Византийская империя в VI веке. Каким был XI век Византийская империя с 6 по 11 века


Расселение славян в Восточной Европе произошло в VI-XI веках в результате Великого переселения народов - грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Европейский континент.

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную (перелог ) систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной (подсечно-огневой ) системе, при которой приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. Заметную роль среди занятий славян играли пушная охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Активно участвовали славяне в работорговле. В качестве «товара» выступали обычно военнопленные.

В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла крестьянская община (вервь ). Земля находилась в коллективном владении всей общины и делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

Все вопросы управления обществом были сосредоточены в руках веча (народного собрания), председательствовал на котором в мирное время – старейшина, в военное – военный вождь.

Освоение славянами Восточно-европейской равнины происходило путем инфильтрации – без кровавых столкновений с населявшими ее балтскими (современные латыши и литовцы) и угро-финскими (сумь, пермь, карелы, чудь, меря и т.д.) племенами, при этом в ходе постоянных контактов значительная часть местного населения ославянилась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями – скотоводческими народами, кочевавшими в степях.

Первыми, в начале VI в., в Восточной Европе появились тюркские племена аваров , разгромившие в Северном Причерноморье союз антов – земледельческие славянские племена. В самом начале VII в. авары (славяне называли их обрами) вступили в войну с Византийской империей и были полностью разгромлены. Это спасло славян от их дальнейших набегов и произошло так неожиданно, что у наших предков появилась поговорка «погибоша аки обры», т.е внезапно.

Уже к моменту гибели аваров, на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей появились новые кочевники, так же тюрки – хазары . Они создали здесь сильное государство Хазарский каганат со столицей в городе Итиль (позднее – Саркел). Большинство хазар оставались язычниками, однако знать приняла иудаизм, ставший государственной религией. Хазары регулярно совершали набеги на земли славянских племен, многие из которых (поляне и вятичи, например) были вынуждены платить им дань.

Другим грозным соседом славян стала во второй половине VII в. Волжская Булгария (или Волжская Болгария). Находилась она в среднем течении Волги и на нижней Каме. Большинство населения – тюрки. Столица государства – Булгар (на месте современной Казани). Государственная религия – ислам. Булгары создали сложную и уникальную цивилизацию, просуществовавшую до XIII в.

На севере Восточной Европы соседями славян стали коренные народы, а на северо-западе – викинги (варяги ) – в основном выходцы из Швеции. Последние подвергали своим нападениям прибрежные поселения. Особенно страдал от варягов Новгород (первое упоминание о нем – 853 г.), жители которого платили им дань. Однако отношения с викингами носили неоднозначный характер, поскольку они были не столько врагами славян, сколько выгодными торговыми партнерами.

Из отдельных общин складывались племена, которые в VII – VIII вв. объединялись для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов в союзы племен. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза словен ильменских (Новгород). В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей (между Припятью и Западной Двиной), полочан (Полоцк), древлян (Искоростень), радимичей (бассейн реки Сож) и северян ; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне (Киев, основан примерно в VI в. полулегендарным князем Кием). Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами , уличами и тиверцами . В междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей (Смоленск) и вятичей (современные Московская и Тульская области).

Постоянные войны способствовали росту влияния военных вождей (князей ) и их дружин . Так создание племенных союзов создает предпосылки для возникновения государственности у восточных славян в IX в. сразу в двух центрах – в Киеве и Новгороде.

Киевская Русь

«Повесть временных лет» (автор – Нестор , 1113г. ) содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г. призвали варягов для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор , откликнулись на этот призыв, и пришли в новгородские земли вместе со своим племенем – Русью , давшим название всей Восточной Европе. От старшего, Рюрика, «севшего» в Новгороде, пошел княжеский род , постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. Династия Рюриковичей правила на Руси до 1598 г.

На этих летописных сведениях основывалась норманнская теория. Ее авторами были немецкие историки XVIII в. Байер, Шлёцер и Миллер. Они утверждали, что государственные начала были привнесены примитивным славянским племенам извне норманнами (викингами), и носили для них чисто искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII-XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Первым антинорманистом стал М. В. Ломоносов . Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли значительную роль в становлении русского государства, однако они не склонны ее преувеличивать. Рюрик со своей сильной дружиной (существование Синеуса и Трувора отрицается современной наукой), очевидно, лишь завершил этот длительный и сложный процесс.

Первые Киевские князья

В 879 г. Рюрика на новгородском престоле сменил его «родич» Олег (Вещий ).

В 882г. Олег совершил поход на Киев и убил правящих там князей Дира и Аскольда, скорее всего – потомков Кия, а затем, провозгласил себя правителем единого киевско-новгородского государства - Руси. Позднее, в XIX веке, оно получит название Киевская Русь.

Олег совершает походы на Константинополь (Царьград ), берет его штурмом (907 г ), и заключает выгодный для Руси торговый договор (911 г. , разрешил киевским купцам создание факторий в Константинополе). Этот документ считается древнейшим памятником славянской письменности на Руси.

В 912 г. Олег передал киевский престол сыну Рюрика Игорю Старому. Новый князь организовал несколько походов в Византию (941-944 гг.), заключил новый договор с Константинополем, а также предпринял первую попытку создания системы государственного устройства Древнерусского государства.

Будучи крайне примитивным по своей структуре государством, Киевская Русь представляла собой конгломерат покоренных племен, в основном славянских. Власть князя осуществлялась в двух формах:

  1. Систематические военные походы к окраинам Руси с целью повторного завоевания этих районов.
  2. Ежегодно совершаемое полюдье , т.е. обход всех славянских племен с целью сбора дани.

Желая сделать государство более управляемым, Игорь выделяет из него шесть уделов, которые раздает своим боярам в кормление , т.е. не в собственность, а с правом сбора дани. Так на Руси появляются первые элементы государственного устройства.

В 945 г. Игорь был убит древлянами при попытке повторно совершить сбор дани. Летопись сохранила слова древлян: «Коли повадится волк в стадо овец таскать, так всех и перетаскает, покуда не убьют его».

Новым Великим князем стал четырехлетний Святослав Игоревич при регентстве своей матери княгини Ольги. Жестоко отомстив за гибель мужа древлянам (убиты древлянские послы, сожжен Искоростень), Ольга провела реформу сбора дани (по сути – налоговую реформу). Полюдье она заменила повозом . Теперь князь не объезжал все земли, а только забирал приготовленную дань со специально назначенных мест - погостов . Были введены уроки , т.е. фиксированный размер дани.

Примерно в 957 году Ольга посетила Константинополь и приняла крещение под именем Елена. По ее приказу в Киеве была построена первая деревянная церковь.

С 964 г. Святослав правил самостоятельно. Он не проявлял интереса к внутренним проблемам Руси и вошел в историю как великий восточнославянский полководец, проведший свою жизнь в военных походах («Александр Македонский Восточной Европы» ). В Западной Европе князь считался одним из образцов рыцарства, поскольку всегда предупреждал врагов о начале похода против них: «Иду на вы!». В 964 – 965 и 966 – 967 гг. им проведены успешные походы в Булгарию и Хазарский каганат, который полностью уничтожен. С 968 по 971 гг. Святослав ведет войны в Болгарии (на Балканском полуострове), сначала – против болгар, а затем – против Византии. Потерпев поражение под Доростолом (971 г.), в 972г. Святослав возвращается в Киев, но по дороге погибает в печенежской засаде.

С 972 по 980 гг. происходит Первая усобица на Руси – борьба за власть сыновей Святослава – Ярополка, Олега и Владимира.

Правление Владимира Святославича

В 980 г. Великим киевским князем стал Владимир Святославич, проведший целый ряд преобразований:

  1. Варяжская наемная дружина была заменена им славянской (первым это, видимо, сделал его брат Олег).
  2. Вдоль юго-восточной границы Руси создана система оборонительных укреплений для защиты от набегов кочевников, прежде всего, печенегов (т.н. «Богатырские заставы»).
  3. С целью сплочения государства Владимир провел религиозную реформу. Была предпринята попытка создания единого для всех племен пантеона языческих богов во главе с Перуном. Сам Владимир присвоил себе имя бога солнца – Хорса (отсюда его прозвище «Красно Солнышко»). Возрождены человеческие жертвоприношения. Проводятся погромы дворов главных конкурентов новой веры – христиан. Однако славянские племена отказались принять новый пантеон, составленный на базе полянского и северогерманского пантеонов.
  4. В 988 (990) г., убедившись в провале предыдущей реформы, а так же стремясь к сближению с передовыми странами Европы, Владимир Святославич вводит христианство на Руси. Крещение Владимира и его дружины произошло в византийской крепости Корсунь (Севастополь), которую киевский князь взял штурмом. При крещении Владимир получил имя Василий.

Значение крещения Руси:

  • Наблюдается общая гуманизация социально-политической системы Руси.
  • Благодаря христианизации культура Руси попала под сильное византийское влияние, значительно ее обогатившее (каменное строительство, церковная архитектура, иконопись и т.д.).
  • Христианизация способствовала массовому распространению грамотности. Первые школы на Руси были основаны по приказу Владимира для детей знати («нарочитой чади») и готовили священников.
  • Русь получает возможность на правах равноправного члена войти в клуб европейских государств.
  • Христианство способствовало сплочению народов Руси, хотя и не настолько как ожидалось.
  • В результате крещения Руси намечается тенденция к сакрализации государственной власти (к признанию ее священного характера).
  • Благодаря крещению происходит некоторое упорядочивание общественной жизни.

Владимир так же организует успешные военные походы против печенегов, которым нанесены решающие поражения, и отдельных народов Руси (прежде всего, против вятичей).

Русь при Ярославе Мудром

В 1015 г. Владимир Святославич умирает и начинается Вторая усобица на Руси – борьба за киевский престол приемного сына Владимира Святополка Окаянного (сына Ярополка) и новгородского князя Ярослава Владимировича (Мудрого). Стремясь избавится от конкурентов, Святополк убил братьев Ярослава – Бориса и Глеба – позднее ставших первыми русскими святыми.

В 1019 г., одержав победу, Ярослав Мудрый становится Великим киевским князем. Ярослав окончательно покончил с набегами печенегов, но потерпел серьезные поражения от Византии, поэтому не вошел в историю как великий полководец. Славу великого князя ему принесли мирные преобразования.

  1. В 1016 г. Ярослав создает первый письменный свод законов на Руси - Правду Ярослава – первую часть Русской Правды. Главная тема документа – кровная месть, на которую вводятся ограничения. Первоначально действие Правды Ярослава распространялось только на Новгородскую землю.
  2. Ведется активное каменное строительство. Первая каменная церковь – церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) была построена еще Владимиром в 996 г. Теперь построены Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Киеве (1037 г., по образцу Константинопольской Софии) и Новгороде (1045 - 1050 г.)
  3. При церквях открываются общедоступные светские школы, в том числе и для девочек. Грамотность становится всеобщей, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты бытового содержания, клейма на ремесленных изделиях и пометки на бревнах срубов.
  4. Возрастает международный авторитет Руси. Этому способствуют многочисленные династические браки детей Ярослава с европейскими королями и принцессами (Анна Ярославна стала королевой Франции).
  5. При Ярославе возникают первые монастыри, самый знаменитый – Киево-Печерская лавра Его основателями были Антоний и Илларион (будущий митрополит).
  6. Ярославу Владимировичу удалось вывести русскую церковь из-под контроля Константинопольского патриарха, добившись права самостоятельно назначать митрополита из числа русского духовенства. Первым русским митрополитом становится около 1051 г. Илларион. Он же известен и как автор первого философского трактата на Руси – «Слова о законе и благодати». Главная тема произведения – обоснование духовного превосходства православия над католицизмом и права Руси на достойное место среди Европейских государств, обусловленное ее христианизацией.
  7. Ярослав Мудрый создает систему феодального землевладения на Руси. Он проводит обояривание, т.е. начинает передачу боярам земли на правах вотчины (в наследственное владение). Бояре составляют элиту дружины – старшую дружину. Из них же формируется совещательный орган при князе – Боярская дума. Кроме нее есть так же младшая дружина, состоявшая из отроков и гридей. В своих ставках великий князь назначает управляющих – огнищан.

Третья усобица на Руси . Владимир Мономах

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей . Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой . Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных . Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть, которая привела, в итоге, к разрушению единого государства. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

1078 г. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 - 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 - 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной» ) системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:

  1. Прекращение усобиц.
  2. Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 - 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:

  1. «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах» ) – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную . «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.
  2. Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.
  3. Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.

Будущий император Византии родился около 482 г. в маленькой македонской деревушке Таурисий в семье бедного крестьянина. В Константинополь он попал подростком по приглашению своего дяди Юстина, влиятельного придворного. Своих детей у Юстина не было, и он покровительствовал племяннику: вызвал в столицу и, несмотря на то что сам так и остался неграмотным, дал ему хорошее образование, а потом нашёл должность при дворе. В 518г. сенат, гвардия и жители Константинополя провозгласили престарелого Юстина императором, а тот вскоре сделал своим соправителем племянника. Юстиниана отличали ясный ум, широкий политический кругозор, решительность, настойчивость и исключительная работоспособность. Эти качества делали его фактически правителем империи. Огромную роль играла и его молодая, красивая жена Феодора. Её жизнь сложилась необычно: дочь бедного циркового артиста и сама цирковая артистка, она 20-летней девушкой уехала в Александрию, где попала под влияние мистиков и монахов и преобразилась, став искренне религиозной и благочестивой. Красивая и обаятельная, Феодора обладала железной волей и оказалась незаменимой подругой императору в трудные минуты. Юстиниан и Феодора были достойной парой, хотя злым языкам долго не давал покоя их союз.

В 527г., после смерти дяди, 45-летний Юстиниан стал автократором - самодержцем - империи ромеев, как называлась тогда Византийская империя.

Он получил власть в трудное время: от бывших римских владений осталась только их восточная часть, а на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства: вестготы в Испании, остготы в Италии, франки в Галлии и вандалы в Африке. Христианскую церковь раздирали споры о том, был ли Христос "богочеловеком"; зависимые крестьяне (колоны) разбегались и не обрабатывали землю, произвол знати разорял простой народ, города сотрясали бунты, финансы империи были в упадке. Спасти положение можно было лишь решительными и самоотверженными мерами, и Юстиниан, чуждый роскоши и удовольствий, искренне верующий православный христианин, богослов и политик, как нельзя лучше подходил для этой роли.

В царствовании Юстиниана I ясно выделяется несколько этапов. Начало правления (527-532 гг.) было периодом широкой благотворительности, раздачи средств бедным, снижения налогов, помощи пострадавшим от землетрясения городам. В это время укрепились позиции Христианской Церкви в борьбе с другими религиями: в Афинах был закрыт последний оплот язычества - платоновская Академия; ограничены возможности для открытого исповедания культов инаковерующих - иудеев, самаритян и т. д. Это был период войн с соседней иранской державой Сасанидов за влияние в Южной Аравии, целью которых было укрепиться в портах Индийского океана и тем подорвать монополию Ирана на торговлю шёлком с Китаем. Это было время борьбы с произволом и злоупотреблениями знати.

Главное событие этого этапа - реформа права. В 528 г. Юстинианом была учреждена комиссия из опытных юристов и государственных деятелей. Главную роль в ней играл специалист по праву Требониан. Комиссия подготовила собрание императорских указов - "Кодекс Юстиниана", свод сочинений римских юристов - "Дигесты", а также руководство по изучению права- "Институции". Проводя законодательную реформу, исходили из необходимости сочетания норм классического римского права с духовными ценностями христианства. Выразилось это прежде всего в создании единой системы имперского гражданства и провозглашении равенства граждан перед законом. Более того, при Юстиниане унаследованные от Древнего Рима законы, связанные с частной собственностью, приняли окончательный вид. Кроме того, законы Юстиниана рассматривали раба уже не как вещь - "говорящее орудие", а как человека. Хотя рабство не отменялось, для раба открывалось много возможностей освободиться: если он стал епископом, ушёл в монастырь, стал солдатом; раба было запрещено убивать, а убийство чужого раба влекло за собой жестокую казнь. Кроме того, по новым законам права женщины в семье были уравнены с правами мужчины. Законы Юстиниана запрещали осуждённый Церковью развод. Вместе с тем на право не могла не наложить отпечаток эпоха. Часты были казни: для простолюдинов - распятие на кресте, сожжение, отдание на съедение диким зверям, избиение розгами до смерти, четвертование; знатных особ обезглавливали. Смертью каралось и оскорбление императора, даже повреждение его скульптурных изображений.

Реформы императора были прерваны народным восстанием "Ника" в Константинополе (532 г.). Всё началось с конфликта между двумя партиями болельщиков в цирке: венетами ("голубыми") и прасинами ("зелёными"). Это были не только спортивные, но отчасти и социально-политические союзы. К традиционной борьбе болельщиков добавились политические обиды: прасины считали, что правительство их притесняет, а венетам покровительствует. Кроме того, низы были недовольны злоупотреблениями "министра финансов" Юстиниана - Иоанна Каппадокийского, знать же надеялась избавиться от императора-выскочки. Лидеры прасинов предъявили свои требования императору, причём в очень резкой форме, а когда он их отверг, назвали его убийцей и покинули цирк. Тем самым автократору было нанесено неслыханное оскорбление. Ситуация осложнилась тем, что, когда в тот же день арестовали подстрекателей к столкновению из обеих партий и приговорили их к смерти, двое осуждённых сорвались с виселицы ("были помилованы Богом"), но власти отказались их освободить. Тогда была создана единая "зелено-голубая" партия с лозунгом "Ника!" (цирковой клич "Побеждай!"). В городе начался открытый бунт, совершались поджоги. Император согласился на уступки, отправив в отставку наиболее ненавистных народу министров, но успокоения это не принесло. Большую роль сыграло и то, что знать раздавала бунтующему плебсу подарки и оружие, подстрекая к мятежу. Ничего не дали ни попытки силой подавить восстание с помощью отряда варваров, ни публичное покаяние императора с Евангелием в руках. Мятежники требовали теперь его отречения и провозгласили императором знатного сенатора Ипатия. Пожаров между тем становилось всё больше. "Город представлял груду чернеющих развалин", - писал современник. Юстиниан был готов отречься, но в этот момент императрица Феодора заявила, что предпочитает смерть бегству и что "пурпур императора - отличный саван". Её решительность сыграла большую роль, и Юстиниан решил бороться. Верные правительству войска предприняли отчаянную попытку восстановить контроль над столицей: отряд полководца Велизария, победителя персов, проник в цирк, где шёл бурный митинг мятежников, и устроил там жестокую резню. Говорили, что погибло 35 тыс. человек, но трон Юстиниана устоял.

Страшная катастрофа, постигшая Константинополь, - пожары и смерти - не повергла, однако, в уныние ни Юстиниана, ни горожан. В том же году на средства казны началось бурное строительство. Пафос восстановления захватил широкие слои горожан. В каком-то смысле можно сказать, что город восстал из пепла, как сказочная птица Феникс, и стал ещё красивее. Символом этого подъёма было, конечно, строительство чуда из чудес - константинопольского храма Святой Софии. Оно началось сразу же, в 532 г., под руководством архитекторов из провинции - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Внешне здание мало чем могло поразить зрителя, но настоящее чудо преображения происходило внутри, когда верующий оказывался под огромным мозаичным куполом, который как бы висел в воздухе без всякой опоры. Купол с крестом парил над молящимися, символизируя божественный покров над империей и её столицей. Юстиниан не сомневался, что его власть имеет божественную санкцию. В праздники он восседал на левой части трона, а правая была пуста - на ней невидимо присутствовал Христос. Автократор мечтал, что невидимый покров будет вознесён над всем римским Средиземноморьем. Идеей восстановления христианской империи - "римского дома" - Юстиниан вдохновил всё общество.

Когда купол константинопольской Софии ещё возводился, с Великого освободительного похода на Запад начался второй этап правления Юстиниана (532-540 гг.).

К концу первой трети VI в. варварские королевства, возникшие в западной части Римской империи, переживали глубокий кризис. Их раздирала религиозная рознь: основное население исповедовало православие, но варвары, готы и вандалы были арианами, чьё учение было объявлено ересью, осуждённой в IV в. на I и II Вселенских соборах Христианской Церкви. Внутри самих варварских племён быстрыми темпами шло социальное расслоение, усиливалась рознь между знатью и простолюдинами, что подрывало боеспособность армий. Элита королевств была занята интригами и заговорами и не заботилась об интересах своих государств. Коренное население ждало византийцев как освободителей. Поводом для начала войны в Африке послужило то, что вандальская знать свергла законного короля - друга империи - и посадила на престол его родственника Гелизмера. В 533 г. Юстиниан отправил 16-тысячную армию под командованием Велизария к африканским берегам. Византийцам удалось скрытно высадиться и беспрепятственно занять столицу вандальского королевства Карфаген. Православное духовенство и римская знать торжественно встречали императорские войска. Простой народ также относился к их появлению сочувственно, так как Велизарий сурово карал грабежи и мародёрство. Король Гелизмер пытался организовать сопротивление, но проиграл решающее сражение. Византийцам помогла случайность: в начале боя погиб брат короля, и Гелизмер покинул войска, чтобы похоронить его. Вандалы решили, что король бежал, и армию охватила паника. Вся Африка оказалась в руках Велизария. При Юстиниане I здесь развернулось грандиозное строительство - было построено 150 новых городов, восстановлены тесные торговые контакты с Восточным Средиземноморьем. Провинция переживала экономический подъём все 100 лет, пока она была в составе империи.

Вслед за присоединением Африки началась война за обладание историческим ядром западной части империи - Италией. Поводом к началу войны стали свержение и убийство законной королевы остготов Амаласунты её супругом Тео-датом. Летом 535 г. Велизарий с восьмитысячным отрядом высадился на Сицилии и в короткий срок, почти не испытывая сопротивления, занял остров. На следующий год его войско переправилось на Апеннинский полуостров и, несмотря на огромный численный перевес противника, отвоевало его южную и центральную части. Италийцы всюду встречали Велизария с цветами, сопротивление оказал лишь Неаполь. Огромную роль в такой поддержке народа сыграла Христианская Церковь. Кроме того, в стане остготов царил разброд: убийство трусливого и коварного Теодата, бунт в войсках. Армия выбрала новым королём Вити-гиса - смелого солдата, но слабого политика. Он тоже не смог остановить наступление Велизария, и в декабре 536 г. византийская армия без боя заняла Рим. Духовенство и горожане устроили византийским солдатам торжественную встречу. Население Италии более не желало власти остготов, о чём свидетельствует следующий факт. Когда весной 537 г. пятитысячный отряд Велизария был осаждён в Риме огромной армией Витигиса, битва за Рим длилась 14 месяцев; несмотря на голод и болезни, римляне сохранили верность империи и не впустили Витигиса в город. Показательно и то, что и сам король остготов печатал монеты с портретом Юстиниана I - только власть императора считалась законной. Глубокой осенью 539 г. армия Велизария осадила столицу варваров Равенну, и через несколько месяцев, опираясь на поддержку друзей, императорские войска заняли её без боя.

Казалось, власть Юстиниана не знает границ, он в апогее своего могущества, сбываются планы восстановления Римской империи. Однако главные испытания ещё только ждали его державу. Тринадцатый год правления Юстиниана I был "чёрным годом" и начал полосу трудностей, преодолеть которые могли только вера, мужество и стойкость ромеев и их императора. Это был третий этап его царствования (540-558 гг.).

Ещё когда Велизарий вёл переговоры о капитуляции Равенны, персы нарушили подписанный ими десять лет назад "Вечный мир" с империей. Шах Хосров I с огромным войском вторгся в Сирию и осадил столицу провинции - богатейший город Антиохию. Жители смело защищались, но гарнизон оказался небоеспособным и разбежался. Персы взяли Антиохию, разграбили цветущий город и продали жителей в рабство. На следующий год войска Хосрова I вторглись в союзную с империей Лазику (Западная Грузия), началась затяжная византийско-персидская война. Гроза с Востока совпала с нашествием славян на Дунае. Пользуясь тем, что укрепления границы остались почти без гарнизонов (войска были в Италии и на Востоке), славяне дошли до самой столицы, прорвались через Длинные стены (три стены протяжённостью от Чёрного моря до Мраморного, защищающие предместья города) и начали грабить пригороды Константинополя. Велизарий был срочно переброшен на Восток, и ему удалось остановить нашествие персов, но пока его армии не было в Италии, там оживились остготы. Они выбрали королём молодого, красивого, смелого и умного Тотилу и под его руководством начали новую войну. Варвары зачисляли в армию беглых рабов и колонов, раздавали своим сторонникам земли Церкви и знати, привлекали тех, кого обидели византийцы. Очень быстро маленькая армия Тотилы заняла почти всю Италию; под контролем империи остались лишь порты, которые без флота взять было невозможно.

Но, наверное, самым тяжёлым испытанием для державы Юстиниана I стала страшная эпидемия чумы (541-543 гг.), унёсшая чуть ли не половину населения. Казалось, что невидимый купол Софии над империей дал трещину и в неё хлынули чёрные вихри смерти и разрушения.

Юстиниан хорошо понимал, что главная его сила перед лицом превосходящего противника - вера и сплочённость подданных. Поэтому одновременно с непрекращающейся войной с персами в Лазике, тяжёлой борьбой с Тотилой, который создал свой флот и захватил Сицилию, Сардинию и Корсику, внимание императора всё больше и больше занимали вопросы богословия. Некоторым казалось, что престарелый Юстиниан выжил из ума, проводя в такой критической ситуации дни и ночи за чтением Священного писания, изучением творений Отцев Церкви (традиционное название деятелей Христианской Церкви, создавших её догматику и организацию) и написанием собственных богословских трактатов. Однако император хорошо понимал, что именно в христианской вере ромеев их сила. Тогда была сформулирована знаменитая идея "симфонии Царства и Священства" - союза церкви и государства как гарантии мира - Империи.

В 543 г. Юстиниан написал трактат, осуждающий учение мистика, аскета и богослова III в. Оригена, отрицающее вечные муки грешников. Однако главное внимание император уделял преодолению раскола православных и монофизитов. Конфликт этот вот уже более 100 лет терзал Церковь. В 451 г. IV Вселенский собор в Халкидоне осудил монофизитов. Богословский спор был осложнён соперничеством между влиятельными центрами православия на Востоке - Александрией, Антиохией и Константинополем. Раскол между сторонниками Халкидонского собора и его противниками (православными и монофизитами) в царствование Юстиниана I принял особую остроту, так как монофизиты создали свою отдельную церковную иерархию. В 541 г. начинается деятельность известного монофизита Якова Барадея, который в одежде нищего обошёл все страны, населённые монофизитами, и восстановил монофизитскую церковь на Востоке. Религиозный конфликт осложнился национальным: греки и римляне, считавшие себя правящим народом в империи ромеев, были преимущественно православными, а копты и многие арабы - монофизитами. Для империи это было тем более опасно, что богатейшие провинции - Египет и Сирия - давали огромные суммы в казну и от поддержки правительства торгово-ремесленными кругами этих областей многое зависело. Пока была жива Феодора, она помогала смягчать конфликт, покровительствуя монофизитам, несмотря на нарекания православного духовенства, но в 548 г. императрица умерла. Юстиниан решил вынести вопрос о примирении с монофизитами на V Вселенский собор. Замысел императора сводился к тому, чтобы сгладить конфликт путём осуждения учения врагов монофизитов - Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Фёдора Мопсуэтского (так называемые "три главы"). Сложность состояла в том, что все они умерли в мире с Церковью. Можно ли осуждать умерших? После долгих колебаний Юстиниан решил, что можно, но с его решением не согласились Папа римский Вигилий и подавляющее большинство западных епископов. Император вывез Папу в Константинополь, держал его чуть ли не под домашним арестом, пытаясь добиться согласия под нажимом. После долгой борьбы и колебаний Вигилий сдался. В 553 г. V Вселенский собор в Константинополе осудил "три главы". Папа не участвовал в работе собора, ссылаясь на недомогание, и пытался противодействовать его решениям, но в конце концов всё же подписал их. В истории этого собора следует различать его религиозный смысл, заключающийся в торжестве православного догмата о том, что божественная и человеческая природа соединены в Христе не-слиянно и нераздельно, и политические интриги, которые его сопровождали. Прямая цель Юстиниана не была достигнута: примирения с монофи-зитами не наступило, и чуть было не произошёл разрыв с западными епископами, недовольными решениями собора. Однако этот собор сыграл большую роль в духовной консолидации Православной Церкви, а это было крайне важно и в то время, и для последующих эпох. Время правления Юстиниана I было периодом религиозного подъёма. Именно в это время получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком, одним из виднейших представителей которой был Роман Сладкопевец. Это была эпоха расцвета палестинского монашества, время Иоанна Лествичника и Исаака Сирина.

Произошёл перелом и в политических делах. В 552 г. Юстиниан снарядил новую армию для похода в Италию. На этот раз она отправилась сухопутной дорогой через Далмацию под командованием евнуха Нарсеса, храброго полководца и хитрого политика. В решающем сражении конница Тотилы атаковала войска Нарсеса, построенные полумесяцем, попала под перекрёстный обстрел лучников с флангов, обратилась в бегство и смяла свою же пехоту. Тотила был тяжело ранен и умер. В течение года византийская армия восстановила своё господство над всей Италией, а ещё через год Нарсес остановил и уничтожил полчища лангобардов, хлынувших на полуостров.

Италия была спасена от страшного разграбления. В 554 г. Юстиниан продолжил завоевания в Западном Средиземноморье, попытавшись захватить Испанию. Полностью этого сделать не удалось, но небольшая область на юго-востоке страны и Гибралтарский пролив перешли под господство Византии. Средиземное море вновь стало "Римским озером". В 555г. имперские войска разгромили огромное персидское войско в Лазике. Хосров I подписал сначала перемирие на шесть лет, а потом и мир. Удалось справиться и со славянской угрозой: Юстиниан I заключил союз с кочевниками-аварами, которые взяли на себя охрану дунайской границы империи и борьбу со славянами. В 558 г. этот договор вступил в силу. Для империи ромеев наступил долгожданный мир.

Последние годы правления Юстиниана I (559- 565 гг.) прошли спокойно. Финансы империи, ослабленные четвертьвековой борьбой и страшной эпидемией, восстанавливались, страна залечивала раны. 84-летний император не оставлял своих богословских занятий и надежд покончить с расколом в Церкви. Он даже написал близкий по духу монофизитам трактат о нетленности тела Христа. За сопротивление новым взглядам императора в ссылке оказались константинопольский патриарх и многие епископы. Юстиниан I одновременно был продолжателем традиций ранних христиан и наследником языческих кесарей. С одной стороны, он боролся против того, чтобы в Церкви были активны только священники, а миряне оставались лишь зрителями, с другой - постоянно вмешивался в церковные дела, смещая епископов по своему усмотрению. Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей - помогал бедным, облегчал положение рабов и колонов, восстанавливал города - и одновременно подвергал население жестокому налоговому гнёту. Пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог уничтожить продажность и злоупотребления чиновников. Его попытки восстановить мир и стабильность на территории Византийской империи обернулись реками крови. И всё же, несмотря ни на что, империя Юстиниана была оазисом цивилизации в окружении языческих и варварских государств и поражала воображение современников.

  • Каролингская империя, Византия и исламский мир в начале IX в
  • Категория: История XIX - начала XX века » Российская империя и славянские страны
  • Методические рекомендации по самостоятельной работе. На основе анализа дипломатических документов, постараться выявить новое соотношение сил в Европе: на смену старым мировым империям приходят новые национальные
  • Образование и развитие феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». Золотая булла 1356 года

  • Культура домонгольской Руси

    Образование: Красноярский государственный педагогический университет с отличием по специальности учитель истории и обществознания,

    повышение квалификации: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017г.

    Вопросы по репетиторству можете задать, использую следующие контакты -

    ВК: https://vk.com/oshchepkovandr

    Номер телефона: 8-963-268-93-27

    Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk

    YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCGof7k7FePogUUtJX5WslQg/videos .

    Культура восточных славян и Киевской Руси в 6-11 веках

    Отправным моментом развития русской культуры является эпоха становления государственности. Стоит отметить, что восточные славяне издревле были земледельческим народом. Восточнославянские языки относятся к славянской группе индо­европейской языковой семьи. Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, например, болгарский автор X в. Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, что это была примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась у них только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны переведённые на славянский язык греческие богослужебные книги. Древние славяне были язычниками. В глубокой древности у них был широко распространён культ Рода и рожаниц , тесно связанный с поклонением предкам. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог Солнца, который у различных племён назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит ещё об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

    Нет точных данных о языческих жрецах, видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI в. с христианством:

    1024- восстание волхвов в Суздале

    1071-восстание волхвов в Ростове и Белоозере

    Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капишах, богам приносились жертвы. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

    Князь Владимир Святославич пытался укрепить языческую веру, а вместе с ней и свою княжескую власть. С этой целью в 980 г .(так называемая языческая реформа) был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но в честь Перуна начали приносить жертвоприношения, что создало недовольство среди русичей. («Перун-Вамперун»)Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвёл своеобразную духовную революцию сверху - ввёл в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и Древнерусского государства.

    Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определён путь развития России на много столетий вперед.

    Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви». Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое, пожалуй, древнее из известных произведений древнерусской литературы - «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Иларион , оратор, писатель, церковно-политический деятель. Это был первый представитель Киевской Руси, занявший митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки.

    «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенством формы. Его основной идеей является хвала Русской земли и утверждение превосходства совсем ещё молодого русского православия над старым византийским.

    Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Он организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе (построен в 1037 году) первую русскую библиотеку. При нём были канонизированы первые русские святые - князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространённые в общественном сознании Древней Руси.

    Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества благодаря открытию школ при монастырях. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания. Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во второй половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1057 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира (так называемое Остромирово Евангелие ).

    Больших высот достигла в X-XI вв. архитектура. Её развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви -возводились прежде всего храмы. Самая первая каменная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г. На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма . Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмами их называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма располагались крестообразно, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.

    Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится Софийский собор (1037 г.) . Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие , Софию киевскую венчали 13 куполов .Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. Все три собора освящены в честь св. Софии. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота», служила торжественным въездом в город.

    Храмы украшались мозаиками и фресками. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками.

    Фрески -рисунки по сырой штукатурке

    В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура почти сразу проявляет заметные черты своеобразия - это и двоеверие , которое образовало греческое православие и славянское язычество , и многоглавие первых русских соборов , и эпос, и повседневная жизнь, оставшаяся неизменной у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития.

    Список литературы:

    Р.В. Пазин «История российской культуры»

    В Софийском соборе Константинополя произошло разделение христианской церкви — Великая схизма — на Западную (Римско-католическую) и Восточную (грекокафолическую). Во время богослужения папские легаты, прибывшие в столицу Византии для переговоров, прошли к алтарю и, прервав литургию, выступили с обличительной речью в адрес патриарха Михаила Кирулария. Затем они положили на престол папскую буллу на латинском языке, в которой говорилось об отлучении патриарха и его последователей от церкви. Ответ патриарха Михаила не заставил себя ждать: спустя несколько дней он созвал собор, на котором предал анафеме папу и его приверженцев. Так произошла Великая схизма, но глубокие непримиримые разногласия между римским папой и константинопольским патриархом назревали не одно столетие, а исторические предпосылки раскола берут свое начало еще в раннем Средневековье.

    Оборотная сторона свинцовой печати Ярослава Мудрого для скрепления документов. Киев, XI век Надпись на греческом языке: «Господи, помоги рабу твоему Георгию». В. Жидченко / РИА «Новости»

    В Вышгороде скончался князь киевский Ярослав Мудрый. За 44 года своего правления (34 из которых он был великим князем киевским) он, как ни один из его предшествен-ников, сумел укрепить и повысить авторитет Древнерусского государства в глазах соседей. Европейские монархи почитали за честь породниться с Рюриковичами. Одна из дочерей Ярослава — Анна — стала женой французского короля Генриха I, а сын Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха. Однако Ярослав прославился не столько мудрым ведением внешней политики, сколько заботой о внутригосударственных делах. Одной из главных заслуг князя было создание первого на Руси писаного свода законов под названием «Правда Ярослава». В 1282 году Правда Ярослава войдет в более полный и подробный свод законов — Русскую Правду. При нем Древнерусское государство переживает свой культурный расцвет: появляются первые монастыри, в киевских скрипториях начинают переписывать и переводить греческие рукописи. По инициативе Ярослава был возведен тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве. На смертном одре великий князь завещал своим детям пребывать в любви и согласии между собою, но из-за нового порядка престолонаследия, им же и установленного, сыновьям не удалось исполнить наказ отца, и уже через несколько лет после смерти Ярослава Русь погрузится во мрак междоусобных войн.

    Тихо Браге. Портет 1596 года Skokloster Castle / Wikimedia Commons

    В Китае в течение двадцати трех дней на небе можно было наблюдать яркую вспышку. Китайские астрономы зафиксировали появление «звезды-гостьи» — такое название дали ей наблюдатели — в созвездии Тельца. Эта новая звезда за несколько дней разгорелась настолько, что стала в четыре раза ярче Венеры. Один из пяти астрономов, чьи письменные наблюдения дошли до наших дней, — Янг Вэй-Ти записал, что она имела ярко-желтый цвет и была видна даже днем. Но спустя некоторое время «гостья» угасла, оставив после себя туманность, которую позднейшие исследователи назовут Крабовидной. Подобная ей звезда снова возникнет на небосводе только спустя полтысячелетия, и ее появление задокументирует великий астроном Тихо Браге.

    Алп-Арслан унижает Романа IV Диогена. Миниатюра из иллюстрированной книги
    «О несчастиях знаменитых людей» Джованни Боккаччо. XV век
    Bibliothèque nationale de France

    Пограничная византийская крепость Манцикерт была осаждена войсками сельджукского султана Тогрул-бека. В силу своего удачного расположе-ния — крепость Манцикерт (Маназкерт) была своеобразными «воротами» в Малую Азию — она была лакомым куском для завоевателей. За долгую историю своего существования она успела побывать под властью ассирийцев, римлян, Сасанидов, а в 986 году была завоевана византийцами. Войска сельджуков обстреливали осажденный город из трофейной метательной машины — требушета, некогда принадлежавшего византийцам. Один из жителей осажденного города прорвался к вражескому орудию и поджег его с помощью специальной горючей смеси — «греческого огня». Требушет был выведен из строя, а город спасен. Дальнейшая же судьба безымянного героя, как нетрудно догадаться, сложилась трагически. К сожалению, эта победа не была окончательной. Через 17 лет, в 1071 году, при Манцикерте состоялось сражение, имевшее фатальное значение для Византийской империи. Турки-сельджуки разбили византийскую армию и взяли в плен императора Романа IV Диогена, который был отпущен только при условии выплаты ежегодной дани. Победа сельджуков открыла тюркским племенам дорогу в глубь Малой Азии и ускорила установление власти турок на этой территории.

    Лев IX. Фрагмент гравюры. XVI век Bibliothèque nationale et universitaire de Strasbourg

    В Риме скончался папа Лев IX. После смерти папы Дамаса II император Генрих III в присутствии римских легатов назначил тогда еще епископа Бруно папой римским. Однако Бруно пожелал быть избранным на Святой престол согласно древним обычаям. В столицу Западной Римской империи будущий папа прибыл как паломник — войдя в Рим, он снял сандалии и босиком, смиренно читая молитвы, направился к могиле святого Петра. Там он объявил римлянам, что прислан к ним императором в качестве нового папы, но не намерен оставаться, если они того не желают. Однако римляне приняли его, и тогда архидьякон Римской церкви произнес традиционную фразу: «Святой Петр избрал Бруно». За недолгие пять лет папства он провел крупную реформу церкви, осудил куплю и продажу церковных санов (симонию) и половую распущенность священников. В рамках реформаторской деятельности Лев IX много ездил по Европе и везде, где бы ни оказался, активно призывал к борьбе с этими пороками. Но взор папы был обращен не только на внутренние проблемы церкви. C 1050 года все его внимание было направлено на Южную Италию, находившуюся под церковной юрисдикцией константинопольского патриарха и властью норманнских племен. Желание Льва IX подчинить себе эти земли послужило толчком к острому конфликту с Византийской церковью и стало одним из поводов к Великому расколу. После нескольких лет безуспешных мирных переговоров с норманнами Лев IX попытался убедить Генриха III отложить войну с венграми и дать войска для борьбы с варварами, но получил отказ. Тогда Лев IX сам взял в руки меч и выступил в поход, но в битве при Чивителле папская армия, состоявшая из небольшого отряда наемников, была разбита, а папа сдался в плен. Почти год Лев IX содержался в норманнском плену и уже смертельно больной был отпущен на свободу и доставлен в Рим, где вскоре скончался, не дожив трех месяцев до Великой схизмы.


    Фрагмент фриза Национальной портретной галереи Шотландии. Мозаика Уильяма Хоула. 1898 год rampantscotland.com

    В Шотландии недалеко от крепости Дунсинан состоялось сражение между шотландским королем Макбетом и графом Сивардом. Поводом послужило прикрытие Макбетом нормандцев, удаленных от двора Эдуарда Исповедника, причиной — конечно, корона. В интересах Сиварда было свергнуть неугодного ему и его клану Макбета и возвести на престол своего родственника Малькольма. Несмотря на победу в этой битве, Сиварду не удалось осуществить свой план — Макбет оставался королем Шотландии еще на протяжении трех лет, пока не был убит Малькольмом в битве при Лумфанане в Абердине. К концу XIV века жизнь Макбета превратилась в легенду, где шотландский король выставлен беспощадным кровавым тираном, каковым он, скорее всего, на самом деле не был. Макбет способствовал распространению христианства в Шотландии, а в 1050 году совершил паломническую поездку в Рим, где прославился щедрыми пожертвованиями в пользу католической церкви. Однако красивая легенда всегда привлекательнее и интереснее правды. Сказания шотландских трубадуров легли в основу знаменитой шекспировской пьесы «Макбет», из которой и сложилось наше представление об этом монархе.


    Гарсия III. Фрагмент иллюстрации из манускрипта «Genealogia dos Reis de Portugal». Португалия, 1530-1534 годы British Library

    При Атапуэрке на территории современной Испании произошла битва между армиями Кастилии и Наварры, в ходе которой погиб король Гарсия Наваррский. Воевали, как это часто водится, два брата — Фердинанд I и Гарсия III. Один из братьев, а именно Гарсия, посчитал себя несправедливо обойденным при распределении земель после смерти отца Санчо III Великого и решил напасть на Кастилию. Поход против брата не увенчался успехом, а за желание присоединить себе дополнительные земли Гарсия III поплатился жизнью, не успев оставить в истории хоть сколько-нибудь значительный след.

    Вильгельм I Завоеватель. Картина неизвестного художника. 1590-1620-е годы National Portrait Gallery, London

    В сражении при Мортимере французский король Генрих I потерпел поражение от Вильгельма (будущего Вильгельма Завоевателя). Это было одно из первых крупных и значимых для Вильгельма сражений. Предпосылкой к этой битве послужил целый ряд довольно запутанных обстоятельств, связанных с разделением земель и влияния. Участниками событий были короли, герцоги и их вассалы. В итоге в 1053 году произошло первое нападение армии Генриха I на норманнские владения, а уже через год он начал крупномасштабное вторжение на земли Вильгельма. На стороне Генриха I также выступили отряды герцога Аквитании и графов Бургундии и Анжу. Французский король решил разделить армию на две части. После того как одна из них была полностью разбита под Мортимером, Генрих I вынужден был отступить. Многие знатные рыцари попали в плен, а через некоторое время стали вассалами Вильгельма.