Мифические лошади: с крыльями, восемью ногами и человеческими головами. Магические существа - единороги Значение коня с крыльями и рогом


Найтмар - мифический единорог с пылающим огнЁм вместо гривы. Шерсть найтмара чЁрная с синеватым отливом, глаза жЁлтые или оранжевые, без зрачков. Боятся солнечного света. Обитают в лесах и около горных лугов. Копыта этих единорогов заряжены большой отрицательной энергией. Кровь найтмаров используется чЁрными магами для приготовления сильнейших ядов. К этим существам опасно приближаться, они способны выдыхать огонь и разрывать плоть одним укусом. От найтмаров не спасЁт даже самоспасатель. На месте гибели найтмара вырастает растение с тЁмными ядовитыми ягодами. Непрерученные найтмары служат только собственной жажде и гневу. В отличие от нормальных лошадей, найтмары умны и используют форму лошади лишь для обмана окружающих. Эти черные единороги ведают ваши самые ужасные страхи, и если вы уснете в месте, где они водятся, то они явятся вам во сне в образе вашего страха.

Лебер - это конь с лебедиными крыльями. Леберы обычно живут небольшими табунами, и чаще всего прилетают на побережье озера Лоххнесс. Лебера отличает не только специфическая лебединая внешность, но и так называемая лебединая верность...Этот конь будет с тобой до самой смерти, и не предаст никогда.

Продолжение под катом. Много!

Кирин — японский единорог, мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Говорят, что он яростный последователь справедливости и закона, и что он иногда появлялся на суде, убивал виновного и спасал невиновного. Кирин — самое главное животное-божество. Японский Кирин в отличии от китайского Цилинь приобрел гораздо больше «агрессивных» черт. Так, к примеру, ему стало приписываться свойство требовать жертвы за дарование силы.
У японского кирина много описаний, но чаще всего его изображают с чешуйчатым телом, напоминающим тело пятнистого оленя, одним рогом и пышным хвостом. Его тело часто окутывало пламя, кроме того, существо может дышать огнем. Согласно мифологии, он вышел из реки Хэ Ту, а на спине его была изображена нумерологическая диаграмма, которую и назвали «Хэ Ту». Это удивительное животное не наступает на растения и не ест животную пищу. Считается, что Кирин — вестник благоприятных событий, символ благополучия и удачи. Это небесное существо живет две тысячи лет, и увидеть его можно только раз в тысячелетие, в начале новой эры - как говорят, он появляется при рождении великого лидера. Предположительно, мать Конфуция встретила Кирина перед рождением ребенка.
Если дословно переводить название, «ki» и «rin» означают мужское и женское начало животного, и связывают его с философией инь-ян. В современном японском «кирин» переводится как «жираф».

Фестрал - Скелетообразные лошади огромных размеров. Их могут видеть только те, кто видел смерть. Фестралов привлекает запах мяса и крови. Они - летающие существа. Прекрасно ориентируются в пространстве. Но и Фестралы и Кошмары обладают особой мрачной красотой и требуют к себе очень почтительного отношения. Скорее всего слово "thestral" произошло от английского слова "thester" - темнота, мрак, темный. Слово это редкое и встречается не во всех словарях. Но есть еще один любопытный факт, доказывающий лингвистическое родство фестралов с Кошмарами греческих мифов. Самыми знаменитыми Кошмарами являются те четыре особи, которые были впряжены в колесницу греческого бога войны Ареса. А у Ареса было два сына - Деймос (ужас) и Фобос (страх). Так вот, а Фобос по-латыни - "thestius".

Амистр. Разновидность волшебных лошадей. Амистры одни из самых необычных мистических созданий. Несмотря на свою устрашающую внешность Амистры добрые и преданные компаньены, хотя приручить их, а уж тем более найти, не так то просто, встречаются они очень редко и, как правило, в самых неожиданных местах. Амистры - бессмертные животные, убить их невозможно, так как они, по сути, не представляют из себя полностью живую материю, они, как бы, сотканы из магии, огня и ночи. Грациозные, черные как сама ночь Амистры смертоносно опасны в бою, невероятно быстры, а о их преданности слагают легенды. Черная шкура этих волшебных коней переливается всеми оттенками черного и багрового, хвост и грива словно сотканы из языков магического пламени, которое не обжигает лишь тех, кому конь доверяет. Глаза Амистра горят адским пламенем, дыхание их обжигающе, копыта раскалены до предела, и под их поступью плавятся камни. Многие пытались найти Амистров, но пока ни одному смертному это не удалось, хотя нередко ходят слухи что иной раз видели в ночи огненного коня и слышали его душераздерающий рев.

Терсан. Об их происхождении точно никто не знает, но существует легенда. Однажды Нептун влюбился в красавицу-русалку. Краше ее на свете не было. Виделись они каждый день, но вот однажды русалка не появилась. Нептун заволновался. Приплыл его слуга и оповестил Нептуна о том, что его любимую поймали злые люди и хотят ее показывать по всему миру, но они увезли ее уже на другой конец света. Тогда Нептун призвал силы океанов и морей и сотворил сотню Терсанов. Быстрее скорости ветра он примчался к русалке, но обнаружил, что она мертва. Русалка сопротивлялась, и люди убили ее. Нептун долго горевал и приказал Терсанам каждую ночь выходить на берег и оставлять кровавые следы в память о русалке. Обитают они исключительно в воде, но ночью всего на пару минут выходят на берег и копытами выбивают из песка или камней кровь. Никто не знает, откуда они берут алую кровь. И зачем они вообще выходят на берег, тоже остается загадкой, ведь их среда-вода и они питаются, живут и плодятся в воде. Их тела сделаны их воды. Они сильны, как цунами, быстры как ураган и красивы как океан. Их тела подобно кипятку бурлят. Их глаза - это необыкновенной красоты жемчужины. Их кровь-вода из самых чистых вод на земле. Когда они выходят на берег, их тела со скоростью волны преобразовываются, и они становятся белоснежными конями. Но это длится несколько минут.

Слейпнир - в германо-скандинавской мифологии восьминогий конь Одина на котором он путешествует между мирами. Конь Одина Слейпнир является одновременно и огромным ясенем, объединяющим небесный, земной и подземный миры. Так что в данном случае образ коня связан с мирозданием в целом. Слейпнир имел серую масть, восемь ног, мог скакать по суше и воде. Символизирует ветер, дующий с восьми основных точек.

Кельпи. Этот водяной демон, живущий в Англии и Ирландии, может принимать различные формы, хотя чаще всего он появляется в облике лошади с гривой из камыша. В шотландской низшей мифологии - водяной дух, обитающий во многих реках в озёрах. Кельпи большей частью враждебны людям. Являются в облике пасущегося у воды коня, подставляющего путнику свою спину. Также демоны приманивают купающихся детей, а те, пораженные красотой и покладистым характером лошади, доверчиво садились на нее, чтобы прокатиться. Кельпи тут же устремлялся в глубь водоема, унося свою жертву. Ноги человека приклеивались к бокам лошади, а руки - к гриве, поэтому севшему на Кельпи уже не было спасения. Говорят, что Кельпи способны скакать по поверхности воды, как по земле.

К"яард - весьма сложный и трудный спутник, управиться с которым по силам не каждому наезднику. Более того - к`яард сам выбирает себе седока, как правило один раз и на всю жизнь, и остается ему верен до конца. Насильно приручить и поработить к`яарда невозможно. Так что же представляет собой к`яард? Это прекрасное, хоть и пугающее животное часто называют "родственником змеи", и очевидно неспроста - по крайней мере многие черты этих существ принадлежат явно не лошадиной породе. По сложению к`яард равен средней или высокой лошади, его черты изящны, но сильны. Выводятся в местах, расположенных на островах. Могут скакать по поверхности воды и по воздуху. Отличаются от обычных только наличием огромных клыков. Вампиры обычно используют их, чтобы выбраться с острова на континент.

Табун Колиостро. Волшебные кони калиосто,обитают в тайге,с рождения каждая особь связана с волком,когда умирает один,за ним следом умирает и другой

Гуррия. Разновидность магических лошадей, самая необычная и редкая из всех извесных.
Гуррия это самое редковстречающееся существо во всем Авалоре. О них слагают предания и легенды, о них поются песни и баллады.
Мало кто видел это загадочное создание, многие же считают существование Гуррий мифом, но лишь древние знают что это не плод фонтазии, знают что Гуррии существуют и поныне.
Из описания этих волшебных созданий осталось немногое, извесно что внешне Гуррии напоминают Фресталов, но также сильно отличаются от них.
Гуррии величественые, гордые создания, ловкие и грациозные, преданные и верные, добрые и в тоже время безжалостные к врагам. Окрас этих коней совершенно различен но в тоже время необычаен, крылья огромны и чудесно напоминают огромные крылья древних, живших когдато в этих землях, метоморфов. По легенде Гуррии и прозошли от метоморфов, покинувших свои земли и принявших облик чудесных лошадей.
Магия Гуррий уникальна, но полностью не изучена, и скрыта за множеством тайн и загадок. Было множество гипотез что Гуррии обладают человеческой речью и способны общаться между собой на расстоянии с помощью телепатии, но это лишь одна из множества других предположений и догадок...
Во время великой битвы с драконами, Гуррий множествами уничтожали за преданность и взаимопомощ врагу, Сейчас же - они так же вошли в историю, как и полностью истребленные метаморфы, поверженные в битве за свою веру и свободу...

Ноггл. В фольклоре жителей Шетландских островов водяная лошадка. Как правило, ноггл появляется на суше под видом чудесной гнедой лошадки, оседланной и взнузданной. Ноггл не такой опасный, как кельпи, но никогда не отказывается выкинуть ту или другую из двух своих излюбленных шуток. Если по ночам он видит, что на водяной мельнице кипит работа, то хватается за колесо и останавливает. Отогнать его можно, показав нож или высунув в окно горящую ветку. Еще он любит приставать к путникам. Стоит кому-то сесть на него, как ноггл бросается в воду. Впрочем, кроме купания, седоку ничто не грозит: очутившись в воде, ноггл исчезает со вспышкой синего пламени. Чтобы не перепутать ноггла с лошадью, следует смотреть на хвост: у ноггла хвост загибается на спину.

эх-эщка. В шотландском фольклоре две водяные лошади, серой масти, коварные и опасные. Порой они оборачиваются прекрасными юношами или гигантскими птицами. Эх-ушку в облике человека можно узнать по водорослям в волосах. Представляясь лошадью, эх-ушка словно приглашает сесть на себя, но того, кто на это осмелится, ожидает трагический конец: лошади прыгают в воду и пожирают своего седока, а потом волны выбрасывают на берег печень жертвы. В отличие от келпи, которые живут в проточной воде, эх-ушки обитают в морях и озерах.

Хромой Аргамак.
У каждого пегаса был свой всадник, но с приходом христианства на всех волшебных зверей начали охоту, и на пегасов в том числе. С его всадником что-то случилось, поэтому пегаса схватили, однако все попытки его приручить ни к чему не привели, и в назидание "исчадию ада" порезали крылья, чтобы не мог летать без боли, прицепили на ноги ножи, чтобы не мог скакать без боли, и выкололи глаза, чтобы не мог видеть красоту. После всего этого он озлобился на мир, и дали ему имя Хромой Аргамак....
Аргамак это конь смерти, который скачет над землей и перерезает нити жизни. А если он сбросит путы с морды - глас его, а точнее вой и стон похожий на ржание убьет все живое...

Лошадь Хель.
В старину, прежде чем начать хоронить на новом кладбище покойников, там закапывали живую лошадь. Эта лошадь появляется в виде призрака и известна под названием «Лошадь Хель». Ходит она на трех ногах и предвещает смерть тому, кто ее увидит. Отсюда происходит поговорка о том, кому удалось выздороветь после опасной болезни: «Он дал смерти овса» (чтобы задобрить или подкупить ее).
В соборе в Аарусе иногда появляется лошадь Хель. Один человек, окна которого выходили на кладбище при соборе, увидел ее однажды из своего окна. «Что это там за конь?» — «Это, должно быть, лошадь Хель», — ответил сидевший рядом с ним. «Ну, так я на нее посмотрю!», — сказал тот человек. Глядя в окно, он стал бледен, как труп, но никому не рассказывал, что увидел. Вскоре после того он заболел и умер.

Фасфер.
Фасфер это демонический конь, который стал жертвой человеческой жестокости. Его поймали и сковали в цепи, очень сильно затянули и завязали узду чтобы заржавленный трензель раздирал рот. Воткнули в спину цепь так чтобы она выходила из живота. После всех перенесённых мучений он озлобился на людей. И убивает каждого кто встретится на его пути. Есть легенда что к"яард это сын Фасфера.

мифический рогатый конь

Альтернативные описания

. (нарвал) семейство дельфинов

Гаубица с конической зарядной камерой и уменьшенной длиной канала ствола

Геральдическое изображение лошади с рогом на лбу

Гибрид лошади с носорогом, «водящийся» на некоторых гербах

Меж, которому жена изменила только один раз (шутливое)

Мифическое дикое животное, похожее на быка или коня с рогом на лбу, свирепое, сильное и быстрое

Мифическое животное с телом лошади/быка и длинным рогом на лбу (мифическое)

Морское животное

Морское млекопитающее семейства дельфиновых с длинным бивнем в виде рога

Нарвал, животное семейства дельфинов, самец которого имеет длинный бивень

Старинная пушка

Старинное артиллерийское гладкоствольное орудие

Старинное артиллерийское орудие, род гаубицы с украшением на стволе в виде животного

Старинное русское гладкоствольное орудие

Экваториальное созвездие

Это и кит, и созвездие, и старинное орудие

Диск группы «T.Rex» 1969 года

Осадное орудие

Охоту на этого фантастического зверя описал Борис Гребенщиков

Именно это животное было помещено на гербе графа П. И. Шувалова, который ведал оружейной канцелярией и под руководством которого в Россию поставлялась оружие

Современные ученые считают, что легенда об этом животном возникла в Финикии и Вавилоне, где быки и туры изображались исключительно в профиль

Назовите мифологическое и геральдическое животное, похожее на один вид непарнокопытных, но имеющее отличительный признак другого

Опера американского композитора Д. Менотти

Именно это животное древние китайцы считали воплощением человеколюбия и полагали одним из главных среди всех зверей

Фантастический конь, способный забодать

Фантастическое животное, которое может быть поймано только целомудренной девой

Насекомое, жук

Муж, обманутый однажды (шутливое)

Морское животное семейства дельфинов (нарвал)

Существо с длинным витым рогом и телом быка в древнегреческой мифологии

Фантастический рогатый конь

Конь с аликорном

Второе имя нарвала

Конь, способный забодать

Муж, обманутый однажды (шутл.)

Мифическое существо

Гладкоствольное орудие (устар.)

Баснословное животное

Сказочный зверь

Сказочное животное с рогом на лбу

В сказках если принц не на белом коне, то уж точно на нем

Белый рогатый конь в мифологии

. «псевдоним» кита нарвала

Второе название кита нарвала

Дельфин нарвал

Гладкоствольное орудие в мифологии

Символ девственности в мифологии

Экваториальное созвездие

Старинное артиллерийское гладкоствольное орудие

Морское млекопитающее семейства дельфиновых с длинным бивнем в виде рога

Мифическое животное с рогом на лбу

Дельфин, нарвал

Муж, обманутый однажды (шутл.)

Животные, реальные, вымышленные или совершенно фантастические, всегда были важными персонажами легенд и мифов. Так культурная память человечества запомнила времена своей первобытной юности, в которой поклонение тотемным животным и отождествление с ними было важной частью религиозного сознания. Мифические лошади являются одними из наиболее ярких и распространённых персонажей, представляя собой не только наглядное воплощение красоты и благородства, но и символизируя различные инстинкты и добродетели.

Единорог: символ целомудрия в теории, генетический казус в реальности

Самым известным непарнокопытным в мировой мифологии является единорог, мифическая лошадь с рогом, растущим из середины лба. Единороги изредка встречаются в реальности – это отдельные представители различных родов непарнокопытных, у которых в результате мутации вместо двух рогов вырос только один. Например, несколько лет назад в Италии был обнаружен единорог – самец косули, у которого рог рос точно из середины лба. Известны ещё с первой половины прошлого века медицинские опыты по превращению животных в единорогов. Так как рога у непарнокопытных растут не прямо из черепа, а из специального нароста на черепе, то при пересадке этих наростов в центр лба возможно получение животного с одним рогом.

В античные времена единорог также считался реальным животным. Сообщения древнегреческих и римских авторов о единорогах могут иметь несколько рациональных объяснений. Во-первых, известия из дальних стран Востока или Африки могли сообщать об особях тех или иных рогатых животных, которые либо потеряли второй рог из-за превратностей жизни, либо явились образцами редкой мутации. Во-вторых, единорог в древности далеко не всегда представлялся как лошадь с рогом. В описаниях встречаются такие эпитеты, как «массивные ноги», «большой размер», «свирепый нрав», «толстая кожа» и тому подобные. Это наводит на мысль, что во многих случаях мог подразумеваться носорог – реальное животное с одним рогом, соответствующее приведённым выше описаниям.

Другое дело символическое описание единорога, особенно распространившееся в Средние века. Получив обрывочные легенды античного мира о единороге, в которых этот зверь связывался со служением Артемиде, девственной богине охоты и животного мира, средневековые мистики и романтики преобразовали их в новые мифы. В этих мифах единорог уже представал как лошадь с одним рогом, очень редкое животное райского происхождения (присутствовавшее ещё в Эдеме с Адамом и Евой), олицетворявшее целомудрие.

В связи с этим единорог в изобразительном искусстве стал неотъемлемым атрибутом Девы Марии, а легенды гласили, что укротить единорога может лишь девственница.

Рог единорога считался обладающим целительной силой, поэтому его стремились заполучить медики и алхимики. Для первых он был важен как средство от всех ядов, вторым он должен был оказать помощь в поисках философского камня. Любопытно, что на протяжении сотен лет в Европе активно торговали рогом единорога, за который выдавали длинный клык морского млекопитающего нарвала.

Снизу конь, сверху человек

Другой популярный мифический лошадиный персонаж это кентавр. Правда, в этом случае не нужно забывать, что в античной мифологии кентавры - это наполовину люди, наполовину лошади – существа с лошадиным крупом и четырьмя ногами и человеческими торсом и головой. По мнению учёных, появления представлений о кентаврах у южно-европейских народов связано со смутными воспоминаниями о первых контактах с северными племенами кочевников. Кочевники настолько тесно сроднились с лошадьми, что в восприятии других народов казались едиными и неразлучными с ними существами. Неудивительно, что в древнегреческой мифологии кентавры были воплощениями диких сил природы, тёмных страстей и инстинктов, не поддающихся контролю разума.

Поэтому в большинстве легендарных сюжетов кентавры играют отрицательную роль, вступая в борьбу с героями. Редкие примеры кентавров как положительных персонажей связаны с их функцией наставников для будущих великих героев. Например, учителем таких могущественных и почитаемых полубогов-полулюдей, как добытчик золотого руна Ясон и непобедимый Ахиллес, был кентавр Хирон. А вот могучий Геракл, например, постоянно враждовал с кентаврами и убил многих из них. Впрочем, к его мучительной смерти также оказался причастен кентавр, отравленная кровь которого и погубила Геракла. Также в отдельных мифах упоминаются кентавриды, то есть кентавры с женской человеческой «половиной», но нигде они не играют самостоятельной роли

Индусы, викинги, башкиры – все любили лошадей

Фигурировал в античной мифологии и другой конь – крылатый Пегас, любимец муз и посыльный Зевса, который доставлял верховному богу на Олимп стрелы-молнии, выкованные в жерлах вулканов богом-кузнецом Гефестом. В средневековой и современной геральдике Пегас, благодаря своей связи с музами, вдохновительницами искусств и творчества, и крылатому образу жизни, стал символом вдохновения, тяги к прекрасному, любви к знаниям, возвышенных мечтаний и стремлений. Есть летающий конь и в легендах кочевых народов Евразии. Так, в башкирских и татарских эпических сказаниях крылатый конь Тулпар является волшебным помощником и другом батыров (богатырей) в подвигах и приключениях последних. Тулпар не только может летать, он ещё обладает способностью говорить, пророческим даром и вызывать сильный ветер.

Мифические летающие кони относятся к весьма глубокому пласту человеческого сознания. Так, подобные персонажи имеются в сказаниях задолго до созревания античной цивилизации. Во многих сюжетах индуистской мифологии читатель может встретить Уччайхшраваса, белого летающего коня с семью головами, слуги Индры, одного из главных богов пантеона индуизма и ведизма. Помимо всего прочего этот семиголовый летающий конь обладал даром воскрешать умерших. В европейской религиозной культуре наиболее известен Слейпнир, восьминогий конь верховного скандинавского бога Одина. Благодаря быстроногому и прекрасному Слейпниру Один мог почти мгновенно переноситься из одного мира в другой, благодаря чему специалисты усматривают в этом коне функцию посредника между мирами.

Александр Бабицкий


Единорог

Святой поднялся, обронив куски
Молитв, разбившихся о созерцанье:
К нему шел вырвавшийся из преданья
Белесый зверь с глазами, как у лани
Украденной, и полными тоски.

В непринужденном равновесье ног
Мерцала белизна слоновой кости
И белый блеск, скользя, по шерсти тек,
А на зверином лбу, как на помосте,
Сиял, как башня в лунном свете, рог
И с каждым шагом выпрямлялся в росте.

Пасть с серовато-розовым пушком
Слегка подсвечивалась белизной
Зубов, обозначавшихся все резче,
И ноздри жадно впитывали зной,
Но взгляда не задерживали вещи:
Он образы метал кругом,
Замкнув весь цикл преданий голубой.

Райнер Мария Рильке

ЕДИНОРОГ — вымышленное существо, многосмысловой символ различных культурных традиций. Название производно от наиболее характерного признака — длинного рога на лбу. В европейской геральдике изображался в виде лошади с белым туловищем, с темно-красной головой, козлиной бородой, ногами антилопы, хвостом льва и с рогом в центре лба. Также встречались изображения единорога с телом быка или козла. По другим источникам, голова у единорога оленья, ступни слоновьи, а из пасти торчат кабаньи клыки.

Первые упоминания

Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к 400-м годам до н. э. Появилось оно в книге грека Ктесия, прослужившего около 17 лет лекарем при персидском дворе. По возвращении в Грецию он написал две книги — о Персии и об Индии. В последней Ктесий упоминает о больших диких ослах с темно-красными головами, голубыми глазами и голубым туловищем, с рогом на лбу. Если кто-то из такого рога выпьет вина или воды, его не возьмет ни одна болезнь. Ктесий также говорит, что этих ослов крайне трудно поймать живыми, охотники ловят их, только когда они находятся с детенышами, которых не могут бросить.Трудно сказать, какое животное описал Ктесий. Он никогда не был в Индии и не видел так называемого осла. Кроме того, дикие ослы безрогие, и автор должен был знать это, так как они встречались и в Персии.

Юлий Цезарь описывает необычного вида однорогое животное, которое якобы обитало в Герцинианском лесу в Германии: “Этот бык похож очертаниями на оленя, из середины лба торчит один рог, больше и прямее, чем все известные до этого. Из его вершины распространяются ветви, подобно раскрытой руке”. (Галльская война. 6. 26).

Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге “Пестрые рассказы” упоминает о трех разновидностях единорога. Первые два схожи с тем, которого описывает Ктесий, а третий представляет собой однорогое животное, которое зовется картазоном и обитает в Индии. Оно “размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое”. Между глазами растет черный рог с кольцами, или спиралями. Картазоны не агрессивны по отношению к другим животным, но нетерпимы друг к другу: самцы бьются между собой, нападают даже на самок. В период спаривания нрав самцов смягчается, но с появлением у самок детенышей они снова свирепеют.

Теперь обратимся к Китаю. Первое упоминание о единорогах в китайских источниках относится к 2697 году до н. э. Самый популярный — ки-лин обычно имеет туловище оленя, иногда лошади, голова может быть львиной или оленьей, хвост бычьим или другого животного, тело может быть чешуйчатым. У ки-лин один либо два рога телесного цвета, иногда окрашен только кончик рога. Ки-лин соединяет в себе мужское (ки) и женское (лин) начала. Наряду с драконом, птицей феникс и черепахой ки-лин считался разумным существом.

Сведения о единороге содержатся также в “физиологусе” — аллегорическом бестиарии, написанном предположительно между II и IV веками н. э. Переведенный на многие языки, “Физиологус” был очень популярен в разных странах и оказал большое влияние на европейскую литературу и искусство средневековья. “Физиологус” описывает единорога как небольшого размера существо, напоминающее молодого козла, с рогом посередине головы. Он очень силен, и охотники его поймать были бессильны, пока не нашли способ справиться с ним. Они приводили девственницу в то место, где обычно появлялись единороги. Единорог тут же становился кротким и клал голову девушке на колени, тут его ловили и отводили во дворец королю.

В средние века большинство людей, бесспорно, верили в реальное существование единорога, что доказывалось и в Библии, “Физиологусе” и других книгах. Вера укрепилась после того, как европейцы по возвращении из путешествия на Восток рассказали, что своими глазами видели единорога. Одним из таких путешественников был Марко Поло, который наблюдал “единорогов” на Суматре. Это, по его словам, были огромные и уродливые звери, которые любили валяться в грязи и едва ли подпустили бы к себе невинную девушку, да и никакая девушка не согласилась бы приблизиться к подобным тварям. Очевидно, что на самом деле Марко Поло описал носорогов.

Вера в единорога оставалась непоколебимой и в эпоху Возрождения. Объявилось множество очевидцев, описания единорогов были включены в трактаты по зоологии. Но некоторые писатели уже тогда выражали сомнение по поводу волшебной силы его рога.

Самые ранние изображения единорога, датируемые III в. до н. э., встречаются на печатях древних индийских городов Мохенджо-Даро и Хараппы. Упоминался в Атхарваведе и Махабхарате. Во время потопа Ману привязал свой корабль к рогу единорога. С Индией связывалось происхождение единорога в греческой и римской традициях. В зороастризме единорог выступал олицетворением чистой силы, которой был побежден Анхри-Майнья. Китайский единорог символизировал изобилие и долголетие. Китайский философ Хань Юй (768—824) давал животному следующую характеристику: "Всем известно, что единорог — существо иного мира и предвещает счастье, — об этом говорят оды, труды историков, биографии знаменитых людей...

В древнем мире он считался выходцем из Индии, где его изображали красноголовым, с белым или черным рогом. Затем он появился в Вавилоне, Китае, Тибете, Греции. На Западе апогей его известности приходится на Средние века. Единорог олицетворяет могущество, силу, которая противостоит силам тьмы, поддерживая равновесие во Вселенной. Он является символом солнечного луча, чистоты, поворота к единению, к центру. Спираль — напоминание о том, что пребывает неизменным во времени. Кроме того, единорог — символ трансмутации, свободы и познания, он указывает путь тем, кто ищет истину.

Многие традиции говорят о единороге как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. Он облечен тайной и воплощает изначальное единство, начало и конечную цель человеческого бытия, единство противоположностей и способность к преодолению внутренних противоречий, всеобщую любовь и сострадание.

В Вавилоне его представляли крылатым. На амулете-цилиндре, датируемом примерно 1800 годом до н.э., на его противоположных поверхностях изображены два единорога, символизирующие две стороны Древа Жизни. В шумеро-семитской традиции единорог — лунный символ, атрибут богинь-девственниц.

Единорог — вестник счастья

В Древнем Китае единорог (цилинь) истолковывается как соединение двух понятий: «ци» представляет мужской аспект, ян, движущую силу, энергию творения; «линь» — женский принцип, инь. Таким образом, цилинь представляет собой творческий импульс и его бесконечную экспансию, а также единство противоположностей мужского и женского. Единорог показывается людям только в исключительных случаях. Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением цилиня отмечены рождение и смерть Конфуция.

Цилинь связан с некоторыми историческими моментами китайской традиции. Так, однажды, 5 тыс. лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился цилинь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый зеленый цвет. Цилинь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда цилинь повернулся, чтобы уйти, император увидел, что его спина покрыта магическими знаками, которые он постарался скопировать. Так появился первый письменный язык Китая.

В Тибете единорог называется «се-ру», это преимущественно газель или лань, обитающая на горных вершинах. Единорог — мост между Небом и Землей, между миром светлых принципов и миром темной и плотной материи, проявленного и непроявленного. Единорог является символом пробужденного сознания, целостности и внутреннего покоя, он просвещает, светит в темноте и, подобно утренней звезде, указывает путь, вдохновляя людей в поисках мудрости. На фронтонах гималайских монастырей неизменно изображены два единорога, вращающие колесо Дхармы.

В Индии единорог представляет силу духовного богатства. Он является одновременно и разрушителем, и созидателем. Символ единорога встречается в «Атхарваведе» и в «Махабхарате» в мифе о потопе, во время которого Ману привязал корабль к рогу гигантской рыбы-единорога.

Крылатый Единорог, считается смесью с Пегасом

В Персии единорог олицетворяет оплодотворяющее начало, силу и способность очищать. В персидском манускрипте XV в. сказано: «Что касается его рога, то он кажется золотым, с его помощью будут уничтожены и развеяны всякая порча и гнусность».

В древнееврейской традиции легенда говорит о том, что, когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, единорог был первым, кто его получил, и таким образом он был возведен в наивысший ранг. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, господь дал выбор единорогу: остаться в Эдеме или отправиться с людьми. Единорог выбрал последнее, и был навеки благословлен на сострадание людям.

В греко-римской традиции единорог — атрибут всех девственных, лунных богинь, например, Артемиды (Дианы).

В христианстве рог единорога — это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим единорог становится образом Христа. Небольшой рост единорога связан с приниженностью Христа при его рождении; его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

В рыцарском символизме единорог ассоциируется с чистотой чувств. Единорог, сопровождаемый Девой, является олицетворением целомудрия и чистоты. Он часто представляет преданную любовь рыцаря к даме. Единорог также представляет отказ от физической любви ради любви более чистой и более сильной. Это нечто вроде очарования чистотой, чудотворное очищение телесной жизни и сексуальной энергии, придающее рыцарю силу и смелость.

Алхимический единорог представляет этап очищения, Белое Делание. Он означает трансмутацию и духовную эволюцию. Его рог символизирует возможность проникновения Духа в Материю.

Вместе с упадком веры понемногу исчезает глубинный смысл символа единорога. Но мифическое животное, обретшее бессмертие в иконографии и священных текстах, присутствует повсюду и готово открыть свое послание тем, кто способен его услышать.

Мало кто откажется в наше время приобрести на удачу фигурку единорога или его детеныша.





Купить одежду и обувь с изображением чудо-зверя

Доверить ему оберегать судно

Скульптура Единорога в Норвегии

В европейской мифологии, главный враг Единорога - Лев. Их бои запечатлены на многих древних и современных полотнах. На гербе Британии изображены оба эти животных и прекрасно хранят покой этой страны.

Единорог, в наше время еще и герой мультфильмов и фильмов

А кто-то имеет счастье общаться с живым прообразом)

Единорог - мифическое существо, символизирует целомудрие.

Единорог, мифическое животное встречающееся во многих мифологических системах, именуемое по наиболее характерному признаку - наличию одного длинного прямого рога на лбу.

Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, найдены в Индии. Затем стали появляться в мифах Западной Азии. В древней Греции и Древнем Риме считались реально существующими животными. Изображения единорога, попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, являются рисунками антилоп с прямыми рогами (например, антилопы бейза и орикс), которые, нарисованные в профиль и без учёта перспективы, кажутся однорогими. Также встречались однорогие антилопы, в случае если второй рог ломался в поединке.

Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к V веку до н. э. Ктесий, который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию, описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По описанию Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, тот никогда не будет подвержен болезням. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда те находятся вместе с детёнышами, которых не могут оставить. История Ктесия получила популярность, благодаря авторитету Аристотеля, кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных».

Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге «Пёстрые рассказы» говорит о трёх разновидностях единорога. Первые два по описанию схожи с ослами Ктесия, а третий, картазон, владеет спиральным чёрным рогом, «размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое». Картазоны - не опасные животные, но самцы непримиримы друг ко другу и нападают даже на самок. Нрав самцов смягчается во время гона, но с рождением детёнышей, они снова свирепеют.

В ранних традициях единорог изображался также с телом быка, козла и лошади. Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог. Плиний называет родиной единорогов страну индусов и центральную Африку. В одной из сказок братьев Гримм единорог отличается крайне агрессивным нравом, что ещё более подтверждает его сходство с носорогом. В греческом «Физиологе» отмечается, что единорог - «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей».

В греческой мифологии единорог был посвящён Артемиде, богине-девственнице. У евреев же бытовала следующая легенда: когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, то единорог был первым из наречённых и таким образом был возвышен. Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, то Бог дал единорогу выбор: остаться в Эдеме или уйти с людьми. Единорог предпочёл последнее и был благословен за сочувствие к людям.

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.

Питаются Единороги цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды.

Врагами единорога издавна считались слон и лев . Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником.

Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть. В московском государстве единорог стал символом книжной учености, поскольку его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Архитектор А.Щусев поместил барельеф с тремя единорогами на восточной стене Покровского храма (1912) Марфо-Мариинской обители.

В русских азбуковниках XVI-XVII вв. единорог изображается так:

"Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает".

Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала, вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях - от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала.

На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт, отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками.

Единорог - геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Если единорог имел корону, то не на голове, а на шее, в виде ошейника. В геральдических книгах единорог уподоблен отважному солдату, «который скорее готов погибнуть, чем живым попасть в руки врага». Существовало и иное метафорическое истолкование единорога на гербе средневекового рыцаря: «от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога». Это и прообраз монашеской жизни, стремления к уединению.

На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах).

Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного: Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича.

Единорог также изображен на спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых, Бонч-Бруевичей, Веригиных, Кудрявцевых, Мансуровых, Остафьевых, Романовских, Стрекаловых, Тургеневых, Шуваловых, как щитодержатель включён в гербы Болтиных, Ермоловых, Козловских, Салтыковых, Лорис-Меликовых.

Кроме того, присутствует на гербах городов : Лысьва (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштутис и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия), изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд.

В изобразительном искусстве

Сюжет о единороге и девственнице распространён в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы - серии гобеленов конца XV века «Девушка и единорог» (музей Клюни в Париже) и «Охота на единорога» (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Первая серия представляет шесть гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека, при участии девушки, единорога и льва. Другую серию составляют семь гобеленов, изображающих охоту, убийство и воскрешение единорога, его пленение.

Иероним Босх в своём триптихе «Сад земных наслаждений» (ок. 1500) изобразил несколько фантастических видов единорога: в левой части его триптиха три единорога: белый, «шотланский»; бурый, оленеподобный с изогнутым рогом; с туловищем рыбы, плавающий в пруду. Также единороги стоят вокруг пруда, посреди людей и животных. У одного рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, длинные уши и бородка козла, у третьего рог расходится на два отростка.

"Сад земных наслаждений" Босх И.

Фрагменты картины Босха "Сад земных наслаждений" с единорогами.

Виды единорогов

Британский единорог
Грациозная белая лошадь с серебристо-белым рогом на голове. Это Британский единорог. Почему именно Британский? Просто впервые его увидели в лесах Британии. Его тело достаточно мощное, в остальном он похож на лошадь. Однако от лошади отличается раздвоенными копытами (как известно, лошадь - непарнокопытное животное) и, иногда, формой хвоста – некоторые виды имеют львоподобный хвост с кисточкой на конце. Рог у него белый, с лёгкой серебристостью. Самцы имеют бородку наподобие козлиной. На бабках у них всегда растет длинная шерсть. Основной их окрас – снежно-белый, но изредка встречаются и другой масти.

Индийский единорог
Очень изящны, крайне редко коренастые. Они меньше Британского (достигает где-то 1-1,3 метра в холке).
Хвост также изящен, как и они сами - он тонкий, с кисточкой на конце. Чем-то напоминает львиный. Окрас чаще всего белый со слабым серовато-голубым оттенком.
Рог Индийского единорога длиннее и тоньше рога Британского, и уже не белый, а серебряный или золотой.

Европейский единорог
На континенте по некоторым источникам, тоже когда-то были Единороги, они были очень грузные и неповоротливые, серой масти, с очень маленьким рогом, примерно 15-20 см. Имели недюжинную силу, но были очень медлительны. Обитал он в непроходимых, болотистых таежных лесах. По нраву своему они были очень спокойны и флегматичны.
Их копыта были очень широкие и раздвоенные, они позволяли ему спокойно ходить как по лесу, так и по болотам. Летом их шерсть имела серо-буроватый окрас, а зимой светло-серый с теплым подшерстком.

Единороги-элементали или духи
Названы они так потому, что подразделяются на четыре вида, соответствующих четырем основным элементам метафизики – воде, земле, воздуху и огню. Каждый из этих видов подразделяется на множество подвидов - ветряных, радужных (имеют обычно розовый или лиловый окрас), каменных, морских, озерных и т.д. Каждый из видов имеет свой ареал обитания, привычки и тип поведения.

Крылатые единороги

Некоторые исследователи считают этот вид помесью единорога и гиппогрифа – летающей лошади. Другие полагают, что это совершенно независимый вид животных.
Крылатые единороги имеют также несколько подвидов, различающихся, в основном, формой крыльев – бабочки, стрекозы (с прозрачными крыльями), кажаны (крылья по структуре напоминают крылья летучих мышей) и обычные или классические – их крылья напоминают птичьи и покрыты перьями, почему их иногда еще называют лебедиными.

Эти единороги легче обычных, ноги у них короче, сильно развиты мышцы груди и шеи.
В естественной среде обитания – горных и скалистых местностях – крылья используются для удержания равновесия и преодоления опасных и труднопроходимых участков.

Единорог-ангел

По внешнему виду напоминает классического единорога, хотя несколько ниже и изящнее его. Ангел обладает некоторыми свойствами элементалей – свободно может перемещаться по воздуху, хотя и не имеет крыльев, жить в воде, проходить сквозь камни и т.д. Но главное отличие ангела от остальных видов вовсе не в этом. Свое название этот вид получил за особенность физиологического строения – ангел бесполый!
Ангелы появляются на свет из сгустков светлой энергии, образуемой положительными чувствами и эмоциями. Когда концентрация энергии достаточно высокая, то внутри такого сгустка образуется зародыш, постепенно развивающийся в единорога. Ангелы могут путешествовать между параллельными мирами, а также мгновенно перемещаться на любые расстояния.

Единороги-Бесы
Наиболее опасные из всех видов единорогов. Они с трудом переносят общество немагических существ и людей в частности. Поэтому эти единороги живут уединенно, выбирая для жилья темные, старые и труднопроходимые леса. Кровь этого единорога чрезвычайно ядовита, поэтому на них никогда не охотятся – маленькая капелька, попавшая на кожу, вызывает страшные незаживающие ожоги. Рана, нанесенная черным единорогом, не убивает, но вызывает буйное помешательство – прежде чем раненого изолируют или убьют, он причинит немало вреда.
Имеются также подвиды, не имеющие зрачка. Черные единороги предпочитают вести ночной образ жизни, так как их чувствительные глаза не выносят яркого света.

Малый единорог
Этот вид единорогов более всего отличается от всех своих собратьев, в первую очередь своим размером. Тела у них меньше и более хрупкие, чем у пони, но гораздо более мускулистые. Кроме пышной гривы, они наделены бородкой, напоминающей козлиную, а их хвост более походит на коровий, с пушистой кисточкой на конце. Их короткая шерстка имеет приятный золотистый оттенок, который особенно заметен в открытых солнечных лучах и чрезвычайно длинный, желтовато-блестящего цвета, рог. Живут они многочисленными табунами, называющимися содружествами, преимущественно на открытой горной местности с прилежащими к ним степными районами. Один раз в год животные уходят в лес для спаривания, длящегося, как и у остальных видов, только одну ночь в момент весеннего лунного затмения.

Серебряный единорог

Самый красивый и благородный из всех единорогов и, между тем, - очень редкий. Своему названию он обязан не столько собственному окрасу, сколько серебристому цвету крови. Хотя его шерстка и грива тоже имеют сер ебристый оттенок. Размером он с обычную лошадь. Как и малый ед инорог, парнокопытный, а хвост его похож на обычный лошадиный. Еще одной характерной чертой внешности являются ярко-голубые глаза, окаймленные длинными черными ресницами.

Зеркальные Анги
Одни из самых красивых единорогов. Шерсть этого единорога напоминает тончайшую проволоку. Шерстинки плотно прилегают друг к другу, создавая сплошной слой "зеркала". Если особь достаточно взрослая, то зеркальная шкура образует верхний твердый слой, наподобие щита броненосца. Поэтому этих единорогов называют иногда железными или стальными. Такой "доспех" позволяет единорогу лучше защищаться и охранять территорию и семью. Серебряный рог также отражает свет, словно зеркало.