Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания


Леша Лопатин
"Не собирайте сокровищ на земле"
Это достаточно спорный вопрос христианства, на который сложно дать однозначный ответ. Лично у меня, например, две точки зрения.
Первая. Если полностью откинуть даже малейшую возможность мистики в нашей жизни, а ориентироваться на чисто материалистические принципы,то это выражение просто не имеет смысла. Если жизнь, это просто совокупность разных химических процессов в организме человека, которые после смерти прекращаются, то жизнь, соответственно, прекращаются. А если жизни после смерти нет, то на что еще тратить свои "жизненные силы", свое время, свои мысли и т.п.? Если дальше ничего нет, то, конечно, разумно будет сделать свою жизнь максимально комфортной.
Вторая точка зрения. Если же допустить возможность, что смерть материального тела не является смертью человека и имеет какое-либо продолжение, то тут сложнее. Например, христианское представление о рае (или аду, не принципиально), где люди, по сути, бессмертны, то накопление больших богатств просто бессмысленно. Вместо того, чтобы думать об обеспечении комфорта на промежуточном этапе (жизнь в материальном теле), который не является основным в жизни человека, лучше задуматься о будущем, развивать в себе то, что называют душой. Если немного сузить понимание именно дохристианского рая или ада, то если потратить жизнь на обеспечение материального комфорта, не"заморачиваясь" с более сложными вещами, очень велик шанс согрешить настолько, что потом можно попасть в ад. В христианском понимании это самый худший вариант развития событий, так что этот вопрос вполне объясним с точки зрения религии.
В библии, евангелиях и других священных писаниях бывает очень много противоречий, и даже не с реальным миром, а самим же текстом писания. Это не тот случай - здесь мы видим именно столкновение разных точек зрения, каждую из которых вполне можно обосновать. Это один из тех случаев,когда нельзя однозначно опровергнуть или подтвердить правильность какого-то высказывания только на основе теории, все гораздо сложнее.

Юлия Малунеева
Отличие чудес в Евангелии от других чудес.
Для начала разберёмся с тем, что мы обозначаем за чудеса.Это понятие является общим и для Евангелия, и для всего остального. Чудеса -есть что-то, выходящее за рамки привычного и обыденного, то, что не случается с каждым человеком (существом) каждый день. Теперь найдём разницу между чудесами обыкновенными и чудесами в Евангелии. Чтобы чудо произошло с вами в реальной жизни, вы не обязаны ничего делать. Оно просто или случается, или нет. И счастливчик выбирается этаким "генератором чисел". Для того, чтобы чудо случилось в любой известной нам фэнтезийной вселенной требуется определённое стечение обстоятельств. Как то, убийство Гарри Поттера; отделение частички души Того-Кого-Нельзя-Называть; образование крестража;Мальчик-Который-Выжил. А вот для свершения чудес в Евангелии есть лишь одно обязательное условие - вера. Как только человек начинает верить в Бога и признает Иисуса Христа Сыном Божьим, свершается чудо, которое так ждёт верующий. Когда к Иисусу пришёл сотник просить об исцелении слуги, он показал веру, какой Спаситель и в Израиле не нашёл - веру в Его слово. Когда Хананеянка просила об исцелении дочери, Иисус в который раз повторил, что Он "послан только к погибшим овцам дома Израилева", но женщина показала Ему большую веру, чем в отечестве Его. Где не смог совершить Иисус многих чудес по неверию народа.
Вот и всё отличие чудес обыкновенных от Чудес Божественных.Сначала была вера и лишь потом свершалось чудо.

Иван Шубин
Кто войдёт в Царство Божие?
Нагорная проповедь Христа - один из самых ярких моментов,позволяющих ясно представить себе всю идею христианства. Он отворяет врата Царства Божьего для плачущих и кротких, нищих духом и алчущих правды, гонимых за эту правду и чистых сердцем, милостивых и творящих мир на земле. Все эти эпитеты, если так можно выразиться, ассоциируются с одной вещью - слабостью.Человек плачущий, кроткий (покорный), гонимый за правду (не могущий сопротивляться), милостивый (не могущий проявить силу и волю), творящий мир на земле (трусливый), нищий духом (не имеющий чувства достоинства) - его воспринимают окружающие зачастую именно так, как я написал в скобках. Человека,чистого сердцем и любящего христианской любовью, все прочие всегда считают слабым, даже если не признаются себе в этом, и этот человек становится для них жертвой.
Христианство и слабость - синонимичные понятия, ибо христианство несовместимо с силой и всем тем, что существует за счёт силы. Так оно несовместимо с маскулинностью, с империей, с фашизмом. И именно слабость в христианстве мне более всего импонирует, и потому я считаю себя христианином.

Не собирайте себе сокровищ на земле...
...но собирайте себе сокровища на небе - говорит нам Христос.
Объясняет Он это очень просто: "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Следовательно, человек, который всю жизнь пытается сколотить себе состояние в этом грешном и недолговечном мире, где это состояние может моль и ржа истребить и вор украсть, оставляет своё сердце и бессмертную душу на земле, где ходит диавол, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Именно такой человек и окажется одной из его жертв, ибо путь к спасению один, который указал нам Христос - через Царство Божие. Необходимо собирать сокровища на небе, сокровища нематериальные, а значит - не поддающиеся измерению. Как? Очень просто. Христос оставил нам две главные заповеди - "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" и"возлюби ближнего твоего, как самого себя". Человек, осознавший их и от чистого сердца соблюдающий, уже собрал для себя достаточно сокровищ на небе,дабы не оказаться среди жертв рыскающего повсюду диавола.

Блаженны нищие духом...
Данная фраза, на первый взгляд, является крайне непонятной.Почему Иисус проповедует против богатых материально - это понятно и естественно, ибо "не собирайте себе сокровищ на земле". Иисус провозглашает самым главным - стремится к Царству Небесному, но чем ему не угодили "богатые духом" и почему они должны обнищать? Разве не духовную сторону жизни превозносит Иисус. Я понимаю эту фразу так - блаженны те, кто считает себя нищим духом. То есть - не гордецы. Только те, кто считают себя недостойными Царства Небесного, кроткие, постоянно стремящиеся стать более полными духовно и никогда не достигающие удовлетворения в этом - нищи духом, а значит - блаженны и достойны Царства Небесного.

После того, как Спаситель излечил болезнь тщеславия, по естественному порядку, предлагает слово о нелюбостяжании. Подлинно, ничто столько не заставляет любить богатство, как тщеславие. И толпы служителей и евнухов, и золотом одетые лошади, и серебряные столы, и тому подобные весьма смешные вещи придуманы людьми не для того, чтобы удовлетворить нужде, или чтобы получить удовольствие, но для того, чтобы выказать себя перед другими. Итак, выше Иисус Христос говорил только о том, что должно быть милосердным; а здесь, словами: «не собирайте сокровищ », показывает и то, в какой степени должно быть милосердным. Так как корыстолюбие с чрезвычайной силой господствует над людьми, и потому предложить учение о презрении богатства нельзя было вдруг, с самого начала, – то Спаситель искореняет эту страсть мало-помалу, освобождает от нее постепенно, и, таким образом, делает учение о нелюбостяжании, наконец, удобоприемлемым для сердец Своих слушателей. Вот почему, прежде всего, Он говорил: «блаженны милостивые» (Мф. 5:7) ; потом: «мирись с соперником твоим» (Мф. 5:25) ; затем: «кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5:40) ; а здесь требует гораздо большего. Там сказал: если видишь угрожающую тебе ссору, то поступи так, потому что лучше ничего не иметь и быть дальше от ссоры, нежели иметь что-либо и вести вражду; а здесь, не упомянув ни об истце, ни об ответчике, ни о другом ком-либо, поучает просто презрению имущества, независимо от чего бы то ни было. Он дает эту заповедь не столько для получающего, сколько для подающего милостыню, чтобы, то есть, и тогда, как никто нас не обижает и не влечет в судилище, мы презирали богатство и раздавали его бедным. Впрочем, и в настоящем случае Он еще не все открыл. Хотя в пустыне Он и показал чрезвычайные подвиги для добродетели нелюбостяжания, однако, не поставляет их на вид, так как еще не время было открыть это. Теперь Он хочет разобрать только (обыкновенные) помышления человеческие, и предлагает Свои слова более в качестве советующего, нежели законодателя. «Не собирайте себе сокровищ на земле », говорит и присовокупляет: «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут ». Таким образом, Он как самым местом, так и свойством предметов доказывает вред земных сокровищ и достоинство небесных. И здесь не останавливается, но представляет и другое соображение. Во-первых, Он побуждает слушателей к добродетели тем самым, чего они больше всего страшатся. Чего страшишься ты, говорит Он? Ужели истощится твое богатство, если ты подашь милостыню? Нет: подавай милостыню – и тогда оно не истощится; и что удивительнее, оно не только тогда не истощится, но еще получит большое приращение, потому что к нему присовокупятся и блага небесные. Он здесь прямо еще не говорит об этом, но в дальнейшей речи утверждает это.

Теперь, предлагая то, что особенно могло убедить слушателей Его, т. е., что сокровище пребудет у них неистощимым, Он и с другой стороны склоняет их к милосердию; не говорит, что если подашь милостыню, то сокровище сохранится, но угрожает противным случаем, т. е., что если не подашь, то оно погибнет. Подивись неизреченной мудрости! Не сказал, что другим его по себе оставишь, что нередко бывает приятно людям; но, к их ужасу, показывает, что они и этого не в силах сделать, потому что, хотя бы люди богатству и не причинили ущерба, но всегда будут вредить моль и ржа. Хотя, казалось бы, и легко совладеть с этим вредом, но на самом деле трудно преодолеть или предотвратить его. Что бы ты не придумал, не можешь предотвратить этого вреда, Почему же? Неужели золото истребляется молью? – Если молью не истребляется, то воры крадут. – Но неужели всех обкрадывают? – Если и не всех, – по крайней мере, очень многих.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Афанасий Великий

Ст. 19-20 Христос говорит: не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут. Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут

Слышавшие эти слова говорили: «совет весьма хорош, и похвальна мысль, – настоящия блага жизни полагать лучше не на земле, но в сокровищнице на небесах. Впрочем, как же положить на небеса серебро и золото? Мы не имеем на это возможности. Небо очень высоко, и нам не достать его рукой. Не видим и лествицы, какую видел патриарх Иаков, чтобы взойти по ней и положить на небеса, что есть у нас». Но Господь учит: хотя небо и очень высоко, однако же можете полагать на него некрадомое сокровище правды. Дай бедному и нищему, чтó нужно ему, и найдешь, что все это целым, неоскверненным, нерастленным соблюдется на небе. Есть же у тебя и лествица, возводящая с земли на небо – спасительный крест, – есть и ступени на ней – догматы пречистых Евангелий. Итак, восходи по ним в небесные обители, чтобы прославиться на век. Но будь также внимателен к сказанному Мною.

Из Бесед на Евангелие от Матфея.

Блаж. Августин

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Итак, если сердце будет на земле, то есть если каждый совершает что-нибудь с таким сердцем, чтобы достичь земной выгоды, каким образом будет чистым то, что брошено на землю? Если же оно [устремлено] к небу, то будет чистым, поскольку все небесное – чисто. Ведь что-либо оскверняется, когда смешивается с более низкой природой, хотя и не скверной по своему происхождению, поскольку даже золото оскверняется чистым серебром, если смешивается [с ним]. Так и наша душа оскверняется влечением к земному, хотя сама земля по своему происхождению и порядку – чиста.

О нагорной проповеди Господа.

Блаж. Иероним Стридонский

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-20 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут

Изгнавши болезнь тщеславия, Господь далее говорит о нестяжании, ибо люди заботятся о приобретении многих имуществ по причине своего тщеславия, Он показывает бесполезность земного сокровища, потому что червь и тля истребляют пищу и одежды, а воры похищают золото и серебро. Затем, чтобы кто-либо не сказал: «не все же крадут», Он указывает, что хотя бы ничего подобного не было, но разве то самое, что ты пригвожден заботой о богатстве, не есть великое зло? Поэтому Господь и говорит:

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 19-20 Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут

Червь и тля обозначают зародившуюся в душе мысль, которая поедает тайно все душевные блага; а подкапывающие воры – это приходящие извне похвалы, которые подкапывают легкомысленные планы и крадут скрытые сокровища добродетели. Изгнав болезнь тщеславия, благовременно поставляет закон о нестяжательности, так как ничто так не производит любви к богатству, как тщеславие. Отсюда люди выдумали и толпы рабов, и множество евнухов, и отягченных золотом лошадей, и серебряные столы, и всякий другой блеск не по необходимости, а напоказ. Так как нелегко могли запечатлеться совместные наставления о презрении богатства, то весьма мудро Он разделил на части речь об этом. И прежде всего сказал: блажени милостивии (Мф. 5, 7) ; потом: буди увещаваяся с соперником твоим (Мф. 5, 25) ; далее: и хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (Мф. 5. 40) ; наконец приводит то, что больше всего этого. В тех случаях упомянул о сострадании к нищим, о сопернике, о желающем судиться с тобою, а в этом, не поставив ничего такого, узаконил презрение богатства само по себе, показывая, что не столько ради них, сколько само по себе Он заповедал это, чтобы ты даже в том случае, когда никто из них не заедает тебя, презирал богатство и разделял его нищим. А чтобы легче убедить в этом, показывает вред от собирания сокровищ на земле и пользу от собирания их на небе. Червь – моль означает червя, зарождающегося, по большей части, в одеждах. Тля (βρωσις) означает гниение, ржавчину и всякую такую порчу. Что же? И золото червь уничтожит? Если не червь, то воры. Как? Неужели все сокровища похищаются? Если не все, то весьма многие; неизвестно, какие останутся непохищенными. Но те, которые раздаются нищим, каким образом сохранятся? На небе. Как? Так, что там сохраняются награды и воздаяния, оказанные им: будучи собраны и сложены, они охраняются там безопасно. Затем приводит и другое соображение, убеждая им еще более.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Сокровищ на земле

Богатство или сокровища у иудеев, как и у всех, состояли в одеждах разных родов более или менее богатых, в вещах золотых и серебряных и прочее. Эти предметы могут быть испорчены молью и ржавчиной или украдены ворами. Конечно, здесь разумеются все способы истребления, каким подвергаются предметы роскоши или богатства, и следовательно, под сокровищами разумеются всякие сокровища. Общая мысль та, что не нужно заботиться чрезмерно об умножении сокровищ земных, потому что все они непрочны: ныне они есть, а завтра так или иначе могут быть истреблены и обладатель может лишиться их.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

В этом стихе Спаситель сразу же переходит к речи о таком предмете, который не имеет, по-видимому, никакой связи с предыдущими Его наставлениями. Цан объясняет эту связь так: “Иисус, говоривший Своим ученикам в слух иудейской толпы, проповедует здесь не вообще против языческого и мирского образа мышления (ср. Лк. 12:13-31), а показывает несовместимость такового с благочестием, о котором ученики должны и будут заботиться. Именно здесь и находится связь с предыдущими частями речи. Фарисеи считались до того времени в народе преимущественно людьми благочестивыми; но с благочестивой ревностью, которой для них ни разу не отрицал Иисус Христос, связывались у многих фарисеев и раввинов мирские интересы. Рядом с гордостью (6: 2, 16, 23:5-8; Лк. 14: 1, 7-11; Ин. 5:44; 7:18; 12:43) указывается преимущественно на их любовь к деньгам. Таким образом и рассматриваемый отдел служит к объяснению 5:20 ”.

Можно принять, что такое мнение вполне точно раскрывает, в чем заключается связь, если только действительно она существует, между этими разными отделами. Но связь можно выразить и яснее. Мы думаем, что вся нагорная проповедь представляет из себя ряд очевидных истин , и что отыскать между ними связь иногда чрезвычайно трудно, подобно тому, как трудно отыскать ее в словаре между словами, напечатанными на одной и той же странице. Нельзя не видеть, что мнение Цана о таковой связи отличается некоторою искусственностью, и во всяком случае такую связь едва ли могли усматривать ученики, которым говорил Иисус Христос, и народ. На основании этих соображений мы имеем полное право считать ст. 19 началом нового отдела, где говорится о совершенно новых предметах и притом без ближайшего отношения к фарисеем или язычникам. Христос в нагорной проповеди не столько обличает, сколько научает. Он пользуется обличениями не ради них самих, а опять – для той же цели – научить. Если и можно предполагать связь между разными отделами нагорной проповеди, то она заключается, по-видимому, в разнообразии указаний на извращенные понятия о праведности, какие свойственны естественному человеку. Нить нагорной проповеди – описание этих извращенных понятий и затем разъяснение, каковы должны быть истинные, правильные понятия. К числу извращенных понятий грешного и естественного человека, относятся и его понятия и взгляды на мирские блага. И здесь Спаситель опять предоставляет людям сообразоваться с данным Им учением, оно является только светом, при котором возможна нравственная работа, имеющая целью нравственное усовершенствование человека, но не самою этою работой.

Правильный и общий взгляд на земные сокровища заключается в следующем: “не собирайте себе сокровищ на земле”. Нет надобности рассуждать, как это делает Цан, о том, разумеются ли здесь только “большие накопления”, “собирание больших капиталов”, наслаждение ими скупца, или также и собирание незначительных капиталов, заботы о насущном хлебе. Спаситель, по-видимому, не говорит ни о том, ни о другом. Он высказывает только правильный взгляд на земные богатства и говорит, что самые свойства их, сами по себе, должны препятствовать тому, чтобы люди относились к ним с особенной любовью, приобретение их ставили целью своей жизни. Свойства земных богатств, указанные Христом, должны напоминать людям о нестяжательности, и последняя должна определять отношение человека к богатству и вообще к земным благам. С этой точки зрения богатый человек может быть так же нестяжателен, как и бедный. Всякие, даже “большие накопления” и “собирание больших капиталов” могут быть правильны и законны с нравственной точки зрения, если только в эти действия человека вносится дух нестяжательности, указанный Христом. Христос не требует от человека аскетизма.

Не собирайте себе сокровищ на земле (μήθησαυίζετε θησαυρούς) – лучше, по-видимому, перевести так: не цените сокровищ на земле, причем “на земле” будет, конечно, относиться не к сокровищам, а к “не цените” (“не собирайте”). Т.е. не собирайте на земле. Если бы “на земле” относилось к “сокровищам”, т.е. если бы здесь разумелись “земные” сокровища, то, во-первых, стояло бы, вероятно, θησαυροὺς ἐπι­̀ τῆς γῆς, так же было бы в следующем стихе или, может быть, τοὺς θθησαυροὺς ἐπι­̀ τῆς γῆς. Но указание Цана, что если бы “на земле” относилось к сокровищам, то следовало бы ожидать οὕς; вместо поставленного здесь ὅπου, едва ли может быть принято, потому что οὕς могло бы стоять и в том, и другом случае. Почему мы не должны собирать себе сокровищ на земле? Потому что (ὅπου ηαβετ ᾳιμ αετιολογιαε) там моль и ржа истребляют и воры подкапывают и крадут. Моль (σής) – сходно с евр. сас (Ис. 51:8 – только один раз в Библии) и имеет одинаковое значение, – следует принимать вообще за какое-нибудь вредное насекомое, которое вредит имуществу. Также и слово “ржа,” т.е. “ржавчина” – под этим последним словом нужно разуметь тление всякого рода, потому что Спаситель не хотел, конечно, сказать того, что не следует сохранять только тех предметов, которые подвержены порче со стороны моли или ржавчины (хотя буквальный смысл этих слов и таков), а выразился только в общем смысле; в том же смысле сказаны и последующие слова, потому что причиною убытков бывает не одно только подкапывание и кражи в буквальном смысле. Параллельное место у Иак. 5:2, 3 . У раввинов для обозначения ржавчины было ходячее слово халюда (Толюк).

Троицкие листки

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Тщеславие есть мать любостяжания. Чтобы выказать себя пред другими, люди заботятся, как бы побольше собрать богатства; вот почему Спаситель, после того как исцелил болезнь тщеславия, говорит о нелюбостяжании: Не собирайте , не копите себе никаких сокровищ на земле : ни злата, ни серебра, ни роскошных одежд, ни дорогих камней; все эти богатства непрочны, обманчивы: где , т.е. здесь, на земле, моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут . Сегодня ты владеешь своими сокровищами, а завтра можешь лишиться их. «Подивись, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – неизреченной мудрости Христовой: не сказал, что другим их после себя оставишь, что нередко бывает приятно людям, но, к их ужасу, показывает, что они и этого не в силах сделать; хотя бы люди и не повредили их богатству, но всегда будут вредить ему моль и ржа. Неужели золото истребляется молью? Если моль не истребляет его, то – воры крадут. Ужели всех грабят? Если не всех, то, по крайней мере, многих». Итак, не прилагай сердца твоего к богатству тленному даже и тогда, когда оно само течет в руки твои. Не считай его своим; ведь оно и в самом деле не твое, а Божие; будь же только верным приставником в дому Божием. Слышишь, что говорит Небесный Домовладыка?

Троицкие листки. №801-1050.

<<назад содержание вперед>>

"НЕ СОБИРАЙТЕ СЕБЕ СОКРОВИЩ НА ЗЕМЛЕ..."

Продолжая излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Матф. 6:19-20) .

Для лучшего понимания слов Спасителя необходимо знать, что среди древних евреев одним из величайших пороков в их жизни была алчность и непреодолимое стремление к деньгам и богатству. Евреи так сильно стремились к роскоши, земным благам и сокровищам, что часто забывали о сокровищах небесных. Богатства так привлекали к себе древних евреев, что погоня за наживой заглушала в их сердцах даже религиозные чувства.

Подтверждением этого служит факт того, что еврейский народ допустил грехопадение в виде поклонения золотому тельцу. “Народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль” (Исх. 32:3-4) , нарушив тем самым заповедь Божью о не сотворении кумира. “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой” (Втор. 5:8-9). “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Матф. 4:10). Против поклонения богатству выступил и Патриарх еврейского народа Моисей. “Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом” (Исх. 32:19).

Однако и во времена Иисуса Христа сердца многих евреев были настолько сильно одержимы сребролюбием, приобретением сокровищ земных, что эти люди забывали о собирании сокровищ небесных. “Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Матф. 19:16-24).

По учению Спасителя, Иисуса Христа, предназначение земной жизни человека состоит в том, чтобы получить спасение своей души и достичь вечного блаженства в Царстве Небесном. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф. 6:33). “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан. 2:15-17).

Поскольку главной целью жизни человека является спасение его души, то в первую очередь он и должен посвятить себя этому делу. А уже во вторую очередь он должен заботиться об удовлетворении своих телесных потребностей. Так человеку надлежит поступать потому, что Богом данная бессмертная душа важней, чем временное тело. Потому что только через душу человек познает Бога и служит Ему. А также потому, что душа имеет искру Божью и является Божьим творением. А тело человека недолговечно и бренно, и является лишь временным пристанищем (местом обитания) души. “Тело без духа мертво” (Иак. 2:26).

Стремление к сокровищам земным (к роскоши, богатству, деньгам, наживе) отдаляет человека от Бога. “Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! ... В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род... Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их” (Пс. 48:7-15). Желание приобрести “сокровища земные” заставляет человека думать не о спасении души от греха, а о том каким образом приобрести земные богатства. Это желание вытесняет из души человека все благородные чувства и превращает жизнь такого человека в служение маммоне (языческий бог богатства – не кто иной, как злой дух). Но “никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Матф. 6:24) .

В конечном счете, приобретение земных богатств приводит человека к гибели, потому что он, поглощенный стяжательством, алчностью и наживой, перестает заботиться о своей душе и думать о Боге. Поэтому во время земной жизни человек и должен делать все, чтобы достичь главного – через приобретение сокровищ, на небе получить Царство Небесное.
Однако многие люди забывают об этом и смыслом своей жизни ставят служение капризам бренного смертного тела, тратя свою жизнь на приобретение богатств и телесных удовольствий. В разбираемых словах Иисус Христос земные сокровища противопоставляет сокровищам небесным. Земные сокровища, собранные человеком, тленны и недолговечны, а небесные сокровища не подвержены тлению, истреблению и разрушению, и не могут быть похищены ворами. Так как эти сокровища по своему происхождению небесные и находятся в Царстве Небесном, недостижимом для моли, ржавчины и воров. “Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут”.

Рассмотрим, что же согласно учению Иисуса Христа относится к земным и небесным сокровищам.
К сокровищам земным, как уже было сказано, относятся богатство, роскошь, деньги, золото, драгоценности. К сокровищам небесным принадлежат:

  • безграничная любовь к Богу, выражающаяся в добрых делах, в исполнении Закона Божьего и заповедей Божьих;
  • самоотверженная и всепрощающая любовь к ближним, и даже к врагам;
  • самопожертвование;
  • искоренение эгоизма и гордыни;
  • самоосуждение и покаяние;
  • молитва и пост, а также другие добродетели.
То есть всё то, из чего слагается образ жизни добропорядочного, добродетельного христианина.
Сокровища земные не вечны и человек временно владеет ими. Единственно, что принадлежит человеку по настоящему – это сокровища небесные, которыми человек может пользоваться не только в земной жизни, но и после телесной смерти. Доказательством того, что небесные сокровища ценнее и важнее для человека чем сокровища земные, служит отношение к земным и небесным сокровищам Самого Иисуса Христа. На протяжении Своей земной жизни Спаситель не стремился к приобретению земных ценностей.

Примером для нас служат и Апостолы, которые ничего, кроме самого необходимого, не имели и не стремились приобретать сокровища земные. Но они собирали сокровища небесные и получили от Бога большее сокровище, чем все сокровища мира – дар Святого Духа, самое ценное сокровище, приобретенное праведной жизнью.
Сам Иисус Христос предпочел земным сокровищам, в виде всех царств мира с их богатствами, предложенным диаволом, сокровища небесные – служение Богу-Отцу через проповедование Закона Божьего. “Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.” (Матф. 4:8-10).

Ещё одним доказательством особой важности в деле собирания сокровищ небесных является отношение Иисуса Христа к людям, которые собирают сокровища небесные. Наивысшим богатством, которое выше всего ценит сам Спаситель мира, Иисус Христос, есть люди святые, праведники, постоянно живущие по заповедям Иисуса Христа и посвятившие свою жизнь служению Богу. “Люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского” (Ис. 13:12).

Последователи и ученики Иисуса Христа сравниваются с драгоценными камнями. “Подобно
камням в венце, они воссияют на земле Его” (Зах. 9:16). На праведников, которые в сердечной чистоте и духовном совершенстве превратили всю свою жизнь в служение Богу, Иисус Христос взирает как на Свой народ. Потому что эти праведные люди, как награда Спасителю за Его страдания, унижения и любовь ко всему миру, дополняют и умножают славу и дело Иисуса Христа. Самим же этим праведным людям, в отличие от других людей, предоставлена великая честь участвовать в самом главном деле – спасении людей через просвещение их разума и распространение Слова Божьего. За эту самоотверженную работу праведные люди становятся соучастниками Богатства Иисуса Христа.
“Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых” (Еф. 1:17-18).

О людях, живущих по Заповедям Божиим, говорится: “Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы – слава наша и радость” (1Фес. 2:19-20) .
Из всего вышесказанного можно сделать ясный вывод о том, что сокровища небесные, к которым люди должны в первую очередь стремиться – это соблюдение заповедей Божьих и добрые поступки, совершаемые человеком. Это и будет собиранием сокровищ небесных.
Жизнь человека, как жатва его жизненного посева, состоит из отдельных помыслов, маленьких дел и больших поступков. И если каждое действие, совершенное человеком, каждое высказанное слово будет сопровождаться Благодатью Божией и будет направлено во славу служения Спасителю, а сам человек будет стремиться к тому, чтобы в своей жизни уподобиться Иисусу Христу, то всё это будет способствовать собиранию сокровищ небесных. Поэтому в земной жизни человек должен собирать, прежде всего, сокровища небесные, которые “ни моль, ни ржа не истребляет” и “воры не подкапывают и не крадут”. А через собирание сокровищ на небе человек получит обещанное Богом вечное блаженство в Царстве Небесном.

"ГДЕ СОКРОВИЩЕ ВАШЕ, ТАМ БУДЕТ И СЕРДЦЕ ВАШЕ"

Подводя итог Своим рассуждениям о сокровищах земных и небесных, Иисус Христос сказал: “Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф. 6:21) . Эти слова нужно понимать следующим образом. Если человек полюбил земные сокровища, богатства, предметы роскоши, земные блага и удовольствия, то такой человек уже не думает о приобретении сокровищ небесных, которые дадут ему возможность войти в Царство Небесное. Это произойдет потому, что такой человек ложно будет считать, что наивысшие блага для него находятся на земле и сердце его будет порабощено земными благами, страстями и удовольствиями. У такого человека стремление к земному богатству и наживе превращается в неуемную страсть, подчиняющую алчности всю жизнь человека.

Ненасытная жадность и стяжательство вытесняет из души такого человека все благородные чувства, все мысли, в том числе и о Боге, как ненужные. Сердце такого человека становится неотзывчивым к нуждам ближних, а ум одурманен страстью накопительства. Для приобретения земных сокровищ такой человек может не побрезговать и преступлением и стать на путь греха, что приводит, в конечном счете, к гибели его души. Сердце его сковано мыслями о бренном и земном. И только в земном богатстве он ошибочно видит смысл своей жизни, так как собирает сокровища земные.

В данных словах Иисуса Христа под сердцем понимается стремление души человека к тому, что ей мило. Человек, созерцая весь окружающий мир, останавливает взгляд свой на том, что приятно его душе. У скаредного, алчного человека все помыслы души и сердца связаны только с богатством, с земными сокровищами.
Потому и опечалился юноша при разговоре с Иисусом Христом о жизни вечной, что сердце его было привязано к сокровищам земным – его большому имению. “Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение“ (Матф. 19:16-22).

Привязанность юноши к своему богатому имению (сокровищам земным) и мешала ему приблизиться к Богу и стать совершенным. Иисус же сказал ученикам Своим: “Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” (Мар. 10:24-25) .
Согласно христианскому учению, Господь человека делает богатым для того, чтобы этот человек использовал данные Богом богатства на благо людей, то есть своих ближних. Богатый человек должен использовать свои богатства не только для удовлетворения своих собственных, необходимых потребностей (без излишеств), но и на совершение добрых дел – подавать нищим милостыню, жертвовать на храмы, участвовать в благотворительных делах и прочих бескорыстных поступках. “Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь” (Пс. 40:2). Вот в таком случае богатый человек земные богатства, данные ему Богом, сделает инструментом служения Богу и людям. И только такое отношение к богатству является по-христиански правильным и разумным. То есть богатый человек земное сокровище должен потратить на приобретение сокровищ небесных. “Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?” (1Иоан. 3:17). “Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” (Пс. 61:11). ”Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого” (Сир. 13:30).

Наряду с этим человек, стремящийся приобрести себе нетленные истинные сокровища небесные, всю свою жизнь подчиняет служению Богу, живет и трудится по Божьим законам добра и справедливости, прощает и любит врагов своих, стремится принести людям пользу, не останавливаясь даже перед самопожертвованием. Такой человек, делающий добро людям, и сам соприкасается с добром, и имеет добро в своей жизни от Бога. Так как согласно Закону Божьему “каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал” (Еф. 6:8) . Человек, просвещающий себя и других людей учением Христовым, сам становится ближе к этому учению, и просвещается ещё сильнее от него. “Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал. 6:7-8) .

Если человек искренне учит других людей посту и молитве, то и сам будет их выполнять добросовестно и прилежно. Если человек искренне удерживает других людей от зла, гордыни и эгоизма, то и сам будет проявлять смирение и кротость и делать добро. Если человек других людей искренне приводит к пути покаяния и исправления, то и сам будет стремиться исправиться и улучшить свою жизнь по Законам Божьим.
Это произойдет потому, что человек, искренне и бескорыстно делающий добро, ещё в большей мере будет стремиться служить Богу и совершать в жизни как можно больше добрых дел и идти праведным путем. И только этот путь, собирания сокровищ небесных, в конечном счете, открывает перед человеком двери в Царство Небесное и дает ему возможность получить вечное блаженство. Поэтому приучайте себя делать добро, воздерживайтесь от зла, чтобы ваше сердце лежало к совершению добрых поступков. И “если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога” (Кол. 3:1) .

<<назад содержание вперед>>

Кто из людей не получит вечного блаженства и не попадет в Царство Небесное?

Для большей назидательности в учении Иисуса Христа сказано и о тех людях, которые в Царство Небесное не попадут и не получат вечного блаженства, то есть жизни вечной. Это люди, совершающие нижеописанные греховные поступки.
  1. Люди, не верующие в Спасителя нашего, Иисуса Христа. “Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” (

Продолжая излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» () .

Для лучшего понимания слов Спасителя необходимо знать, что среди древних евреев одним из величайших пороков в их жизни была алчность и непреодолимое стремление к деньгам и богатству. Евреи так сильно стремились к роскоши, земным благам и сокровищам, что часто забывали о сокровищах небесных. Богатства так привлекали к себе древних евреев, что погоня за наживой заглушала в их сердцах даже религиозные чувства. Подтверждением этого служит факт того, что еврейский народ допустил грехопадение в виде поклонения золотому тельцу. «Народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль» () , нарушив тем самым заповедь Божью о не сотворении кумира. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, твой» (). «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (). Против поклонения богатству выступил и Патриарх еврейского народа Моисей. «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом» ().

Однако и во времена Иисуса Христа сердца многих евреев были настолько сильно одержимы сребролюбием, приобретением сокровищ земных, что эти люди забывали о собирании сокровищ небесных. «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ().

По учению Спасителя, Иисуса Христа, предназначение земной жизни человека состоит в том, чтобы получить спасение своей души и достичь вечного блаженства в Царстве Небесном. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ().

Поскольку главной целью жизни человека является спасение его души, то в первую очередь он и должен посвятить себя этому делу. А уже во вторую очередь он должен заботиться об удовлетворении своих телесных потребностей. Так человеку надлежит поступать потому, что Богом данная бессмертная душа важней, чем временное тело. Потому что только через душу человек познает Бога и служит Ему. А также потому, что душа имеет искру Божью и является Божьим творением. А тело человека недолговечно и бренно, и является лишь временным пристанищем (местом обитания) души. «Тело без духа мертво» ().

Стремление к сокровищам земным (к роскоши, богатству, деньгам, наживе) отдаляет человека от Бога. «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! ... В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род... Как овец, заключат их в преисподнюю; будет пасти их» (). Желание приобрести «сокровища земные» заставляет человека думать не о спасении души от греха, а о том каким образом приобрести земные богатства. Это желание вытесняет из души человека все благородные чувства и превращает жизнь такого человека в служение маммоне (языческий бог богатства – не кто иной, как злой дух). Но «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» () .

В конечном счете, приобретение земных богатств приводит человека к гибели, потому что он, поглощенный стяжательством, алчностью и наживой, перестает заботиться о своей душе и думать о Боге. Поэтому во время земной жизни человек и должен делать все, чтобы достичь главного – через приобретение сокровищ, на небе получить Царство Небесное.

Однако многие люди забывают об этом и смыслом своей жизни ставят служение капризам бренного смертного тела, тратя свою жизнь на приобретение богатств и телесных удовольствий. В разбираемых словах земные сокровища противопоставляет сокровищам небесным. Земные сокровища, собранные человеком, тленны и недолговечны, а небесные сокровища не подвержены тлению, истреблению и разрушению, и не могут быть похищены ворами. Так как эти сокровища по своему происхождению небесные и находятся в Царстве Небесном, недостижимом для моли, ржавчины и воров. «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут». Рассмотрим, что же согласно учению Иисуса Христа относится к земным и небесным сокровищам.

К сокровищам земным, как уже было сказано, относятся богатство, роскошь, деньги, золото, драгоценности. К сокровищам небесным принадлежат:

безграничная любовь к Богу, выражающаяся в добрых делах, в исполнении Закона Божьего и заповедей Божьих;

самоотверженная и всепрощающая любовь к ближним, и даже к врагам;

самопожертвование;

искоренение эгоизма и гордыни;

самоосуждение и покаяние;

Ещё одним доказательством особой важности в деле собирания сокровищ небесных является отношение Иисуса Христа к людям, которые собирают сокровища небесные. Наивысшим богатством, которое выше всего ценит сам Спаситель мира, есть люди святые, праведники, постоянно живущие по заповедям Иисуса Христа и посвятившие свою жизнь служению Богу. «Люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского» ().

Последователи и ученики Иисуса Христа сравниваются с драгоценными камнями. «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (). На праведников, которые в сердечной чистоте и духовном совершенстве превратили всю свою жизнь в служение Богу, взирает как на Свой народ. Потому что эти праведные люди, как награда Спасителю за Его страдания, унижения и любовь ко всему миру, дополняют и умножают славу и дело Иисуса Христа. Самим же этим праведным людям, в отличие от других людей, предоставлена великая честь участвовать в самом главном деле – спасении людей через просвещение их разума и распространение Слова Божьего. За эту самоотверженную работу праведные люди становятся соучастниками Богатства Иисуса Христа.

О людях, живущих по Заповедям Божиим, говорится : «Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы – слава наша и радость» () .

Из всего вышесказанного можно сделать ясный вывод о том, что сокровища небесные, к которым люди должны в первую очередь стремиться – это соблюдение заповедей Божьих и добрые поступки, совершаемые человеком. Это и будет собиранием сокровищ небесных.

Жизнь человека, как жатва его жизненного посева, состоит из отдельных помыслов, маленьких дел и больших поступков. И если каждое действие, совершенное человеком, каждое высказанное слово будет сопровождаться Благодатью Божией и будет направлено во славу служения Спасителю, а сам человек будет стремиться к тому, чтобы в своей жизни уподобиться Иисусу Христу, то всё это будет способствовать собиранию сокровищ небесных. Поэтому в земной жизни человек должен собирать, прежде всего, сокровища небесные, которые «ни моль, ни ржа не истребляет» и «воры не подкапывают и не крадут». А через собирание сокровищ на небе человек получит обещанное Богом вечное блаженство в Царстве Небесном.

Фото Екатерины Ворониной

Однажды вечером, вернувшись с работы, папа спросил у мамы:

Дорогая, ты слышала, что в нашем городе будет проходить социальная программа «Добрые руки»?

Нет, не слышала. Что за программа? - поинтересовалась мама.

Это благотворительная программа, придя, на которую человек может получить помощь, если он нуждается в одежде и еде.

Мы тоже можем поучаствовать и помочь нуждающимся людям, - сказала мама.

Чем мы можем помочь? - удивился сын Дима, молчавший всё это время и с интересом слушающий, о чём говорили мама с папой.

Я собрала два больших пакета вещей, которые мы уже не носим, - ответила мама. - Другим людям они могут пригодиться. А ещё, Димочка, давай-ка мы переберём твои игрушки и тоже отнесём туда.

Дима нехотя согласился, ему было жалко отдавать свои игрушки, но он не стал спорить с мамой.

На следующий день папа и Дима должны были унести приготовленные мамой вещи на программу. Дима сказал:

Папа, мы и так небогаты, и ещё что-то отдаём. Хотел бы и я быть богатым, иметь всё, что пожелаю.

Папа улыбнулся и сказал:

Знаешь, сынок, ты сможешь быть сказочно богатым в Божьем Царстве. Но небесные сокровища будут доступны тем, кто соблюдает правило Божьего Царства: «Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матфея 6:19–21). Послушай, я расскажу тебе одну притчу.

Однажды издалека приехал к мудрецу один богач. Зайдя в его скромное жилище, богач огляделся по сторонам и спросил:

Все называют тебя мудрецом. Слава о тебе дошла до меня за сотни вёрст. Но ответь: если ты такой мудрый, то почему ты такой бедный? Почему ты живёшь в такой лачуге? Разве, имея такой ум, ты не мог бы заработать денег, чтобы иметь дом получше? Вот я живу в доме, где множество прекрасных комнат, украшенных золотом, где широкие окна открываются в прекрасный сад с фонтанами. А в твоём доме даже присесть негде!

Скажи, друг, а где ты провёл сегодняшнюю ночь? - поинтересовался в ответ мудрец.

Весь прошлый день я провёл в пути и заночевал в маленькой гостинице у дороги. Это единственный ночлег, который я смог найти, добираясь к тебе, - ответил гость.

О! Наверное, тебе было не очень удобно в таком непривычном для тебя жилище! Как же ты смог там остановиться?

Но ведь это временно, - сказал богач. - Это не мой дом. Я знаю, что мой дом прекрасен, и я однажды вернусь туда. А временные трудности можно и потерпеть.

Ты знаешь, всё это - тоже временно, - проговорил мудрец, оглядевшись вокруг себя. - Это не мой дом. Мой дом приготовил мне мой Господь на Небесах. Я знаю, что он прекрасен, потому что его архитектор - Сам Бог! И однажды я обязательно вернусь туда. А всё, чем я пользуюсь здесь, на земле - это временно. Так стоит ли об этом временном так переживать?

Знаешь, сынок, Господь уже приготовил для каждого человека прекрасный дом на небе. И мы должны верить, что однажды Иисус вернётся на нашу землю и возьмёт с Собой людей, кто любит Его и соблюдает заповеди.

Здорово, папа. Давай в следующий раз мой конструктор кому-нибудь подарим, - предложил Дима.