Чем страшен грех злословия? Наказание за клевету.


К левета – серьезный грех. Как и ее родственники слухи, клевета разрушительна по своей природе. Это «засада для пролития крови» (Пр. 12:6), она «губит ближнего своего» (Пр. 11:9), и «разлучает друзей» (Пр. 16:28). И слухи, и клевета содержат разрушительные по силе слова, но в клевете еще и заложен элемент лжи.

Слухи распространяют огонь, а клевета зажигает его.

Стать объектом клеветы крайне болезненно, а пасторы и лидеры служений, увы, слишком легкая мишень. Именно из-за серьёзности греха клеветы нам нужно научиться защищать свое сердце, когда такое случается с нами. Самый легкий путь встать на тропу греха – это согрешить, когда согрешили против нас.

Вот несколько советов, как отреагировать, если вас оклеветали.

1. Ваша репутация в руках Бога.

Иногда нужно защищать свою репутацию перед теми, кто оклеветал вас, особенно, если вы руководитель, и клевета наносит урон вашему служению. Но, по моим наблюдениям, зачастую лучше промолчать, довериться Богу и позволить истине стать вашим адвокатом. Как говорит мой отец: «Когда (не «если», а именно когда) от незаслуженных ранений пострадала ваша репутация, ваша тихая честность со временем скажет все, что нужно сказать».

Даже если вам нужно обороняться, выдержите паузу. Не паникуйте. Не взрывайтесь. Не поддавайтесь страху. Защищать свое служение нужно (1 Фес. 2, 2 Кор. 10-13), но следует быть осторожным, чтобы не переусердствовать в защите себя самого.

У людей есть склонность думать, что они должны все починить, вернуть доверие тех, кто услышал клевету, рассказать им свою часть «истории». Но, как правило, этот порыв – всего лишь «страх человеков, а не страх Божий». И опять же, по моему опыту, слушатели клеветы довольно часто могут понять, что услышали ложь, а наши попытки оправдаться не улучшают ситуацию, а усугубляют ее. Мне нравится метафора, которую однажды привел Сперджин: «Большая ложь, если ее не заметили, похожа на огромную рыбу, которую вытащили из воды. Она бьется, извивается и скачет, пока очень быстро не умрет».

Итак, превыше всего, возложите свои заботы на истину, а не на показное, и не позволяйте страху стать вашим движителем. Ведь именно оклеветанный Христос говорит: «Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10:26). Когда вы почувствовали «уколы» страха и самозащиты, вспомните, что правда в конце концов победит. Истина неумолима, неуступчива, неизбежна, непобедима. Она мастер «нежданных побед».

2. Дайте «мягкий отпор» клеветнику, обличите его (не по электронной почте).

По моим наблюдениям, многие люди легко оказываются клеветниками, даже не подозревая об этом. Поэтому, наибольшим проявлением любви ко всем вовлеченным сторонам, включая клеветника, может быть «мягкое обличение», сказанное в любви. Разговор этот должен случиться при личной встрече, не по телефону, СМС, в фейсбуке или электронной почте. В определенных ситуациях уместно взять с собой на разговор какого-нибудь друга или знакомого, которому обе стороны конфликта доверяют, хотя для начала все же лучше разговор с глазу на глаз. Если пригласить на встречу кого-нибудь еще, это может привести к еще большей эскалации ситуации.

Крайне важно приступать «в духе кротости» (Гал. 6:1), не заставляя человека защищаться от ваших обвинений или обвинительного тона. Это можно сделать двумя способами:

  • Начните с вопросов. Таким образом вы сможете собрать факты до того, как сделаете какие-нибудь выводы. Вопросы способствуют снижению конфронтации. Но не стесняйтесь называть грех грехом, а клевету – клеветой.
  • Скажите, какую боль причиняет вам клевета. Об этом легко забыть, когда речь идет об общении с человеком, который причинил нам боль. Но слова о том, что «мне было грустно/больно, когда…» вместо «ты согрешил против меня» , имеют более реальный шанс «приобрести вашего брата» (Мф. 18:15), а это наиглавнейшая цель. Удивительно, но из-за того, что некоторые клевещут, даже не осознавая этого, они очень сильно удивляются, когда слышат о причиненной ими боли. Поэтому начало разговора с чувств, а не обвинений, может поспособствовать решению ситуации и увеличивает вероятность мирного исхода.

Обличать человека всегда страшно и странно. Но делать это нужно. Если вы не обличаете человека, вы не любите его должным образом и не «побеждаете зло добром» (Рим. 12:21).

3. Проповедуйте Евангелие себе самому.

Когда против вас согрешили, есть опасность заразиться жалостью к себе, почувствовать себя жертвой, а это не то, что Евангелие должно производить в нашем сердце. Да, быть оклеветанным больно, но Евангелие может снизить наше стремление защищаться и утешить боль, если мы не забываем, что «вне благодати Божьей я гораздо хуже, чем любая клевета в мой адрес» . Снова слова Сперджена помогают понять: «Если кто-то думает о вас плохо, не злитесь на него. Ведь вы даже хуже, чем он мог себе представить».

Но мы не проповедуем Евангелие себе, если, как рассказал Тим Келлер не в одной своей проповеди, не говорим: «Во Христе я не только намного грешнее, чем я опасался, но и намного более любим, чем я мог надеяться» . Нам следует помнить, что Бог относится к нам, как к собственным детям, что каждый волос на наших головах посчитан, что Иисус сейчас, в этот самый момент ходатайствует за нас. Пребывая в Его неизменной любви, мы можем пережить боль и взыскать восстановления Христовой репутации, а не нашей собственной (еще одна тема, которую можно рассмотреть, когда ищете правильные способы реакции на клевету в ваш адрес).

в ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВА О РАЗДЕЛЕНИИ ИЕРАРХИИ ВО ВРЕМЕНА ПОСЛЕДНИЕ И ПУТЬ ОТСТУПНИКОВ ,

Надо ли отвечать на клевету обвинений в твоих упованиях спасения в Церкви?
Не является ли молчание в этом случае предательством Истины и Церкви?

В настоящее апостасийное время, время тяжелых поисков Церкви, стоящей в Истине, происходят различные споры, разногласия и недоумения у православных христиан, ищущих не отступившую от Истины церковную Иерархию.
При этом иные ревнители Православия, считающие себя Истинными Православными Христианами и состоящие в Истинной Православной Церкви, не давая себе труда разобраться в словах о границах Церкви своего оппонента, их истоках, содержании, контексте сказанного и не давая ему возможности самому объяснить это, опрометчиво обвиняют его в хуле на Церковь, в невидении им Ее границ, в отрицании самого бытия Церкви в силу свершившейся апостасии и, - соответственно, - в хуле на Христа, сказавшему: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ее"(Мф.16:18).
Затем они высокоумно изрекают свой вердикт о нависшей над оппонентом угрозе дальнейшего падения в его вынужденно временном акефальном состоянии, заявляя при этом о своем безусловно текущем процессе спасения в ИПЦ и разрывают отношения с оппонентом, бывшие ранее вполне добрыми, братолюбными и взаимополезными.
Хорошо известны духовные корни в сердце человека, приводящие к разделению, а не к созиданию мира между людьми, заповеданному Господом.
Иногда пояснение духовного смысла своих слов в произошедшем конфликте становится странным и бесполезным в сложившихся об-стоятельствах и привело бы только к недоумениям и насмешкам.
Но если есть возможность оправдаться и если это убережет оклеветавшего от соблазнов и будет полезным для спасения всех сторон, - то это необходимо делать.
Молчание в этом случае становится предательством не только своего спасения, но Христа и Его Церкви.

Василий Великий (письмо 211(219)): «…тот велик пред Богом, кто смиренномудренно уступает ближнему и не стыдясь принимает на себя обвинения, даже и несправедливые, чтобы чрез это даровать Церкви Божией великую выгоду — мир».
Остановка зла происходит и оттого, что оклеветанный человек скорбит не так о себе, как о том, кто враждует против него.

Григорий Богослов (Слово 36): «Если же терпим несправедливо, то виновны в этом оскорбляющие нас, и потому о них должно более скорбеть, нежели о себе, ибо они терпят зло».
Тем самым скорбящий о согрешающем побеждает ненависть и злобу противоположной им добродетелью - любовью.
Также мы знаем множество примеров, когда оклеветанные не только брали на себя вину, но и при случае делали добро обидчику. Этим они уподоблялись Богу, распявшемуся за нас и взявшему «на Себя грех мира» (Ин. 1, 29)

Максим Исповедник (Главы о любви, сотн.2): «Соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившимся».

Мы знаем много примеров того, что при клевете многие праведники молчали и не оправдывались, а также брали вину на себя. Этим они уподоблялись Богу, взявшему на Себя наши грехи.

Но есть еще одна реакция на клевету - кротко защищаться в клевете на обыденные темы и - совершенно твердо защищаться при клевете на собственную веру во Христа и в Его Церковь, при защите собственного Исповедания веры, поскольку такая защита необходима для спасения всех враждующих сторон и для укрепления Церкви.

Илия Екдик (Цветособрание): «Когда обличают, или молчать надо, или кротко защищаться, если обличение клеветливо».

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Что касается до случаев оскорбления чести, то можно без гнева и раздора выяснить свою правоту, можно требовать и законного восстановления имени, без обиды другим и без нарушения мира и любви; но лучше терпеть, предавая Господу себя, свою участь и тех, кои оскорбляют».

«Можно, положим, и оправдываться против клеветы и враждований. Но усиленное оправдание иной раз еще более унижает или возбуждает действительные подозрения. Нет; гнусные клеветы не стоят даже оправдания, если особенно не требуется от нас, чтоб мы оправдались в них. Они всего лучше обличаются спокойным величием духа и молчанием (Мф.27,14)»

Как видим, самооправдание допустимо, хотя зачастую лучше не оправдываться. Святые отцы объясняют это так:
Исаак Сирин (Слова подвижнические, Слово 89): «Если можешь сам собою оправдать душу свою, то не заботься искать другого оправдания».

То есть, если твоя совесть чиста и ты не виновен в том, в чем тебя обвиняют, то следует оставаться спокойным, помнить, что Господь все видит и вразумит оклеветавшего тебя в свое время.

Мы знаем, что Сам Господь не отвечал на клевету и Он не оправдывался, когда наказание и смерть Невиновного уже были решены в сердце судящих.

Но:

Василий Великий (письмо 22): «Каждый, сколько есть у него сил, должен врачевать того, кто имеет что-нибудь против него».

Феофан Затворник (Толк. на посл. 2 Коринф.5,11): «Ибо хотя бы ты не делал ничего худого, но если, подав какой-либо повод к подозрениям и имея возможность рассеять соблазн, не рассеиваешь его, то подлежишь осуждению». То же Феодорит говорит: «Мы стараемся исправить тех, которые имеют о нас ложные мнения и доставить о себе сведение, каковы мы действительно». Так и святой Златоуст: «Таким образом, говорит святой Апостол, зная сие, то есть оный страшный суд, мы делаем все так, чтобы не подать вам никакого повода даже ложно подозревать нас в неискренности нашего действования. Видишь ли строгую точность в исполнении обязанностей и заботливость души, пекущейся о благе других? Ибо, говорит, мы подлежим осуждению не только тогда, когда бы в самом деле сделали что худое, но подвергаемся оному и тогда, когда, ничего худого не сделавши, бываем подозреваемы в худом и, будучи властны удалить подозрение, не заботимся о том». «Богу же мы открыты». «Бог все знает; Его нечего удостоверять нам в искренности своей» (Экумений). Пред Богом мы открыты; Он видит образ нашего действования; и не следует предлагать Ему какие-либо объяснения, как бы приявшему что соблазнительное на наш счет» (Феофилакт)».

Максим Грек (Догматико - полемические сочинения. Исповедание православной веры…): «По какой же причине некоторые не страшатся называть меня еретиком, пусть скажут и ясно докажут, пусть явно обличать меня и сподобят исправления. Не отвергаю исправления, не стыжусь обличений, когда они происходят от отеческой любви, с миром и кротостью».

Илия Екдик (Цветособрание): «…(кротко защищаться надо) не для того, чтоб поставить на своем, а чтоб поправить ошибку обличителя, соблазнившегося, может быть, по неведению дела».

То есть необходимо не доказывать, что ты прав, а исправить соблазн другого человека или предотвратить соблазн других.

Если человек оправдывается, то его оправдания являются не греховными, когда он смиренно переносит клевету и мотивом его оправданий есть следующее:

опровержение лжи ради Истины.

Вот как об этом говорит Василий Великий, перенесший множество оклеветаний.

Василий Великий (Письмо 218 (226)): «Ибо третий уже год тому, как, поражаемый клеветами, переношу сии удары, наносимые мне обвинениями, и довольствуюсь тем, что Господь - Тайноведец и Свидетель клеветы. Но поелику вижу, что молчание мое многие приняли уже за подтверждение клевет, и подумали, что молчу не из великодушия, а потому, что не могу отверзть уст пред истиною, то по этому самому попытался я написать к вам, умоляя любовь вашу о Христе, не вовсе принимать за истинные те клеветы, которые разглашает одна только сторона. Ибо, как написано, закон никого не судит, «если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает» (Ин.7,51)».

Василий Великий (Письмо 199 (207)): «Согласие в ненависти ко мне и то, что все до одного последовали начавшему брань против меня, убеждало меня соблюдать одинаковое молчание со всеми, не приступать ни к дружелюбной переписке, ни к какому-либо совещанию, но в безмолвии переносить печаль свою. Но поелику на клеветы надобно уже не молчать, не потому, что опровержением должен я отмстить за себя, но потому, что обязан я не дозволять, чтобы ложь имела успех, и не допускать, чтобы обманутые терпели вред, то оказалось для меня необходимым предложить это всем и написать вашему благоразумию».
Оправдания совершенно необходимы, когда клевета связана с христианским учением и с твоими словами о вере.
Василий Великий (Письмо 126 (131)): «Посему да будет известно тебе, брат, и всякому, кто друг Истины, что не мои это сочинения и я не одобряю их, потому что написаны не по моей мысли. Если же за несколько до сего лет писал я к Аполлинарию или к кому другому, то не должно винить меня за сие. Ибо и сам не виню, если из чьих-либо друзей отпал кто в ересь…, потому что каждый умрет в собственном своем грехе. И это отвечал я теперь на посланную книгу, чтобы сам ты видел истину и привел ее в ясность не желающим содержать истину в неправде. А если должно будет оправдываться мне в обширнейшем виде и по каждому обвинению, то, при Божием содействии, и это сделаю. Ни трех богов не проповедаю я, брат Олимпий, ни с Аполлинарием не имею общения».
А вот пример исповедания Максима Грека, которое было для оправдания себя от взведенных на него клевет, связанных с вопросами его служения Православной Церкви и с его даром.
Максим Грек (Догматико - полемические сочинения. Исповедание православной веры…):
«А как некоторые—не знаю, что им приключилось— не страшатся называть меня, человека ни в чем не повинного,—еретиком и врагом и изменником богохранимой Российской державы, то представилось мне необходимым и справедливым дать о себе ответ в кратких словах и вразумить клевещущих на меня такою неправедною клеветою, что, благодатью истинного Бога нашего Иисуса Христа, я во всех отношениях—и православный христианин, и богохранимой Русской державы доброхотный и прилежнейший богомолец. ...Бла-годатью Христовою я во всех своих сочинениях, во всем сделанном мною переводе и при всех исправлениях божественных книг ваших учу всякого человека правомудрствовать о воплотившемся Боге -Слове…».
Максим Грек (Разные сочинения, слово 10): «Написал же я это не для того, чтобы выставить себя победителем,—да не по пустится мне когда-либо быть увлеченным таким неистовством!—но чтобы себя очистить от всякого несправедливого мнения некоторых небратолюбцев, которым Бог да простит, и чтобы не оказаться мне повинным праведному осуждению вместе с тем, который скрыл в землю талант господина своего. Под талантом же мы разумеем … даруемое каждому Божественным Утешителем духовное дарование, которое дается, во-первых, во славу Самого дающего Бога, а затем и на пользу как приемлющего дарование, так и всех верных. Землею же, в которой скрывается такой талант, мы признаем завистливое, самолюбивое и ленивое расположение, и злой нрав приемлющего таковое дарование, не хотящего пользовать им других…. Итак, пусть перестанут несправедливо злословить ближнего своего, который трудится просто во славу Божию, к похвале Его и на пользу всякому благоразумному и православному брату своему! Пусть отстанут от такой неправедной вражды, чтобы не только избавиться им от греха напрасной клеветы на ближнего своего, но и избегнуть ожидающего их осуждения, как непокоряющихся истине.».

Василий Великий (Письмо 215 (223)): «Время,— сказано,— молчать, и время говорить» (Еккл.3, 7) …. Потому и теперь, так как довольно уже было времени молчания, благовременно отверзть уста к обнаружению истины того, что не все знают. Ибо и великий Иов много времени переносил бедствия в молчании, доказывая мужество сим самым терпением неудобопереносимых страданий. Но после того, как уже достаточно подвизался в молчании и в глубине сердца скрывал болезненное ощущение, отверз наконец уста и проглаголал то, что всякому известно. Так и я в сии три года молчания соревновал похвале Пророка, который говорит: «и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа» (Пс.37,15). Почему во глубине сердца своего заключал болезнь, причиненную мне клеветою. Ибо действительно клевета унижает мужа и клевета вводит в заблуждение убогого. …Думал я, что надобно в молчании переносить огорчения, ожидая какой-нибудь перемены на лучшее от самих дел. Ибо полагал, что сказано это о мне не по какой-либо злобе, но по незнанию истины. Поелику же с течением времени и вражда возрастает, и они не раскаиваются в том, что говорили сначала, и нисколько не заботятся уврачевать прошедшее, но продолжают свое дело и стремятся к цели, какую предположили себе вначале преогорчать жизнь мою, ухищряясь запятнать меня во мнении братий, то молчание кажется мне уже небезопасным. Напротив того, пришло мне на мысль слово Исайи, который говорит: «Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая» (Ис.42, 14). О если бы и мне получить какую-нибудь награду за молчание и приобрести сколько-нибудь силы к обличению, чтобы, обличив, иссушить этот горький поток политой на меня лжи и прийти в состояние сказать: «поток прошел бы над душою нашею» (Пс.123, 4); и: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас... воды потопили бы нас» (Пс.123, 2—3)!».

На этом закончим рассматривать вопрос о праведных реакциях на клевету.

Отцы Церкви о клевете и как с ней бороться.

Сандро Боттичелли. Клевета (1495)

Что делать, если слышишь клевету

Как никто другой пострадал от клеветы святитель Иоанн Златоуст . Он претерпел опалу и ссылку, обвиненный императрицей Евдоксией по навету самого Патриарха Александрийского Феофила, желающего поставить на епископскую кафедру своего человека. Тем, кто услышал непроверенный слух или порочащую кого-либо информацию, святитель Иоанн говорил: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: "Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?"». Святитель предлагал даже крайние меры: «Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим». А вот преподобный Ефрем Сирин считал что «если враг располагает к клевете - оградим себя молчанием».

Как спастись от клеветы

За терпение клеветы многие святые отцы обещают награду. «Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду», - говорит Иоанн Златоуст . Но он же свидетельствует, что как бы ни была велика награда, терпеть клевету нелегко: «Клевета тяжела, хотя бы она и хорошо вознаграждалась. Ей подвергся дивный Иосиф, и множество других. И Господь повелевает нам молиться о том, чтобы не подвергнуться искушению... И притом в особенности тяжела клевета людей гордых и сильных, потому что неправда, опираясь на силу, приносит большой вред». Своим братьям по несчастью святитель советовал: «Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение... Если это правда - исправься; если ложь - посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано, - вразумись; если не сознаешь - оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5:11)».

От многих бед и огорчений может спасти молитва. Преподобный Максим Исповедник и в случае наветов предлагает не унывать, а молиться: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе».

Епископ Феофан Затворник предлагает считать клевету искупительным лекарством: «Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Клевета на пользу

Святитель Тихон Задонский приводит примеры претворения клеветы во благо и славу: «"Любящим Бога... все содействует ко благу", - говорит апостол (Рим. 8:28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и Быт. 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2:15-22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх. 3:2-7). Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6:16-28). … Те же суды Божии и ныне совершаются» (104. 860-861).

И Христа оклеветали

Святитель Тихон отмечает, что мы не первые, кто терпит неправду на Земле: «Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,-об этом свидетельствует святое Евангелие. Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен, - Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: "мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю" (Лк. 23:2), Того, Который учил их: "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мк. 12:17), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: "Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною" (Пс. 101:9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6:16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9:10-34)».

Как самим не оклеветать ближнего

Святитель Василий Великий считает, что иногда и правда может оказаться клеветой: «Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его - это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо». «...Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым... Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот - клеветник, хотя бы и говорил правду» .

Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Клевета великие дома разрушает; один оклеветал, а через него плачут и рыдают и другие: и дети его, и ближние, и друзья. Но за это и клеветникам бывает худо. Господь от них и молитвы их не принимает, и свечи их угасают, и приношения их не приемлются, и гнев Божий почивает на них, как и говорит Давид: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречив».

Святителя Григорий Богослов советует обращать внимание на то, для чего мы жалуемся на других: «Если жалоба несправедлива, то делается клеветой...» .

А преподобный авва Исаия не советует клеветой спасать себя от бедствий и людской злобы: «Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти» .

Останавливаться на детальном разборе состава клеветы не будем, поскольку на нашем сайте имеются статьи, посвященные данному вопросу.

Если вы пострадали от клеветы и желаете привлечь обидчика к уголовной ответственности, то первое что следует сделать - обратиться с соответствующим заявлением в отдел внутренних дел по месту своего проживания.

Обратите внимание! На данном этапе вам уже следует представить доказательства распространения заведомо ложных сведений, порочащих ваши честь и достоинство или подрывающих репутацию.

В качестве таковых могут выступать листовки, сообщения в или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу, сведения, содержащиеся в печати (газеты, журналы), трансляции по радио и ТВ, распространяемые в сети Интернет (в том числе во всеми любимых социальных сетях), излагаемые в служебных характеристиках, обращениях, адресованных должностным лицам. И конечно же следует указать свидетелей, которые смогут подтвердить ваши доводы, в особенности тех, через которых распространялись клеветнические сведения о вас.

Помимо прочего необходимо иметь в виду, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 128.1 УК РФ , считаются уголовными делами частного обвинения и преследуется в частном порядке. Что это значит? Это значит, что потерпевший вправе обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности за клевету сразу к мировому судье, минуя органы внутренних дел. Но в любом случае именно на потерпевшем лежит обязанность по сбору доказательств виновности клеветника и по их представлению в суд, тогда как уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.ч. 2-5 ст. 128.1 УК РФ , являются уголовными делами публичного обвинения, преследование по которым осуществляется путем проведения предварительного расследования органом дознания и прокуратурой - в суде.

Написание и подача заявления о клевете

Немного остановимся на порядке подачи заявления о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, поскольку дела частного обвинения всегда вызывают у граждан вопросы.

Так, после обращения в правоохранительные органы по заявлению будет проведена первоначальная проверка с допросом потерпевшего, клеветника и свидетелей, данные о которых будут представлены сторонами обвинения и защиты.

После проведения указанных действий материал проверки будет передан мировому судье по подследственности по месту совершения преступления.

Затем мировым судьей будет вынесено постановление о приведении заявления в соответствии с требования уголовно-процессуального закона с указанием определенной даты, которое будет направлено потерпевшему (такое же постановление будет вынесено, если потерпевший неправильно составит заявление, обращаясь непосредственно к мировому судье).

Обратите внимание! До указанной в постановлении даты потерпевшему надлежит представить мировому судье заявление о привлечении к уголовной ответственности клеветника.

То есть это будет второе заявление о привлечении к уголовной ответственности, но уже мировому судье. И ссылка на то, что я уже писал заявление в отдел внутренних дел (при обращении изначально туда), будет незаконна. На данном этапе следует учитывать, что заявление о привлечении к уголовной ответственности будет заменять собой обвинительный акт, то есть должно наиболее полно содержать сведения о предъявляемом обвинении:

  • о субъективной и объективной сторонах преступления,
  • о преступнике, с указанием его фамилии имени и отчества, адресе проживания,
  • те же данные о свидетелях.

Для правильного составления указанного заявления имеет смысл ознакомиться с материалом проверки, проведенной отделом внутренних дел, в которой должны содержаться указанные сведения. Также потерпевший вправе указать в заявлении ранее не заявленных свидетелей. После принятия заявления к производству мирового судьи будет назначено судебное разбирательств, в ходе которого именно потерпевший должен будет доказать виновность клеветника.

Обратите внимание! На этапе обращения к мировому судье с заявлением о привлечении к уголовной ответственности в силу специфики уголовного преследования настоятельно рекомендую обратиться за консультацией к адвокату, помощь которого вам также понадобится на стадии рассмотрения уголовного дела судьей.

Необходимо также отметить, что срок приведения заявления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, указанный мировым судьей, не является пресекательным, и потерпевший вправе обратиться с указанным заявлением в течение 2 лет с даты совершения преступления, но в данном случае клеветник будет освобожден от уголовного наказания в силу истечения срока давности уголовного преследования.

В рамках расследуемого или рассматриваемого в суде уголовного дела о клевете потерпевший вправе обратиться с гражданским иском (а по делам частного обвинения - в рамках судебного разбирательства) о компенсации морального вреда и убытков, а также с требованием об опровержении порочащих сведений. Также потерпевший вправе обратиться с подобным иском в гражданском порядке после вынесения приговора.

Обратите внимание! Отказ в возбуждении уголовного дела о клевете либо его прекращение не лишает потерпевшего права обратиться за защитой своих прав в гражданском порядке с иском о защите чести и достоинства.

Как оправдать себя, если тебя оклеветали?

При построении линии защиты от обвинения в клевете, необходимо учитывать следующие важные моменты. По смыслу Уголовного закона РФ если лицо, распространяющее клеветнические сведения, считало их истинными (не сомневалось в этом), то исключается такой важный признак субъективной стороны клеветы как заведомость, в силу чего такое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за клевету.

То есть распространяемые сведения должны быть выдуманными, кроме того порочащими честь и достоинство личности, иными словами воспринимающимися обществом в качестве позорящих, заслуживающих порицания.

Обратите внимание! При этом, если подобные сведения сообщаются только лицу, которого они касаются, при соблюдении тайности, данное действие не является их распространением.

Лицу, обвиняемому в клевете, следует заручиться поддержкой свидетелей, документальными доказательствами своей позиции, в том числе, к примеру, заключением лингвистической экспертизы на предмет не отнесения сведений к числу порочащих, и иными доказательствами в зависимости от обстоятельств преступления.

В заключение следует сказать о том, что уголовные дела о клевете (в особенности клевета, преследуемая в частном порядке) являются делами сложными, затяжными и неприятными. Самостоятельно без помощи квалифицированных юристов доказать клевету достаточно тяжело, как собственно и защитится от обвинения в клевете.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Что происходит сегодня, если муж начинает порочить жену? Отвечает ли он за свои слова перед людьми и перед родственниками жены? Несет ли какое-то наказание? Как правило, нет!
Однако у нас есть уже немало примеров, когда судятся люди за клевету. К примеру, жену американского президента Меланью прошедшим летом оклеветала лондонская газета Daily Mail . Был суд по этому поводу в Лондоне. Перед первой американской леди газета извинилась и должна выплатить ей компенсацию морального ущерба в размере, по разным источникам,(это не разглашается) от 3-х до 150-ти миллионов долларов.

Бог на клевету в Своем законе обращает особое внимание и призывает евреев не оставлять без внимания ее, особенно в вопросе неверности. Вот что говорит Писание:
"Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «Я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства», - то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; и отец отроковицы скажет старейшинам:

"Дочь мою я отдал в жену сему человеку, и ныне он возненавидел ее, и вот, он взводит на нее порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей". И расстелют одежду пред старейшинами города.

Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою" (Втор 22:13-19).
Интересное наказание мужу-клеветнику. Несмотря на утверждение Библии, что оставит человек отца и мать.., но клеветник-муж должен выплатить моральный ущерб отцу оклеветанной отроковицы. И еще, несмотря на то что муж возненавидел ее, не может с ней развестись во всю свою жизнь. Неужели Бог так жесток, что заставляет человека жить с тем, кого не может терпеть?
Думаю, что есть у Бога внутренние духовные механизмы, посредством которых Он заменяет в сердце человека ненависть на любовь. А дьявол делает наоборот. Вспомните сына Давида Амнона , который так полюбил свою сводную сестру, что не мог спать. Но после совершенного им греха насилия, он возненавидил ее.
Дьявол погружает душу во мрак смерти. Бог освещает человека высшим светом радости и любви и выводит его из кризисного состояния.
А вообще-то лучше не попадаться на удочку клеветы, любить свою жену и детей и жить долго с ними и счастливо. И это по благодати Божьей возможно!
В заключение нужно напомнить, что Бог будет судить всех клеветников и лжецов на своем страшном суде. К сожалению, а по большому счету, к счастью, все они будут низвержены: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (