Лёгкие крейсера типа «Сидней. Бой между Sydney и Kormoran Модернизации и переоборудования


ТАИНСТВЕННАЯ ГИБЕЛЬ КРЕЙСЕРА «СИДНЕЙ»

19 ноября 1941 года на закате дня возле берегов Западной Австралии в коротком, но кровопролитном сражении погибли овеянный славой австралийский крейсер «Сидней» и немецкий рейдер «Корморан». Но если экипаж последнего уцелел практически целиком, то 645 членам команды «Сиднея» спастись не удалось.

Как могло случиться, что с «Сиднея» никто не остался в живых? - задался вопросом журналист В. Лукницкий. - Как «Корморан», переоборудованный из торгового судна в военный корабль, смог потопить столь крупный крейсер? Почему официальные власти Великобритании, Австралии и США засекретили все документы, относящиеся к происшедшему?

Эти вопросы и раньше волновали многих историков. Британское правительство отказалось предать гласности телеграммы, которыми обменялись Черчилль и Рузвельт 26 ноября 1941 года в связи с гибелью «Сиднея». Эти документы могли бы стать последними штрихами к картине, старательно собранной из маленьких исторических лоскутков английским писателем Монтгомери. Его отец, штурман «Сиднея», погиб в том сражении. В 1973 году Монтгомери получил возможность ознакомиться с официальным отчётом британского адмиралтейства об этом событии. В нём было столько нелепых вопросов, что он решил предпринять собственное расследование.

Писатель получил доступ к рассекреченным документам, среди которых - протоколы допросов оставшихся в живых членов команды «Корморана», которые добрались до Австралии и затем содержались в лагере для военнопленных. Он разыскал и расспросил многих из них, проживающих в то время в Германии. Его поразило то, что многие опасались говорить с ним откровенно и избегали многих вопросов.

Таким образом, официальные каналы получения информации оказались для Монтгомери закрытыми, и он пришёл к выводу: над всем этим возведена завеса строжайшей секретности. И писатель узнал почему.

«Корморан» заметил крейсер «Сидней» в 17 часов. Первым сообщением акустиков в тот злополучный ноябрьский день было: это крупный корабль. Затем командиру немецкого рейдера Детмеру доставили более точную информацию: это крейсер. Положение «Корморана» оказалось безнадёжным. Дальность орудий главного калибра «Сиднея» составляла свыше 100 кабельтовых (более 18,5 километра), что позволяло ему находиться вне досягаемости огня немцев. Детмер видел единственное спасение в «камуфляже и неожиданном огне из всех орудий с близкого расстояния». Так записано в его отчёте. Но хотя «Корморан» шёл под норвежским флагом, эта уловка могла быть моментально раскрыта, как только на «Сиднее» проверили бы список кораблей, находящихся в этом районе. Детмер приказал радисту передать в эфир сигнал, предупреждающий о появлении в этой зоне подозрительного судна. Эти искажённые данные должны были внушить командиру «Сиднея» Барнетту, что неприятель находится где-то в стороне, а не поблизости. Затем команда «Корморана» имитировала пожар у себя на судне. В 17 часов 30 минут на «Сиднее» ещё считали, что перед ними находится обычное торговое судно под норвежским флагом. Оно еле-еле передвигалось и, по всей вероятности, терпело бедствие, так как передавало сигнал SOS.

Барнетт приказал приготовить к полёту морской самолёт «Вальрус» для поисков мнимого неприятеля. Затем передумал, когда увидел нарастающее облако дыма от немецкого рейдера. «Корморану» был подан сигнал идти на сближение. Полчаса спустя «Сидней» лёг в дрейф, остановил машины и начал готовить шлюпки для оказания помощи. У «норвежцев», решил командир, можно получить информацию о неприятельском корабле.

Он представлял собой идеальную мишень. Крейсер стоял, повернувшись бортом к «Корморану», на расстоянии всего 1100 метров. Барнетт был настолько уверен, что перед ним пострадавшее судно, что разрешил даже кокам выйти на палубу. Именно этого и ждали на «Корморане». Немецкий рейдер выпустил две торпеды, которые попали в цель, затем дал несколько залпов из всех орудий и пулемётов. Снаряды снесли рулевую рубку, вызвали пожары в кормовом отсеке и на куски разнесли самолёт «Вальрус». Когда на крейсере увидели, что на корме противника, окутанного клубами дыма, на смену норвежскому флагу взвился немецкий флаг, пустили в ход орудия главного калибра. «Сидней» сделал несколько залпов. В результате прямых попаданий в машинное отделение «Корморан» запылал, как бумажный склад, а его орудия были выведены из строя. Команда рейдера просигналила, что сдаётся. Перегруженные шлюпки, отбиваясь от огня, стали двигаться в направлении австралийского корабля в надежде, что их подберут.

И тут кто-то нанёс внезапный и страшный удар по «Сиднею» в него попала торпеда. Корабль переломился и исчез в пучине. Кто выпустил эту торпеду? Монтгомери утверждает совершенно определённо: японская подводная лодка, которая вышла в этот рейс специально для встречи с «Кормораном». Другими словами, Япония была тесно связана с фашистами задолго до нападения на Пёрл-Харбор. Ни один член команды «Сиднея» не спасся, так как с субмарины безжалостно расстреливали всех подряд, дабы никто не смог сообщить о её участии в сражении. Этот факт, по мнению Монтгомери, и может объяснить, почему члены команды немецкого рейдера на допросах давали путаные, двусмысленные ответы. Некоторые из них признавались, что боятся раскрыть всю подоплёку тех событий.

Но зачем Лондон окутывает завесой секретности эту историю? Потому, считает Монтгомери, что Черчилль и Рузвельт тоже замешаны в ней. Командование австралийским флотом подозревало с самого начала, что «Сидней» потопила японская подводная лодка, и направило эту информацию в британское адмиралтейство. Об этом узнал Черчилль. Известие пришло для него в критический момент. Англичане и американцы в то время вели тайные переговоры с Токио, в ходе которых добивались заключения с Японией временного пакта о нейтралитете.

Бой между «Сиднеем» и «Кормораном»

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Бой между австралийским лёгким крейсером Sydney под командованием капитана Джозефа Барнета и германским вспомогательным крейсером (рейдером) Kormoran под командованием фрегаттенкапитена Теодора Дитмерса произошёл 19 ноября 1941 во время Второй мировой войны. Два корабля встретились примерно в 196 км от острова Дерк-Хартог у побережья западной Австралии. В ходе получасового боя оба корабля нанесли друг друга разрушительные повреждения и затонули.

Общие данные

В первой половине 1941 года потери английских судов от действий рейдеров оставались по-прежнему значительными. Они заметно сократились лишь в конце марта и уже никогда больше не достигали высокого уровня. Предпринятые Адмиралтейством меры против рейдеров противника начали, наконец, приносить свои плоды. Перехват рейдеров оставался трудной задачей до тех пор, пока не было увеличено число крейсеров в океане. А уничтожение судов снабжения в значительной степени затрудняло активную деятельность рейдеров.

В 1941 году, за пять месяцев плавания в Индийском океане Kormoran уничтожил лишь три судна общим тоннажем 11 566 брт. В конце сентября он направился к берегам Западной Австралии для постановки минных заграждений. Австралийский лёгкий крейсер Sydney в основном занимался тем, что конвоировал суда с ценным грузом в Индийском океане. В ноябре он должен был встретить в море лайнер Sjaelland, перевозивший войска в Сингапур, и проводить его до того места, где дежурил другой крейсер. 15 ноября с крейсера Sydney сообщили, что проводка Sjaelland прошла благополучно и корабль возвратится в Австралию 20 ноября. Однако 19 ноября 1941 года Kormoran и Sydney встретились в 196 км от острова Дерк-Хартог, у западного побережья Австралии.

Характеристики участвующих сторон

Kormoran

Сухогруз Steinmark, построенный в Киле в 1938 году, в 1940 году был переоборудован во вспомогательный крейсер на верфи Deutsche Werft в Гамбурге и получил наименование Kormoran (германское оперативное обозначение Schiff 4, британское - Raider G). Командир рейдера фрегаттенкапитен Теодор Детмерс был одним из самых молодых командиров вспомогательных крейсеров - 1902 года рождения. Вспомогательный крейсер имел водоизмещение 19 900 тонн, при длине/ширине/осадке в 164/ 20,2/8,5 метров соответственно. Бронирование отсутствовало. Ход давала двухвальная дизель-электрическая установка мощностью 19 000 л.с., максимальная скорость – 19 узлов. Экипаж насчитывал 399 человек. Артиллерийское вооружение рейдера состояло из 6-и 150-мм орудий, 1-го 75-мм. Зенитное вооружение было представлено 4-мя 40-мм пушками, 2-мя 37-мм и 5-ю 20-мм . На рейдере были установлены 6 торпедных аппаратов. Авиационная группа состояла из 2-х разведчиков Arado Ar 196.

HMAS Sydney

легкий крейсер HMAS Sydney

Лёгкий крейсер Sydney Королевского австралийского военно-морского флота принадлежал к типу Linder и был построен на верфи Swan Hunter & Wigham Richardson Limited 22 сентября 1934 года, командовал крейсером капитан Джозеф Барнет. Крейсер имел водоизмещение 6830 тонн, при длине/ширине/осадке в 171,3/ 17,1/5,8 метров соответственно. Бронирование пояса – 76 мм, траверзов и палубы – 32 мм. Ход давали 4 паровые турбины мощностью 72 000 л.с., максимальная скорость – 32,5 узла. Экипаж насчитывал 645 человек. Артиллерийское вооружение крейсера состояло из 8-и 152-мм орудий. Зенитное вооружение было представлено 4-мя 102-мм пушками и 12-ю 12,7-мм. На крейсере было установлено 8 торпедных аппаратов. Авиационная группа состояла из 1-го разведчика Supermarine Walrus.

Ход сражения

Опознание

19.10.1941 года, примерно в 15.50 Kormoran находился в 280 км к юго-западу от Карнарвона, западная Австралия. Рейдер имел скорость 11 узлов.

15.55 по левому борту были замечены мачты и команда быстро установила что это мачты военного корабля. Командир рейдера Теодор Детмерс решил избегать встречи и приказал отвернуть к солнцу и увеличить скорость до максимально доступной. Однако, в силу технических проблем с двигателем, скорость удалось увеличить только до 14 узлов. На рейдере объявили аврал. В то же время с Sydney тоже заметили неопознанный корабль и капитан Джозеф Барнет приказал увеличить скорость до 25 узлов и идти на перехват.

Приблизившись, Sundey лег на параллельный курс с рейдером, и, не снижая скорости, потребовал, чтобы Kormoran опознал себя. Сообщение «NNJ» (Вам следует приготовить свои сигнальные письма) передавалось сигнальным прожектором. Но команде рейдера был неизвестен этот сигнал, который редко использовался и Kormoran молчал. Sydney продолжал подавать сигнал около 30 минут, после чего подал флагами сигнал «VH» (Вам следует поднять свои сигнальные письма).

16.20 Kormoran поднял на штанге сигнал «PKQI», сигнал-название голландского транспорта Straat Malakka и поднял голландский флаг. В этот момент Sydney приблизился на 15 км с задней стороны правого борта и сигнал-название «PKQI» оказался скрыт дымовой трубой рейдера. Sydney запросил: «Покажите ваше сигнальное письмо яснее». Сигнальщик с Kormoran протянул флаги на фале вдоль правого борта.

16.35 команда Kormoran смогла устранить неисправность двигателя, но Дитмерс решил пока не увеличивать скорость.

16.40 , Sydney: «Куда идёте?»

16.45 , Kormoran: «Батавия»

16.50 , Sydney: «Каковы порт назначения и груз?»

16.55 , Kormoran: «Фримантл»

16.55 , Kormoran: «Ткани»

В ходе обмена сообщениями Sydney полностью догнал Kormoran , поравнялся с ним и снизил скорость до скорости рейдера. Корабли находились всего в 1,3 км друг от друга. Дитмерсу не было известно, готов ли Sydney к бою, так как его главные орудия были направлены на Kormoran, гидросамолёт был готов к взлёту, но у 102-мм орудий Syndey не было прислуги, а большая часть команды находилась на верхней палубе и разглядывала Kormoran. Дитмерс приказал готовится к бою.

17.00 капитан Kormoran Дитмерс приказал передать ложный сигнал бедствия «QQQQ», означавший сигнал бедствия торгового судна, остановленного военным рейдером. Однако, помимо самого сигнала бедствия, названия корабля, широты и долготы, передается еще и местное время. Но Дитмерс вместо местного времени передал время по Гринвичу (GMT), что являлось секретным сигналом для Кригсмарине , означавшим, что рейдер находится в смертельной опасности.

17.03 сигнал был повторен. Частично сигнал был принят буксиром Uco («QQQQ [неразборчиво] 1000 GMT») и наземной станцией в Джералдтоне, западная Австралия («[неразборчиво] 7C 11115E 1000 GMT»).

17.15 Sydney поднял сигнал «IK» (сокращенная форма сигнала «Вам следует быть готовыми к циклону, урагану или тайфуну») на который рейдер не ответил, поскольку, с немецкой точки зрения, сигнал не имел смысла. Дитмерсу было неизвестно, что сигнал «IK» был серединой секретного позывного настоящего Straat Malakka: «IIKP». Таким образом, убрав крайние буквы, Syndey решил идентифицировать рейдер.

17.30 , через 15 минут после того как рейдер не смог дать ответ на «IK», Syndey просигналил «Покажите ваш секретный сигнал».

Бой

В ответ на сигнал крейсера Дитмерс отдал приказ сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь. Практически сразу Syndey ответил залпом из 152-мм орудий.

Kormoran дал первый залп из 2-х 150-мм орудий – носового правого борта и кормового правого борта, так как 2 центральных орудия не были готовы к стрельбе из-за задержки с демаскировкой. Этот залп не нанес существенных повреждений. Одновременно с залпом Kormoran произвел одновременный пуск торпед из аппаратов правого борта. Так же, из-за близкого расстояния, экипаж Kormoran успешно применил зенитную артиллерию, не дав команде Syndey воспользоваться дополнительным вооружением.

Схема боя между крейсером и рейдером

Первый залп Syndey из 2-х носовых башен прошел частично над рейдером, частично пробил насквозь дымовую трубу и надстройку. Ко второму залпу на Kormoran к стрельбе было готово уже 3 орудия из 4. Этим залпом Kormoran полностью разрушил мостик крейсера и повредил башню управления огнем и радиорубку. К третьему залпу четвертое орудие рейдера было готово к бою. Третьим и четвертым залпом Kormoran вывел из строя носовые башни Sydney. Пятый и шестой залпы Kormoran произвел по ватерлинии и надстройкам крейсера. После этого Syndey открыл огонь из кормовых башен. Множественные попадания вызвали пожар на рейдере и повредили машинное отделение. Во время восьмого залпа рейдера одна из торпед, пущенная по Syndey в начале боя, поразила крейсер в районе гидролокатора. В результате попадания торпеды у Syndey образовалась дыра в левом борту. Syndey стал заваливаться на нос и поворачиваться влево, пройдя за кормой Kormoran.

По состоянию на 17.35 у Syndey были выведены из боя все башни главного калибра, горели надстройки и машинное отделение. У Kormoran было повреждено машинное отделение и горел один из нефтяных танков. Kormoran шел тем же курсом не меняя скорости, Syndey оказался слева от рейдера, корабли начали отдалятся друг от друга. В 17.45 Syndey произвёл залп двумя торпедами из аппаратов правого борта, но не добился попадания, так как Kormoran потерял ход из-за повреждений двигателя. Syndey продолжал отдалятся от рейдера на малой скорости. Kormoran продолжал вести огонь по крейсеру, но в связи с увеличением дистанции до цели практически все снаряды пролетели мимо цели. Последний выстрел рейдер произвёл в 17.50, находясь на расстоянии 6 км от крейсера, в 18.00 был произведён пуск торпеды, но она не попала в крейсер.

Потери и итоги

К концу 30-минутного боя оба корабля были сильно повреждены и в огне, они находились в 10 км друг от друга. Kormoran добился 87 попаданий в крейсер против 8 попаданий Syndey в рейдер. Выжившие с рейдера утверждали, что видели зарево от пожара на горизонте до 22.00. Как выяснилось позже, команда смогла сохранить управление над крейсером, Syndey уходил на юг, в направлении Джеральдтона, со скоростью 1,5 узла. На протяжении 4-х часов корабль сохранял плавучесть, но затем, вероятно, крен на левый борт достиг критической отметки и Sydney затонул. Из экипажа Syndey не выжил никто.

Kormoran полностью потерял ход и оставался на месте. В 18.25 Дитмерс отдал приказ покинуть корабль, так как пожар в нефтяном танке подбирался к минным погребам, а система пожаротушения не функционировала. В 21.00 началась подготовка и спуск на воду шлюпок. К 00.00 20 ноября 1941 года Kormoran был покинут, в 00.30 взорвался минный погреб и рейдер медленно затонул. В ходе боя команда Kormoran потеряла 81 человека.

HMAS Sydney - лёгкий крейсер типа «Чатам» Королевского австралийского военно-морского флота, известный победой в бою со знаменитым рейдером «Эмден».Заложен 11 февраля 1911 года на верфи фирмы London and Glasgow Engineering Company,

спущен на воду 29 августа 1912 года и в 1913 году вошёл в состав австралийского флота.
19 сентября «Сидней» прибыл в Австралию.

Основные характеристики:

Водоизмещение нормальное 5400 т, полное 6000 т.
Длина 139,6 м.
Ширина 14,9 м.
Осадка 4,9 м.
Бронирование пояс - 51 мм; палуба - 38-12,7 мм.
Двигатели 4 ПТ Parsons.
Мощность 25 000 л. с. (18,4 МВт).
Скорость хода 25,5 узлов (47,2 км/ч).
Экипаж 475 человек.

Вооружение:

Артиллерия 8 × 1 - 152-мм/45, 4 × 1 - 47-мм.
Минно-торпедное вооружение 2 × 1 533-мм ТА.
Авиационная группа 1 Sopwith Pup (с 1918 года).

С началом Первой мировой войны крейсер принял активное участие в захвате германских колоний в Тихом океане и защите морских коммуникаций Антанты. В октябре 1914 года «Сидней» занимался конвоированием транспортов с АНЗАК.

1 ноября 1914 года, во время сопровождения «Сиднеем» очередного конвоя совместно с крейсером «Мельбурн», командир отряда капитан 1 ранга М. Л. Силвер получил радиограмму с острова Дирекшен, находящегося в 55 милях к югу от курса конвоя, сообщающую о появлении подозрительного корабля на горизонте. Предполагая, что этим кораблём может быть германский рейдер, Силвер приказал «Сиднею» развести пары и полным ходом идти к Кокосовым островам.

Бой у Кокосовых островов

В 9:15 с «Сиднея» заметили впереди землю, а потом, почти сразу, дым, который оказался «Эмденом», идущим навстречу. В 9:40 противники открыли огонь с большой дистанции, причём слабейший «Эмден» накрыл австралийский корабль третьим залпом, который вывел из строя носовой дальномер и убил дальномерщика.
«Сидней» немного задержался с определением дистанции и пристрелкой, но на двадцатой минуте боя немецкий крейсер начал получать попадания, а к 10:20 потерял переднюю трубу; также были выведены из строя система управления огнём, рулевое управление и радиостанция, отсутствовало электроснабжение. Командир «Сиднея» капитан Глоссоп старался держать дистанцию, чтобы использовать преимущества своих более дальнобойных и тяжёлых орудий.
В 11 часов избитый «Эмден» прекратил огонь и начал движение к берегу. В это время на горизонте появился германский угольщик «Бьюреск», и «Сидней» пустился за ним в погоню.

После потопления угольщика, австралийский крейсер вернулся к сидящему на мели «Эмдену» и предложил сдаться; не получив ответа, капитан Глоссоп приказал открыть огонь, но через пять минут «Эмден» спустил флаг и капитулировал. Потери «Сиднея» в бою составили 3 убитых и 8 раненых.

Дальнейшая служба

В 1915 году «Сидней» был переведён на европейский театр военных действий и оставался там до окончания войны.

В 1922 году крейсер совершил ряд визитов в порты США. В 1929 году он был разобран на металл.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Sydney-class light cruisers

Лёгкий крейсер «Хобарт»
Проект
Страна
Основные характеристики
Водоизмещение 6830…7105 (стандартное),
8815…9090 т (полное)
Длина 161,5/171,4 м
Ширина 17,3 м
Осадка 5,6-5,8 м
Бронирование Пояс - 76 мм;
траверзы - 32 мм;
палуба - 32 мм;
погреба - до 89 мм;
башни - 25 мм;
барбеты - 25 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 72 500 л. с. (53,3 МВт)
Скорость хода 32,5 узла (60,19 км/ч)
Дальность плавания 7000 морских миль на скорости 15 узлов
Экипаж 570 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 152-мм/50,
4 × 2 - 102-мм/45
(«Сидней» - 4 × 1)
Зенитная артиллерия 3 × 4 - 12,7-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружение Два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
1 гидросамолёт (На «Перте» авиационного вооружения не было)

Лёгкие крейсера типа «Сидней» - тип лёгких крейсеров Военно-морских сил Австралии времён Второй мировой войны. Всего построено 3 корабля: «Сидней » (Sydney ), «Хобарт» (Hobart ), «Перт» (Perth ). Являлись усовершенствованной версией британских лёгких крейсеров типа «Линдер ». В процессе постройки «Фаэтон» был передан Королевскому Австралийскому флоту и переименован в «Сидней». В отличие от систершипов, он строился на частном предприятии и был укомплектован первым, благодаря чему корабли проекта «Улучшенный „Линдер“» называют типом «Сидней».

Единственные современные лёгкие крейсера австралийского флота во Второй мировой войне.

История создания

По предложению главного механика флота было внедрено эшелонное расположение силовой установки. Чередование машинных и котельных отделений позволяло избавиться от опасности одновременного выхода из строя всех машин или всех котлов при затоплении смежных отсеков, что автоматически лишало корабль хода. Такая компоновка внедрялась в большинстве зарубежных флотов. Её применили на крейсерах типа «Аретьюза», и в начале 1932 г. Адмиралтейство распорядилось переработать соответствующим образом проект «Линдера».

Конструкция

Лёгкий крейсер «Сидней»

Проект являлся переработкой проекта «Линдера». Эскиз был готов в июле 1932 года. При тех же основных параметрах (вооружении, бронировании, скорости и дальности плавания) водоизмещение возросло до 7250 т. Главные были в составе и размещении силовой установки. Число, тип и мощность турбин не изменились, но вместо шести котлов осталось четыре повышенной паропроизводительности. Они располагались в двух котельных отделениях а результату новые корабли стали двухтрубными. В носовом КО котлы стояли побортно, а в кормовом - тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов. Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче, а благодаря усовершенствованной конструкции крейсерских турбин улучшилась экономичность, запас топлива тоже увеличился - всё это дало прирост дальности плавания.

Как и у «линдеров», стандартное водоизмещение всех крейсеров оказалось меньше проектного («Эмфайон» - 7040 т, «Аполло» - 7003 т, «Сидней» - 7198 т).

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и четырёх трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. Все котлы имели пароперегреватели, подогреватели топлива и воздуха. Схема - эшелонная; котлы расположены попарно в двух котельных отделениях, в носовом котельном отделении котлы располагались побортно, в кормовом тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов, ТЗА - в двух машинных. Рабочее давление пара в котлах - 24,61 кг/см² (24,29 атм.), температура - 343°С . Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче. Общая длина машинно-котельных отделений возросла на 2,7 м и достигла 57,3 м. Как следствие, на 2,36 м выросли длина корпуса между перпендикулярами и наибольшая длина. В июле 1935 года «Сидней» вышел на испытания. На предварительных пробах он показал 32,137 узла при водоизмещении 8138 т, а затем на мерной миле у мыса Сент-Эббс развил 33,05 уз. при водоизмещении 7105 т и мощности машин 72 340 л. с.

Представители

Модернизации

«Сидней». Вплоть до своей гибели крейсер не проходил никаких серьезных модернизаций.

«Хобарт». В октябре 1942 года демонтировали катапульту; установлены два четырёхствольных «пом-пома», одиннадцать одинарных «эрликонов», радары типов 279, 272, 282, 283, 284 и 285.

Во время ремонта боевых повреждений (август 1943 - январь 1945 года) сняли девять одинарных «эрликонов» (два оставшиеся переставили на новое место) и их заменили на три спаренных 40-мм установки «Хаземайер/Бофорс» Mk.IV (два на носовой надстройке и один на юте), пять 40-мм «бофорсов» в одинарных установках Mk.HI и два спаренных «эрликона». В общей сложности легкое зенитное вооружение состояло из восьми 40-мм/40, одиннадцати 40-мм/56 и четырёх 20-мм/65 автоматов. Передние 102-мм башни перенесены с кормовой надстройки на срез полубака. Вместо прежнего зенитного директора установлено два новых на нижнем ярусе носовой надстройки. Радары типов 279, 272 и 284 сняты, установлены новые типов 281 В, 276, 277 и американские SG-1 и FC-1. Для сохранения остойчивости в мае 1943 года в трюм уложили 175 т балласта, из которых позже было оставлено всего 75 т.

После войны с крейсера сняли башню «X», смонтировав на её месте два счетверённых 40-мм «бофорса». Между 1953 и 1956 годами «Хобарт» прошёл переоборудование в учебный корабль.

«Перт». В апреле 1940 г. во время ремонта в Сиднее установлена 53-футовая катапульта, которую в феврале 1941 г. в Александрии сняли, смонтировав на её месте четырёхствольный 40-мм «пом-пом» с поврежденного крейсера «Ливерпуль». Тогда же, или чуть позже на топе грот мачты появилась антенна РЛС типа 286.

19 июля 1941 г., перед возвращением корабля в Австралию, «пом-пом» демонтировали, а вместо него переставили 53-футовую катапульту с «Эйджекса». Тогда же установили четыре 20-мм «эрликона» (два на башнях «В» и «X», ещё двумя заменили зенитные пулемёты на носовой надстройке, тогда как кормовой пулемёт сохранился).

Примечания

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910-2005. - Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др . Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922-1946.- Annapolis, Maryland, U.S.A. : Naval Institute Press, 1996.
  • M. J. Whitley. Cruisers of World War Two. An international encyclopedia. - London, Arms & Armour, 1995.
  • Smithn P.C. Dominy J.R . Cruisers in Action 1939-1945. - London: William Kimber, 1981.

Ссылки

19 ноября 1941 года у берегов Австралии загрохотала канонада войны. После жестокого, но короткого боя крейсер ВМС Австралии «HMAS Sydney » был потоплен немецким рейдером «HSK Kormaran ». Никто из 645 человек не спасся. Тело одного из моряков выбросило на берег спустя несколько месяцев остальные так и не удалось найти. Тайну своей гибели крейсер унес с собой на дно. Это самая страшная трагедия в истории австралийского флота.

Почему команда австралийского крейсера пропала без вести, а сотни немцев выжили. Только после обнаружения обломков крейсера на дне океана, затонувший корабль приоткрыл завесу своей тайны.

Для родственников погибшего крейсера, прошедшие десятилетие не уменьшили скорбь, а события 1941 года по-прежнему преследуют их.

В 1940 году крейсер «HMAS Sydney » под командованием капитана Джона Коллинза затопил и легкий крейсер итальянского военно-морского флота. Крейсер вернулся в Австралию настоящим героем. Встречающий народ на берегу ликовал, а корабль стал настоящим символом австралийского военно-морского флота. Одним из первых кто поздравил австралийских моряков, был премьер-министр Австралии. Когда он поднялся на борт, толпа пришла в восторг. Следующим вечером состоялся грандиозный парад, на который пришло много людей.

Простояв несколько месяцев на приколе у восточного побережья, был переведен в западную Австралию. А 19 ноября 1941 года корабль был потоплен немецким рейдером «HSK Kormaran ». Об этом происшествии писали все газеты страны, и вместе с горечью утраты пришло подозрения о заговоре.

За долгие годы исчезнувший крейсер породил множество вопросов и противоречивых версий гибели. Кто-то предполагал, что немцы нарушили правила войны и застали корабль врасплох, а затем расстреляли спасшихся моряков, чтобы скрыть улики. Когда война закончилась, родственники погибших потребовали объяснений, но шлюзы секретности были открыты лишь 30 лет спустя, благодаря созданному фонду «Sydney», который организовал исследовательскую экспедицию для поиска обломков корабля.

За громким словом фонд стоит его председатель Ted Graham и его четверо соратников. Многие годы они оббивали пороги кабинетов, пока не собрали 5 миллионов долларов необходимых для исследовательской экспедиции.

немецкий рейдер «HSK Kormaran»


«HSK Kormaran » это боевой корабль, замаскированный под безобидный голландский сухогруз «Straat Malakka ». Как правило, рейдеры поднимали свой настоящий флаг в последний момент перед атакой. Это был новейший и крупнейший рейдер в немецком военно-морском флоте. За безобидным силуэтом скрывались крупнокалиберные пушки, торпедные отсеки, а в трюмах лежали более трехсот торпед, предназначенные для австралийских кораблей и судов.

В 1940 году немецкие рейдеры подошли к берегам Австралии и потопили несколько грузовых судов и еще три сухогруза были потоплены в Индийском океане. Так незаметно война подобралась к Австралии.

В марте 1941 года рейдер вышел в Тихий океан с боевым заданием, конечной целью которого было западное побережье Австралии.


17 ноября 1941 года крейсер «HMAS Sydney » сопроводил транспорт «Zelandia » к Зондскому проливу. После чего корабль взял курс в порт Fremantle куда должен был прибыть через 3 дня, но этого не случилось. Тщательные поиски, которые велись на территории предполагаемой зоны гибели корабля, ни к чему не привели. Крейсер и его команда пропали. Вскоре 28 ноября на отдаленных пляжах Австралии появились спасательные шлюпки с немцами. А «Кентавр » прибыло в австралийский порт Carnarvon, притащив на буксире две шлюпки с экипажем рейдера «HSK Kormoran », в которой среди других моряков находились капитан корабля. Капитан пассажирского судна не пускал немцев на борт, опасаясь что, они могут захватить судно. Прибытие спасшихся моряков рейдера стало дурной вестью. Они сообщили, что вели бой с крейсером класса «Perth » и это подтвердило самые страшные опасения австралийцев. Через 10 дней поиски отменили, которые были возобновлены только через 66 лет и принесли удачу.


Обломки крейсера «HMAS Sydney » лежат на глубине 2468 м. Их обнаружил известный исследователь, которой нашел останки крейсера «Hood » и «Bismark ». Но остается без ответа единственный вопрос - как немецкому рейдеру удалось затопить австралийский крейсер, вследствие чего корабль пошел на дно и почему никто не спасся. Ответы лежат на океанском дне.

Замаскированный под голландское торговое судно рейдер «HSK Kormoran » взял курс на север. Встретившись с ним крейсер «HMAS Sydney » взял тот же курс, подавая сигнал поисковым прожектором. Но у капитана немецкого корабля Theodor Detmers было преимущество - он знал, что перед ним его противник, но его коллега командир крейсера John Burnett не знал, что за корабль он преследует. Хитрый немецкий капитан сообщил по радио, что его преследует какое-то военное судно для того чтобы противник поверил, что это действительно . С каждой минутой дистанция между кораблями сокращалась. С каждым метром крейсер терял преимущество своей огневой мощи. Вскоре крейсер уже находился в пределах досягаемости пушек рейдера. Через несколько минут капитан немецкого корабля отдал приказ убрать голландский флаг и поднять свой. Залп и первый снаряд разорвался недалеко от крейсера. Следующий попал точно в ходовой мостик, уничтожив артиллерийский пост. Этот снаряд, скорее всего, убил командира корабля John Burnett и всех кто находился в рубке. В то же мгновение крейсер ответил контрударом, но промахнулся. Затем немецкий капитан взял 10 градусов вправо и нацелил две торпеды, которые шли до цели 65 секунд. Мощные пушки рейдера били с беспощадной точностью. Они нанесли удар по средней части корпуса, уничтожив самолет, носовые пушки и торпедные отсеки, лишив крейсер возможности сопротивляться.

Первая торпеда ударила ниже ватерлинии в районе носовой части крейсера. Именно этот удар оказался для корабля роковым. Крейсер повернул в сторону рейдера с целью протаранить его, но замаскированный сухогруз ускользнул. Крейсер «HMAS Sydney » был на грани гибели и напоследок пустил две торпеды, но опять промахнулся. Немецкие пулеметчики продолжали поливать огнём пылающий корабль, который уже шел к берегу. Наутро более семисот человек и два корабля пропали. 318 немецких матросов оказались на спасательных шлюпках. Вся команда крейсера 645человек сгинула в морской пучине. Исследователи опустив к обломкам подводный аппарат не обнаружили следов преступление немцев они увидели только свидетельство того как отважно сражались моряки.

монумент погибшим морякам крейсера «HMAS Sydney», на западе Австралии


Теперь оба корабля лежат на дне как молчаливые свидетели жесткого морского сражения. Получив несколько часов отснятого материала, правительство Австралии проведет расследование, но главное что для близких погибших моряков появилась место на карте.