Знание как припоминание. Гносеология платона Познание в философии платона припоминание


АНАМНЕЗИС (от греч. anamnesis - припоминание) - теория, принадлежащая Платону. Он считал, что истинное знание и знание идей - это воспоминание (память) о том, что душа созерцала до своего рождения в божественном мире. Как правило, платоновскую концепцию А. понимают психологистически. Но Платон всегда подчеркивал, что припоминание и работа человека («вынашивание духовных плодов») неотъемлемы друг от друга. В «Федоне» он говорит об этой работе: здесь и аскетизм жизни в целом, и блокирование связанных с телом чувственных ощущений и удовольствий, и постоянные упражнения, и необходимость посвятить себя философии, и сосредоточение души на истине, и собирание ее «в самой себе», и вера в подлинный мир. А. был необходим Платону, чтобы решить сразу несколько задач. Во-первых, объяснить, если так можно сказать, трансцендентальные условия истинного познания; нельзя знать о том, чего нет, но существованием, по Платону, обладает лишь то, с чем мы совпадаем; именно память манифестирует подобное состояние. Во-вторых, обосновать бессмертие души как условие обретения блаженной жизни. В-третьих, убедить слушателей, что обретение подлинного существования требует особой жизни, познания и работы в отношении себя. Идея А. у Платона, конечно, неоднозначна. В «Государстве» он рассказывает, как умершие души (за которыми угадываются те, кто, вступая в жизнь, сознательно выстраивают свой жизненный путь) выбирают свою судьбу. С одной стороны, образчики жизней, из которых производится выбор, уже существуют (подобно тому как существует божественная жизнь, которую нужно только припомнить); с другой, чтобы выбрать правильно, мудрый должен вспомнить свою прошедшую жизнь, исследовать ее, руководствоваться стремлением к благу, отбросить честолюбие, самому сознательно определить свою жизнь и ее последствия (как пишет Платон, «это вина избирающего, Бог не виновен»). В «Тимее» Демиург не просто создает Вселенную («космос») и человека, а трудится наподобие плотника и ткача - рассчитывая, собирая, изготовляя. А. у Платона нагружается двумя разными значениями: это и то, что объясняет существование подлинного мира идей, и то, что предполагает работу и путь, приводящие к такому существованию. Припомнить - в смысле не только открыть то, что есть, но и выстроить себя, направить, создать и себя и подлинный мир. В эпоху Возрождения и в Новое время под влиянием концепции А. и средневекового убеждения в том, что человек создан по образу и подобию Творца, формируется мысль, согласно которой человек, как говорили Николай Кузанский и Рене Декарт, всего лишь менее совершенен, чем Бог. Поэтому он может уподобляться последнему, что опять же понимается двояко. В одном отношении - как признание того, что через нас действует Иное (Бог, Разум, Дух, Мышление); в другом отношении, что мы сами - боги. Марина Цветаева говорит, что пишет не художник: он во власти слова, демона, его воля «не устать слушать, пока не услышишь, не заносить ничего, чего не услышал» (Платон сказал бы: «чего не припомнил»). Но все это можно понять и иначе: она творит как Бог, она полностью свободна в своем творчестве. По мере изучения реального творчества, философии и науки становится понятным, что мир и подлинная реальность - это не столько то, что существует независимо от нас, сколько то, что конституируется в нашем опыте и мышлении, которые, в свою очередь, сложно обусловлены социальными и культурными отношениями. Постепенно преодолевается и представление о том, что человек и мир существуют сами по себе, что они универсумы и вечны. Но именно на этом мироощущении основывалась концепция А. Там же, где мы почему-либо возвращаемся к этим представлениям, она оживает и снова обретает свою силу. В.М. Розин

Материалы лекций по философии (Р.Р.)

Основная проблема всей античной философии – проблема диалектики материи и идеи . Применительно к антропологии это диалектика души и тела.

«Материя – это то, в чём возникает чувственное подобие умопостигаемого образца» (Платон). Потенция и возможность любых вещей и явлений действительности.

Платон в своих философских поисках продолжает сократовскую линию. Вещи не рассматриваются только в их эмпирическом существовании.

Есть множество лошадей пегих, вороных, карликовых и пр., но у всех у них есть один и тот же смысл - лошадность. Это общее, родовое понятие. Соответственно, можно говорить о жилище вообще, цветке вообще, о прекрасном вообще, о добром, красном, зелёном. (квадраты Малевича в этом ряду примеров несут не только символический, но и философский смысл, а Пушкин Кандинского психологичнее и энергийнее, чем самые лучшие реалистичные портреты).

Платон полагает, что без обращения к идеям - к родовым, общим понятиям не обойтись, это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира.

Идея – понимается как :

1. Вид (эйдос ), образ , вещественное, телесное, мыслимое начало.

2. Смысл, сущность , каждой единичной вещи (стольность, лошадность)«Диоген: А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу. Платон: И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность у тебя нет разума». О бщее, родовое в вещах, явлениях, событиях, их смысл.

3. Идея как образец (парадэйгма) - совершенство. (Ближе всего к идее стола лежит самый совершенный стол... ;совершенная лошадь, женщина и тд.)

4. Идея как общее понятие - результат логической операции.

Таким образом, идея (эйдос) обладает умственной и зрительной природой.

Идея - это общее в данном классе вещей. Идея неразрывно связана с конкретной единичной вещью.

Как у Платона соотносятся идея вещи и сама единичная вещь?

1) как переход от вещи к идее (В - И) Здесь всегда есть предел.

2) Как переход от идеи к вещи (И - В) Здесь нет предела. Идея выступает как порождающая модель того класса вещей, которому она сопричастна.

Но у Платона идеи идей рождённых в голове человека и воплощённых в вещах, существуют независимо от человека, объективно. (Искусство - «третья скамья»).

Таким образом Платон постулирует первичность и объективность (независимость) общего, идеального от вещественного, материального.

Идеализм Платона заключается в том, что:

1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны - конечны в своём существовании;

2. Мир идей (эйдосов) существует вечно, они истинны, постоянны;

3. Мир вещей есть отображение мира идей.

Актуальность для современной науки: идеи (общее - законы, принципы, свойства вещей, понятия и категории науки) ключ к познанию мира. (например физические тела различного качества и свойства можно взвесить благодаря тому, что мы называем их массой - граммы, килограммы и т д.).

И в этом смысле они первичны - мы оперируем научными данными, принципами построения теорий, аксиомами, и т д., зная о том или догадываясь, что они результат опыта, эксперимента, или практики.

Учение Платона о душе.

Веру в бессмертие души Платон унаследовал от Пифагора.

На формирование его этических идей главное влияние оказал Сократ.

Философия есть созерцание истины. Это - высшее Благо. Существует два рода интеллекта – ум и рассудок. Метод ума есть диалектика.

Благо = интеллект+нравственность.

2) Душа - категория психического (свойства души у трёх сословий людей - различны: вожделение (ремесленники), мужество (стражи), рассудительность (правители, философы). Каждый занимает сообразно своим способностям души свою нишу в государстве. В этом так же состоит справедливость.

3) Душа - орган познания , т.к. бог (Демиург) создавая Космос, глядя на первообразец, поместил Ум в Душе, а душу в теле. (См. Психологии познавательной деятельности).

Познание как припоминание.

Дообретения новой телесной оболочки душа (как начало вечное) уже накопила опыт (учение о переселении души Пифагора, который путешествовал на Восток оказало влияние на Платона). Кроме того, душа уже познала Всё, находясь прежде в мире Идей. Она познала истину. Отсюда концепция «припоминания».

Истина содержится в душе.

Чувственный мир являясь отражением мира идей, становится для души символом иного мира. Чувственный мир - это мост, посредник, ведущий из видимого в невидимое. (Вот и философская основа для формирования христианской догматики).

Итак, в душе изначально заложено всё, что находится в мире идей.

Рост и проявление скрытых потенциалов и есть процесс припоминания.

Можно предположить, что способности - это те знания которые душа приобрела в предыдущих воплощениях, они предшествуют опыту, это то, чем мы владеем априори (до опыта).

Идеи Платона созвучны концепции архетипов К.Г. Юнга.

Архетипы - в глубинной психологии - врождённая способность души расти в определённом направлении.

Душа - основа движения, самодвижущееся начало.

Душу портят: несправедливость, невоздержанность, трусость, невежество, чрезмерное себялюбие, эгоизм, ослепляющий человека.

Исторические заслуги Платона:

1. Основатель жанра философский диалога - оставил письменное философское наследие.

2. Основатель идеализма как философского направления (абсолютизация Объекта).

3. Исследовал вопросы природы (космология), общества, но так же и проблемы познания (гносеологии). Разработал основы понятийного мышления.

4. Основатель собственной школы «Академии».

Онтология Платона.

Введя в онтологию понятие идеи, Платон разделил сущее на идеальное и материальное и, соответственно, сформулировал две точки зрения в философии: идеалистическую и материалистическую.

Онтология Платона:

Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.

Учение о двойственности мира:

Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек».

Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного.

Предметы - это как мерцающие от костра тени на стене пещеры. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна. (Вещь=идея + материя. Когда душа была в мире идей она всё знала, но когда попала в мир вещей она всё забыла, и задача её вспомнить)

Познание как припоминание.

Учение о припоминании (теория припоминания) - учение Платона в области эпистемологии (теории познания).

Платон считал, что истинное познание - это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание

Платоновское учение о припоминании указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае - это не более чем принудить душу к припоминанию.

Учение о государстве.

Создал проект идеального государства:

1. Государство основывается на разделение труда. Государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждый занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества.

2. Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили.

3. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем.

В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам. Форма правления- Аристократическая Республика.

Почему познание есть припоминание?

Учение о том, что идеи суть специфические объекты усмотрения ума, пребывающие в особом, запредельном мире, дает ответ на вопрос о сущности познания. Оно представляет собой в идеале, не что иное как созерцание умом идей в этом особом “умном “ мире. А это подразумевает бессмертие души и ее способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела “там”. Правда, Платон знает, что познание как воспоминание (анамнесис) не так уж просто. Душа охотно “забывает” виденное в потустороннем мире, и для того, чтобы “вспомнить”, нужны подсказки знающего мудреца, либо достаточно сложные логические операции. Платон выводит утверждение, что “ поскольку и в то время, когда он уже человек, и тогда, когда он им еще не был, в нем должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями, - не все ли время будет сведущей его душа?.. А если он приобрел их не в нынешней жизни, то разве не ясно, что они появились у него в какие-то иные времена, когда он выучился [всему] ?”(Менон, 86а)

Конечно, мы не согласимся с этим утверждением. Даже самый невежественный человек обладает теми элементарными знаниями и навыками мышления, которые и позволили бы ему сформулировать математические и иные научные положения, подсказываемые наводящими вопросами ученого собеседника. Таким образом, перед нами искусство педагога, с одной стороны, способности ученика как человека определенной культуры - с другой, но никак не “воспоминание”.

Платон (428/7 г до н.э.- 347 г. до н.э.) древнегреческий философ, классик философской традиции; Философия для Платона - это не только познавательный процесс, но и стремление души к сверхчувственному миру идей, и потому она тесно связана с Любовью. Учение об идеях - центральный элемент философии Платона. Он трактовал идеи как некие божественные сущности. Они - вечные, неизменные, не зависящие от условий пространства и времени. В них обобщена вся космическая жизнь: они управляют Вселенной. Это архетипы, вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, и вещи существуют только постольку, поскольку они отражают ту или иную идею, поскольку та или иная идея в них присутствует. Высшая идея - это идея абсолютного Блага, источник истины, красоты и гармонии.

Теория познания Платона строится как теория воспоминания, руководящим началом при этом выступает разум или разумная часть души. По Платону, душа бессмертна, причем до рождения человека она пребывает в запредельном мире, где она наблюдает блистательный мир вечных идей. Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является у Платона одним из доказательств бессмертия души.

Принимая идею бессмертия души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе. Эта забота означает очищение души, освобождение от чувственного в стремлении к соединению с духовным - умопостигаемым миром. Внешне душа кажется одним существом, но на самом деле она является соединением троих - человека, льва и химеры, которые накрепко срослись друг с другом. Каждой из трех частей души присуща своя добродетель: разумному началу - мудрость, яростному - храбрость, а вожделеющему - умеренность. Очищение души у Платона связано с телесной и умственной дисциплиной, которая внутренне трансформирует человека, уподобляет его божеству. Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в „Государстве” и развита в „Законах”. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.

Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других а всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве. «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости.