Как церковь в жизни человека. Значение храмов в жизни людей


значение храма в жизни православного христианина

В 26-м псалме пророк Давид говорит: «Одного просил я у Гос­пода, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господ­нем во все дни жизни моей, со­зерцать красоту Господню и по­сещать храм Его» (Пс. 26: 4).

Если храм ветхозаветный вы­зывал в человеческом сердце та­кую благоговейную любовь к Богу, то что можно сказать о на­шем святом православном хра­ме? Здесь совершается вели­чайшее чудо – Таинство причащения Тела и Крови Христовых. Святой и праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Поис­тине храм есть Божий, где страшные Тайны совершаются, где ангелы служат с человека­ми, где непрестанное славосло­вие Вседержителя, – там истин­но небо и небо небес» (Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. II. С. 65).

«Горе имеем сердца!» – слы­шим мы призыв к нам священ­нослужителя, совершающего Бо­жественную Литургию. И мы, стоя в храме, как бы действи­тельно отрываемся на время от земли, и умом и сердцем пере­носимся туда «горе» т.е. в гор­ний небесный мир, где обитает Бог с бесчисленными сонмами Ангелов и Святых угодников Божиих.

Каждый молящийся в храме, если он горячо молится, ощуща­ет себя стоящим не на земле, а на небе, т.к. в храме «силы не­бесные с нами невидимо слу­жат». В житии святителя Васи­лия Великого повествуется, что однажды, когда свт. Василий Ве­ликий совершал в храме молит­ву, благочестивые миряне виде­ли небесный свет, который ос­вещал и озарял алтарь и святи­теля, и святых мужей в белых ри­зах, которые окружали великого Архиерея. (Свт. Димитрий Рос­товский. Жития святых. 1 янва­ря). Чтобы ощутить этот «горний» мир своей душой мы дол­жны оставить за стенами храма все свои житейские заботы и по­мышления. Храм с совершаемы­ми в нем богослужениями и та­инствами для нас, еще живущих в этом суетном мире, есть по­истине преддверие жизни буду­щего века, вечной Вечери Агнца Божия.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освяща­лась в храме: с рождения до кон­чины. В храме младенец «рож­дался свыше» в Таинстве свято­го крещения. С малых лет при­общался к храмовому богослу­жению, молиться со всею Цер­ковью «о всех и за вся». Так рож­далось чувство духовного едине­ния, общности, которую имено­вали православным миром. Так­же «всем миром» строились и ук­рашались Божий храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточи­ем духовного бытия и самые зна­чительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение: молитвы Церкви об упокоении христианской души в Боге до дня воскресения в жизнь будущего века. Воскресный и праздничный благовест призы­вал верующих отложить всякое житейское попечение и поспе­шить в Храм Божий.

Люди нецерковные часто за­дают вопрос: «Разве нельзя по­молиться Богу дома, почему надо выстаивать длинные церковные службы»? Молиться келейно дома можно и должно. Господь ведает наши нужды и внемлет сердечной молитве. Но только в храме, по слову апостола Пав­ла, мы собираемся в Церковь, составляя единое духовное тело, глава которого Христос. Божественная литургия, совершаемая в храме - общее духовное дело, ког­да мы: «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш» предаем Христу Богу. Во Христе становимся сопри­частниками жертвы и Вос­кресения Его. Таинствен­ным образом мы реально становимся участниками Вечери Господни, в Свя­тых Дарах принимая от Господа пречистое Тело Его и Кровь Его во остав­ление грехов и в жизнь вечную. Тайна благодати Господа и Причастия свя­того Духа повергает в тре­пет верующее сердце. По­этому отношение к храму, где совершается боже­ственная литургия, можно выразить словами Св. Писания: «...Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные (Бытие 18:17)». Божественная литургия – средоточие церковной жизни, однако и весь суточный и годич­ный богослужебный круг, совер­шаемый в храме, есть молитвен­ное стояние Церкви пред Богом, молитва за всех. Богомудрые отцы называли храм «училищем благочестия». Наши предки сре­ди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Цар­ства небесного и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Но таково ли отношение современных православных к храму и с такими благоговейны­ми чувствами и настроениями они входят в него? Так ли ведут себя в храме и действительно ли выходят из него обновленными, освященными благодатию Гос­пода нашего Иисуса Христа? Увы! Приходится признать, что у значительной части тех, кто счи­тает себя православным, утра­чено сознание святости храма Божия. Для многих обыденным делом становится зайти в храм во время богослужения, чтобы поставить свечку перед образом Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, целителя Пантелиимона или какого-либо другого святого, рассчитывая получить помощь в разрешении своих житейских проблем. А затем – повернуться и уйти. Но угодна ли Богу такая жертва? Ведь свеча возжигается перед ликом Госпо­да, Богородицы, святых угодни­ков Божиих с молитвой, с верой, с покаянием и смирением. «Жертва Богу – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Люди «пекутся» о земном, забы­вая о главном – о спасении сво­ей души. Поневоле вспоминают­ся слова святителя Игнатия Брянчанинова: многие только по имени христиане, а по делам своим – чистые язычники.

Православный христианин чтит храм потому что «место это свято». Благодать Господа Иису­са Христа присутствует в Святых Дарах, на престоле – с части­цей благодатных мощей святых угодников, а лики святых отра­жают вечный свет Церкви Небес­ной. Православный христианин должен переступать порог хра­ма, со страхом Божиим, помня, что святой храм есть образ гор­него мира. Допустимы ли здесь пустые разговоры, хождение в то время, когда возносятся молит­вы и звучат славословия Госпо­ду. В храмах все должно быть не произвольно, не как попало, а по слову апо­стола: «...благообразно и по чину» (1 Кор. 14:40). Это относится и к настрою души, и к поведению, и к внешнему виду человека, пришедшего в святой храм. Научение церковному бла­гочестию требует смире­ния и душевного труда.

Если ты делаешь лишь первые шаги в церковной жизни и твоя молитва немощна, ты не в состоянии воспарить духом «горе», то не должен отчаиваться, по­тому что в храме с тобой молится вся церковь и при­зывает предать себя Хри­сту Богу. Главное, чтобы молитва была со смирени­ем и покаянием, как молитва евангельского мытаря. Несмот­ря на свои грехи и беззакония, он пришел в храм Божий и на­шел в себе силы помолиться от сердца, с пользой для души: «Боже, милостив буди ми греш­ному», смиренно взывал мытарь к Богу, и «... пошел оправданный в дом свой» (Лк. 18:14).

На нашей грешной земле, особенно в наше время, испол­ненное беззакониями и соблаз­нами, святой храм Божий есть единственное место, где мы можем укрыться от жизненных бурь и невзгод, от нравственной грязи и безумия «духа века сего» (Мф. 13:22), обрести мир душев­ный через «внутреннее делание» в молитвенном общении с Са­мим Богом.

Дорога к храму – это прямой путь к достижению высшей цели нашей христианской жизни – стяжанию Духа Святого, потому что Духом Святым нам даруется Царство Божие, которое, по сло­ву Спасителя, внутрь нас есть (Лк. 17:21).

И. о. ректора протоиерей Сергий Моз-дор,
преподаватель Семинарии Ушакова Юлия Вячеславовна.


Методическая разработка урока

Тема: Внешний вид и духовный смысл православного храма
. В работе проводится анализ внутренней и внешней символики православного храма, в результате которого выделяются особенности христианской модели мира.
Тип урока:
изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели:
 изучение особенностей христианской модели мир;  анализа основных внутренних и внешних символов храма
Задачи урока:
Воспитательные:  воспитание чувства любви к Родине;  воспитание культурно-ценностного отношения к русской истории;  воспитание чувства национальной гордости за великие культурные достижения наших предков; Образовательные:  познакомить учащихся с символикой православного храма;  активизировать познавательный интерес к духовному наследию наших предков; Развивающие:  развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать символы, отражающие христианскую модель мира;
Тип урока:
формирование новых знаний.
Ход урока:
Русь невозможно представить без храмов. Купол церкви, увенчанный крестом православным, для всего мира является символом России. С момента крещения Руси храм играл необычайно большую роль в жизни наших предков. Вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом: от крещения в студеной купели до гробовой доски. Родился человечек - его крестили, женился - венчали, при болезни - соборовали, исповедовали, а когда уходил человек из этого мира, то его отпевали. -
Найдите в словаре понятие храм?
В словаре Ожегова читаем: "здание для богослужения, церковь". Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества
Христова. Христианские храмы сначала были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания (в 313-ом году), христианские храмы начали возникать повсеместно. Поначалу храмы имели форму базилики - продолговатого четырехугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых «нефами» (или кораблями). Средний неф был выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха. Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с V-го столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православную Русь.. Православный храм являет собой неразрывное религиозное и эстетическое единство. Православный храм представляет сбой сложный символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Храм как целостный символ - это образ Вселенной. Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль, должен иметь три двери, как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.
- Может кто-нибудь из вас знает, а на какую часть света ориентированы католические храмы?
(Католические и протестантские храмы ориентированы на Запад.)
- Почему так?
(Потому, что западные храмы полностью воспроизвели конструкцию античных храмов, в которых первые лучи восходящего солнца должны были осветить статую божества, стоящую в глубине храма).
Особенностью русского храма является ориентация на восток.

Восточная часть в православии
– «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный рай был на Востоке, в Эдеме (Быт. 2, 8). Восток так же место вознесения Христа.
Х
рам имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский). Каждая стена должна соответствовать одной из сторон свет и, одновременно, - той или иной области церковной жизни.

По образцу ветхозаветного храма, который имел двор, святилище и святая святых, православный храм также разделяется на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. РИСУНОК 1. Поднявшись по ступеням, (символ духовного восхождения) входим в притвор.
Притвор
является символом мира греховного. Он находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят некрещеные люди (не христиане) и кающиеся (те, кого Церковь не допускает к причащению
Святых Таинств). Они не изгоняются из храма, но и не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее Таинствах. Внутри храм встречает человека необычной красотой и тишиной. Храм имеет два духовных центра – алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему. РИСУНОК 2. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается
свод
и символизирует Царствие Божие (Горний мир) . В куполе изображается Глава Церкви - Христос Вседержитель. В храме входящего человека окружают изображения на стенах.
Стены
, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных –проповедовавших закон христианской веры.
Алтарь
- это самая священная часть храма. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения (Евхаристии) - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Алтарь устраивается на возвышении. Посреди алтаря находится Святой престол- особо освященный четырехугольный стол, покрытый священными одеждами. На нем лежат крест, Евангелие, антиминс, стоят дарохранительница и дароносица. На престоле невидимо восседает Сам Господь (Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенности, как бы приближая к небу). Самое главное богослужение в Православной церкви называется Литургия. Службу совершают священнослужители, обращаясь к прихожанам храма с амвона.
Солея, амвон
– продолжение алтарного возвышения. Амвон (гр.) – «восхождение», знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль). Амвон возвещает так же о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей Гроба Господня. На амвоне совершается Таинство Причащения Святыми Дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места. Общую идею храма выражают иконография его средней части.
Средняя часть храма
, «корабль» - представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Место, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря
иконостасом:
перегородкой с множеством икон. Иконостас символически соединяет мир земной и Царство небесное. В самых древних храмах эта перегородка была низкой и не имела икон. Только с конца VIII-го столетия после осуждения иконоборческой ереси к перегородке между алтарем и средней частью храма стали прикреплять иконы. Так с веками образовался иконостас, состоящий из нескольких рядов икон, расположенных по определенному плану. Иконы передают в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами.
- Скажите, а в чем разница между языческим поклонением идолам и православным

почитанием икон?
(Язычники обожествляли предметы. Простому камню или изваянию
приписывалась магическая сила, это и было само божество. Молясь же перед иконой, мы молимся не веществу, из которого она сделана, а Господу, Богоматери или святому, которые на ней изображены.)
Западная сторона
храма символизирует «страну мертвых», ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших внутри или снаружи храма, в притворе, реже на прилегающей северо- западной стороне. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного Суда, а светские сцены забав и игрищ (Храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к гибели.
На северных и южных стенах
храма – изображение Вселенских соборов – важных событий Церковной истории. Вся роспись храма – символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию. Поддерживающие купол "
паруса
" храма с изображенными на них Евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, - это крепящиеся к мачте «корабля спасения» паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.
Столбы
–опоры -соединение неба и земли.
Окна
символизируют свет учения Церкви.
Пол
- нижняя часть храма, знаменует собой землю. В архитектуре православного храма небо и земля не противопоставляются, а напротив, находятся в тесном единстве.
- Итак, мы разобрали значения внутренних символических частей храма, рассмотрим теперь

внешние символические составляющие. Внешняя форма храмов может быть различна: крест,

круг, восьмиконечная звезда, прямоугольник, но духовное значение одно - это «ковчег

спасения».
Увенчанные крестами купола церкви связывают небесное и земное.
- Что напоминает плоский византийский купол над храмом?
(Небесный свод над землей)
- А готический шпиль католического храма?
(Выражает стремление души ввысь, к небесам). Русская луковичная глава, покрытая позолотой, как гигантская свеча, устремленная в небеса, символизирует идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.
Крест
является обязательным атрибутом православного храма. Он завершает купол. Крест – главный христианский символ. Языческий символ крест, означавший счастье, свет, жизнь или животворящие силы, получил совершенно новый смысл в христианстве: в нем слились воедино и мученическая смерть Иисуса Христа во имя человечества, и избавление от страданий, и вечная жизнь. Почитание креста в православной традиции начинается только с IV в. н. э. В христианском искусстве первых веков изображение креста отсутствует - это связано с тем, что в античности крест воспринимался как орудие пытки. Изменение отношения к кресту связано с именем императора Константина Великого, который приказал изобразить знак креста на своих знаменах.
Войско победило. После этого крест стал символом победы в широком смысле - победы над смертью, знак духовного ограждения от воздействия злой силы. В самом храме знаком креста отмечена вся церковная утварь - чаша для причастия, сосуды для освящения воды, кисточка, которой совершается помазание и т.д. Многочисленные кресты украшают богослужебные облачения духовенства. Священника в храме всегда можно узнать по нагрудному кресту. Православный обычай - после окончания службы обязательно приложиться к кресту. -
И так, что же мы узнали сегодня на уроке? В сознании наших предков храм олицетворял

вселенную, космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем

фоне. Под куполом небом развертывалось литургическое действо. Узнали также, что зодчие

уделяли огромное внимание как внешнему, так и внутреннему убранству храма, где

собиралась община верующих, приобщаясь к миру духовному, божественному, ища в нем

душевное спокойствие и надежду на спасение после смерти.
Божии храмы как связь времен, и сегодня являются центрами духовной жизни граждан, россиян. Смотришь на великолепные храмы, соборы, и чувствуешь великую благодатную силу, ощущаешь в душе светлое и доброе чувство сопричастности к истории своей страны, своему народу.
Домашнее задание:
Ответить на вопросы: Каково космологическое значение иконостаса в структуре Православного храма? С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократором? Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократора, если бы оно было расположено на стене? В свою очередь купол без изображения Пантократора был бы для верующего символом места обитания небесных жителей? Как вы думаете, воздействует ли внешняя и внутренняя красота Православного храма на душу человека? Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?

Список используемой литературы:
Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. С. 37. Бычков В.В. Павел Флоренский // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 31 Вагнер Г.К. От символа к реальности. М., 1980. Забелин И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве // Вопросы науки, искусства, литературы и жизни. Вып. 24. М., 1900. Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм // К свету. 1994, № 17. С. 60. Лосев А.Ф. Проблемы символа в религиозном искусстве. М., 1995. Лотман Ю.М. Символы в системе культуры. Тарту, 1987. Миронов А.М. История христианского искусства. Казань, 1914. Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. 1981, № 29. С. 70-79. Русская Православная Церковь. М., 1980. С. 203-204. Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К свету. 1994, № 17. С. 26. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение. 1891, кн. 4. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. М., 1980. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 322.
РИСУНОК 1.
Рисунок 1

РИСУНОК 2. Рисунок 2

Выдающиеся исторические храмы каждого государства являются первым источником для суждения о характере и истории различных видов церковного искусства. В них наиболее ярко и определенно выразились, с одной стороны, забота правительства и населения о развитии церковного искусства, а с другой стороны - художественный дух и творчество деятелей искусства: архитекторов (в области церковного строительства), художников (в области живописи) и духовных композиторов (в области церковного пения).

Эти храмы, естественно, являются и первым источником, откуда проистекает и разливается художественный вкус и навык по всем уголкам государства. Взоры жителей и путешественников с интересом и любовью останавливаются на стройных архитектурных линиях, на священных изображениях, а слух и чувство внимают умилительному пению и благолепным действиям совершаемого здесь богослужения. И так как большинство исторических русских храмов связаны с великими и священными событиями из жизни Церкви, государства и царствующего дома - то эти храмы будят и возвышают не только художественное, но и патриотическое чувство. Таковы русские храмы: Успенский и Архангельский соборы, Покровская церковь (собор Василия Блаженного и храм Христа Спасителя в Москве; Александро-Невская Лавра, Казанский, Исаакиевский, Петропавловский и Смольный соборы, храм Воскресения Христова - в Петербурге, храм в Борках близ Харькова на месте чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. и многие другие.

Независимо от исторических причин происхождения разнообразных форм христианского храма, каждая их этих форм имеет символическое значение, напоминая о какой-нибудь невидимой священной стороне Церкви и веры христианской. Так, базиличная продолговатая форма храма, похожая на корабль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь - корабль, на котором можно безопасно переплыть это море и достигнуть тихой пристани - Царства Небесного. Крестообразный вид храма (византийский и романский стили) указывает на то, что в основание общества христиан положен крест Христов. Круглый вид напоминает, что Церковь Божия будет существовать бесконечно. Купол - наглядно напоминает нам о небе, куда мы должны устремляться мыслями, особенно во время молитвы в храме. Кресты на храме издали наглядно напоминают, что храмы предназначены для прославления распятого Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, где висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Медленный звон в самый большой колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Такой звон употребляется перед началом богослужения, например, перед всенощной или Литургией. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». В дореволюционное время в России трезвонили в течение всей пасхальной недели. Поочередный печальный звон в разные колокола называется перезвоном; он употребляется при погребении.

В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д.

Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель.

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

От издательства

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человека" мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав для понимания современных христиан. Нами подготовлена первая часть книги – «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью. Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению. Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы. Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1 . Священное Писание и Священное Предание.

2 . Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3 . Богослужение Православной Церкви.

4 . Таинства Православной Церкви.

5 . Годовой круг праздников и православные посты.

6 . Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.

Храм, его устройство и значение его в жизни христианина.Часть 2, так называлась встреча настоятеля Благовещенского храма отца Иоанна Масягина с телезрителями КТВ-8 передачи «Православие для всех»

Храмы нужны не Богу, Престол Которого - небо и подножие - земля, а нам они нужны.

Архиепископ Иоанн Шанхайский

Совершенство форм православного храма, в которых ясно прослеживается идея о спасении и беспредельной любви Божией к своим созданиям не оставляет равнодушным ни одного проходящего мимо него. Каждая деталь христианского храма рассказывает нам, как величествен, и в тоже время достижим горний мир для истинно верующей человеческой души.

Устроение храма — это своеобразный гимн красоте и премудрости сотворенного Богом мира. Он выражен в единстве трех областей: земной, небесной и Божественной. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: притвор, собственно храм и алтарь. Алтарь знаменует собой область бытия Божия, средняя часть - область горнего Ангельского мира (духовное небо) и притвор - область земного бытия.

После грехопадения человека Царство Божие было закрыто для него. В ветхозаветном храме область бытия Божия символизировала Святая святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника один раз в год с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте откроет Царство Небесное для всех.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Слово “алтарь” происходит от латинского alta ara что означает “возвышенное место”. Алтари христианских храмов устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это правило берет свое начало еще с глубокой древности и соблюдается по сей день.

Первую и важнейшую часть алтаря составляет Святой Престол. Престол для храма - то же, что Церковь для мира. Как знамение Единого Бога Вседержителя, являющегося центром всякого тварного бытия, Престол располагается только в центре алтарного пространства. Он символизирует и Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе. Четырехугольная форма указывает на Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди призываются к общению с Богом в Святых Таинах.

В соответствии с традицией в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие - абсида. Вплотную к середине абсиды сооружается возвышение, где расположено кресло для епископа, как знамение трона, на котором невидимо восседает Господь Вседержитель. Эта часть храма именуется Горним местом. Архиерей, во время сидения или стояния на горнем месте, изображает Самого Иисуса Христа, а священники, служащие с ним - святых апостолов. В первые века христианства горнее место в храмах пользовалось особым почитанием. Священномученик Петр, правивший Церковью в Александрии, в течение всей своей жизни так и не посмел взойти на ступени горнего места, каждый раз видя на нем блистающий свет и чувствуя некую Божественную силу.

В алтаре храма обычно имеется особый светильник из семи ветвей, который располагается с восточной стороны Престола перед Горним местом. Семисвечник знаменует собою райское древо жизни, а число лампад - семь таинств Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола находится жертвенник, который по внешнему виду подобен Престолу, а по размерам бывает меньше его. Свое название это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной Литургии, во время которой хлеб и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства. В некоторых случаях при богослужении жертвенник напоминает нам пещеру, в которой родился Иисус Христос. А в некоторых - гору Голгофу, на которой он был распят.

Алтарь, как правило, имеет три окна, символизирующие троический свет Божества. По причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии алтарь как бы повторяет собой ту прибранную горницу, где состоялась Тайная Вечеря перед крестной смертью Иисуса Христа. Святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Впоследствии в алтарь стало дозволено входить церковнослужителям в сане иподиакона, чтеца, алтарника или инокиням женских монастырей, которые помогают в соблюдении убранства этого святого места.

Святая церковь заботится о душе каждого, пришедшего в храм, и учит нас основам нашего спасения не только через богослужение и таинства. Но и через устройство православного храма. Каждый священный предмет, находящийся в алтаре имеет свое символическое и богослужебное значение, через которое мы узнаем глубину премудрости и любви Божией ко всем приходящим в храм.

На престоле находятся несколько священных предметов. Это антиминс, Евангелие, дарохранительница, один или несколько напрестольных крестов.

Антиминс — это освященный архиеерем четырехугольный шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам. Без него нельзя совершать Божественную Литургию.

По своему значению Антиминс равен Престолу. В переводе с греческого слово антиминс означает «вместопрестолие».

В первые века христианства, когда совершение богослужения преследовалось, Таинство Евхаристии могло совершаться в частных домах, пещерах и даже под открытым небом. В антиминс вкладывается частица мощей святого, так как в первые века христианства литургия совершалась на гробницах мучеников.

Поверх сложенного антиминса на престоле полагается Святое Евангелие, называемое напрестольным, которое знаменует собой Господа Иисуса Христа. Евангелие значит «благая весть», весть о Воскресении и нашем спасении. Напрестольное Евангелие принято украшать драгоценным окладом, на котором помещается образ Воскресения Христова, или Сошествия во ад.

На престоле всегда находится дарохранительница. Этот особый сосуд предназначен для хранения Святых Даров – Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Святые Таины, находящиеся в ней, предназначены для причащения больных, не способных самостоятельно придти в храм для участия в Таинстве Евхаристии.

Дарохранительница, по обычаю, делается в виде церкви, в старину называвшейся «Иерусалимы» или «Сионы». Внутри этого сосуда в гробнице — особом ящичке, полагаются приготовленные в Великий Четверг Святые Дары.

Напрестольный крест с распятием есть также одна из самых существенных принадлежностей Престола. Крест это не только символ Искупления, но и залог любви к нам Христа Спасителя, и здесь на Святой Трапезе — Престоле он довершает всю символику нашего спасения.

Средняя часть, символизирующая горний, Ангельский мир, самая большая часть храма. Также она знаменует область земного бытия – мир людей, но уже освященный и оправданный – Царство Божие на земле. Часть храма, означающая земной мир непременно должна отличаться от области бытия Божия, которую символизирует алтарь. Возвышение алтаря соблюдалось с древних времен и сохранилось до наших дней. Но постепенно алтарь стал отделяться особой перегородкой. Она получила название — «иконостас».

Иконостас имеет важное богослужебное значение, а также учит верующих основам христианского богословия.

В центре иконостаса располагаются Царские Врата – двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив Престола. Свое название Царские Врата получили благодаря своему предназначению в Божественной Литургии. Господь Иисус Христос невидимо проходит через них во время входов с Евангелием, в предложенных Честных Дарах во время Великого Входа.

Слева от царских врат всегда помещается икона Божией Матери, справа — икона Иисуса Христа. Сразу за иконой Спасителя расположен образ того святого или священного события, во имя которого освящен престол данного алтаря. Эта икона называется местной или Храмовой.

Над Царскими вратами мы видим образ Тайной Вечери, означающий начало и основание Церкви и её самое главное Таинство – Причащение Тела и Крови Христовых.

Иконостас не закрывает алтарь от молящихся в храме. Он раскрывает для них духовную сущность всего, что совершается в алтаре и в Церкви Христовой. Образы иконостаса, как и всего православного храма открывают человеку Царство Божие, являющееся здесь с особой силой, они создают особые благоприятные условия для встречи и общения человека с Богом.

Православный храм - это гораздо больше, чем дом молитвы, - это целый мир, …собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово.

русский философ, правовед Евгений Николаевич Трубецкой