Конспект фронтального логопедического занятия. Именительный падеж множественного числа существительных


Конспект по дисграфии для учащихся 5-х классов с лёгкой умственной отсталостью

Тема: «Изменение существительных по падежам »

Цели: образовательные –

— закрепить изменение одушевлённых существительных в единственном числе по падежам,

— закрепить употребление падежных окончаний одушевлённых существительных в единственном числе,

— закрепить практическое употребление в словосочетаниях одушевлённых существительных в единственном числе,

— закрепить дифференциацию звуков Б и П в слогах, словах, предложениях,

— активизировать словарь по теме «Домашние животные» на примере коровы, собаки, козы, кошки.

коррекционные –

— развитие фонематических процессов (слуха и восприятия),

— коррекция правильного написания строчных букв Б и П,

— развитие мелкой и артикуляционной моторики,

Оборудование: зеркала, слоговая таблица, образ букв Б и П,

таблица характеристики звуков, шаблоны прописных букв,

карточки слов (изменение по падежам),

карточки текста с пропущенным окончанием,

карточки-названия падежей с вопросами,

картинки животных (корова, собака, кошка, коза),

карточки частей тела животных, карточки животных с детёнышами,

карточки животных с кормом,

сюжетная картина «Дедушкин подарок»,

компьютерная программа «Дельфа-142».

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед:

— Добрый день, ребята!

День учебный продолжается и занятие начинается.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,

вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Подготовительный этап:

Логопед:

— Возьмите зеркала. Выполним упражнения для языка:

«Индюк болбочет», «Лягушка», «Трубочка», «Качели», «Часики».

— Глубоко вдохнём и на выдохе протянем гласный звук

ААА, вдох-выдох: ООО, вдох-выдох: ЫЫЫ, вдох-выдох:

УУУ, вдох-выдох: ЭЭЭ.

— Почему эти звуки называются гласными? (Воздух выходит свободно, их можно петь, тянуть).

Основной этап

Акустико-артикуляционная характеристика

Логопед:

— Маленькие мышки, серенькие шубки, длинные хвосты, пищат: пи-пи-пи.

— Пистолет пугает мух. Говорит он громко: бух!

— Ребята, как мышонок пищит? (Пи-пи-пи)

— Как пистолет пугает? (Бух-бух).

— Сегодня мы продолжим работу по различению согласных Б и П.

— Возьмите зеркала и произнесите звуки Б и П. Какие это звуки, чем они похожи, чем отличаются?

Ответы детей : это звуки согласные. Во рту существует преграда, губы сжимаются и разжимаются, язык неподвижен, струя воздуха – короткая, прерывистая. Звук П – глухой, звук Б – звонкий.

Логопед:

— Звуки мы слышим и произносим, а видим, читаем и пишем – что? (Буквы).

Вспомним стихотворение про букву Б:

«Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком» .

— Вспомним букву П: «Буква П – дверной проём».

Развитие фонематических процессов

Логопед:

— Прочитаем слоги парами по таблице: с буквой Б – громко, с П – тихо.

(БА-ПА, БО-ПО, БУ-ПУ, БЫ-ПЫ, БЭ-ПЭ).

— Сейчас повторите за мной слоги наоборот: ПА –(БА), ПО-(БО), ПЫ-(БЫ), ПУ –(БУ), ПЭ-(БЭ).

— Пропишем в воздухе маленькие буквы Б и П.

— Обводите по пунктирным линиям на листочках буквы Б или П, когда услышите эти звуки в словах: слабый, грубый, крупный, колобок, колбаса, дупло, капли, сапоги, лопата, каблук.

— Продолжаем обводить буквы, услышав звуки в предложении:

На траву поставили бочки. На деревьях набухают почки.

Повалился старый забор. На воротах крепкий запор.

— Проверяем, сколько звуков Б вы услышали и обвели букв (8), сколько П (10).

Физкультминутка:

— Встанем, отдохнём – услышав звук Б, поднимаем руки вверх, на П – опускаем вниз: П, Б, П, П, Б, ПА, БЫ, БЭ, ПУ, АП, ОП, альбом, папка, бумага, портфель, банан, капуста, яблоко, репа. У Бори старший брат Павлик. На полке стоит букет цветов.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Логопед:

— Молодцы, садимся и отгадываем загадки:

«Мягкие лапки, а в лапках царапки» . Кто это? (Кошка)

«С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком» . Кто это? (Собака)

«Голодная – мычит, сыта – жуёт, деткам молоко даёт» . Кто это? (Корова)

«Идёт, идёт, бородой трясёт. Травки просит: ме-ме, дай-ка вкусной мне-мне» . Кто это? (Коза)

— Назовите одним словом: корова, коза, кошка, собака – кто это? (Это домашние животные).

Почему их так называют?

Ответы детей : они живут возле человека, он кормит их, строит им жилища, заботится о них, а животные приносят ему пользу.

— Слова корова, кошка, собака, коза отвечают на вопрос Кто? И в Именительном падеже имеют окончание А. (Запись на доске).

— Возьмите карточки и допишите окончания в словах в первой строке с вопросом Кто? (-а).

Дети дописывают окончания:

Кто? коров…, коз…, кошк…, собак…

— Назовите, у Кого из животных есть рога? (у коровы), у Кого есть усы (у кошки), у кого бородка (у козы), у кого хвост колечком (у собаки).

— Давайте повторим: рога (у кого?) у коровы, усы (у кого?) у кошки, бородка (у кого?) у козы, хвост колечком (у кого?) у собаки.

— Слова в Родительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания —Ы, -И . (Запись на доске)

— Допишите в карточках окончания в словах во второй строчке с вопросом Кого ?

у Кого? у коров…, у коз…, у кошк…, у собак…

— А сейчас поиграем в игру: «Кому дадим какую пищу». Соединим корм стрелочками с животным:

К о м у?

— Кому дадим капусту? (козе). Кому косточку? (собаке). Кому травку? (корове). Кому рыбку? (кошке).

— Существительные в Дательном падеже отвечают на вопрос Кому? И имеют окончания – Е . (Запись на доске)

Кому? В третьей строчке:

Кому? коров…, коз…, кошк…, собак…

А сейчас вспомним, как называются детёныши животных. Посмотрим на картинки и назовём с Кем ? они нарисованы.

— Телята (с Кем?) с коровой, козлята (с Кем?) с козой, котята (с Кем?) с кошкой, щенки (с Кем?) с собакой.

— Повторим с Кем? (Коровой, козой, кошкой, собакой) . Существительные в Творительном падеже отвечают на вопрос Кем? И имеют окончания –ОЙ.

— Допишите окончания в словах с вопросом Кем? В четвёртой строчке:

Кем? коров…, коз…, кошк…, собак…

Физкультминутка:

Поиграем с пальчиками в игру «Пять телят»:

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жуёт.

Этот телёнок копытами бьёт.

Этот телёнок мычит: «Почему все разошлись, скучно мне одному!»

Логопед:

— Сейчас рассмотрим картину «Дедушкин подарок». Назовите Кого? Вы видите из домашних животных. Кого видим?

Ответы детей : Я вижу корову, козу, кошку, собаку.

— Существительные в Винительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания –У . (Запись на доске).

— Допишите окончания -У в словах с вопросом Кого? В пятой строчке:

Кого (вижу)? коров…, коз…, кошк…, собак…

— Давайте повторим: о Ком? Мы сегодня с вами разговаривали

(О корове, о собаке, о кошке, о козе ).

— Существительные в Предложном падеже отвечают на вопрос о Ком? И имеют окончания –е. (Запись на доске).

— Допишите окончания –е в словах с вопросом о Ком? В шестой строчке:

о Ком? о коров…, о коз…, о кошк…, о собак…

Работа с текстом:

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные окончания. Спишите, подчеркните буквы Б – двумя чертами и П – одной чертой.

У бабушки в деревне жила коров… Пеструха. Бабушка давала коров… свежее сено. Каждый день доила свою коров…. У коров… Пеструхи было много молока. Бабушка гордилась любимой коров… и рассказывала о коров… внучатам, угощала их молоком, сметаной, творогом.

Закрепление материала:

— Давайте повторим, какие падежные окончания имеют существительные в единственном числе. (Чтение таблицы на доске).

— С какими звуками работали? Какие они, чем отличаются?

Закрепим дифференциацию звуков Б и П на компьютерной игре «Дельфа-142»: «Какая картинка начинается с той же буквы?» (Буквы. Картинки).

— Закрепим употребление слов в предложении на компьютерной игре: «Выбери правильную форму слова». (Предложение. Выбери форму слова)

учитель-логопед

Замятина Наталья Владимировна

ГКОУ СО «СКОШИ 111», г. Екатеринбург

Цели: учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного; уточнять и активизировать словарь детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит детей ответить: Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, держим карандаш, удивленно пожимаем)? Чем мы закрываем глаза от пыли? (Ладонями), касаемся пола на физкультурном занятии? (Ступнями). И т.п. 1.

Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различных пород деревьев и цветов. Рассказывая о том, что в лесу растут разные грибы и вырастают они везде, логопед просит детей ответить, под чем растут грибы?

Показывая указкой по очереди на выставленные картинки, логопед добивается преобразования существительного единственного числа именительного падежа в существительное множественного числа творительного падежа, например: береза - грибы растут под березами; елка - ...под елками; сосна - ...под соснами (под колокольчиками, под ромашками, под кустами, под дубами, под рябинами, под кленами, под лютиками и пр.).

Помимо грамматической задачи, упражнение содержит и лексическую - активно пополняется словарь детей.

2.Игра «В зоопарке».

На доске - картинка с изображением зоопарка и портрет симпатичного старичка. Логопед рассказывает, что в зоопарке много лет работает служителем (новое слово!) дедушка Егор. Он очень любит зверей и птиц. И хоть ему много лет, он ухаживает за животными.

Логопед просит детей подумать и ответить, за кем ухаживает дедушка Егор?

Ответы детей: Дедушка Егор ухаживает за лебедями (за слонами, за жирафами, за змеями, за кабанами, за косулями).

В этом упражнении также активно пополняется словарь по теме «Животные».

3.Динамическая пауза. Игра с мячом.

Перед тем как бросить мяч кому-то из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Каждый ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, со свертками, с пакетами, с портфелями, с рюкзаками, с авоськами, с рулонами, с кошельками, с документами, с продуктами, с билетами и т. п.). Все малознакомые слова объясняются и проговариваются хором. Выделять окончание существительных в творительном падеже множественного числа обязательно.

4.Работа с индивидуальным наглядным материалом. Игра «Бабушкина корзинка».

У детей на столах картинки, на каждой из которых - разные «дары леса» (грибы, ягоды, желуди и пр.). Логопед показывает детям красивую плетеную корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Бабушка сказала, что корзинка эта не простая и тому, кто пойдет с ней в лес, обязательно повезет».

Логопед просит детей посмотреть на свои картинки, представить, что все это дети собирали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка?

Ответы детей: Корзинка была с желудями (с сыроежками, с лисичками, с опятами, с ягодами, с яблоками, с шишками, с листьями, с орехами, с подосиновиками, с подберезовиками и пр.).

Полезно, если накануне этого занятия воспитатель проведет подготовку к нему и повторит с детьми названия грибов.

Итог занятия, оценка деятельности детей.

Конспект логопедического занятия

по развитию лексико-грамматических средств языка

у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи

Тема «Творительный падеж множественного числа существительных»

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

образовательная:

Учить детей правильно образовывать существительные в творительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы;

коррекционно-развивающие:

Продолжать учить отвечать на вопрос педагога полным предложением,

Развивать умение согласовывать слова в предложениях,

Развивать языковое чутье;

воспитательная:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: наборное полотно, сюжетная картинка «Тигренок-строитель», предметные картинки с изображением орудий труда, животных, овощей, фруктов, природы.

Словарный материал : активизировать словарь детей по теме «Профессии» и другим лексическим темам.

Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением сказки Д.Родари «Чем пахнут ремесла» и стихотворения С.Маршака «Почта», обучение правильному употреблению формы творительного падежа существительных в единственном числе.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кем ты будешь?» (Каждый ребенок высказывается и садится на место.)

2.Объявление темы.

Люди разговаривают и произносят …(слова). Слова согласуются, дружат и получается …(предложение). Сегодня снова будем учиться составлять предложения.

3.Этап обучения на фронтальном наглядном материале.

Игра «Тигренок-строитель».

(Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением тигренка-строителя.) Сейчас вы сами придумаете сказку, а я вам помогу. Это тигренок. Рассмотрите картинку и скажите, кем работает тигренок? (Дети отвечают.) Правильно! Тигренок работает строителем. С кем он работает? (Выставляется картинка, изображающая мышат /или любых других животных/) (Ответы детей полным предложением.) Кем работают мышата? (Ответы детей полным предложением). Верно, мышата работают строителями. (Логопед проговаривает предложения, выделяя голосом окончания существительных в творительном падеже и просит детей произносить так же.) Решил он построить в лесу школу и позвал на помощь друзей. (Логопед рядом выставляет предметные картинки, изображающие других животных и задает вопросы для составления предложений детьми.) С кем стал работать тигренок? (Ответы детей полным предложением.) Чтобы строение не разрушилось, за работой надо наблюдать. За кем наблюдал тигренок? (Ответы детей полным предложением.) Чем забивали гвозди строители? Чем пилили? Чем рубили? (Ответы детей полным предложением.) Лосята не могли рубить топорами, и тигренок стал над ними смеяться. Над кем смеялся тигренок? Перед кем извинился? (Ответы детей полным предложением.) Наконец школа построена. Вокруг много мусора. Чем звери убирали мусор? (Ответы детей полным предложением.)

Игра «Добрые гномы».

(На наборное полотно выставляется изображение гномов, а также фрукты и овощи.) В этом же лесу жили добрые гномы. Они пришли полюбоваться на школу и принесли угощение для работников – фрукты и овощи. (Показывая картинки с угощениями, логопед просит детей ответить: чем угощали добрые гномы зверей? Дети отвечают на вопрос полным предложением. Например, «Добрые гномы угощали зверей яблоками»)

Игра с мячом.

Поработали звери, получили угощение и решили поиграть мячом. И мы поиграем. (Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос одним-двумя словами и бросает мяч педагогу.)

Чем смотрят? Чем топают?

Чем слушают? Чем хлопают?

Чем кусаются? Чем пожимают?

Чем царапаются? Чем улыбаются?

Чем ходят? Чем хмурятся?

Чем прикрываются глаза? Чем видят?

4. Физкультминутка.

Выполнение движение по тексту стихотворения.

5. Этап закрепления полученных навыков в работе с индивидуальным наглядным материалом.

(Логопед выставляет на наборное полотно изображение пилота.) Назовите кем управляются самолеты. (Ответы детей. Например, «Самолеты управляются летчиками и пилотами».) Наш самолет летел высоко-высоко. Сейчас мы узнаем, над чем пролетал самолет? (У детей на столах картинки, на которых нарисованы дома, люди, горы, лес и т.д.) Будьте внимательны и послушайте задание. Рассмотрите картинки. Тот, кого я назову, выйдет со своей картинкой и правильно скажет, над чем пролетал наш самолет? (Ребенок выходит, выставляет картинку на доску и отвечает полным предложением).

6. Итог.

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать пилотом, водителем, строителем, портным …? (Высказывания детей.) Правильно! Чтобы получить профессию нужно учиться.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико– грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значение слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, тигр – лев, грач – сорока, сорока – галка, ласточка – чайка, оса – пчела, дыня – тыква, лимон – апельсин, ландыш – тюльпан, ресницы – брови и др.).

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

а) смешения слов у детей с ОНР осуществляется на основе сходства по признаку функционального назначения:

Миска – тарелка, метла – щетка, кружка – стакан, лейка – чайник;

б) замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные:

сарафан – фартук, фонтан – душ, майка – рубашка, подоконник – полка;

в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации:

каток – лед, вешалка – пальто;

г) смешении слов, обозначающих часть и целое:

воротник – платье, паровоз – поезд, кузов – машина, локоть – рукав, подоконник – окно;

д) замена обобщающих понятий словами конкретного значения:

обувь – ботинки, посуда – тарелки, цветы – ромашки, одежда – кофты;

е) использование словосочетаний в процессе прииска слова:

кровать – чтобы спать, щетка – зубы чистить, паровоз – поезд без окон, плита – газ горит, клумба – копают землю;

ж) замены слов, обозначающих действия или предметы, словами – существительными:

открывать – дверь, играть – кукла, или наоборот, замена существительных глаголом:

лекарство – болеть, кровать – спать, самолет – летать.

Для того, чтобы правильно сформировать у детей систему словоизменения существительных необходимо учитывать последовательность появления форм словоизменения в онтогенезе и проводить в следующей последовательности:

I. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

Работа над грамматической формой множественного числа именительного падежа существительного проводится в следующем порядке:

  1. грамматические формы с окончанием -ы (зонт – зонты; шар – шары);
  2. грамматические формы с окончанием -и (груша – груши, ключ – ключи);
  3. грамматические формы с окончанием -а (глаз – глаза, яйцо – яйца);
  4. грамматические формы с окончанием -jа(стул – стулья)
  5. дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

Игровые упражнения по дифференциации единственного и множественного числа существительных именительного падежа.

Игра «Кто пришел - кто ушел». Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе. Например, пришел поросенок - ушли поросята; пришел теленок - ушли....

Игра «У меня - у тебя».

Логопед называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму множественного числа данного существительного и возвращает мяч логопеду. Например, слон - слоны.

II. Закрепление беспредложных конструкций существительных единственного числа .

Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных единственного числа проводится в аналогичной последовательности.

1. Винительный падеж. В процессе логопедической работы над данной падежной конструкцией учитывается вариативность окончаний, отличие окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода. Поэтому в начале работы отрабатывается значение одушевленности – неодушевленности.

Детям предлагается выбрать среди предложенных картинок те, которые отвечают на вопрос:

а) "Кто?"; б) "Что?".Затем уточняется, что на вопрос "Кто?" отвечают названия животных предметов, а на вопрос "Кто?" – названия неживых предметов.

В дальнейшем проводится работа над каждым окончанием формы винительного падежа с учетом последовательности его появления в онтогенезе (нулевое окончание , -у , -а/ -я) .

Примерный речевой материал для закрепления существительных винительного падежа

Окончание грамматической формы Речевой материал
Нулевое окончание Неодушевленные существительные мужского рода: шкаф, стол, дом, стул, самолет, диван, автобус, помидор, лимон, карандаш
Неодушевленные существительные женского рода 3 склонения: морковь, кровать, тетрадь, медаль.
Окончание -у Существительные женского рода: сосна (сосну), пчела (пчелу), лиса (лису): кукла (куклу), бабушка (бабушку), бабочка (бабочку), утка (утку), улитка (улитку), береза (березу), рябина (рябину), подушка (подушку).
Окончание -а/я Одушевленные существительные мужского рода: слон (слона), конь (коня), муравей (муравья), врач (врача), петух (петуха), моряк (моряка), еж (ежа), воробей (воробья).

Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.

Цель: умение употреблять существительные в винительном падеже единственного числа.

Материал исследования : картинки (кот, ананас, капуста, пила, платье)

Процедура и инструкция .

Логопед раскладывает перед ребенком последовательно картинки и предлагает ему назвать, кого (или что) он видит на картинке.

2. Родительный падеж существительных единственного числа.

Логопедическая работа над данной конструкцией проводится в следующей последовательности:

а) грамматические формы с окончанием -а /- я;

б ) грамматические формы с окончанием -и /-ы.

Примерный речевой материал для закрепления существительных родительного падежа

Употребление существительных в родительном падеже единственного числа.

Цель: умение употреблять существительные в родительном падеже единственного числа.

Материал исследования : картинки (рыба без хвоста, стрекоза без крыла, медведь без лапы, слон без хобота, ведро без крышки, корыто без воды)

Процедура и инструкция .

Логопед объясняет ребенку, что художник не успел дорисовать картинки. Затем перед ребенком последовательно выкладывает картинки и просит сказать, у кого (чего) чего – то нет (у слона нет хобота, у ведра нет крышки, у рыбы нет хвоста).

3. Дательный падеж существительных единственного числа.

В дательном падеже у существительных мужского и среднего рода отмечается окончание -у / -ю , а у существительных женского рода – окончание -е.

Работа начинается с закрепления окончания -у / -ю , затем отрабатывается окончание -е.

Примерный речевой материал для закрепления существительных дательного падежа

Употребление существительных в дательном падеже единственного числа.

Цель: у мение употреблять существительные в дательном падеже единственного числа.

Материал исследования: Две серии картинок (первая серия – еж, петух, белка, корова, лошадь, коза; вторая серия – морковка, трава, сено, яблоко, орехи, овес).

Процедура и инструкция .

Логопед предлагает ребенку посмотреть на первую серию картинок. "На этих картинках изображены животные. Дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит" Далее логопед предлагает по одной картинке одной серии. Логопед задаёт вопросы: "Кому дадим морковку? Кто любит орехи? Или кому дадим сено?".

4. Творительный падеж существительных единственного числа.

Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом / -ем , которое появляется в онтогенезе раньше, чем окончание – ой существительных женского рода.

На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: "Покажи картинку, о которой можно сказать он, она").

Примерный речевой материал для закрепления существительных творительного падежа

Употребление существительных в творительном падеже единственного числа.

Цель: умение употреблять существительные в творительном падеже единственного числа.

Материал исследования . Картинки и слова (молоток, ключ, пила, ложка, полотенце, ведро.

Процедура и инструкция . Перед ребенком выкладываются картинки, затем логопед просит показать картинку и ответить на вопрос:

Чем забивают гвозди? Чем замыкают дверь? Чем пилят дрова? Чем едят суп? Чем вытираются? Чем черпают воду из колодца?

III. Образование предложно-падежных конструкций единственного числа .

Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения; затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из – под.

При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

  1. винительный падеж с предлогами в, на, за, под , со значениями направления действия;
  2. дательный падеж с предлогом по, с предлогом к,
  3. родительный падеж с предлогом у, с предлогом с, из;
  4. творительный падеж с предлогами за, над, под, перед, обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом с со значением совместности.

В процессе обучения работа должна осуществляться сначала над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов.

Работа ведется в 3 этапа:

а) выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации (I этап);
б) уточнение предлога в импрессивной речи (II этап);
а) употребление предлога в экспрессивной речи (III этап).

На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям:

  1. уточнение значений одного и того же предлога:
    а) с существительными одного склонения;
    б) с существительными других склонений;
  2. дифференциация различных значений одного и того же предлога;
  3. дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением;
  4. закрепление связи между приставочным глаголом и предложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола;

Для уточнения значения предлогов в коррекционной работе используются графические схемы (приложение ).

Образование форм существительных множественного числа проводится в следующем порядке:

а) образование беспредложных конструкций существительных множественного числа;
б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный, творительный родительный, предложный падежи (предложные конструкции)

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе. Здесь, учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Выделены следующие этапы образования форм множественного числа существительных:

I этап – продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;
б) с безударным окончанием.

II этап – менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;
б) с безударным окончанием.

III этап – дифференциация грамматических форм.

Примерный речевой материал для закрепления падежных форм существительных множественного числа.

Грамматические формы Речевой материал
Дательный падеж
Окончания -ам/-ям
Существительные всех склонений: руки (рукам), ноги (ногам), воробьи (воробьям), жуки (жукам), глаза (глазам), рукава (рукавам), дома (домам), носы. (носам), гвозди (гвоздям), дубы (дубам), муравьи (муравьям), леса (лесами), врачи (врачами), ковры (коврами), карандаши (карандашами).
Творительный падеж
Окончания -ами/-ями
Существительные всех склонений: столы (столами), ежи (ежами), львы (львами), пни (пнями), овощи (овощами), кусты (кустами), ноги (ногами), руки (руками), дома (домами), мячи (мячами), дятлы (дятлами), белки (белками).
Родительный падеж
Окончания -ов/-ев
Нулевое окончание

Окончание-ей
Существительные мужского рода: дома (домов), коты (котов), пироги (пирогов), волки (волков), шкафы (шкафов), дубы (дубов), пауки (пауков), топоры (топоров), дятлы (дятлов), маки (маков), зайцы (зайцев).
Существительные женского рода 1 склонения: коровы (коров), розы. (роз), вороны (ворон), собаки (собак), книги (книг), березы (берез).Существительные среднего рода: зеркала (зеркал), яблоки (яблок), колеса (колес), гнезда (гнезд)
Существительные мужского рода: пни (пней), врачи (врачей), шалаши (шалашей), камни (камней), гуси (гусей), кирпичи (кирпичей), ежи (ежей), ножи (ножей)Существительные женского рода 3 склонения: мыши (мышей), печи (печей), лошади (лошадей), двери (дверей), свечи (свечей), дочери (дочерей)Существительные среднего рода: уши (ушей), поля (полей), моря (морей)
Предложный падеж Окончание -ах/-ях Существительные всех склонений: рукава (рукавах), столы (столах), ноги (ногах), дома (домах), щенки (щенках), карандаши (карандашах), ежи (ежах), поля (полях), деревья (деревьях), кресла (креслах), качели (качелях), вазы (вазах), платья (платьях)

Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в аналогичной последовательности.

В ходе работы с вышеназванными формами в импрессивной речи используются такие задания, как: «Покажи картинку (предмет), принеси картинку (предмет)».

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи.

а) Дополнение предложения с опорой на картинку. Дидактический материал - незаконченные предложения, предметные картинки.

Логопед читает начало предложения и показывает картинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки... (куклам). Папа купил мячи... (сыновьям). Витя рисует... (карандашами). Мальчики кормят... (щенков). Девочка ловит... (бабочек). Кошки сидят... (на стульях). Заяц убегает... (от собак). Мальчики стоят... (за деревьями) и т. д.

б) Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенный падеж.

Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова? - Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова? - Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака? - Собака подбежала к кошкам. Кого боятся мыши? - Мыши боятся кошек и т. д.

в) Игра «Что кому дадим?».

Закрепление формы дательного падежа существительных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные».

Дидактический материал - картинки с изображением животных и корма для них.

Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» - и подбирает соответствующие картинки. Например: Кости дадим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.

И в заключении следует отметить, что использование различных методов обучения детей 5-6 лет словообразованию в процессе повседневной жизнедеятельности способствует развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и др.), помогает детям полнее и глубже понять предлагаемый материал. Усвоение способов словообразования повышает уровень общего развития детей, способствует развитию речевых навыков.

Список литературы :

  1. Алексеев Д.А. Аббревиатура как новый тип слов // Развитие словообразования современного русского языка. М., 1966.\
  2. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / О.М Вершинина // Логопед. -2006. № 1. С. 34 – 40.
  3. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования: Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. – М., 1975. 4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова – М.: Академия 2006. – 658с. – ISBN 5-89814-242-8
  4. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.-М., 1994.
  5. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. – М., 1973.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) . -- СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
  7. Лопатин В.В., Милославский И.Г., Шеляпин М.А. «Современный русский язык: Словообразование. Морфология/ Под ред. Иванова В.В. – М.: Русский язык, 1989.
  8. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. – Л., 1987.
  9. Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. – М., 1984.
  10. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.

Спицына Маргарита Юрьевна
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 33" г. Новокузнецка
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-12-18 Конспект НОД на тему “Употребление существительных множественного числа в родительном падеже” Спицына Маргарита Юрьевна МБ ДОУ "Детский сад № 33" г. Новокузнецка Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности позволит отработать у детей категорию родительного падежа множественного числа существительных в рамках лексической темы "Зимние забавы".

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект НОД на тему “Употребление существительных множественного числа в родительном падеже”

Тема: Употребление существительных множественного числа в родительном падеже.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже и в согласовании их с именами числительными;

З акреплять правильное употребление предлогов НА, С, В, ИЗ, ПОД;

Закреплять и дифференцировать знания по теме «Зимние забавы»;

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивать логическое мышление, внимание и память;

Развивать общую и мелкую моторику и координацию движений с речью;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать интерес к зимним видам спорта, к изменениям, происходящим в природе в зимний период.

Оборудование: предметные картинки: «хоккеист», «фигуристка», «конькобежец», «лыжник», «лыжница», «коньки», «санки», «снеговик», «снежинка»; игрушечный снеговик, корзинка; схемы предлогов НА, С, В, ИЗ, ПОД.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Один – много»

Один лыжник – много лыжников. Одна лыжница – много лыжниц.

Один хоккеист – много … . Одна хоккеистка – много … .

Один саночник – много … . Одна саночница – много … .

Один конькобежец – много … . Одна конькобежка – много … .

Один фигурист – много … . Одна фигуристка – много … .

2. Объявление темы

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы поупражняемся в изменении слов и продолжим говорить о зимних забавах и зимних видах спорта.

3. Игра «Кого или чего не стало?»

На доске предметные картинки занятия.

Логопед: Сейчас вы закроете глаза, а я уберу с доски одну картинку. А вы скажите, кого или чего не стало. Например: Не стало фигуристки. Дети выполняют задание.

4. Игра «Назови несколько»

Снежинка – снежинки, две снежинки, пять снежинок.

Снеговик – снеговики, два снеговика, пять снеговиков.

Хоккеист – хоккеисты, … . Шайба – шайбы, … . Клюшка – клюшки, … . Каток – катки, … . И т.п.

5. Физминутка «Игры зимой»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Лыжник едет по лыжне,

В хоккей играют на катке.

Дети имитируют движения лыжника, хоккеиста.

Во дворе в снежки сыграем,

Имитируют движения, характерные для игры в снежки (броски).

Бабу снежную скатаем.

Описывают три круга руками в воздухе (снеговик).

Только (это твердо знай!)

На дороге не играй.

(Н. Метельская)

Крутят воображаемый руль.

Грозят пальчиком.

6. Игра «Путаница»

У саночника есть лыжи – у саночника нет лыж, у него есть санки.

У снеговика есть волосы – … .

У лыжника есть коньки – … .

У фигуриста есть шайба – … . И т.п.

7. Игра «Подбери слова-родственники»

Снег – снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.

8. Игра «Где снеговик?»

Логопед: К нам на занятие решил заглянуть снеговик и решил покружиться вокруг стола Логопед перемещает снеговика, а дети рассказывают, где он находится. Логопед обращает внимание детей на схемы данных предлогов.

Снеговик спрятался ПОД столом. Он стоит НА столе. Спрыгнул СО стола. Снеговик В корзинке. Снеговик выбрался ИЗ корзинки. Он перепрыгнул СО стола НА стул.

9. И тог занятия

Логопед: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня поупражнялись в изменении слов. А какие маленькие слова мы сегодня вспомнили? Какие зимние забавы вы знаете? А какие вам известны зимние виды спорта? Дети отвечают на вопросы логопеда.

. .