Интеллигентная личность. Некоторые аспекты определения понятия «интеллигентный человек


Бытует мнение, что каждый человек должен быть интеллигентным. Но какая от этого польза окружающим и самому индивиду часто не поясняется.

Какого человека можно назвать интеллигентным?

Если попросить респондентов ответить на данный вопрос, то есть большая вероятность, что единого мнения не будет — мнения разойдутся. Часть людей поставят во главу угла такие характеристики интеллигента как эрудиция и образованность в широком смысле слова. А, вот, по мнению остальных, интеллигентным можно признать такого человека, который будет непременно сдержан и аккуратен в словах в присутствии женщин, т. е. будет всегда вежлив.

Ответ и тех и других будет верным в то же время неверным. Все дело в том, что в понятие «интеллигентного человека» входят вышеназванные определения. Детально, что такое «интеллигентный человек» разобрал в своей статье под названием «Человек должен быть интеллигентен» ученый Д. С. Лихачев.

С точки зрения Лихачева, любой человек независимо от происхождения, уровня образования может быть интеллигентным. Это качество либо есть у человека, либо его нет, причем оно прививается с рождения родными и близкими,которые оказывают влияние на ребенка. Поэтому даже у простых рабочих может вырасти интеллигент. Это свойство личности не равняется количеству приобретенных знаний, а связывается с жаждой их познания.

Интеллигентному человеку свойственны чуткость по отношению к другим, бесконечный такт и терпение при общении с другими в любой ситуации. Конечно, такой человек никогда не будет употреблять бранных слов, совершать действий, которые могут нарушить гармонию с окружающими. Фанатизм в любой форме противоречит интеллигентности.

Безусловно, можно не ломать голову, а просто обратиться к энциклопедическому словарю, который называет интеллигентным человека, который занимает свое время умственным трудом. Вывод, кто такой интеллигентный человек, вам придется делать самостоятельно.

Почему человек должен быть интеллигентным?

В том случае, если отталкиваться от того определения интеллигента, которое закреплено в словаре, необязательно всем стремиться стать такими, ведь далеко не каждая профессия требует наличия высшего образования. Вполне можно обойтись и без этого. Но каждому хочется, чтобы с ним поступали хорошо. Для этого мы сами должны так себя вести с другими людьми, именно об этом сказано в статье академика Лихачева.

Интеллигентный человек, считающийся с позицией собеседника притягивает к себе куда больше людей, чем тот, который не желает понять оппонента, а только рьяно отстаивает свою точку зрения.

Как стать интеллигентным человеком?

Естественно это возможно и в любом возрасте. Некоторым повезло — интеллигентность в них воспитывали с рождения родители, а другим придется поработать над собой. Конечно, желательно знакомиться с образцами русской и зарубежной классической литературы, чтобы почерпнуть неповторимый стиль, который в дальнейшем можно применять в собственном лексиконе. Но не только это требуется, чтобы называться интеллигентным человеком.

На первом месте нравственные качества человека: его умение строить взаимоотношения с близкими и дальними к нему людьми, его способность с осторожностью и вниманием относиться ко всему, с чем он соприкасается по жизни.

Пускай кому-то все эти слова покажутся назидательной проповедью, но мир держится, в том числе, на бесценных образцах культуры и искусства, которые не могли бы быть созданы без высоконравственных душевных качествах их создателей. А их светлые произведения раскрашивают наши серые будни и поныне.

Некоторые могут возразить, что сейчас успешны наглые и эгоистичные люди, но каждый решает для себя сам.

Человек должен быть интеллигентен – такую фразу нередко можно слышать, но вот зачем это нужно и что значит быть интеллигентным человеком в наше время, рассказать может не каждый.

Какого человека можно назвать интеллигентным?

Если провести опрос на тему, какого человека можно назвать интеллигентным, что значит быть таким человеком, то точное определение из разрозненных высказываний будет составить сложно. Большинство сойдутся на том, что основными качествами интеллигентного человека будут образованность и начитанность. Другая часть скажет, что главное – это воспитание, потому что интеллигентный человек никогда не скажет грубого слова в присутствии женщины.

Самое забавное будет в том, что обе группы будут правы и не правы одновременно. Наверное, самую точную характеристику интеллигентного человека дал Д. Лихачев в своей статье «Человек должен быть интеллигентен». В ней говорилось, что образование и воспитание только подчеркивают интеллигентность человека, но качество это является врожденным. Даже не имеющий образования человек, воспитывавшийся в семье потомственных работяг, может быть человеком интеллигентным. Потому что это качество подразумевает не знание интеллектуальных ценностей человечества, а желание их познавать. Интеллигентность проявляется в способностях понимать другого человека и не использовать эти способности во вред людям. Речь интеллигентного человека не будет изобиловать нецензурными словами, потому что такие люди тонко чувствуют красоту и не могут себе позволить ее нарушить ни словами, ни действиями. Обобщая, можно сказать, что интеллигент – это тот человек, который умеет терпимо относиться к людям и к миру. Именно поэтому нельзя быть фанатиком (спортивным, религиозным, политическим) и оставаться интеллигентом.

Хотя, в попытке разобраться, что значит быть интеллигентным человеком, можно пойти более простым путем и заглянуть в словарь. Там мы увидим определение интеллигента, как человека образованного, занятого умственным трудом. Какое из мнений наиболее соответствует тому, каким должен быть интеллигентный человек, решать вам.

Почему человек должен быть интеллигентным?

Если согласиться с последним определением интеллигентного человека, то особой нужды быть такой личностью нет. Потому что существует масса рабочих специальностей, не требующих получения высшего образования. Но если принять во внимание высказывания Лихачева, то необходимость быть интеллигентным человеком станет очевидна. С кем вам приятнее общаться – с человеком, не уважающим мнение других, старающимся унизить собеседника или с тем, кто выслушивает любую точку зрения, пытаясь понять оппонента?

Как стать интеллигентным человеком?

Но раз мы решили, что интеллигентность качество врожденное, то можно ли его у себя выработать? Да, научиться быть интеллигентным человеком можно, но это потребует немалых волевых усилий. Можно сколько угодно читать книги – художественную литературу и научные сочинения, запоминать обороты речи и использовать их в своем обращении, но интеллигентом это вас не сделает. Кроме образования необходимо учиться думать самостоятельно и уважать чужое мнение, любить других людей, бережно относиться к окружающему миру. И это не сектантская проповедь, а необходимость, если бы не было тех, кто создает произведения искусства, кто делится душевной теплотой с другими, наша жизнь была бы серой, а существование бесцельным. Впрочем, решать, кем быть вам – хамство и злоба нынче процветают и, вроде бы, таким людям живется неплохо.

Слово «интеллигенция» не раз меняло значение, от благородного до самого презрительного, что еще раз доказывает то, что язык – это живой организм. Но наступило новое время и трактовок стало еще больше, причем словари обязаны фиксировать все, чтобы угодить каждому субъективному взгляду. Одни откровенно приравнивают интеллигента к снобу, настаивая, что он является всего лишь представителем субкультуры напыщенных гордецов, другие считают интеллигенцию классом интеллектуальных производителей, которые должны занимать особое положение в обществе. Так кто такой интеллигент?

Поскольку переиначивание смысла этого понятия вошло в моду, мы сами решили предложить вам образ интеллигента. Прежде всего, нужно сказать, что она идеалистична, то есть максимально дружелюбна к человеку. Она утверждает, что каждый может быть представителем интеллигенции, вне зависимости от статуса, профессии и финансового состояния, иными словами, интеллигенция – это культурно-этическая концепция, которая в последнюю очередь опирается на материальные достижения. Вот список из десяти правил, которые ее формируют.

1) Человеколюбие

2) Ценность времени

Несмотря на альтруистичность, интеллигент понимает, что некоторые люди просто отнимают его время. Он легко рвет связи с надоедами, которые не разделяют его ценности и беспардонно навязывают свои, и никогда не спорит с человеком, если единственный смысл словесной перепалки это удовлетворение самолюбия. Самодостаточный человек знает себе цену и ему не нужно бессмысленно утверждаться перед кем-то, расплачиваясь временем. Интеллигент также строг с занятиями, которые его обворовывают. Он тщательно планирует досуг, чтобы не раскошеливаться на ерунду, которая отвлекает его от саморазвития.

3) Воспитание

Представители интеллигенции большое внимание уделяют манерам. Они тактично подсказывают людям, где они совершили ошибку, и ни в коем случае не заставляют их стыдиться. Интеллигенты умеют хранить секреты и не участвуют в распространении слухов и сплетен – им не доставляет скрытое ехидство, а если вежливый человек хочет высказаться, он сделает это деликатно, но прямолинейно.

4) Скромность

Интеллигент никогда не допустит даже косвенного намека на свой высокий статус. В компании он всего лишь работник определенной профессии, даже если он приобрел чрезмерное влияние и богатство, разговор ведет на одном языке и не вставляет в речь цитаты на иностранном, не хвалиться посещенными странами, а просто переходит к истории, будто вычитал ее из книги. Одним словом, чем меньше «Я» в разговоре, тем больше проявляется личность.

5) Образование и самообразование

Интеллигент обожает знания и обретение новых талантов. Он обязательно получает университетский диплом, хотя бы потому, что ему нравится учиться, а его досуг заполнен книгами, журналами и разнообразными статьями из интернета. Образованный интеллектуал не кичится знаниями: он никогда не разговаривает замудренными словами в приземленных компаниях, чтобы показать свое превосходство, и не укоряет человека за то, что он не читал «Доктора Живаго», к тому же, возможно, сам интеллигент не знаком с этим романом. Всего не узнаешь и не перечитаешь, но ключевые труды культуры и науки надо знать и понимать и стараться привлекать к ним внимание других.

6) Грамотная речь

Язык – это отражение культуры народа, поэтому к нему нужно относиться крайне бережно. Интеллигент консервативен по отношению к иностранным словам и предпочитает заменять их русскими аналогами, но никогда не противится уже устоявшейся традиции, то есть «хобби» с его подачи может превратиться в «увлечение», но называть фонтан водометом никто не станет. Немалое значение уделяется словарному запасу и построению предложений для красивого выражения мысли.

Что будет кричать интеллигент, когда ударит молотком по пальцу? То же, что и все люди. Воспитанный человек прекрасно знает слова народного языка, но на публике он употребляет их раз в сто лет, чтобы ругательство было настоящим впечатлением, а не мусором, постоянно подмешиваемым в речь. Если же человек должен высказать свою позицию по абсурдному вопросу или мнение об омерзительном персонаже, он воспользуется остроумием или просто промолчит.

7) Независимая точка зрения

Критичный ум не позволяет вводить себя в заблуждение. Несмотря на убеждающие уговоры, интеллигент всегда принимает решения самостоятельно. Он дотошно изучает все стороны вопроса, используя разные источники информации, а затем занимает позицию оппонента и старается ее защитить, чтобы в итоге выступить судьей и решить, кто прав – защита или обвинение. Хладнокровный и беспристрастный взгляд критики обезоруживает любую ложь, даже если она приятна – умный человек прежде всего честен сам с собой.

8) Патриотизм

Интеллигент – убежденный патриот и не менее убежденный космополитист. Весь мир его дом и все иностранцы его братья, но родина у него одна и о ней нужно заботиться. Представитель интеллектуального класса делает все, чтобы сделать жизнь отечества лучше, и никогда не причитает, что его страна хуже других. Патриоты живут в самых лучших государствах, которые сами же и создают.

9) Уважение к культуре

Несмотря на то что культуру определяет весь народ, именно интеллигенция является ее проводниками сквозь эпохи. Своим трудом ее представители сохраняют историю менталитета народа, причем не только своего, и благодаря этому формируют мировоззрение будущих поколений.

10) Состоятельность

Мыслящий человек должен уметь себя реализовывать, а для этого вовсе необязательно гнаться за гигантскими вершинами. Жизненные успехи интеллигента – это стабильный доход на любимой работе, счастливая семья, верные друзья и, конечно же, вклад в благосостояние и развитие общества.

Беседа с элементами дискуссии «Интеллигентный человек. Какой он?»

Задачи: формировать представления об интеллигентности как высшем проявлении воспитанности человека, его красоты, доказать необходимость интеллигентности во всех жизненных обстоятельствах.

Ход подготовки.

1. Предложить учащимся следующие задания: ответить на вопросы академика Д.С. Лихачева: всем ли нужно быть интеллигентными людьми, если профессии не требует этого? Можно ли считать человека интеллигентным, если ему не удалось получить образование в связи с обстоятельствами? Нужна ли интеллигентность, если она сделает человека «белой вороной» среди друзей, родных, сослуживцев, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Можно ли развивать в себе интеллигентность? Подготовить рассказ о своей встрече с интеллигентным человеком «Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья» (Д.С. Лихачев).

План – конспекта беседы.

1. Что значит быть интеллигентным человеком?

Выдержки из книги Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

«Интеллигентный человек – это тот, кто не обязательно должен много знать, помнить наизусть стихи, но зато способный воспринимать культурные ценности, способный восхищаться красотой природы, понять характер человека, войти в его положение помочь ему».

«Интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков?»

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в тысячи мелочей: в умение уважительно спорить, скромно себя вести, в умение помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя окурками,бранью, дурными идеями.

2.Для обсуждения учащимся предлагается ситуация из статьи Н. Ваулина « Порядочность по прейскуранту» («Литературная газета»):

«Женщина, получившая зарплату, отправилась за покупками. Выйдя из троллейбуса,

она обнаружила, что оставила там свою сумку с паспортом, деньгами, ключами от квартиры…

Вечером в квартире женщины раздался звонок. Очень вежливый мужской голос поинтересовался, не потеряла ли она что-нибудь. Он сказал, что сумку нашла его жена, что они порядочные люди и женщина может приехать за своей сумкой.

Женщина, захватив с собой коробку конфет, приехала по указанному адресу. Хозяин произвел впечатление интеллигентного человека, очень занятого, так как он работал преподавателем, увлекался коллекционированием значков. После милой «светской» беседы хозяин предъявил перечень вещей, находящихся в сумме с точной их оценкой до копейки. В смету вошла даже стоимость записной книжки и носового платка, и он сказал, что женщина должна заплатить за находку одну четвертую от общей суммы, «по государственному закону» и «по совести» так, как положено среди «порядочных интеллигентных людей».

Вопросы учащимся: 1. Можно ли считать этого человека интеллигентным и порядочным? 2. Как бы вы поступили на месте его жены, нашедшей сумку? На месте мужа?

3. О каких чертах характера мужчины можно судить по его поведению? Что можно о его воспитанности?

4. Как бы вы отреагировали на предложение мужчины заплатить ему положенную сумму?

3. После обсуждения вопросов учитель знакомит учащихся с высказываниями ученого, писателя, артиста по проблеме дискуссии.

«Слово «интеллигент» у нас по - разному понимают. Часто под ним упрощенно подразумевают человека умственного труда. Но не каждый человек умственного труда по настоящему интеллигент. Интеллигентность - не столько знание, сколько умение понимать, получать наслаждение от чтения книг, просмотра хорошего фильма, театральной постановки. Интеллигентность необходимо человеку при всех жизненных обстоятельствах» (Д.С.Лихачев).

«Иным кажется, что стоит лишь освоить новую систему манер и интересов, как сделаешься интеллигентным. Псевдоинтеллигент может быть осведомлен в культурной жизни, быть завсегдатаем какого-нибудь элитарного клуба… Они стремятся в привилегированные. Их интересует внешняя атрибутика культуры. Они живут для себя, ищут только свою пользу, и боятся, что их раскусят, поймут.

Интеллигент необязательно должен все знать и любить, но он должен быть порядочным человеком, трудолюбивым, бескорыстным и добрым, скромным. Интеллигента отличают образованность и стремление к образованности, гражданское мужество, борьба за правду, умение видеть недостатки, творческие горения» (В. Катаев).

«Кто-то считает интеллигентом человека в очках, с узким от природы лицом, для других –олицетворение интеллигентности в кожаном пиджаке, и так далее. Из классиков интеллигентом я бы назвал Чехова. Видимо потому, что Чехов для нас олицетворение какой-то гармонии человеческой, высокая духовность, тонкая душа, удивительная деликатность и чуткость, мягкость и одновременно жесткость, даже порой жестокость, но – в отношении- жестокости.

Возможно ли быть интеллигентным каждому? Нужно ли это? Что мы предпочитаем: чтобы нас окружали люди, умеющие услышать вашу боль, открыто сказать правду, даже если это сулит им одними неприятностями? Или гребущие только под себя, победострастные с одними в одной ситуации, и обливающие их же грязью, когда ситуация изменилась? Ведь бывает - человек красиво и много рассуждает, а на поверхности такая пустота, такая труха… И еще… Без образования, без культуры постоянного вбивания в себе духовного наследия быть интеллигентным невозможно» (Л.Дуров).

Литература:

1. Алешина. О вежливости, о такте, о деликатности.

2. Лихачев. Земля родная.

3. Сухомлинский. Родина в сердце.

4. Толстых, Эренгресс, Макаров. Эстетическое воспитание


Все мы хотели бы общаться с культурными, просвещенными, воспитанными людьми, которые соблюдают границы пространства личности. Интеллигентные люди как раз такие идеальные собеседники.

В переводе с латыни интеллигентность обозначает познавательную силу, умение, способность к пониманию. Те, кто обладает интеллигентностью – интеллигенты, обычно задействованы в умственном труде и отличаются высокой культурой. Признаками интеллигентного человека являются:

  • Высокий уровень образования.
  • Деятельность, сопряженная с творчеством.
  • Включенность в процесс распространения, сохранения и переосмысления культуры и ценностей.

Не все соглашаются с тем, что к интеллигенции относится сугубо образованная прослойка населения, занятая умственным трудом. Оппозиционная точка зрения понимает интеллигентность прежде всего как наличие высокой нравственной культуры.

Терминология

На основании определения из Оксфордского словаря, интеллигенция – группа, которая стремится мыслить самостоятельно. Новый герой культуры – индивидуалист, тот, кто может отрицать социальные нормы и правила, в отличие от старого героя, служащего как раз воплощением этих норм и правил. Интеллигент, таким образом, нонконформист, бунтовщик.

Раскол в понимании, что такое интеллигентность, существует практически с самого начала употребления термина. Лосев к интеллигенции относил тех, кто видит несовершенства настоящего и реагирует на них активно. Его определение интеллигентности часто обращается к общечеловеческому благоденствию. Именно ради него, ради воплощения этого благоденствия, работает интеллигент. По Лосеву, интеллигентность человека проявляется и в простоте, откровенности, общительности, а главное, в целесообразном труде.

Гаспаров прослеживает историю термина «интеллигенция»: сначала под ним подразумевались «люди с умом», затем – «люди с совестью», позже – «хорошие люди». Также исследователь приводит оригинальное объяснение Ярхо по поводу того, что же значит «интеллигентный»: это человек не много знающий, но имеющий потребность, жажду знать.

Постепенно образованность перестала быть основной чертой, по которой человека относят к интеллигенции, на первое место выдвинулась нравственность. К интеллигенции в современном мире относятся люди, включенные в распространение знаний, и высоконравственные люди.

Кто такой интеллигентный человек и чем он отличается от интеллектуала? Если интеллигент – человек, имеющий некий особый духовно-нравственный портрет, то интеллектуалы – это профессионалы своего дела, «люди с умом».

Высокий уровень культуры, такт, воспитанность – потомки светскости, куртуазности, человеколюбия и изящества. Воспитанность – это не про «не лезть пальцами в нос», а умение держаться в обществе и быть разумным – осознанная забота о себе и других.

Гаспаров подчеркивает, что в настоящее время актуально такое понимание интеллигентности, которое связано с отношениями между людьми. Речь идет не просто о межличностном взаимодействии, а о таком, что имеет особое свойство – видеть в другом не социальную роль, а человеческое, обращаться с другим как с человеком, равным и достойным уважения.

По Гаспарову, интеллигенция в прошлом выполняла функцию , которая вклинивается в отношения высших и низших. Это что-то больше, чем просто ум, образованность, профессионализм. К интеллигенции предъявлялось требование пересмотра принципиальных установок общества. Выполняя функцию самосознания общества, интеллигенты творят идеал, что является попыткой переживания реальности изнутри системы.

В этом отличие от интеллектуалов, которые на вопрос самосознания общества творят социологию – объективное знание, вид «извне». Интеллектуалы занимаются схемами, четкими и непреложными, а интеллигенция – чувством, образом, эталоном.

Воспитание себя

Как стать интеллигентным человеком? Если интеллигентность понимать как уважительное отношение к личности, то ответ прост: соблюдать границы чужого психологического пространства, «не обременять собою».

Лотман особо подчеркивал доброту и терпимость, обязательные для интеллигента, только они ведут к возможности понимания. При этом доброта – это и способность защитить с мечом правду, и основы гуманизма, это особая сила духа интеллигента, которая, если она реальна, выстоит против всего. Лотман протестует против образа интеллигента как мягкотелого, нерешительного, неустойчивого субъекта.

Сила духа у интеллигента, по Лотману, позволяет не пасовать перед трудностями. Интеллигенты станут делать все то, что нужно, что нельзя не сделать в критический момент. Интеллигентность – это высокий душевный полет, и люди, способные на этот полет, совершают настоящие подвиги, потому что способны выстоять там, где другие пасуют, ибо им опереться не на что.

Интеллигент – борец, он не может терпеть зло, старается искоренить его. Следующие качества, по мнению Лотмана и исследователя интеллигентности Тепикина, присущи интеллигентам (наиболее характерные, совпадающие у двух исследователей):

  • Доброта и терпимость.
  • Неподкупность и готовность платить за это.
  • Стойкость и сила духа.
  • Способность пойти за свои идеалы на бой (интеллигентная девушка наравне с мужчиной будет отстаивать то, что считает достойным и честным).
  • Независимость мышления.
  • Борьба с несправедливостью.

Лотман утверждал, что интеллигентность часто формируется у оторванных от общества, не нашедших своего места в нем. При этом нельзя говорить, что интеллигенты – это отбросы, нет: те же самые философы эпохи Просвещения – интеллигенты. Именно они стали использовать слово «терпимость» и осознали, что её нужно защищать нетерпимо.

Русский филолог Лихачев отмечал легкость общения интеллигента, полное отсутствие у интеллигента . Он выделил следующие качества, тесно связанные с интеллигентностью:

  • Чувство собственного достоинства.
  • Умение размышлять.
  • Должная степень скромности, понимание ограниченности своих знаний.
  • Открытость, способность услышать другого.
  • Осторожность, нельзя быть скорым на суд.
  • Деликатность.
  • Осмотрительность относительно дел других.
  • Стойкость в отстаивании правого дела (интеллигентный мужчина не стучит по столу).

Стоит опасаться стать полуинтеллигентом, каким является всякий, воображающий, что знает все. Эти люди совершают непростительные ошибки – не спрашивают, не советуются, не слушают. Они глухи, для них нет вопросов, все ясно и просто. Такие воображалы несносны и вызывают отторжение.

Как мужчина, так и женщина могут пострадать от недостатка интеллигентности, которая есть сочетание развитых социального и эмоционального интеллекта. Для развития интеллигентности полезно:

1. Ставить себя на место другого человека.

2. Чувствовать связанность всех людей, их общность, коренную сходность.

3. Четко разграничивать свою и чужую территорию. Это значит не грузить окружающих интересной только себе информацией, не повышать голоса выше среднего уровня звука в помещении, не подходить слишком близко.

4. Пытаться понимать собеседника, уважать его, возможно, потренироваться доказывать чужие точки зрения, но не снисходительно, а по-настоящему.

5. Уметь отказывать себе, развивать , специально создавая маленький дискомфорт и преодолевая его постепенно (носить в кармане конфету, но не есть ее; заниматься физической активностью в одно и то же время каждый день).

В некоторых случаях женщина намного проще справляется с необходимостью быть терпимой, мягкой. Мужчинам же сложнее не проявлять агрессивное, импульсивное поведение. Но настоящая сила личности заключается отнюдь не в быстрой и жесткой реакции, а в разумной твердости. И женщина, и мужчина интеллигенты настолько, насколько способны учитывать другого человека и отстаивать самих себя.

Интеллигенция как совесть нации постепенно исчезает за счет появления прослойки профессионалов во власти. Интеллектуалы заменят интеллигентов на этом поприще. Но ничто не заменит интеллигентности на работе, в кругу знакомых и друзей, на улице и в общественных учреждениях. Человек должен быть интеллигентен в смысле умения чувствовать в собеседниках равных ему, проявлять уважительное отношение, потому что это единственная достойная форма в общении между людьми. Автор: Екатерина Волкова