Водопьянов Михаил Васильевич. Биография


Прозаик, очеркист, драматург, мемуарист, легендарный полярный летчик М. В. Водопьянов родился 19 ноября 1899 года в с. Студенки Липецкого уезда (ныне – часть г. Липецка) в бедной крестьянской семье. С девяти лет он подвозил с карьера известняк для Сокольского завода.

В 1918 году М. В. Водопьянов добровольцем вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, служил обозным в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». После демобилизации в 1922 году приехал в Москву, работал грузчиком, учился. С 1925 года он – авиационный моторист, затем бортмеханик. В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта», в 1929 году – Московскую лётно-техническую школу.

В качестве бортмеханика, а затем и лётчика М. В. Водопьянов участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В январе 1930 года он первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва–Ленинград, Москва–Иркутск, на остров Сахалин, в Петропавловск-Камчатский. В 1934 году вместе с другими шестью летчиками спас 102 человека с затонувшего ледокола «Челюскин» в Чукотском море и стал одним из первых Героев Советского Союза. 21 мая 1937 года во главе авиаотряда впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе, доставив туда исследовательскую группу Ивана Папанина.

В 1937 году М. В. Водопьянов был избран депутатом Верховного Совета СССР от Липецкого избирательного округа. По его депутатскому запросу Нарком здравоохранения выделил средства на приобретение оборудования для построенной в г. Липецке больницы НЛМЗ.

В начале Великой Отечественной войны Михаил Васильевич командовал дивизией авиации дальнего действия. В 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. С 1946 года – в отставке. В 1948-1950 годах он участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север-1», «Север-2» и в исследованиях Арктики. Был награжден четырьмя орденами Ленина и Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Литературной деятельностью М. В. Водопьянов начал заниматься с 1935 года. Среди его ранних произведений немало рассказов, очерков и пьес, действие которых отнесено в близкое будущее, описываемое, в основном, с точки зрения летчика-практика, озабоченного перспективами развития авиации, освоения Арктики. Такова повесть «Мечта пилота», переделанная в пьесу «Мечта» и другие. Он – автор романов «Валерий Чкалов», «Киреевы», повестей и рассказов, а также пьес: «В ледяном плену» и т. д.

Михаил Васильевич много раз приезжал в Липецк, где жили его мать и родственники. В 1969 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Липецка».

Его именем названа улица в городе Липецке. В 2001 году липецкой средней школе № 9 присвоено имя Героя Советского Союза М. Н. Водопьянова. В 2009 году военно-исторической библиотеке «Истоки» МУ «Централизованная библиотечная система» г. Липецка было присвоено имя Героя Советского Союза М. В. Водопьянова и установлена памятная стела в честь 110-летия со дня его рождения.

Произведения автора

  • Мечта пилота. – М. : Мол. гвардия, 1936. – 192 с.
  • Полеты / [худож. И. З. Копелян]. – Л. : Изд-во Главсевморпути, 1937. – 592 с.
  • Михин, Ф. И. Липецк: очерк / Ф. И. Михин; с предисл. Героя Совет. Союза М. [В.] Водопьянова. – Воронеж: Областное книгоиздательство, 1939. – 80 с.
  • Полк ДД: пьеса в 3-х действиях 4-х картинах / М. Водопьянов, Ю. Лаптев. – М. : Искусство; Ленинград, 1942. – 110 с.
  • Валерий Чкалов. – М. : Мол. гвардия, 1954. – 287 с.
  • На крыльях в Арктику. – М. : Географгиз, 1954. – 344 с.
  • Полярный летчик: рассказы. – Л. : Газетно-журн. и кн. изд-во, 1954. – 199 с.
  • Гордое слово: рассказы о товариществе и дружбе. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Мол. гвардия, 1956. – 127 с. – (Школьная б-ка).
  • Киреевы: роман / [худож. М. В. Романов] ; [лит. ред. О. М. Румянцевой]. – М. : Воениздат, 1956. – 364 с.
  • Летчик Валерий Чкалов / лит. ред. О. М. Румянцевой. – М. : Воениздат, 1959. – 231 с.
  • Повесть о Валерии Чкалове. – М. : Детгиз, 1959. – 215 с.
  • Повесть о ледовом комиссаре / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Географгиз, 1959. – 199 с.
  • Летчик Чкалов. – М. : ДОСААФ, 1963. – 198 с.
  • Взрыв на заре: докум. повесть о юном партизане В. Куриленко. – М. : Мол. гвардия, 1963. – 252 с.
  • Повесть о первых героях. – М. : ДОСААФ, 1968. – 136 с. – (Молодежи о героях и подвигах). – То же: 2-е изд.. – М. : ДОСААФ, 1980. – 176 с.
  • Летать рожденный: документальная повесть [о генерале Дугласе] / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : ДОСААФ, 1969. – 207 с.
  • Друзья в небе. - 2-е.изд. – М. : Сов. Россия, 1971. – 300 с. – (Годы и люди).
  • На перекрестке бурь: докум. повесть [о М. С. Бабушкине] / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Моск. рабочий, 1971. – 216 с.
  • Небо начинается с земли: страницы жизни. – М. : Современник, 1976. – 413 с. – (Новинки «Современника»).

Литература о жизни и творчестве

  • Артамонов В. И. Земля и небо Водопьянова / В. И. Артамонов. – М. : Политиздат, 1991. – 126 с. : ил. – (Герои Сов. Родины).
  • «Это было счастье!»: некоторые подробности из жизни полярного летчика М. Водопьянова: [записки и письма 1937 г.] / подгот. В. Богданов // Липецкая газета. – 1997. – 6 авг.
  • Шахов В. В. Крылатая легенда из Студенок: (военно- патриот. проза М. В. Водопьянова) // Сочинение о Великой победе: липецкое эхо войны / В. В. Шахов. – Липецк, 2004. – Ч. 1. – C. 19-22.: ил.
  • Огрызков К. Т. Гордость наша // В памяти и в сердце навсегда / К. Т. Огрызков. – Липецк, 2005. – С. 42-43.: фото.
  • Яблонский А. Мальчишки играли в Водопьянова... // Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах: липецкие журналисты в годы Великой Отечественной войны. – Липецк, 2005. – С. 65-68.: портр.
  • Селезнева Е. Наш первый герой // Липецкие известия. – 2004. – 24 нояб. (№ 47). – С. 7.
  • Масликов В. В августе 41-го: [о воен. службе М. Водопьянова] // Липецкая газета. – 2005. – 6 авг. – С. 5.
  • Кибальниченко А. Настоящий герой: [рассказ о семье Водопьяновых их соседки А. Н. Куприяновой (Мокрушиной)] // Добрый вечер. – 2006. – 12-18 апр. (№ 15). – С. 18.
  • Водопьянов Михаил Васильевич // Почетные граждане города Липецка. – Липецк, 2006. – 14-15: портр.
  • Осипов В. М. Родом из Студенок // Два океана – один причал / В. М. Осипов, А. В. Кулик. – Липецк, 2008. – Гл. 2. – С. 24-34.: ил.
  • Неверов И. В лучах Золотой Звезды: [о М. В. Водопьянове и нов. экспонатах липец. шк. № 9, носящей его имя] // Липецкая газета. – 2008. – 16 апр. – С. 1, 3.
  • Высоты Водопьянова / А. Т. Березнев [и др.]. – Липецк, 2009. – 355 с.
  • Березнев А. Мечты пилота: Михаил Водопьянов: летчик, герой, литератор // Петровский мост. – 2009. – № 4. – С. 157-163.
  • Селезнева Е. Почетный гражданин: сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Водопьянова // Липецкая газета. – 2009. – 18 нояб.
  • Кукрак С. Богатырь всея Руси // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 19-22.
  • Меркурьев В. На Берлин!: в ночь с 9-го на 10-е авг. 1941 г. 1 дивизия авиации дальнего действия во главе с нашим земляком М. Водопьяновым бомбила Берлин // Липецкие известия. – 2009. – 5 авг. (№ 31). – С. 18.
  • Милютинская С. Кусочек водопьяновского неба: [о музее М. В. Водопьянова в сред. шк. № 9 г. Липецка] // Золотой ключик. – 2009. – 8 дек. (№ 25). – С. 15-18.: фото.
  • Березнев А. Т. 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза М. В. Водопьянова // Вестник Героев. – 2009. – Нояб. (№ 21). – С. 1-6.: фото.
  • Водопьянова М. Ю. Два долгих звонка в дверь... : вспоминает внучка Героя:[беседа с внучкой М. В. Водопьянова Марией Юрьевной Водопьяновой] / записала О. Бочкова // Липецкая газета. – 2009. – 18 нояб.

Справочные материалы

  • Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 101.
  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 208.: ил.
  • Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 97.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деят. искусства. – Липецк, 2007. – С. 21-22.
  • Этот день мы приближали как могли…: Липецкий край – Великой Победе: рек. указ. лит. – Липецк, 2010. – Ч. 2. – С. 67.


Мемория. Михаил Водопьянов

Личное дело

Михаил Васильевич Водопьянов (1899-1980) родился в селе Студенка, позднее ставшем частью Липецка, в крестьянской семье.

«Мне не было и восьми лет, - вспоминал Водопьянов, - когда отец поссорился с дедом и решил уехать из родных мест. Наша семья проделала тогда большое путешествие. Мы приехали в Сибирь и поселились в Тайшете. Отец получил работу грузчика на железнодорожной станции. Сначала все сложилось как будто неплохо - сняли на окраине маленькую деревянную баню и расположились в ней почти так же удобно, как в избе».

Вскоре отца по неизвестной причине посадили. Водопьянов, рассказывая об этом, упоминал лишь, что в тюрьме тот научился грамоте от «политических». Мать одна воспитывала Михаила и его годовалую сестру.

Чтобы прокормить себя и детей, она занималась поденной работой и торговала пирожками на станции. «Жизнь наша, и прежде небогатая, теперь стала просто тяжелой», - рассказывал Водопьянов.

Сам он спустя год после ареста отца нанялся на лето извозчиком на песчаный карьер, заработав там немного денег. Осенью пошел учиться в школу, однако с началом морозов прервал учебу, потому что не имел теплой одежды. В 1912 году семья вернулась в Липецк.

В 1919 году Водопьянов записался добровольцем в Красную Армию, служил в конной команде при Липецком аэродроме. Рассказывал: «Я почти не покидал аэродрома, ремонтировал боевые машины. С восторгом провожая их в полет, я бежал рядом с крылом, помогая пилотам вырулить на старт. И в эти минуты у меня зародилась дерзкая мечта - научиться летать. Советовался я по этому поводу с механиками, но они только покачивали головами: "Образования у тебя, парень, для этого мало". Однако с их же помощью я стал учиться - сначала грамоте, потом арифметике. Одновременно учился управлять автомобилем».

В 1921 году Водопьянов демобилизовался и стал работать шофером в Москве, куда во время гражданской войны перевели его часть. Затем был принят на московский аэродром: ремонтировал авиадвигатели, вскоре стал бригадиром.

В 1925 году выдержал экзамен на бортмеханика. В 1928 году окончил летную школу «Добролета», в следующем году - Московскую летно-техническую школу.

Участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане, работал на почтовых рейсах.

В январе 1930 года был первым авиатором, открывшим пассажирскую линию из Хабаровска на Сахалин. В том же году выучился на морского летчика из-за нехватки на Дальнем Востоке сухопутных аэродромов.

С 1931 года, когда управление гражданского воздушного флота - бывший «Добролет» - собрало специальный отряд для переброски матриц «Правды» в крупнейшие города СССР, работал в этом отряде. Летать приходилось ночью, по компасу и городским огням, из-за чего Водопьянов один раз даже посадил самолет в Подмосковье, а потом останавливал скорый поезд и таким образом вез газетные матрицы до Ленинграда.

Зимой 1933 года во время испытательного перелета из Москвы в Петропавловск-Камчатский летчик задремал и попал аварию на берегу Байкала.

«Врачи обнаружили ряд рваных ран на голове, из которых четыре были весьма серьезными, перелом нижней челюсти в области подбородка, семь выбитых зубов и большую рану на подбородке. Надбровные дуги были порезаны, видимо, очками, разбитыми во время аварии. Обе брови глубоко рассечены. Еще глубже была рана на переносице», - рассказывал Водопьянов. Его бортмеханик Серегин погиб в той аварии.

К концу года летчик поправился и вызвался повторить неудавшийся перелет. «Самолет мне дали, и я приступил к подготовке. Двадцатого января 1934 года переоборудование машины было закончено», - вспоминал он. Вначале усовершенствованный летательный аппарат был опробован на беспосадочном перелете Москва - Ленинград.

А в марте-апреле 1934 года Водопьянов участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин». Все семеро летчиков, участвовавших в спасении челюскинцев со льдины (в их числе и Водопьянов), стали первыми Героями Советского Союза.

В 1936-1937 годах авиатор совершал полеты в Арктику, командовал летным отрядом. 21 мая 1937 года он первым в мире осуществил посадку на лед в районе Северного полюса. На своем самолете доставил группу полярников, которые организовали дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). Вернувшись в Москву, Водопьянов был награжден орденом Ленина (во второй раз Героя тогда не давали).

В том же 1937 году Водопьянов избрался депутатом Верховного Совета СССР.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов совершил несколько боевых вылетов, командовал тяжелым бомбардировщиком ТБ-3.

С началом Великой Отечественной войны был назначен командиром дивизии дальних бомбардировщиков. В августе 1941 года Водопьянов на Пе-8 совершил ночную бомбардировку Берлина. Бомбардировщик был подбит, Водопьянову удалось посадить его и вернуться к своим.

В 1943 году получил звание генерал-майора авиации. После войны продолжил службу летчика-полярника. В 1948-1950 году участвовал в организации новой научной станции «Северный полюс - 2» и в других исследованиях Арктики.

В 1954 году вышел на пенсию и основательно занялся литературной деятельностью, был принят в Союз писателей СССР.

Чем знаменит

Известный летчик-полярник, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», пилот, первым в мире севший на лед Северного полюса. Один из первых Героев Советского Союза, генерал-майор авиации. Автор двух десятков биографических книг о покорении неба, член Союза писателей СССР.

О чем надо знать

10 августа 1941 года Водопьянов командовал бригадой из 10 бомбардировщиков, летевших ночью бомбить Берлин. Уже на старте у одного из самолетов отказали двигатели, он упал вблизи ленинградского аэродрома и взорвался. Еще один бомбардировщик был по ошибке сбит своими же зенитчиками над Финским заливом. Два других борта из-за неполадок с двигателями отбомбились на запасные цели и вернулись домой.

Шесть оставшихся бомбардировщиков смогли долететь до Берлина и сбросить бомбы, но до дома не долетели. На обратном пути у самолета Водопьянова из-за разряженного воздуха (летчик спасался на высоте от зениток) отказал двигатель. Водопьянову удалось совершить посадку в лесу, на деревья. Чудом никто из экипажа не пострадал, они смогли быстро перейти линию фронта и вернуться в часть.

После возвращения с задания Сталин вызывал Водопьянова к себе для доклада. После этого пилота сняли с должности командира дивизии, однако никаких репрессий не последовало - он продолжил бомбить противника, совершая до 20 ночных вылетов. В 1943 году Водопьянову было присвоено звание генерал-майора авиации.

Прямая речь

О награде за спасение челюскинцев (М. Водопьянов «Путь летчика»): «Тринадцатого апреля, ровно через два месяца после гибели парохода "Челюскин", был отдан рапорт партии и правительству о спасении всех челюскинцев. В ночь на четырнадцатое апреля мы слушали ответную радиограмму, полученную из Москвы:

"Ванкарем, Уэлен.

Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину

Восхищены Вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся Вашей победой над силами стихии. Рады, что Вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой родины.

Входим с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет СССР:

1) об установлении высшей степени отличия, связанного в проявлением геройского подвига, - звания "Героя Советского Союза",

2) о присвоении летчикам: Ляпидевскому, Лепаневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину, непосредственно участвовавшим в спасении челюскинцев, звания "Героев Советского Союза",

3) о награждении орденом Ленина поименованных летчиков и обслуживающих их бортмехаников и о выдаче им единовременной денежной награды в размере годового жалования.

И. Сталин. В. Молотов. К. Ворошилов. В. Куйбышев. А. Жданов".

Мы долго стояли молча. У каждого сердце наполнилось нескончаемой радостью».

О первой в мире высадке на Северном полюсе (там же): «Мысль, что я веду самолет на полюс, вызывала во мне такие бурные приливы радости, что мне стоило большого труда сдерживать волнение и спокойно вести машину по заданному курсу.

Мы постепенно набираем высоту. Вот уже тысяча метров. Мороз двадцать три градуса. Дует ровный встречный ветер. Путевая скорость незначительна. Самолет идет спокойно; отсутствует качка, опасная для нашей перегруженной машины.

[Механик Ф. И.] Бассейн подошел ко мне:

Товарищ командир, через час, а может быть и раньше, один из моторов выйдет из строя.

Эти слова не сразу дошли до сознания, хотя Бассейн с предельной ясностью и четкостью рассказал о создавшемся положении. Мои мысли были далеко, там - на полюсе.

Какой мотор? Почему?

Левый средний, - ответил Бассейн. - Мотор где-то под крылом теряет антифриз. Вероятно, в радиаторе течь.

Пока мы с Бабушкиным неуклонно вели машину вперед, [механики] Бассейн, Морозов и Петенин не теряли ни минуты. Они прорезали металлическую обшивку нижней части крыла, нашли в верхней части радиатора течь во фланце и поспешно обмотали трубку фланца изоляционной лентой и тесьмой. Но потеря антифриза не прекращалась. Драгоценная жидкость капля за каплей уходила из мотора.

Трудно определить, кому из механиков первому пришел в голову еще один способ спасения сочившейся из мотора жидкости. Возможно, что всем троим одновременно. Во всяком случае, все они дружно взялись за работу. Размотали ленту, стали прикладывать к трещине во фланце сухие тряпки и, когда тряпки пропитывались жидкостью, отжимали их в ведро, а затем с помощью насоса перекачивали жидкость обратно в бачок мотора.

Для этой, казалось бы, несложной операции механикам пришлось снять перчатки и в двадцатиградусный мороз, при сильном ветре, высовывать наружу голые руки. Очень скоро обмороженные руки покрылись кровавыми ссадинами, а на ладонях от ожогов горячей жидкостью появились волдыри.

На самолете все знали, что мы приближаемся к цели. Люди притихли и с нетерпением ждали заветного сообщения [флаг-штурмана экспедиции] Спирина.

И вот Иван Тимофеевич снова вышел из своей рубки.

Теперь на лице его сияла улыбка. Он подошел ко мне и произнес торжественно и тихо:

Под нами полюс!

Полюс! Веками стремились сюда люди. Они жертвовали своей жизнью, пытаясь пробить путь к вершине мира.

И вот я - в прошлом простой деревенский парень, ныне летчик, воспитанный большевистской партией, - нахожусь над полюсом! Еще несколько минут, - и я посажу нашу машину там, где никогда не садился ни один самолет».

7 фактов о Михаиле Водопьянове

  • В 1924 году Водопьянов, тогда еще шофер, женился на машинистке Марии Дмитриевне. В 1925 году в семье родился первенец Владимир, в 1926-м - дочь Вера, 1933-м - сын Михаил, в 1937-м - Юрий, в 1941 году родился пятый ребенок - дочь Наташа. С конца 1930-х годов семья Водопьяновых жила в пятикомнатной квартире в московском «Доме на набережной». В 1969 году летчик овдовел.
  • Писать Водопьянов начал еще в больнице, после катастрофы на Байкале. Среди его книг: «Мечта пилота», «Полярный летчик», «Валерий Чкалов», «Путь летчика», «На крыльях в Арктику», «Уральский сокол: Документальная повесть о летчике Герое Советского Союза А. К. Серове», «Небо начинается с земли» и другие.
  • Водопьянов - не только Герой Советского Союза, но и обладатель четырех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й степени.
  • По неподтвержденным данным, в 1949 году летчик совершил секретную высадку на Южном полюсе, за что и получил один из орденов Ленина.
  • На севере Москвы и в Липецке есть улица Водопьянова, в Севастополе его именем назван спуск.
  • Имя Водопьянова носит один из самолетов Ил-96-300 - самый большой пассажирский самолет в России. А также первый Sukhoi Superjet 100.
  • В 2013 году на Ходынском поле в Москве был установлен памятник Водопьянову. Скульптурная композиция располагается на Аллее летчиков-героев и посвящена первому в истории приземлению на Северном полюсе.
Была война. Человек - легенда Водопьянов М. В.

Идею высадить человека на Северном полюсе без переходов на собачьих упряжках или лыжах удалось осуществить после того, как в 1935 году в СССР было создано Управление полярной авиации, куда пригласили . Ему предложили облететь Землю Франца-Иосифа и провести ледовую разведку в Карском и Баренцовом морях.

Трижды в течение двух сезонов летал Водопьянов через самый северный в мире архипелаг в сторону полюса, прежде чем не уверился в возможности посадить самолет на макушку земли. Было много противников этой затеи, считавших, что льды в районе полюса не выдержат веса самолета.

21 мая 1937 года впервые в мире Водопьянов посадил 4-моторный самолет и высадил там группу зимовщиков, организовавших первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). В самолете летело 13 человек, включая экипаж. Это был один из самых опасных полетов Водопьянова. Он летел в полную неизвестность, но это был полет в будущее. За этот подвиг Водопьянов был награжден орденом Ленина, поскольку звания дважды Героя Советского Союза еще не существовало.

В предвоенные годы Водопьянов продолжает летать в Заполярье. На войну с Финляндией он уходит добровольцем. Фронту нужны летчики, умеющие летать днем и ночью при любой погоде. В качестве командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3 Водопьянов совершил немало боевых вылетов. С войны вернулся с орденом Красного Знамени.

И вновь он летает на Севере. Для проводки судов по Северному морскому пути требуется постоянная ледовая разведка.

21 июня 1941 года самолет под командованием Водопьянова вылетел на очередную разведку. Полет был очень продолжительным, 25 часов они находились в воздухе, а когда сели, узнали о начале войны.

Весь экипаж тут же написал заявления об отправке на фронт, но им отказали, нужно было бесперебойное снабжение армии по Северному морскому пути, что невозможно без ледовой авиационной разведки. Водопьянов проявил характер. Он не подчинился приказу, взлетел на гидросамолете и приводнился на Химкинском водохранилище. Ночью ему удалось добиться встречи со Сталиным, который на списке пилотов, представленном летчиком, написал «Согласен. Сталин».

М. Водопьянов стал командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Название дивизии говорило само за себя. И вот в ночь на 11 августа 1941 года с аэродрома под Ленинградом в воздух поднялись 10 бомбардировщиков с бомбовым грузом и направились в сторону Германии. Их цель - Берлин.

До столицы фашистской Германии долетело шесть самолетов: один из-за поломки упал почти сразу после взлета, одного сбили по ошибке свои зенитчики, а еще два не долетели до цели, отбомбились на запасных и вернулись. Долетевшие выполнили задачу на «отлично».

Немцы не ожидали такой наглости, город был хорошо освещен и бомбы попали в цель. Около 10 тонн смертоносного груза разорвалось в столице рейха. При возвращении у самолета Водопьянова отказали двигатели. Летчик посадил машину в лесу, никто из экипажа не пострадал, но самолет разбился. Произошло это еще за линией фронта, их сочли погибшими, но через три дня они вернулись к своим.

Произошла и вторая встреча со Сталиным, только теперь Водопьянова вызвали на «ковер». Верховному не понравилось, что бомбардировка Берлина сопровождалась такими потерями самолетов и летного состава. Решение было двояким. Водопьянова наградили орденом Ленина, но сняли с должности командира дивизии. Сорокадвухлетнему легендарному пилоту предоставили право решить, чем заниматься дальше. Возраст у него был запредельный для летчика, и он мог уйти на преподавательскую работу, опыта для передачи молодежи у него хватало.

Его решение было парадоксальным. Комбриг попросил, чтобы ему разрешили летать простым пилотом в дивизии, которой он недавно командовал. Просьбу удовлетворили, и он каждую ночь вылетал на боевые задания. Он бомбил военные объекты в Кенигсберге и Данциге, в основном это были заводы, железнодорожные узлы, электростанции и, разумеется, аэродромы противника.

В 1942 году его назначили командиром другой дивизии, в обязанности которой входила, помимо бомбардировки важнейших немецких военно-промышленных целей, помощь советским партизанам. Он лично неоднократно летал в глубокий немецкий тыл в партизанские отряды, вывозя раненых и доставляя туда боеприпасы и продовольствие.

В 1943 году Водопьянову присвоили звание генерал-майора авиации.

Вскоре он попал в автомобильную аварию, после чего с множественными переломами ребер и различными травмами 4 месяца провел в госпитале. С боевыми вылетами пришлось закончить, и он продолжил воинскую службу военпредом на Казанском авиационном заводе. Его опыт, знания и уникальная интуиция требовались для выпуска бомбардировщиков с высочайшими летно-техническими данными.

В 1946 году, выйдя в отставку, Водопьянов тут же вернулся в полярную авиацию. Активное участие он принял в организации в 1948 году научной станции «СП-2». Есть информация, что в 1949 году он совершил высадку на Южном полюсе, за что был награжден орденом Ленина, но до настоящего времени официально это не подтверждено.

М. Водопьянов летал до 55 лет, что было абсолютным рекордом в то время. «Иконостасу» на его груди могли позавидовать многие генералы: Золотая Звезда, 4 ордена Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 степени и много медалей.

Еще в больнице, после катастрофы над Байкалом, он начал писать. Из-под его пера вышли десятки книг: «Полеты», «Мечта пилота», «От сохи до самолета», «На крыльях в Арктику» и другие. Помнится, в детстве я зачитывался ими. Две его пьесы долго шли в театрах. М. Водопьянов был членом Союза писателей СССР.

Следует добавить, что у Михаила Васильевича семеро детей , некоторые из них пошли по его стопам.

В 78 лет в интервью он сказал: «Годика два еще поживу». Обещание он исполнил, умер через два года - 11 августа 1980 года.

Имя Михаила Водопьянова носят самый большой пассажирский самолет в нашей стране Ил-96-300, самый первый Sukhoi Superjet 100, стратегический бомбардировщик Ту-160, самолет Ил-76, а также улицы в ряде городов страны и многое другое.

Вот такой он был - человек-легенда Водопьянов Михаил Васильевич.

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980).

Советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, член ЦИК СССР, шестой Герой Советского Союза (1934 г.).

Михаил Водопьянов родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть города Липецка) в семье крестьянина.
В феврале 1918 года был мобилизован в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец» . Участвовал в Гражданской войне. Воевал против Колчака и Врангеля.
С 1920 года — помощник шофёра.
C 1921 года — шофёр.
С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик.
В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта».
В 1929 году окончил Московскую лётно-техническую школу.
В 1929 году первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.
С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а М.В.Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении «челюскинцев». Вместе с летчиками В.Галышевым и И.Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5 , без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении «челюскинцев», 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 4 ноября 1939 года М.В.Водопьянову была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.
В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику.
21 мая 1937 года, на самолет АНТ-6А (арктический вариант ТБ-3), во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север», впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолет Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налёте на Берлин.
С 1946 года генерал-майор авиации М.В.Водопьянов — в отставке.
В 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2».
В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью.

Награды:
— Герой Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» № 6.
— четыре ордена Ленина (1934 г, 1937 г., 1945 г., 1949 г.).
— четыре ордена Боевого Красного Знамени (1940 г., 1942 г., 1944 г., 1952 г.).
— орден Отечественной войны 1-й степени (1945 г.).

Память:
В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Водопьянову.
Почетный гражданин города Липецка.
Именем Водопьянова названы:
-улицы в различных населённых пунктах государств бывшего СССР.
-Совхоз имени Водопьянова (Саратовская область, Марксовский район).
-Авиационно-технический спортивный клуб «Аэроград Коломна», созданный в декабре 2000 года на базе Коломенского АСК им. М.В.Водопьянова.
Рассматривается вопрос установки памятника на родине героя в Липецке. Предполагается, что памятник будет установлен в канун 110-летия со дня рождения Водопьянова.
Именем Михаила Водопьянова назван самолёт Ил-96-300 RA-96014 российской авиакомпании «Аэрофлот».
Именем Михаила Водопьянова назван первый самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89001), доставленный 9 июня 2011 года российской флагманской авиакомпании «Аэрофлот». После возврата самолета лизингодателю именем Михаила Водопьянова назван другой самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89041).
Памятник М.В.Водопьянову установлен в 2013 году на Ходынском поле (г. Москва) по решению Правительства Москвы. Скульптор А.В.Головачёв.

Летчик ГВФ М.Водопьянов.

Михаил Васильевич Водопьянов с Отто Юльевичем Шмидтом и Иваном Дмитриевичем Папаниным.

Водопьянов участвует в подготовке вылета на Северный полюс.

М.И.Шевелев, М.С.Бабушкин, О.Ю.Шмидт, М.В.Водопьянов. На фоне самолета АНТ-6А 1937 г.

Ил-96 «Михаил Водопьянов».

Открытие памятника М.В.Водопьянову. Аллея героев-летчиков на территории Ходынского поля. 17.08.2013 г.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Михаил Васильевич Водопьянов.
М.Слепнёв. Первые Герои Советского Союза.

(1899-1980) советский летчик

В детстве и юности Михаил Васильевич Водопьянов ничего не знал об авиации. Будущий Герой Советского Союза родился в небольшом селе Студенки в Липецкой области в бедной крестьянской семье. Там же он закончил двуклассное приходское училище. В 1906 году вся семья переехала в сибирский город Тайшет, где отец устроился рабочим на железной дороге. Чтобы помогать семье, Михаил также пошел работать - он стал возчиком. Но поправить материальное положение не удалось, и в 1912 году семья возвратилась в родные места.

Михаил продолжал работать возчиком, а в 1918 году был мобилизован в Красную армию. Он начал служить в конной команде при Липецком аэродроме. Там у него и появилась мечта стать летчиком. Но вначале ему пришлось освоить профессию шофера. Правда, уже в Липецке он выполнял обязанности помощника механика, помогая ремонтировать самолеты.

В 1922 году Михаил Водопьянова направили в Москву для получения обмундирования. Пользуясь случаем, он попытался поступить в только что открывшуюся школу военных летчиков, но не смог, поскольку солдаты его года рождения уже подлежали демобилизации.

Вернувшись в часть, Михаил остался служить в армии и вскоре добился направления в Москву, где некоторое время работал шофером. Только через полгода ему удалось перейти в авиаремонтные мастерские. Тогда он и поднялся впервые в воздух. На следующий год его, как одного из лучших механиков, направили в школу военных летчиков. В 1929 году Михаил Водопьянов закончил ее и получил диплом летчика.

Вначале молодого пилота направили в авиаотряд, который занимался борьбой с саранчой. Он летал в разные районы, расположенные на юге России, и распылял на поля химикаты.

Через год, Михаил Васильевич Водопьянов был направлен командиром только что созданной эскадрильи почтовых самолетов. В течение нескольких лет он летал по городам России, доставляя почту. Нередко его направляли в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока для освоения новых воздушных линий. Так, Водопьянов первым совершил перелет на Камчатку и отработал методику ориентирования над открытым морем.

В начале тридцатых годов он уже считался одним из опытнейших авиаторов, поэтому его включили в состав авиационного отряда, созданного для скоростной доставки матриц центральных газет в разные города страны. Михаил летал в Сибирь, на Север, на Дальний Восток.

Во время одного из полетов, неподалеку от Иркутска, его самолет упал в озеро Байкал, и Михаил Водопьянов сильно пострадал. Почти полгода летчик пролежал в больнице, но все-таки вернулся в строй и был допущен к полетам.

В 1933 году, Михаил Васильевич Водопьянов впервые осуществил скоростной перелет на тяжелом транспортном самолете по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский. После его успешного завершения Михаил Васильевич был назначен в авиационный отряд по освоению районов Крайнего Севера.

Именно тогда, имя Михаила Васильевича Водопьянова стало известно всей стране. После того, как в 1934 году в Чукотском море погиб неприспособленный для ледовых походов корабль «Челюскин», Водопьянов вместе с другими экипажами осуществил успешную эвакуацию 104 челюскинцев. Таким образом отважный пилот доказал возможность использования тяжелых самолетов в ледовых условиях. Он оказался единственным гражданским летчиком, который принимал участие в спасении экспедиции. После окончания операции, Михаил Водопьянов был одним из первых удостоен звания Героя Советского Союза. Кинохроника сохранила кадры восторженной встречи летчиков в Москве. А в 1937 году Водопьянов был избран депутатом Верховного Совета страны.

С середины тридцатых годов он вошел в авиационный отряд, сформированный для освоения труднодоступных районов Арктики и совершил ряд перелетов на Новую Землю, тем самым вновь доказав возможность применения тяжелого бомбардировщика в качестве одного из возможных транспортных средств на Крайнем Севере. В феврале 1937 года впервые в истории авиации Водопьянов посадил тяжелый транспортный самолет на льдину в районе Северного полюса для высадки первой советской полярной станции.

Во время войны с белофиннами, Михаил Водопьянов подает заявление с просьбой направить его на фронт. Вначале ему было отказано, поскольку имелся категорический приказ Сталина беречь опытные летные кадры.

Однако уже через несколько недель, когда обстановка на фронте ухудшилась, Водопьянов все же был мобилизован и направлен на Карельский фронт в качестве командира авиационной группы, сформированной из полярных летчиков. Но в то время он практически не принимал участия в боевых действиях, поскольку война вскоре закончилась.

Во время Отечественной войны, Михаила Водопьянова, ставшего уже комбригом, назначают командиром дивизии бомбардировщиков дальнего действия. Летчики этого соединения уже осенью 1941 года осуществили бомбардировку Берлина и других крупных городов Германии. Эта операция имела большой пропагандистский эффект. Немцы не могли поверить, что налеты на Берлин совершала советская авиация, и приписывали их англичанам. Но потом в мире признали большие возможности советской авиации. Кроме бомбардировок, Водопьянов также занимался заброской партизанских групп в глубокий немецкий тыл.

После войны он вновь вернулся в полярную авиацию и до выхода в отставку в начале пятидесятых годов работал по обслуживанию трассы Главсевморпути.

О своей жизни и опыте Михаил Васильевич Водопьянов рассказал в нескольких книгах - «От сохи к самолету» (1939), «Небо начинается на земле» (1976) и «Друзья в небе» (1971).