) аренду;
  • переданных в операционную аренду;
  • полученных в безвозмездное пользование;
  • переданных в безвозмездное пользование при операционной аренде;
  • находящихся в эксплуатации;
  • учтенных в запасе;
  • находящихся на консервации

Методы оценки имущества на забалансовых счетах Например:

  • по остаточной стоимости объекта, при наличии;
  • в условной оценке 1 объект, 1 рубль — при нулевой остаточной стоимости или при отсутствии стоимостных оценок.

Учетная политика бюджетных учреждений в 2018 году

Основные средства» при замене отдельных составных частей объекта затраты по такой замене могут увеличивать его стоимость с одновременным уменьшением стоимости основного средства на стоимость выбывающих частей. В учетной политике надо закрепить применение положений этого пункта в отношении групп основных средств.

12. Порядок организации инвентарного учета и начисления амортизации по структурной части объекта Согласно п. 10 стандарта «Основные средства» единицей учета может быть структурная часть объекта имущества, если:

  • по ней можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала
  • она имеет иной срок полезного использования и значительную стоимость от общей стоимости объекта.

Изменения в учетную политику на 2019 год - обязательно ли их внесение? От чего зависит необходимость изменений в учетной политике? Как правильно их оформить? Какие нюансы необходимо учесть при составлении изменений к учетной политике на 2019 год? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы в материале далее.

Необходимо ли менять учетную политику каждый год?

Учетная политика (УП) описывает применяемые юрлицом способы учета фактов хозяйственной деятельности. Причем каждый из этих фактов в зависимости от вида организуемого учета может расцениваться по-разному.

Для видов учета, требующих составления официальной отчетности, методология ведения регламентирована законодательно:

  • для бухучета — законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ , ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), набором иных ПБУ, освещающих особенности отражения в учете определенных учетных объектов;
  • для налогового учета — НК РФ.

ПБУ 1/2008 предписывает применять УП последовательно от года к году, сохраняя ее преемственность и сопоставимость с данными предшествующих лет. То есть если отсутствуют факторы, вынуждающие юрлицо менять политику принятого им бухучета (новшества в законодательстве, новые виды деятельности), то необходимости в смене ее нет.

УП для целей налогового учета в НК РФ (ст. 11) охарактеризована как система учета показателей, значимых для правильного определения налоговой базы. Соответственно, если не требует изменений методология учета этих показателей, то не потребуются и изменения в налоговой УП.

Таким образом, ответ на общий для двух видов обязательных УП вопрос: «Нужно ли менять учетную политику каждый год?» — следует признать отрицательным.

Новшества в документах, используемых при составлении УП-2019

Проводя перед наступлением 2019 года ревизию положений имеющейся у юрлица УП на предмет проверки их востребованности и актуальности, нужно иметь в виду, что некоторые из нормативных документов, регламентирующих составление УП, обновлены:

  • С 06.08.2017 действует новая редакция ПБУ 1/2008, обозначившая тенденцию приоритета правил МСФО перед нормами РСБУ и установившая возможность обоснованных отступлений от существующих стандартов российского бухучета (в т. ч. исходя из принципа рациональности), однако новшеств, требующих изменений политики учета в последней редакции этого документа нет.
  • С 01.01.2019 вступят в силу изменения в ст. 164 НК, которые увеличат ставку НДС с 18% до 20%. В связи с данным повышением, законодатели подготовили новую форму деклрации по НДС.

Таким образом, изменения в законодательстве, обязывающие откорректировать применяемую юрлицом УП с 2019 года, есть. И прежде всего необходимо урегулировать вопрос с переходным НДС, например, при получении авансов в 2018 году НДС рассчитывается исходя из ставки 18/118, а при реализации товаров в 2019 году уже нужно будет рассчитать налог исходя из ставки в 20%.

Смена учетной политики может быть не только вынужденной, но и добровольной. Положения учета, однозначно закрепленные законодательно, изменить нельзя. Поэтому добровольная смена может касаться только моментов, допускающих:

  • выбор из нескольких вариантов;
  • самостоятельную разработку способа учета.

Если изменения в УП вносятся в связи с изменением законодательства, то можно менять УП с той даты, когда вступили в силу изменения в нормативно-правовом акте. А вот добровольные изменения следует делать исключительно с начала нового отчетного (налогового) периода. То есть именно для них можно внести корректировки в свою УП с 2019 года.

Изменения учетной политики на наступающий год оформляются распоряжением руководителя юрлица. Вариантами такого документа могут быть:

  • приказ о внесении изменений в конкретные пункты текста УП — в этом случае он станет неотъемлемой частью имеющегося приказа по УП;
  • приказ об утверждении обновленного текста УП, вступающего в силу с нового года.

Итоги

Нормативные документы, регламентирующие правила ведения бухгалтерского и налогового учета, не требуют ежегодного изменения учетной политики. Изменения в этих правилах, которые могут повлиять на учетные операции, совершаемые в 2019 году, имеют место, и они требуют обязательной смены УП. Вместе с тем изменения в УП-2019 могут быть внесены добровольно.

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.

Тем организаций, которые приняли решение о переходе на электронное взаимодействие с контрагентами, необходимо пересмотреть учетную политику с точки зрения внесения таких изменений.

С 1 июля 2017 г. утратили силу «старые» электронные форматы ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), утвержденные еще в 2012 году (приказ ФНС России от 20.05.2016 г. N ММВ-7-15/329@). Теперь применяются только «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@.

Начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@). До 30 июня 2017 включительно эти форматы использовались по выбору организации наряду со «старыми», утв. приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

Поэтому сведения в учетной политике об использовании утративших силу форматов необходимо скорректировать.

  • УП должна содержать указание на использование ЭДО;
  • УП должна устанавливать, какие документы используются в целях признания факта хозяйственной жизни, а также порядок определения даты создания документов для целей бухгалтерского и налогового учета (например, если хозяйственная операция совершена на одну дату, а подпись получена в следующем отчетном периоде);
  • Форматы используемых первичных документов (включая электронные документы) должны быть включены в УП.

Разработка и актуализация учетной политики

Изменение способов ведения бухучета

Основные изменения связаны с вступлением с 06 августа 2017 г. в силу поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н).

О применении новых положений ПБУ Минфин России выпустил Информационное сообщение от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9.

На что обратить внимание при изменении учетной политики на 2018 год:

Определено соотношение учетной политики разных организаций

Введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций. Но если основное общество утвердило свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами, то дочерние общества выбирают способы ведения из стандартов, утвержденным материнским обществом (п. 5.1 ПБУ 1/2008). Поскольку обеспечить сопоставимость консолидированных данных можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам. В прежней редакции ПБУ 1/2008 не оговаривался порядок формирования учетной политики дочерними компаниями.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

  1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ.
  2. ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных.
  3. ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу - организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, основным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако, чтобы выполнить новое предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу. Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Прежняя редакция ПБУ 1/2008 не устанавливала приоритета МСФО при нестандартных операциях.

Фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП). Какие организации относятся к СМП указано в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

Отметим, что определение требования рациональности в ПБУ 1/2008 дано в новой редакции. Теперь учетная политика должна обеспечивать среди прочего рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

То есть затраты на учет указанного объекта не должны быть неоправданно высокими по сравнению с эффектом от использования этого объекта.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

С 19 июля 2017 года действующие на территории РФ 24 ПБУ, утвержденные в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны федеральными стандартами. Их полный перечень приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону "О консолидированной финансовой отчетности" составляется в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (часть 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности").

Данные организации при формировании учетной политики на 2018 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.

Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бух в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.

Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства.
  3. Альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

Подведем резюме

Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Ведь, как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (ныне переименованных в ФСБУ). А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует привести свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам).

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение - право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

В частности, надо подробно описать порядок учета оружия, спецсредств, особо ценного имущества 5. Способ учета суммы накопленной амортизации основных средств при переоценке Надо выбрать один из двух способов учета накопленной амортизации, перечисленных в п. 41 стандарта «Основные средства» 6. Порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций Речь, в частности, идет об имуществе, полученном в порядке:

  • дарения (безвозмездного получения);
  • принятия выморочного имущества;
  • получения объектов по распоряжению собственника без указания стоимостных оценок;
  • при выявлении объектов, созданных в рамках ремонтных работ.

Обратите внимание! Методы определения справедливой стоимости описаны в разделе V стандарта «Концептуальные основы…».

Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям

Порядок и периодичность определения объектов имущества, не соответствующих критериям актива Оценка соответствия объектов имущества понятию «Актив» может проводиться:

  • в рамках годовой инвентаризации, проводимой в целях составления годовой отчетности
  • при проведении инвентаризации по любым основаниям;
  • в течение года – по мере необходимости

10. Порядок группового учета основных средств Согласно п. 10 стандарта «Основные средства» в один инвентарный объект объединяются объекты имущества, если:

  • срок их полезного использования одинаков;
  • стоимость не существенна.

Порядок реализации этого пункта определите в учетной политике. 11. Порядок учета операций по замене частей в ходе эксплуатации основного средства Согласно п.

Что написать в учетной политике учреждения на 2018 год

  • С 01.01.2018 вступает в силу обновленная редакция НК РФ, в которой откорректирован и ряд положений гл. 25, но эти обновления не требуют корректировки существующих способов налогового учета и имеют отношение не к каждому налогоплательщику.

Перечень корректировок, внесенных в текст гл. 25 НК РФ, смотрите в статье «Что изменить в налоговой учетной политике - 2018». Важно Как оформляются изменения, вносимые в УП? Однако смена учетной политики может быть не только вынужденной, но и добровольной. Положения учета, однозначно закрепленные законодательно, изменить нельзя.


Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям Начать подготовку к переходу на новые стандарты можно уже с 2018 года. Главное, чтобы способы, утвержденные компанией были аналогичны МСФО. Новые стандарты действовать начнут с начала года.

Учетная политика – 2018: основные изменения и корректировки

Дополнения и уточнения скорректировали следующие правила:

  1. Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
    1. Поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности.
    2. Средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При изменениях УП в части расчетов налоговой базы по прибыли следует исключить из базы налог на имущество. Теперь применить данную льготу в отношении движимого имущества (принятого на баланс после 2012 г. (п. 25 ст. 381 НК РФ)) можно только при наличии соответствующего решения в регионе (ст.

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

Казенное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ). Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Учетная политика на 2018 год для бюджетных учреждений

Важно

Обратите внимание!Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность при условии, что это предусмотрено его учредительным документом. Однако распоряжаться самостоятельно полученными доходами казенное учреждение не вправе — все доходы, полученные от указанной деятельности, в полном объеме поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Следует иметь в виду, что казенные учреждения на основании пункта 10 статьи 161 БК РФ не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), причем такой договор, заключенный казенным учреждением, признается ничтожной сделкой, что подтверждает и судебная практика в Постановлении ФАС Московского округа от 08.04.2009 г.


N КГ-А40/1448-09 по делу N А40-51914/08-30-344. Помимо всего прочего, статьей 161 БК РФ установлен запрет на приобретение казенными учреждениями ценных бумаг.

Учетная политика организации на 2018

Внимание

Основные средства» при замене отдельных составных частей объекта затраты по такой замене могут увеличивать его стоимость с одновременным уменьшением стоимости основного средства на стоимость выбывающих частей. В учетной политике надо закрепить применение положений этого пункта в отношении групп основных средств. 12. Порядок организации инвентарного учета и начисления амортизации по структурной части объекта Согласно п.


10 стандарта «Основные средства» единицей учета может быть структурная часть объекта имущества, если:
  • по ней можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала
  • она имеет иной срок полезного использования и значительную стоимость от общей стоимости объекта.

Учетная политика на 2018 год для казенных учреждений

Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Например, чтобы не учитывать на балансе отдельно шкаф, стол и офисное кресло, можно оприходовать группу ОС, как «Комплект офисной мебели» с подробным описанием в инвентарной карточке. Учетная политика на 2018 год (корректируем учетку) В политике на 2018 нужно зафиксировать, то организация будет вычетом пользоваться, а сами правила, содержащие порядок расчета вычета прописывать не нужно.


Такие правила устанавливают региональные власти и их можно будет изменить в течение 3-х лет, если регион не предусмотрит иной срок.Что дополнить в учетную политику на 2018 год Основное изменение – это то, что в 2017 году были внесены изменения в закон о бухучете. В связи с этими изменениями действующие 24 ПБУ теперь приравнены к федеральным стандартам ведения бухучета.

Учетная политика бюджетного учреждения: о чем надо помнить в 2018 году

Обновленный приказ № 157н скорректировал названия некоторых действующих счетов, а также дополнился новыми счетами бухучета. Так, например, в 2018 году в рабочий план счетов обязательно добавьте счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Утвержден новый порядок учета ошибок прошлых периодов.
Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки. Новое в налоговом законодательстве Изменения Налогового кодекса (25 глава) в 2018 году не требуют кардинальных решений при выборе способов учета.
Чтобы воспользоваться данным методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства. В части методов начисления амортизации в 2018 году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка.
В конце 2018 года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании. Для НКО: ПБУ, учетная политика организации 2018 года Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» были утверждены приказом Минфина № 69н от 28.04.2017. Нововведения вступили в силу с 06.08.2017. Проверьте, отражены ли изменения в вашей УП:

  1. Экономический субъект самостоятельно определяет способ ведения бухучета независимо от других лиц.

Учетная политика государственного бюджетного учреждения на 2018 год

Инфо

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ (пункт 1 статьи 161 БК РФ). Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. Операции с бюджетными средствами ведутся казенным учреждением через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ (пункты 2, 4 статьи 161 БК РФ).


Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (пункт 5 статьи 161 БК РФ).